Форум » История и жизнь музея » Музей Пушкина на Мойке, 12 » Ответить

Музей Пушкина на Мойке, 12

Natalie: Сколько домов, в которых жил Пушкин в Петербурге! Но только об одном из них Анна Ахматова справедливо заметила: «…его дом стал святыней для его Родины, и более полной, более лучезарной победы свет не видел. Вся эпоха (не без скрипа, конечно) мало-помалу стала называться пушкинской. Все красавицы, фрейлины, хозяйки салонов, кавалерственные дамы, члены высочайшего двора, министры, аншефы и не-аншефы постепенно начали именоваться пушкинскими современниками, а затем просто опочили в картотеках и именных указателях (с перевранными датами рождения и смерти) пушкинских изданий. Он победил и время и пространство». А. А. Ахматова. Слово о Пушкине. Комарово. 26 мая 1961 г.

Ответов - 187, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

Muza: Насколько мне известно, музей на Мойке, 12 - уникальное место, где сегодня можно узнать не только о смерти Пушкина (экскурсия в его последней квартире). Это филиал Всероссийского музея А. С. Пушкина, часть уникальной коллекции которого представлена на 2 и 3 этаже дома на Мойке. Там есть большая экспозиция - рассказ о жизни Пушкина от рождения до середины 1830-х годов. Там же - бесценные пушкинские реликвии!

Natalie: музей на Мойке, 12 - уникальное место Для любителя и ценителя пушкинской эпохи там есть все: подлинные портреты Пушкина и членов его семьи, портреты современников - врагов и друзей, а также принадлежавшие им когда-то вещи (кресла, столы, чернильницы и многое другое).Декабристские реликвии - цепочка из волос Камиллы Ле Дантю - жены декабриста Ивашева, кольца, выкованные Иваном Пущиным из своих кандалов, чарка С. И. Муравьева-Апостола... Все это можно рассматривать так близко, будто берешь в руки. Там же находится уникальный нащокинский домик - "игрушка" просвещенного барина, а для нас - задушевного друга Пушкина. Домик - копия апартаментов самого Нащокина. Все это видел Пушкин. Мог играть на крохотном пианино или биллиарде, стрелять из игрушечного пистолета и т. п. Приходите, смотрите,пишите отзывы!

Таша: официальный сайт музея: http://www.museumpushkin.ru/info/moykahistory.php


Muza: Тем, кто далеко от Питера, хочется хотя бы и виртуально, но войти в дом поэта. Нельзя ли поместить на форуме фотографии музейных комнат, портреты и все то, чем музей так гордится?

Таша: смотрите ветку "МУЗЕЙ ПРИГЛАШАЕТ"

Muza: Смотрите, что нашлось в Интернете о первых шагах в истории музея на Мойке, 12! Вспоминает бывший директор Пушкинского Дома Н. В. Измайлов: 10 февраля 1925 года состоялось (впервые, если мне память не изменяет) собрание на последней квартире Пушкина (на Мойке, 12), посвященное дню его смерти. Квартира тогда еще не принадлежала Пушкинскому Дому. Она недавно поступила в ведение общества “Старый Петербург-Новый Ленинград”, которому была передана после долгих хлопот благодаря трудам и энергии Михаила Дмитриевича Беляева и его товарищей - А.А.Платонова и А.Г.Яцевича. Жильцы были выселены, квартира приведена в некоторый порядок, но об ее реконструкции, о восстановлении в первоначальном виде, о перенесении туда подлинных мемориальных вещей можно было только мечтать, а пока лишь место в кабинете, где, по соображениям, стоял диван, на котором лежал раненый и умер Пушкин, было окружено оградой. И собрание не могло быть тем торжественно-поминальным актом, каким оно стало впоследствии, а просто заседанием, на котором выступали Н.А.Котляревский и П.Е.Щеголев. Более того, самое заседание вышло дискуссионным. Оба докладчика коснулись одной темы: чем стал бы Пушкин, если бы не погиб в 1837 году, а продолжал жить хотя бы до конца царствования Николая I и до 60-х годов. И каждый из них пришел к противоположному выводу. Нестор Александрович говорил о том, “как тяжело жилось бы ему и какие ожидали бы его душевные драмы!”: “в 40-х годах, в звании камергера, со звездой Анны 1-й степени... он... должен был бы лечь между молотом все более и более недоверчивой и суровой власти и наковальней созревающего общественного мнения...” Горестным ударом была бы для него катастрофа в Крыму, “суд над всей системой Николая I”. Он взволнованно радовался бы реформе 1861 года, но “скоро разглядел бы на горизонте грозовые тучи”, а “к этим опасениям о судьбах крестьянского дела” присоединилось бы отрицание его поэзии, дела его жизни, молодыми людьми, “уверенными в том, что все истины в их кулаке зажаты”, и счастьем для Пушкина было то, что “он таких слов из уст своей братии не слыхал...” Павел Елисеевич оспаривал его, и довольно резко (он говорил вторым), утверждая, сколько мне помнится, что Пушкин пришел бы к революционно-демократической идеологии в духе Белинского и его последователей. Речь Нестора Александровича была напечатана в брошюре, изданной год спустя, “Памяти Нестора Александровича Котляревского. 1863-1925. Сотрудники Пушкинского Дома Академии наук” (Л., 1926, с. 31-34); речь П.Е.Щеголева осталась, насколько я знаю, ненапечатанной. Мнения слушателей разделились, но все признавали трудность и гипотетичность подобных прогнозов. Кто же из них был ближе к истине: Котляревский или Щеголев? Теряюсь с ясным ответом.

Cаша: Ах,если бы об история действительно знала сослагательное наклонение и мы бы увидели Александра Сергеевича середины 19-го века, то поэт пострадал бы от молодых людей- "бесов" Достоевского... А как бы посмотрели современники на Пушкина: они уже при жизни поэта видели его с камергерским ключом: на малоизвестной карикатуре,помещенной в "пушкинском" томе Литературного наследства в 1934 году, он так и представлен. И конечно не было бы у Пушкина звезды(не могу представить ,что он, писавший: "жену обсчитывать не буду и воровать уже забуду казенные дрова смог бы стать камергером..." Захотел бы-не дали), вырвался бы он в деревню. Можно согласиться со Щеголевым, что поэт сблизился бы с Белинским, возможно пошел бы по стезе натуральной школы, написал бы cвою "физиологию Петербурга",но спорил бы с Белинским(как спорил с Чаадаевым в1836-ом)и, может быть, встал бы под знамена "почвеничества". Ах,если бы... Да Миza, Вы не обидетесь,если я Вас поправлю?Cовсем немножко... Николаю Васильевичу лестно было быть директором ИРЛИ, ведь он всю свою научную жизнь прожил в институте( скончался он в майские праздники 1981 года), но, к сожалению, так получилось,что не получилось... Но его вклад в пушкиноведение велик(кстати доктора филологических наук он получил по совокупности научных трудов, а это многого стоит. Книга 1976 года "Очерки творчества Пушкина", без ссылки на которую, кстати, никакое исследование "каменоостровского цикла" 1836 года не обходится, -тому подверждение). А вклад Михаила Дмитриевича Беляева в создание музея действительно велик. Была оранизована даже специальная выставка о нем в феврале 2003 года в одном из залов ВМП.

