Форум » Сообщения » сообщение (продолжение) » Ответить

сообщение (продолжение)

Арина: Вот так и Зизи ...Сегодня переписывались ,но исключительно на темы окружающей действительности.Скоро нас удивит чем-нибудь научнонеобыкновенным

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

AlexeyTuzh: Причём забавно ещё и то (забыл написать), что Достоевский "обыгрывает" не только "Легенду", но и пушкинское "Гости съезжались на дачу...". Те же две вещи, что и в экранизации "Маленьких трагедий" Михаила Швейцера. К тому же, Достоевский вводит эпизод, когда Аглая читает "Легенду" (ради замены Н.Ф.Б. на А.Н.Д. Достоевский вынужден взять сокращённый вариант из "Сцен из рыцарских времён...") также ради внутренней иронии: Сначала князь считает: "Что была насмешка, в том он не сомневался...", а потом: "А между тем, как ни припоминал потом князь, выходило, что Аглая произнесла эти буквы не только без всякого вида шутки, или какой-либо усмешки, ..., но, напротив, с такою неизменной серьёзностью, с такою невинною и наивною простотой, что можно было подумать, что эти самые буквы и были в балладе, и что так было в книге напечатано"! Всё-таки, это одно из самых мистических стихотворений А.С. Пушкина! Ирония или прямой смысл?

AlexeyTuzh: Я тут с другим забавным случаем столкнулся! Оказывается стихотворение "Мадонна" и строфа "чистейшей прелести чистейший образец" с точки зрения некоторых пушкинистов - относится к Наталье Николаевне Гончаровой, а не к копии картины Рафаэля! Причём аргументы обычные - ссылка на письмо А.С. Пушкина Н.Н. Гончаровой от 30 июля 1830 года: "Прекрасные дамы просят меня показать ваш портрет и не могут простить мне, что его у меня нет. Я утешаюсь тем, что часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды; я бы купил её, если бы она не стоила 40 000 рублей". Только логика у пушкинистов обратная, не от образа на картине к Наталье Николаевне, а от Натальи Николаевны, как-будто бы это стихотворение о ней! Железная логика! Интересно, а само стихотворение кто-то из них читал?

Кот: Уважаемый AlexeyTuzh! Как-то с Вашей интерпретацией "Мадонны" тоже не всё логично. Пушкин мечтает, чтобы у него в доме, в его кабинете, была бы картина, изображающая Мадонну. И вот его желание исполнилось??! Он может часами простаивать в магазине и любоваться Мадонной. Вы полагаете, что это-то его вполне и удовлетворило, а не мысль о том, что в его доме появится живая Мадонна? Я как-то не могу с этим согласиться. А стихотворение я читал.


AlexeyTuzh: Уважаемый Кот! Мечта А.С. Пушкина о картине, о которой он грезил ещё в Лицее - сбылась. Просто для полного исполнения ему не хватает всего-то каких-то 40 000 рублей. Да и Наталья Николаевна пока только невеста - до того, чтобы она оказалась "у него в доме, в его кабинете" - ещё почти год! Но самое главное даже не это! Неужели Бог исполнил мечту поэта только наполовину? Он же мечтал о том, что: "...чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный Спаситель — Она с величием, он с разумом в очах — Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона". Жаль, что именно эта самая копия знаменитой "Бриджуотерской мадонны" Рафаэля: которая хранилась до конца XIX века в Штеделевском художественном институте во Франкфурте-на-Майне не сохранилась до наших дней! Всё-таки две войны были. Не можем мы сегодня взглянуть на "чистейшей прелести чистейший образец" как две капли воды похожий на Наталью Николаевну Гончарову и увидеть его именно в таком виде, в котором его видел Пушкин в столичной лавке в 1830 году! Как жаль, что у него не было 40 000 рублей! Но с этой картины делали литографию! Возможно он одну из них приобрёл? И нас ещё ждёт встреча с этим рисунком?

барышня-крестьянка: а почему вы пишите, что картина не сохранилась?разве не она находится в Лондоне в собрание Эльсмер?я специально проверила в интернете по словарю изобразительных искусств. И как же мне нравится эта мадонна!и на брюлловский портрет очень похожа!и наоборот.

AlexeyTuzh: Дело в том, что в 1830 году в Санкт-Петербурге продавалась копия с картины Рафаэля! Двор даже не заинтересовался этой продажей, если бы это был настоящий Рафаэль, картина недолго находился бы в лавке на Невском. У этой копии было важное отличие: она была "с пейзажным фоном"! Историю этой картины можно прочитать здесь: http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/v67/v67-038-.htm С литографиями с неё сложнее. Никто специального исследования не делал пока. Покопаюсь в книгах и газетах того времени, возможно что-то удастся найти!

Natalie: Литография с этой картины висит в музее Пушкина на даче Китаевой

AlexeyTuzh: Я читал работу Цявловского и видел эту литографию на даче Китаевой (как раз в кабинете Пушкина). Но я верю поэту, а на той литографии нет пальмовой ветви! Вся версия Цявловского, что под художником подразумевается А. Безлюдный базируется на том, что: 1) он был известен как литограф картин Кипренского; 2) сохранилась его литография с зеркальной мадонной. Возможно всё-таки был ещё один художник, который тоже выполнил литографию копии картины Рафаэля. Постараюсь завтра найти все репродукции и поместить здесь. В любом случае, в стихотворении говорится о картине. Наталья Николаевна действительно похожа, но мечта, которая исполнилась в 1830 году - не она!