Cаша: А вот информация о выставке в "прессе". http://www.rosculture.ru/regions/show/?id=16994&print=Y Скромная информация о М.Д. Беляеве... Больше о жизни и деятельности Беляева можно узнать в послесловии Е.С.Шальман в переизданной в CПб в издательстве "Библиополис" в 1993 году книге "Н.Н.Пушкина в портретах и отзывах современников".

Таша: Саша! Огромное спасибо за поддержку. Думаю, что Муза не обидится за Ваши доброжелательные замечания-уточнения. Правда, Муза? Что до молодых "бесов", то они и без Достоевского уже в позднепушкинское время преследовали нашего поэта, а завершились эти преследования пасквилем и выстрелом на Черной речке. Насчет возможного почвенничества Пушкина не могу не согласиться с Вами. Сдается мне, что все к тому и шло. Щеголев - изумительный пушкинист, но и сын своего нелегкого времени, чем и объясняются некторые его оценки, в том числе и "предугадывания" того, чего с Пушкиным так и не случилось, да и не могло случиться. Спасибо за ссылку на информацию о беляевской выставке. Я не знала о ней (информации). Ранее была еще одна выставка в зеленом зале ВМП. Она была более крупная, масштабная (совместно с музеем Пушкинского дома, архивом РАН, театральной библиотекой...). Будет время - расскажу кое-что о ней и о М. Д. Беляеве.

Muza: Какие могут быть обиды! Мы сюда приходим, чтобы поговорить, а в разговоре всякие огрехи могут быть. Спасибо, что поправили, вразумили. Сейчас я не в Питере и не знаю, какие у Вас в музее новости, какие выставки, конференции? Пишите ВСЕ. Нам ведь интересно знать, чем живет музей, какие книги выходят. В последний раз увезла с собой 3 том "Музеума". Наверное уже и 4 , и 5 тома появились? А что еще?

Cаша: Пока новых "Музеумов" нет. Ожидается конференция по Жуковскому. Василию Андреевичу исполнится совсем скоро 225 лет.

Эхо : и когда же будет эта конференция? кого приглашают? позволят ли прийти простым смертным?

Cаша: Таша пишет: Будет время - расскажу кое-что о ней и о М. Д. Беляеве. Спасибо Таша. Очень интересно...кажется мальчиком Беляев жил на Пушкинской улице в Петербурге и видел "опекушинского" Пушкина из окон квартиры?

Эхо : никто, видно, ни хочет откликнуться: АУ! что там с конференцией Вашей?! А еще музейный форум называетесь!!!!!!

Марта: Ненаглядное Эхо! Если что узнаю, сразу сообщу. Скажу только, что это будет в Питере , предположительно в апреле. У Вас будет доклад?

Эхо : Слава Богу, человек добрый нашелся, Марта, и не только ответил, как подобает приличным собеседникам, но и спросил: У Вас будет доклад? На доклад может не потяну, но послушать умных людей охота. Не помню что-то, чтоб воспитателю наследника такая честь была - целая конференция!

Марта: Жуковский - не только царский наставник. Он наш первый переводчик, познакомил нас с западной поэзий, он прекрасный педагог: и дошкольная педагогика, и педагогика начальной школы, и наставничество, и учитель русского языка. Что сказал о нём Пушкин? Жуковский у нас незаслуженно забыт. Есть ли ему хоть один памятник или мемориальная доска? Кажется, я уже начала свой доклад...

Cаша: Ах Вы Марта, голубушка, если Василий Андреевич сейчас слышит нас, как он порадуется. В Петербурге Жуковский увековечен в бронзе. В 1887 году в Александровском саду у Адмиралтейства установлен бюст поэта. К сожалению, летом 2007 года он был поврежден вандалами и потребовал реставрации.

Muza: Скажите, пожалуйста, а досочку с его именем, если не на Зимнем дворце, то хотя бы на каком-нибудь частном домике, где он жил и творил, никто не догадался повесить?

Cаша: Хорошо было бы. Есть замечательная книга Раисы Владимировны Иезуитовой "Жуковский в Петербурге", вышедшая в Ленинграде в 1976 году.

Эхо : Марта пишет: Кажется, я уже начала свой доклад а Вы будете выступать с докладом? А на каную тему, если это не тайна? И еще: ПОД КАКИМ ИМЕНЕМ? или это тоже тайна?

Марта: Тайны нет, как нет и доклада. Да и поеду ли - тоже вопрос. Когда что-то прояснится, напишу Вам обязательно.

Таша: обязательно напишите! мы ждем всех, кому интересен Жуковский, и кому есть, что рассказать о нем В ближайшие дни разместим на форуме список проблем, которые хотим обсудить на этой конференции

Марта: Жуковский интересен всем нам. "Без Жуковского не было бы Пушкина", - сказал, кажется, Белинский.

Natalie: Спасибо, Марта, что напомнили о второй статье Белинского "Александр Сергеевич Пушкин". Цитируем: Мы, русские, позже других вышедшие на поприще нравственно-духовного развития, не имели своих средних веков: Жуковский дал нам их в своей поэзии, которая воспитала столько поколений и всегда будет так красноречиво говорить душе и сердцу человека в известную эпоху его жизни. Жуковский - это поэт стремления, душевного порыва к неопределенному идеалу. Произведения Жуковского не могут восхищать всех и каждого во всякий возраст: они внятно говорят душе и сердцу в известный возраст жизни или в известном расположении духа: вот настоящее значение поэзии Жуковского, которое она всегда будет иметь. Но Жуковский, кроме того, имеет великое историческое значение для русской поэзии вообще; одухотворив русскую поэзию романтическими элементами, он сделал ее доступною для общества, дал ей возможность развития, и без Жуковского мы не имели бы Пушкина. Сверх того, есть еще и другая великая заслуга русскому обществу со стороны Жуковского: благодаря ему немецкая поэзия - нам родная, и мы умеем понимать ее без того усилия, которое условливается чуждою национальностию. Еще в детстве мы, через Жуковского, приучаемся понимать и любить Шиллера, как бы своего национального поэта, говорящего нам русскими звуками, русскою речью...

Кот: Вероятно, мы должны благодарить уважаемую Natalie за появившуюся прекрасную заставку на главной странице нашего форума! Прекрасно! Спасибо!!!

Natalie: А и правда, красиво получилось. Так долго я мучилась с этой картинкой: не хотелось ей становиться на место. Но результат и мне по душе!

Марта: И я тоже изумилась:"Красота! Но туда ли я попала?" Вот приятный сюрприз!

Эхо : эт правда! лепота! так и хочется поприветствовать умников и умниц, кто такие праздники нам устраиваит:

Марта: Ура! Наша киска опять с нами ! И все весёлые картинки тоже!

Кот: Уважаемая Марта! Полностью разделяю Вашу радость. Два дня Эхо где-то пропадало, и становилось уже грустно. Но оно вернулось и, судя по его высказываниям на других ветках, даже более ироничным, чем прежде.

Марта: Родное Эхо, где пропадало?

Эхо : по горам, по долам... форум здесь, форум там... утомилось ваше эхо, но соскучилось по вам!

Таша: Спасибо Вам, Эхо, что вернулись к нам в добром здравии и с хорошем настроением.

Cаша: С Эхо и жить веселей! Душечко Вы наше, не исчезайте!

Эхо : при таких словах сомлеешь и представишь себя кем? а угадайте:

Muza: Вы, кажется, - цар, а не Эхо!

Эхо : Пка мы тут царствуем, да цветы любви срываем, посмотрите, друзья, как развлекается народец, побывавший в доме на Мойке, 12 10 февраля сего года. На одном форуме, меж прочим, Пушкину посвященном, не Тутышкину какому-нбдь, вот что пишут. Один говорит, мол, «И я там был… В общем, противоречивые ощущения…» Другой вопрошаит, отчево, мол, чувства ваши противоречивы? И вот вам ответик, господа хорошие. Поразмышляйте над ним на досуге: Противоречивые чувства вот почему… Зашёл я во дворик музея. «Реквием» Моцарта звучит, люди в очередь стоят, направляют их в музей люди в красно-траурных повязках – ощущение похорон Брежнева. И вроде бы всё хорошо, люди через 171 год пришли помянуть Пушкина, и Бенкендорфа костерят, но… Вспомнился мне один рассказ венгерского писателя (не помню его имени, к сожалению). Смысл в том, что каждый человек в Иерусалиме сильно раскаивался, что кричал «Распни его!». И вот люди пришли к дворцу Пилату, и прокуратор вышел к ним и спросил: «Что вам надо?». И ему ответили, что. И тогда Пилат улыбнулся и снова спросил: «Кого бы вы хотели, чтобы я оставил: Варраву или Иисуса?». И толпа взревела: «Варраву!»… Хотя каждый по отдельности кричал: «Христа». Вот это точно подходит к тому, что я увидел во дворике музея. Каждый по отдельности говорил: «Пушкин», но все вместе кричали… А это уже не важно, что кричали. А потом в стороне два рабочих складывали в уголок эстраду, с которой выступали сильные пушкинисты мира сего. Обыденно и печально. И глядели на всё происходящее как на балаган. Пушкин писал для каждого, а о нём – для всех. Вроде бы разница небольшая, но между каждым и всеми – глубокая пропасть. Едва лишь высказался энтот эстет, которому тошно иттить со всеми по пути, глядь, уж евоный форумный дружок загутарил про то ж. видать оне там вместе усе, бедолаги, времечко во дворике коротали. заскучали, не зная, кого кусить, чем веселым таким подзанятся... ну и по старой совдеповской привычке давай крыть кого ни попадя: а попались им на глаза дядьки с повязками, дворники, да людишки всякие, што выстроилися по двору, штобы до Пушкина попасть... совсем братцы загрустили: оно б веселее вышло, если б штурмом брать, да не вышло... как было сказано дир.муз.-кв. АСП на Мойке12, г-ой Седовой: "...сегодня, здесь и сейчас, на один день выставлена малоизвестная работа Репина "Дуэль"... с 15 до 17, пройдя снова Его последний путь, можно с ней познакомиться..." не очень-то можно было - "хвост" из желающих попасть в Музей-кв. подвигался черепашьими темпами ну и скажите теперь, господа мои хорошие, и зачем вы там все те дни убивалися? штоб такой вот абшид поиметь с народных уст?

Кот: Уважаемое Эхо! Лучший ответ на все эти "высказывания" - та самая очередь в пушкинскую квартиру, которая им не понравилась. Если бы очереди не было и можно было бы просто зайти и выйти, то это означало бы, что память о Пушкине дорога только какому-то десятку людей. Сотни людей стояли в очереди и не уходили, потому что это было им нужно. Ради них работники музея и "убивались".

Muza: Уважаемый Кот, Вы так верно заметили: Сотни людей стояли в очереди и не уходили, потому что это было им нужно. Мне также показалось, что для людей, которые пишут такое на своих форумах, Пушкин и все, что с ним случилось, не интересны Они идут себя показать, а на них внимания не обратили. Поэтому и обидно им стало. Но зачем же с Пушкиным тягаться?

Таша: Спасибо, друзья, за моральную поддержку! Лично я, когда читала эти странные высказывания людей, которые пришли во двор музея только затем, чтобы поискать, что же там не так, в чем же их можно обвинить, тоже вспомнила рассказ, да только не венгерского, а нашего, русского, писателя. А высказывался он о подобных событиях и людях давненько - 171 год назад: Против кого эти переодетые, но всеми узнаваемые шпионы? Они были там, чтобы не упускать нас из виду, подслушивать наши сетования, наши слова, быть свидетелями наших слез, нашего молчания. Это князь П. А. Вяземский в письме вел. кн. Михаилу Павловичу рассказывал, как переодетые жандармы окружили друзей Пушкина, молящихся об усопшем перед выносом гроба в церковь. Конечно, всякое сравнение, как говорится, хромает. Но все же в психологическом плане что-то общее в этих двух ситуациях имеется. Может и не все жандармы, пришедшие тогда в дом поэта, испытывали равнодушие пополам с любопытсвом, замешанным на служебном рвении, но и в нашем случае далеко не все, случайно оказавшиеся в этот же день во дворе на Мойке, 12, стремились только "подслушать"или "подсмотреть"... Но все же, все же, все же... Кстати, если уж завершить эту неприятную тему, то следует заметить, что музей закрывается обычно для входа посетителей в 17.00, а 10 февраля 2008 года двери были открыты до последнего желающего в них войти (19.00!!!). Так что, кому нужно было, того черепашьи темпы очереди не испугали!

Muza: Не переживайте, Таша! Нормальных людей все же больше на свете!

Таша: Вернемся к людям "нормальным", как их называет уважаемая Muza, а также тем, кто готов бескорыстно помогать музею на Мойке. На одной из наших веток Muza и Марта обсуждали вопрос, а есть ли еще такие люди, которые могут ли что-нибудь подарить музею? Есть! На днях во Всероссийском музее А. С. Пушкина на очередном заседании фондово-закупочной комиссии было получено в ДАР от разных добрых людей немало интересных вещей и книг. Художники дарят нам свои картины, скульптуры и проч. предметы (не всегда, правда, музей соглашается их принять, но это уже другой вопрос), коллекционеры иногда расстаются с любимыми вещами, надеясь видеть их в любимом музее. Чаще ьони, конечно, предлагают их на закупку, но иногда делают дары. Вот какая интереснейшая история произошла с рюмкой рубинового стекла, которую одна дама Е. В. Варзар (по профессии скульптор) принесла в дар музею еще в середине 1970-х годов. Она рассказывала, как еще до войны купила эту рюмку, которая очень ей понравилась, в одном ленинградском антикварном магазине. Потом с этой рюмкой она пришла в гости к своей сестре - первой жене композитора Д. Д. Шостаковича Нине Варзар. Все были в восторге от ее покупки, и Д. Д. Шостакович просил ее сохранить у себя эту драгоценную, как ему казалось, рюмочку. Война и блокада заставили забыть и потерять многое. В глубине старого буфета была забыта и рубиновая рюмка, котрую отыскали там только после войны, всю покрытую паутиной и пылью. Когда же хозяйка рюмки пришла в музей-квартиру Пушкина, она увидела в столовой дорожный прибор поэта рубинового стекла. Когда-то в него входили графин и четыре рюмочки на подносике. Экскурсовод рассказала, что в 1911 году в музей поступили графин и только одна рюмка, но вскоре семья драматурга В. А. Рышкова передала в музей такой же поднос рубинового стеклас золочением по граням. Услышав рассказ экскурсовода хозяйка рюмки бросилась домой и вскоре принесла в музей свою "драгоценность". Так постепенно воссоздавался бывший дорожный прибор Пушкина, из которого он любил потчевать своих друзей мадерою, и который он подарил сестре в день ее венчания с Н. И. Павлищевым. А Вы говорите: не бывает!