AlexeyTuzh: Вот, нашлась фотография кабинета Пушкина на даче Китаевой: Литография на стене слева. Её размеры не совпадают с теми, что указаны в описании литографии А. Безлюдного. Та, оригинальная литография была большой (это особо подчёркнуто в описании в газете). Нестыковка...

Natalie: Стихотворение написано 8 июля 1830 г. Письмо о картине - 30 июля. И то, и другое - после помолвки, т.е. Пушкин уже готовился к свадьбе, поэтому имел право сказать, что Господь ему ниспослал это Совершенство и Красоту. Вместе с тем все же не стоит впадать в биографизм и воспринимать любое стихотворение Пушкина как буквальное лирическое откровение

AlexeyTuzh: Я не отрицаю того факта, что в стихотворении Пушкина два смысла! Я только в очередной раз хочу отметить, что при публикации статей часто версию или гипотезу многие исследователи выдают за доказанный факт. В случае двойного толкования - одно из них полностью опускают и замалчивают. Выходят уже статьи и даже книги, которые называют строфами из стихотворений Пушкина, совершенно забывая о том, что это был умнейший, да и просто весёлый человек, любящий розыгрыши и мистификации. В его стихах гораздо больше смыслов и полутонов, чем в книгах теоретиков искусства. Как, впрочем, и в музыке Моцарта и в картинах Рафаэля! Не стоит помещать гениев в прокрустово ложе - не поместятся!

Кот: Уважаемый AlexeyTuzh! Я только что снова вышел на форум и увидел Ваш ответ на мою реплику. Вы пишите Неужели Бог исполнил мечту поэта только наполовину? Но и при Вашем подходе мечта выполнена не более чем наполовину. Пушкин же мечтал иметь Мадонну именно дома, а вынужден смотреть на ее в лавке. Если согласиться с Вашей интерпретацией, то это похоже не на исполнение мечты, а, скорее, на издевку: вот, мол, то, что ты хотел иметь, но иметь это будет другой, у кого найдется 40 000.

AlexeyTuzh: Вы не успели дочитать до конца! Пушкин приобрёл не картину, а литографию с неё! И повесил её в своём кабинете. Именно об этом написала уважаемая Natalie (про кабинет Пушкина на даче Китаевой). Я только не уверен, что это та литография! Так что всё в стихотворении поэта сходится! Осталось только найти пальмовую ветвь!

Таша: А я не уверена,что это та Мадонна.

Кот: Уважаемый AlexeyTuzh! Приобретение литографии - это уже как-то совсем не похоже на осуществление мечты. Это - суррогат какой-то.

Таша: и мне так кажется

AlexeyTuzh: Когда я писал про рисунок и про то, что на литографии в доме Китаевой нет пальмовой ветви - я и делал предположение, что история с картиной пока не выяснена до конца. Во-вторых, мне, как мужчине, хорошо знакомо, что помолвка - это ещё не женитьба. Кстати, сумма женитьбы была почти такая же - 40 000 рублей! Так что летом 1830 года у Пушкина исполнились сразу две мечты, а "купить" он может только одну из них! P.S. И заметьте, как аккуратен Пушкин: слово Творец можно понимать в двух смыслах! Оно написано после точки, с большой буквы. Получается, что Творец (Бог, Провидение) ниспослал ему невесту, а с другой стороны это может быть Творец - художник, который нарисовал именно ту картину, о которой поэт мечтал с лицейских времён. А Мадонн у Пушкина много, двумя годами раньше ей была Мария Мусина-Пушкина! Да и по поводу литографии я бы не был так категоричен. Цветные литографии стоили тогда недёшево! Качество многих было отменным. Полистайте каталог выставки "Русского музея": "Два века русской литографии".

Кот: Как-то у нас постепенно все свелось к стоимости: если дорого - то мечта, а если дешево, то - нет.

AlexeyTuzh: Нет, уважаемый Кот! У нас всё свелось к тому, что: 1) литография А. Безлюдного - это только одна из версий, причём требующая уточнения, исходя из текста стихотворения; 2) что речь в стихотворении идёт всё-таки о картине; 3) что на этой картине (рисунке, литографии) Мадонна (Богородица с младенцем Иисусом) портретно похожа на Наталью Николаевну Гончарову, с которой Пушкин летом 1830 года был только помолвлен; 4) что эта копия картины Рафаэля не сохранилась, что литография возможно также не похожа на этот "оригинал" (как минимум - изображение зеркальное). Пушкин должен был бы это отметить. Я всё-таки думаю, что в кабинете А.С. Пушкина висела не литография А. Безлюдного. Либо то, что сохранилось в Музее Александра III не та самая литография, что была сделана в 1830 году. Как-то так...

Кот: То есть стихотворение посвящено приобретению литографии? И если бы литография отличалась от оригинала, то Пушкин должен был бы это в стихотворении отметить? Или, как это иногда уже бывало, я теряю нить Ваших рассуждений, уважаемый AlexeyTuzh.



полная версия страницы