Cаша: И теперь эта рюмочка входит неотъемлемой частью в пушкинский гарнитур, находящийся в столовой. Посмотрите какой изящный маленький прибор, очень удобный в поездке, приобрел поэт.

Muza: Спасибо, Вам, милый Саша, за Ваш труд по сканированию фотографий. Без них было бы сложно воспринимать то, о чем здесь говорится. А тут смотришь, и понимаешь, о чем речь. Плюс - воспоминаешь о былых посещениях музея на Мойке...

Natalie: Cаша пишет: теперь эта рюмочка входит неотъемлемой частью в пушкинский гарнитур, находящийся в столовой. Здесь нужно уточнить: рюмочка, представленная на фотографии, поступила в музей в 1911 году, а та, которую передала Е. Вазар, появилась в экспозиции только в 1999 году настоянием Г. М. Седовой, которую большинство коллег в этом "движении" не поддержало, считая, что дар должен просто хранится в фондах. Фотография прибора с двумя рюмочками представлена в музейном путеводителе 1999 года, а также в последней книге "Пушкин и особняк на Мойке".

Muza: Что-то давненько ничего интересного нам не рассказывали о музее на Мойке. Или жизнь там в связи с мужскими и женскими праздниками приостановилась? Или, наоборот, так бурно процветает, что вам некогда и сообщить нам об этом?

Турист: УВАЖАЕМЫЕ! НЕЛЬЗЯ Ж ТАК ДУРИТЬ НАШЕГО БРАТА! В СПРАВОЧНИКЕ ТУРИСТУ О ПЕТЕРБУРГЕ НАПИСАНО ЧТО ВАШ МУЗЕЙ В ЧЕТВЕР РАБОТАЕТ ДО 20.001 МЫ С ДРУЗЬЯМИ РЕШИЛИ ПРИЙТИ В 7 ЧАСОВ, НО ВОРОТА НА ЗАМКЕ. ТАКЖИ НЕЛЬЗЯ! ДОГОВОРИТЕСЬ С ТЕМИ КТО ПИШИТ СПРАВОЧНИКИ ЧТОБЫ БЫЛО ТАК КАК НАДО!

Natalie: Уважаемый г-н Турист! А все и так, как надо. Было время, когда в СССР музеи должны были один день в неделю работать до позднего вечера, у нас это был четверг. Но с тех пор, как Вам, наверное, известно, многое в нашей стране переменилось, в том числе и дни работы музеев. Во всех справочниках, изданных после 1991 года, Вы найдете следующие сведения: музей в доме на Мойке, 12 работает ежеденевно с 10.30 до 18.00. Касса закрывается на час раньше. Выходной день - вторник. Санитарный день - последняя пятница каждого месяца. Если Вы соберетесь к нам еще раз, не забудьте, что мемориальный музей-квартира Пушкина - лидер по посещаемости среди так называемых малых музеев Петербурга, поэтому приходить сюда лучше в первой половине дня, когда билеты в кассе продаются на весь день (по сеансам, как в кино). Начиная с 13-14 часов, а в дни школьных каникул и раньше, билеты могут быть распроданы на все сеансы! Так что, чтобы не испортить себе настроение, приходите пораньше. Спасибо, что нашли наш форум, на котором, надеемся, Вам заинтересуют не только часы работы нашей экспозиции!

Петушок: Нам пишут: "надеемся, заинтересуют не только часы работы". Интересует, конечно, все. И часы работы также. Пока хочу спросить, знаете ли вы о том, что хор мальчиков Ленинградской Академической Капеллы не однажды пел в вашем дворике на Мойке, 12. Если знаете, то расскажите об этих праздниках. Пока же посмотрите на фото концерта в 1974 г.

Таша: Спасибо, Петушок, за эту редкую фотографию. Вероятнее всего, это концерт 6 июня в день рождения Пушкина. Как часто бывает в Питере, погода прохладная. Поэтому некоторые мальчики в куртках. Зимой этот же хор поет, стоя на галерее Бироновых конюшен. Эта традиция (10 февраля) сохраняется, а летних концертов уже давно не было. Правда, ныне 10 февраля поет не хор мальчиков Капеллы, а детсткий хор телевидения и радио под управлением Станислава Грибкова. А как поет!!!

Петушок: детсткий хор пишется иначе: детский. Выступали во дворе на Мойке, пока был жив Федор Михайлович Козлов. Потом пришел Вл. Столповских, и все пошло прахом...

Эхо : питушок пишит: детсткий хор пишется иначе: детский. видать, грамотной питушок! а чё личико паказать ни хочит? стисняис-си?

Марта: Уважаемое Эхо, зная нашу с Вами абсолютную грамотность, позвольте всё же правильно написать слово "детский". Это пишется так: "децкий". А-то Вы Петушка не тому научети.

Cаша: "Децкая" значится и на плане квартиры, приложенном В.А.Жуковским к письму отцу Пушкина. Ничего страшного нет,что общаясь здесь, мы делаем описки, которые никогда не допустили бы при другой ситуации. Ведь не у всех есть возможность долго находиться в Интернете и cразу же "вычитать" написанное. А когда появляется возможность, мы конечно же исправляемся. Давайте не судить за это строго.

Маша: Спасибо Вам, Саша! А то страшно стало посылать ответы, боишься выглядеть совсем неграмотной.

бык: Маша пишет: боишься выглядеть совсем неграмотной. А давайте по-прежнему не бояться! Как-нибудь мы выглядеть да будем! "А судьи кто?"

Таша: Нечего и бояться! Все здесь грамотные

Зизи: Твое соседство нам опасно, Хоть мило, может быть, оно - Так утверждаю не напрасно И доказать не мудрено. Твой дом, учтивая беседа И шутки с желчью пополам Напоминают живо нам И впрямь "Опасного соседа".

Марта:

барышня-крестьянка: Скажите пожалуйста, а в музее, как собираются отмечать юбилей Пушкина?

Таша: Как-то собираются... вроде... Думаю, как пушка в Петропавловской крепости грянет, то есть в 12.00, у памятника на Мойке, 12 начнуть говорить, петь и плясать... Как обычно... Лично я уезжаю в Нарву, где люди точно собираются, чтобы отметить эту важную и НУЖНУЮ им дату

барышня-крестьянка: А у Вас в музее разве не собираются за этим же? Столько людей всегда приходит. Так трогательно. Зачем же им это нужно?

Таша: Нет-нет, их обидеть я не хотела. Им-то все это очень нужно, но почему на Мойке, 12? Там, где Пушкин все-таки дни рождения не отмечал? В Лицее, на Даче Китаевой - понимаю. Здесь же это как-то не очень ловко, что ли...

бык: Это традиция - приходить в квартиру Пушкина. не каждый же может поехать за город! Всегда идут или на пл.Искусств или на Мойку. Что же в этом странного?

Cаша: А сколько людей живут за тысячи километров от пушкинских мест? Тысячи, сотни тысяч почитателей поэта. А кто-то будет и в одиночестве отмечать этот день, с томиком Пушкина, сторонясь торжественных мероприятий. И в этом тоже особая прелесть.

Cаша: В зеленом зале музея в течении летних месяцев открыта выставка "Преданья русского семейства", на которой представлены реликвии семьи Пушкиных-Ганнибалов-Гончаровых, хранящиеся в фондах ВМП. Одноименный альбом, вышедший 10 лет назад, представляет эти и другие реликвии. http://www.ozon.ru/context/detail/id/2626517/

Марта: Дорогой Саша, спасибо Вам за эти сообщения . Почитателям поэта, живущим за тысячи километров от пушкинских мест, это подарок - узнать о новых книгах, о жизни музея. И это будет приятно даже тому, кто встречает этот праздник в одиночестве с томиком Пушкина в руках.

Арина: кажется, что к 200летию Пушкина в музее была точно такая же выставка. Еще из Москвы на открытие Ахмадулина приезжала.

Natalie: Именно так и было, дорогая Арина.Хорошая у Вас память

Марта: В выступлении Владимира Львовича Загряжского (на Таллинской Пушкинской конференции 30 мая 2009 г.) было сказано о конторке красного дерева, которая находится в Музее на Мойке, 12, а поступила она туда от А.М. Загряжского. Очень прошу Ташу или Сашу или кого-либо другого из сотрудуников Музея рассказать о ней и , если можно, показать.

Зизи: Я хоть и не сотрудник музея, но попробую "вклиниться" в разговор. И я знаю только одну конторку Пушкина в его квартире на Мойке. Вот эту: А подробности можно узнать в книге Л.Февчук "Личные вещи А.С. Пушкина". У Вас есть эта книга, уважаемая Марта?

Cаша: В московском музее Пушкина хранится практически такая же, найденная позднее, по аналогии с подлинной, что стоит в пушкинском кабинете на Мойке. Приезжающие москвичи иногда удивляются: как так? и конторку и чернильницу уже видели в столице.

Арина: Cаша пишет: и конторку и чернильницу уже видели в столице и диван и стеллажи и трости и даже сундук уже видели москвичи у себя в москве! а что в этом странного.только там - похожие,а здесь - те самые. еще в лицее есть конторки. немного другие правда. но Марта ведь спрашивала про Мойку!

Cаша: Арина пишет: только там - похожие Наверное видели в квартире на Арбате А до 1986 г. их выставляли в "импровизированном" кабинете Пушкина в музее, тогда еще на Кропоткинской... Не с этой ли "похожей" московской конторки (отличие только в кожаной обивке, см. Февчук) делал зарисовки для уже известной нам картины Дмитрий Белюкин?

Марта: В Музее должны быть исторические справки о каждой вещи, хранящейся в нем. Разве не так? И если сведения о происхождении конторки отсутствуют, то, наверное, надо было бы спросить о конторке В.Л.Загряжского. Его сведения о конторке опираются на какие-то документы, которых нет в Музее. Конторка ждет своего исследования (исследователя)! Спасибо, дорогие друзья, за отклики!

Таша: Сомнительно, что В. Л. Загряжский знает о конторке больше,чем сказано в сопроводительной записке, представленной в Пушкинский Дом некоей г-жой А. А. Петровой 30 июля 1928 года: Конторку я унаследовала от матери моей Надежды Егоровны Волькенштейн, рожденной Враской,которая получила названную конторку в подарок от своего дяди Александра Михайловича Загряжского, друга Александра СергеевичаПушкина и свекра Льва Сергеевича Пушкина (тут дарительница ошиблась: А. М. Загряжский был тестем братаПушкина), как вещь, принадлежавшую покойному поэту Кажется, из записки ясно, сколь условна принадлежность этой вещи А. С. Пушкину

Марта: В.Л.Загряжский ошибся?

Cаша: Московская конторка "всплыла" еще раньше, в 1918 г. При посредстве П.Е.Щеголева ее купил Пушкинский дом. Л.П.Февчук предположила, что эта конторка была на Пушкинской выставке 1899 г. и предоставлена была Александром Александровичем-сыном поэта, то есть "пришла" из семьи.

Таша: Не понимаю, что имеет в виду Марта, когда пишет, что В. Л. Загряжский ошибся.

Кот: Уважаемый Саша! Не хочу теребить очень занятую сейчас уважаемую Ташу. Не расскажите ли Вы, появилось ли что-то новое за последний год в музее - в экспозиции, в экскурсиях, в чем-нибудь еще?

барышня-крестьянка: Я слышала (прочитала в инете), что актриса Н.Селезнева подарила музею какую-то шкатулку 19 в.?Хотелост бы узнать подробности от сотрудников.

Зизи: Я знаю, о чем идет речь, но подробностей, конечно, надо дождаться от уважаемой Таши, которая сейчас находится в Москве. Могу только показать совершенно случайно оказавшуюся у меня фотографию. На ней как раз и запечатлен момент передачи шкатулки.

Саша 2: Дорогие друзья, я об этом событии написал сразу же 21 февраля. Но у меня отсутствовал доступ, и ни одного из моих сообщений вы тогда не увидели. К великому сожалению, я также не мог поместить ни одной из фотографий.

Саша 2: Спешу поместить здесь долгожданный фотоотчет! Шкатулка имеет хорошую сохранность, и, по-видимому, побывала в руках реставраторов. История ее бытования очень туманная. Со слов Натальи Игоревны Селезневой, предавшей шкатулку в наш музей, она принадлежала семейству Орловых, а впоследствии каким-то образом оказалась в Полотняном заводе.

Марта: Спасибо Наталье Игоревне Селезневой! Нам всем она подарила такую радость!

Кот: А какую радость подарил нам уважаемый Саша своим возрождением на нашем форуме!!!!

Марта: Это тоже РАДОСТЬ!!!

Зизи: Уважаемая Таша! А Вы не расскажете нам подробности об этом даре?

Таша: Пока я его не видела (в день, когда вручали дар, я не могла быть в музее, затем - Москва...), но фотографии Саши меня смутили... Что-то веет от этой шкатулки совсем ИНЫМИ временами. Особенно странно выглядит зеркало: таких больших и сплошных зеркал в ампире быть не могло. Да и материал странный: лимонное дерево ОЧЧЕНЬ дорогое, поэтому его использовали в небольших количествах для многоцветного набора, но в качестве шпона... мда... Посмотрим, хотя вещь больно напоминает мне стиль арт деко первой четверти XX века

Зизи: Вот она - ДОРОГА к ХРАМУ

Марта: Чья это работа, дорогая Зизи?

Зизи: Одного из ребят Таллиннского Линнамяэского Русского Лицея. Я много фоторафировала эти работы. Некоторые хочу Вам показать.

Марта: Вот молодец! Вот спасибо! Я в этот раз не взяла проводочек для подзарядки цифровика. Поэтому фотографий у меня мало.

Natalie: А почему этот разговор ппроисходит на ветке "Музей Пушкина на Мойке, 12"?

Марта:

Зизи: Музей Пушкина на рисунке = музею-квартире Пушкина!!! Мне так кажется!

Таша: Случайно набрела на этот репортаж Как трогательно

Кот: Сердечное спасибо, уважаемая Таша, за эту находку!

Таша: Так хотелось, чтобы вместе со мной это узнали и услышали ВСЕ! Конечно, мы читали и воспоминания Веры Ибнер, и стихи Ахматовой, и мемуары В. А. Мануйлова, но когда все это звучит по радио, то будто оживает это, верно, потому что я - дитя нашего старого радио, а не телевидения

Таша: Еще один "репортаж" из нашей эпохи - передача Андрея Максимова "ЛИЧНЫЕ ВЕЩИ" от 11 декабря. Кто-то хотел посмотреть...

Марта: Уже посмотрела!!!!! Я следила за архивом и, наконец, сегодня дождалась!!!! Спасибо, дорогая Ташенька! Также благодарю Г.М. Седову и прошу передать ей дружеский привет и этот цветок:

Таша: Интересное сообщение об этой же передаче неожиданно обнаружилось в интернете: click here Интересно бы узнать, кто автор этого сообщения...

Кот: Только что посмотрел передачу. Уважаемая Таша, Галине Михайловне - мой нижайший поклон! Буду смотреть еще обязательно.

Кот: Списал эту передачу себе на компьютер, так что теперь могу снова посмотреть в любое время.

Natalie: ИНТЕРВЬЮ бывшей заведующей музеем-квартирой Пушкина на Мойке, 12 Нины Поповой. Она уже 23 года строит музей Анны Ахматовой, а все же тема пушкинского музея не дает ей покоя. Странным показалось одно: желание не Пушкина показывать в музее, а рассказывать в нем что-то свое - любимое, заветное: например, опереться на него в том, чего он сам и представить не мог. Вот он уже и пресказатель (хорошо еще, что не зачинщик!) гражданской войны начала XX века! Наверное, останься Н. И. заведовать музеем на Мойке, стал бы он предовым филиалом музея политической истории!

Кот: Спасибо, уважаемая Natalie! Прочитал интервью. Деление музеев на музеи-храмы и музеи-форумы исключает собственно музеи-музеи. Музеи не как места поклонения или как места, где можно говорить обо всем, о чем угодно, а как места, хранящие и несущие людям историю (мемориальные, исторические или краеведческие) или богатства искусства (художественные). Естественно, можно и нужно связывать основное содержание музея с отражением его в современности, но устраивать в музее Ахматовой выставки, не имеющие к Ахматовой никакого отношения, - это, собственно, или просто заманивание посетителей, или попытка подмены музеем других специальных учреждений, что собственно может повлечь за собой потерю музеем своего основного назначения. Это - мое непрофессиональное мнение.

Natalie: Спасибо, многоуважаемый Кот! Намеренно не стала останавливаться на этих больных музейных проблемах, ожидая, что здесь появится реакция коллег по форуму. Мне тоже показалось, что в сознании интервьюируемого диектора что-то как-то смешалось: им хочется всенародной тропы, но у Ахматовой это не получается, так она никогда не творила для массового посетителя. Поэтому в ход идут средства из арсенала дешевых (не по цене, а по качеству) массовых зрелищ. Любопытно, что человек, воспитанный (как музейщик) в одной среде, никак не может перестроиться в среде совершенно иной. И ее постоянное (кстати и не кстати) обращение к прошлой музейной практике лишь подтверждает это. Жаль ее. Зато какая насыщенная современной лексикой фразеология!

Зизи: Да, мне тоже показалось странным многое из прочитанного. Почти все, что так нравится Н.И., относится к "не музейной деятельности". Это - как внеклассная работа! Все очень интересно: и полицейские и пр. Но это ведь работа (например) сектора музейной педагогики. Которая никоим образом не в состоянии подменить собой основную деятельность музея, его назначение. В музее Ахматовой, кстати, происходит очень много таких, не имеющих к самому музею отношения, мероприятий. Есть и интересные, и они, прежде всего, касаются детей. Это я про интересные. Потому что то, что делают там для взрослых - весьма традиционно - литературно-музыкальные вечера, выставки и пр. Музей очень активно, насколько я знаю, сотрудничает с современными художниками, и выставляет их работы. Но это тоже никакого отношения к самому музею не имеет. И к Ахматовой тоже, естественно. Таким образом, музей привлекает к себе различные "слои населения". И это делают многие сейчас. На мой взгляд, в это нет ничего плохого, если не забыта главная задача. В музее Ахматовой нельзя забывать о личности Ахматовой. А в библиотеках - о книгах и читателях! Признаюсь честно, до конца это интервью не дочитала

Таша: Жаль. В конце как раз самое интересное про то, что Пушкин предсказал гражданскую войну начала XX века

AlexeyTuzh: А в "Путешествии в Арзрум" - вторую Чеченскую войну! И даже кто победит предсказал!

Арина: музей закрывается совсем скоро

Natalie: Но скоро открывается и выставка на основе материалов музея! Надеемся, что тропа не зарастет!

Зизи: А нельзя немного поподробнее рассказать об этой выставке?

Natalie: Пока нельзя... Еще много работы, прежде, чем...

Natalie: Всех желающих приглашаем на открытие выставки "Пушкин. Последние месяцы жизни" Открытие состоится 20 июля в 16.00. Адрес: Мойка, 12. Зеленый зал литературно-монографической экспозиции http://www.museumpushkin.ru/

Кот: Спасибо за приглашение! Может быть, удастся выбраться в Петербург - тогда обязательно побывааю.

Саша 2: Мы все с нетерпением ждем открытия! Уже скоро!

Таша: Саша! В понедельник около 14.00 на выставке будет занятие для экскурсоводов

Саша 2: Сегодня Таша представляла экскурсоводам выставку. Все замечательно организовано! И это за такой короткий срок! Теперь у эксурсантов cо стажем имеется возможность более детально рассмотреть некоторые мемориальные вещи и портреты. Да и некоторые экскурсоводы сделали немало приятных и удивительных для себя открытий Пусть знают, как же выгладит тот "пушкинский портфельчик" , который Юлия Николаевна Пушкина, жена внука поэта, привезла в Румянцевский музей на крыше вагона во время Гражданской войны, и ныне сохраняющийся Т.И.Краснобородьковместе с другими рукописями в Пушкинском Доме В 1919-ом как же жадно на него набросились исследователи: Б.Л.Модзалевский и В.Ф.Саводник одновременно издали его через четыре года. А ныне муляж дневника преспокойненько провозлежал на полке без внимательных взглядов... Теперь портфель "увидели", есть надежда, что полюбят и не будут забывать

Саша 2: Очень хорошо смотрится крестильная рубашечка А.А.Пушкина. Иногда доводилось слышать недоуменные высказывания и посетителей и сотрудников: да почему же она такая широкая и, дескать, ребенок в ней "утонет"... Теперь рубашечка не сложена и показана во всю длину, и всем будет понятно, что мальчика в нее заворачивали с ножками после купели Замечательно, что появился стенд, рассказывающий об истории создания музея, М.Д.Беляев не забыт после недавней выставки, интересные фотографии о реставрации 1980-х, кажется, что только вчера все было... Cпешите видеть, многое откроется в новом свете!

Зизи: Выставка небольшая, но... Саша был прав: крестильная рубашечка выглядит совершенно иначе в развернутом виде. Понимаешь, что она маленькая)) Продолжение следует...

Кот: Уважаемая Зизи! Ваши фотографии всегда во-время и всегда на высоте!

Зизи: Спасибо, уважаемый Кот! А Вы, как всегда, вдохновляете меня на новые фотоотчеты. А это...

Natalie: Спасибо за отличный фотоотчет, уважаемая Зизи! Как говорится - лучше один раз увидеть... Только последние две фотографии могут ввести в заблуждение: так выглядит временное хранилище, устроеное за пределами выставки! Нам было приятно неожиданно пристальное внимание прессы к нашей выставке (думаю, что это объясняется тем, что, как оказалось, это было единственое музейное событие в Петербурге в эти дни): прямые эфиры по радио и ТВ, и еще такие вот журналистские "отчеты". Или вот эдакие: это уже из области "нам не дано предугадать, как наше слово отзовется...". Не знала, что говоря на открытии о "каменноостровском цикле" Пушкина, следовало назвать все его стихотворения, чтобы не обременять бедняг-журналистов напрасными поисками и не ставить их в такое дурацкое положение Однако эта пресса оттеснила нас вчера от наших дорогих гостей, некоторые даже не дождались завешения вечера. Дорогая Зизи! Куда же Вы скрылись?????????????

Саша 2: Спасибо, уважаемая Зизи! Фотографии получились замечательные.

AlexeyTuzh: Да, интересная выставка! А она будет только в Санкт-Петербурге или выберется к кому-нибудь в гости?

Natalie: Выставка ждет гостей к себе. Вещи Пушкина испытали столько мытарств после смерти своего хозяина, пока смогли возвратиться в этот дом, что они теперь НИКУДА из дома на Мойке не выезжают. Исключение делали только один раз для трости Пушкина, которая путешествовала в Москву в Государственный музей Пушкина на Пречистенке, где представляла Пушкина на выставке, посввященной митрополиту Филарету

AlexeyTuzh: А может это и правильно! Картины могут ездить из города в город, а вот вещи действительно должны быть там, где они носились или стояли, должны помнить и чувствовать свою атмосферу. Ну что же, в августе, надеюсь, доберусь с сыном до этой выставки!

Зизи: Natalie пишет: Куда же Вы скрылись????????????? Жара, однако

бык: Выставку отдельно посмотреть можно будет?

Natalie: О! Многоуважаемый Бык появился! Ура! Выставку отдельно не показываем - хода нет Чтобы туда войти нужно миновать либо 4 зала литературной экспозиции (это, ЕСЛИ ИДТИ КОРОТКИМ МАРШРУТОМ), либо все 18 залов! Отдельно можно посмотреть только квартиру Пушкина, но это уже после 10 февраля

Таша: Своих пропустим через особые пути, скрытые от глаз народа! На фотографиях нашей дорогой Зизи пути эти отчетливо просматриваются Заходите. Примем с радостью. Только сообщите заранее

Natalie: Если смотреть на музей на Мойке, 12 в расширительном плане, как на Всероссийский музей Пушкина, то здесь уместна ТАКАЯ ССЫЛКА а еще и ТАКАЯ, от которой непременно нужно заглянуть СЮДА, чтобы понять, о чем речь

Кот: Так хочется в Дом Державина вообще и на выставку, в частности, но "Выставка будет работать до кон. сентября 2012 года." Очень надеюсь приехать, но вряд ли раньше октября.

Саша 2: Завтра в ВМП открывается выставка, посвященная образу А.С.Пушкина в творчестве М.К.Аникушина. Будет интересно.

Таша: Как восхитительно наш новый министр начинает свою деятельность! И правда: пусть люди после работы не за продуктами бегают, не ужин готовят, не детей из школ и детсадов забирают, а прямо в музей - до самой ночи! Где ж им еще и проводить время?! А смотрителям, которые 7 тыс. руб. получают, можно уже ничего и не доплачивать, чтобы на лишние деньги они не вздумали готовить себе ужин или, упаси Боже, сходить в театр после работы... Их место - одиннадцатичасовая вахта 2 раза в неделю, за что им милостиво предложат те два выходных, которые им и так полагаются по КЗОТ! Ну а про "пущую сохранность" музейных ценностей и вааще смешно говорить. Искусство, оно ж принадлежит народу! Бог с ней - с сохранностью! Après nous le déluge - "После нас хоть потоп", - воскликнем вслед за достопамятной маркизой де Помпадур!

Зизи: Интересно, это он не знает правильного названия Музея ИМЕНИ Пушкина в Петербурге? Или все-таки наши дремучие журналисты ошибаются?

Таша: А культуры - министр культуры!!!

Зизи: 05 июля 2012 г. в музее произошло очень важное событие - презентация новой книги Г.М. Седовой! С.М. Некрасов читает отрывки из "Пиковой дамы". И, надо сказать, делает это великолепно! ПОЗДРАВЛЯЕМ!!!!!!

Кот: Наконец-то! Поздравляем и автора, и нас с этой книгой!

Таша: Сначала надо прочитать, а потом уж поздравлять, если автор того заслужил

AlexeyTuzh: Это почему же? Я могу совершенно спокойно поздравить друга и с помолвкой, и со свадьбой, и с разводом, если до этого дойдёт!

Зизи: А разве нельзя поздравлять автора с завершением работы? Законченный фундаментальный труд - это ли не повод для поздравления!? Очень Вы строги, дорогая Таша! Юмор насчет свадеб-разводов в связи с выходом этой книги - не поняла... Другое у меня, вероятно, чувство юмора

Таша: Спасибо, дорогая Зизи, за поддержку! Действительно,когда труд завершен хочется автора поздравить... Не спорю. Но автору хочется еще и понять, услышан ли он своим читателем... Замечу также, что после завершения большого труда автор испытывает чувство, не слишком похожее на развод, скорее на то, о чем писал Пушкин: Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний. ‎Что ж непонятная грусть тайно тревожит меня? Или, свой подвиг свершив, я стою, как подёнщик ненужный, ‎Плату приявший свою, чуждый работе другой? Или жаль мне труда, молчаливого спутника ночи, ‎Друга Авроры златой, друга пенатов святых?

AlexeyTuzh: Я имел в виду, что можно поздравить автора с выходом книги, а потом, если книга после прочтения не понравится - устроить ему развод!

Таша:

бык: Поздравляю музей с выходом новой книги

барышня-крестьянка: а книгу где можно купить

Таша: пока только в музее на Мойке,12

Зизи: Нашла на сайте старых фотографий СПб. Написано, что это середина 1970-х

Таша: Спасибо, дорогая Зизи! В моей памяти двор и дом по-прежнему именно такие!

Марта: ПОЗДРАВЛЕНИЯ АВТОРУ И МУЗЕЮ И ОТ МЕНЯ ТОЖЕ!

Зизи: Таша пишет: дом по-прежнему именно такие Интересная дверь на фасаде. Куда она вела - в квартиры? Я ее уже не застала.

Таша: Через эту дверь я впервые вошла в дирекцию музея в июне 1982 года, когда шла получать во Всесоюзном музее Пушкина направление для университета. С. С. Ланда заранее договорился обо мне с зам. по науке А. И. Мининой, из рук которой я и получила этот счастливый документ, позволивший мне (как держательнице красного диплома) распределиться на работу не в школу, архив или библиотеку, куда были направлены в большинстве своем мои сокурсники-историки, а в МУЗЕЙ ПУШКИНА! По лестнице, устроенной еще в 1908 году инженером Гвоздецким, я поднялась на второй этаж. Там, на месте малой комнаты Гончаровых была устроена лестничная площадка, с которой мы попадали в коридор. Тот, который и сейчас ведет в детскую с черной лестницы. Дверь против лестничной площадки вела прямо в кабинет Мининой: теперь это треть нашей детской, нынешний кабинет научных сотрудников и мой, т.е. три окна, смотрящие во двор. А напротив (в нынешней большой гончаровской) находился кабинет директора - М. Н. Петай. Она сидела в самом углу за своим огромным столом и без устали смолила свои папироски. Дым оттуда валил столбом!

Зизи: Пытаюсь разобраться! Очень интересно!

Саша 2: В субботу 15 декабря в Оранжерее Музея-усадьбы Г.Р.Державина состоится встреча-беседа с заведующей мемориальным Музеем-квартирой А.С.Пушкина, доктором филологических наук Г.М.Седовой на тему «Семейные реликвии Пушкиных в последней квартире поэта». Начало в 14:00

AlexeyTuzh: Эх, я мимо... А видеотрансляции не будет?

Саша 2: Где-то зимой 1983-84-го дом выглядел уже так...

Саша 2: AlexeyTuzh пишет: Эх, я мимо... А видеотрансляции не будет? Было бы здорово... Например, как цикл встреч "В Политехническом.." Так, "Встречи у Державина..."

Таша: Да. Хорошо бы транслировать. Там - на вечерах в доме Державина - много интересного происходит. Но не все об этом знают. Завтра на "сладкое" гостям вечера достанется осмотр нескольких подлинных вещей Пушкина, которые обычно хранятся в наших фондах!

Кот: А нам - ни сладкого, ни какого.......

AlexeyTuzh: Ну и как прошёл осмотр вещей?

Таша: как обычно: много слушателей и немало вопросов...

Кот: Уважаемый Саша! А Вы не были на этой встрече? Хоть немного бы подробнее рассказать, чем это сделала уважаемая Таша!

Таша: Я бы рассказала, да приболела еще накануне этой встречи, а после - уж совсем "труба", как говорит мой сын... Врачи, больница, брррр... Теперь уже дома и постепенно прихожу в себя... Тут Новый год на носу, а у меня подарки еще не сформированы для домашних, очередные гранки не вычитаны... Беда! Но главное - жива! Следовательно - ВСЁ УСПЕЕМ!!!

AlexeyTuzh: Выздоравливайте! Нельзя болеть накануне Нового года!

Таша: Понимаю! Стараюсь!

Кот: Уж Вы, пожалуйста, постарайтесь, уважаемая Таша! А мы будем за Вас "болеть" изо всех сил!

Таша:

Кот: Из чистой любознательности захотел узнать, как работает Всероссийский музей Пушкина в каникулярные дни. На сайте музея (http://www.museumpushkin.ru/news/?id=42) обнаружил следующие загадочные разъяснения для посетителей. Читаем: 30 декабря 2012 года, 9 января 2013 года для посетителей закрыты основная литературно-монографическая экспозиция «А.С.Пушкин. Жизнь и творчество», Музей-квартира А.С.Пушкина, Музей-Лицей, Музей-усадьба Г.Р.Державина. а несколькими строками ниже читаем: 9 января открыты Музей-квартира А.С.Пушкина, литературно-монографическая экспозиция «А.С.Пушкин. Жизнь и творчество», Музей-Лицей. Еще читаем: 9 и 10 января закрыты Музей-квартира Н.А. Некрасова, Музей-дача А.С. Пушкина. а ниже читаем: С 10 января 2013 года все экспозиции Всероссийского музея А.С.Пушкина работают по обычному графику. Бедные посетители!

Таша: Многоуважаемый Кот! Сегодня это Ваше сообщение было распечатано и роздано руководителям тех отделов, которые занимаются музейным сайтом. Подождем результатов

Кот: Уважаемая Таша! Спасибо - от имени посетителей!

Кот: Вчера всё поправили.

Таша: В понедельник 25 ноября - в канун 150-летия со дня кончины Наталии Николаевны Пушкиной - в музее-квартире Пушкина откроется мини-выставка, где будет представлена и последняя фотография Н. Н. Ланской: На обороте фотографии имеется надпись, сделанная рукой ее дочери А. П. Араповой: Надпись позволила определить современный адрес дома: канал Грибоедова, дом 10. Любопытно, что в 1861 году в этом доме жил граф Дмитрий Андреевич Толстой (будущий обер-прокурор Синода и министр народного просвещения). В памятном для Лицея 1861 году он возглавил работу по подготовке празднования юбилея любимого учебного заведения, которое окончил с золотой медалью в 1842 г. У себя в доме (на Екатерининском канале ) он собирал комитет по празднованию лицейских торжеств. Приглашая однокашников, так и писал адрес: на Екатерининском канале в доме Бельгардта, № 10. Н. Н. Ланская умерла там же в 1863 году. Не знаю, были ли они соседями или Ланские въехали в бывшую квартиру Толстого.

Кот: Умерла в 51 год. Рано. Судя по фотографии, она не успела еще поседеть.

Таша: Мне кажется, что Арапова что-то писала о седых волосах матери, возникших на почве переживаний из-за разлада в семье младшей дочери Натальи Александровны. Возможно, что на фотографии эти серебряные нити просто не заметны...

Таша: Сегодня выяснилось, что господа, которые хотели вместе с музеем отметить памятную дату, связанную с 150летием кончины Н.Н.Ланской, оказались просто дилерами кампании, которой хотелось продать особняк на канале Грибоедова. Вначале (в июле этого года) они явились ко мне с рассказом о доме 12, на который хотят повесить мемориальную доску. Затем - в конце октября - стали призывать музей присоединиться к их благородной акции, а вчера провели (в тайне от музея) пресс-конференцию, на которой заявили о продаже особняка на канале Грибоедова. Мерзко! И хорошо, что музей не подыграл этому пиару! Но в прессе разразилась большая шумиха. Одни издания утверждают, что это "особняк Гончаровой" (такой вот бред!), другие, ссылаясь на общение с сотрудниками музея на Мойке, - что дом, где она умерла имеет номер 10, что чистейшая правда. Комсомольская правда опубликовала репортаж, основанный на интервью, которое взяли по телефону, поэтому фамилия домовладельца переврана (следует читать: Бельгард). А есть и вот такие сообщения. Главное, что дом не содержит "предметов охраны". А зачем тогда они так настаивают на пребывании в нем Н. Н. Ланской? Не боятся добиться того, что дом возьмут под охрану! Какое счастье, что дом не тот! Но сколько проблем на нашу голову!!!

AlexeyTuzh: Под шумок договоритесь с каким-нибудь риэлтером и продайте ещё пару особняков! Табличку можно вообще сделать на легкозавинчиваемых болтах и просто переносить от дома к дому, по мере продажи. Можно даже написать что-то креативное, вроде: "В этом доме бывал Пушкин, когда ухаживал за Натальей Николаевной Гончаровой... Она так привязалась к этому дому, что даже после замужества..." и так далее. Что-нибудь ещё надо добавить про высокие потолки, дворик для прогулок внутри особняка и про то, что в подвале этого дома жил дворник Герасим с Муму...

Таша: Нам вовсе не так смешно, уважаемый AlexeyTuzh! Потому свое сообщение я поместила здесь, а не там, где наша Лиза хохочет. После наших разъяснений по поводу адреса дома, отразившихся в прессе, представитель продающей кампании заняла позицию обиженно-возмущенно-наступательную, указывая нам на то, что и мы когда-то считали, что это дом № 12. Аргумент о научном исследовании, имеющем различные этапы, когда на выходе может быть совсем другой результат, нежели на промежуточном этапе, похоже, их не слишком вдохновляет. Самыми "обиженными" оказались представители кампании, которая готовила этим продавцам так называемое media-обеспечение. Эта кампания разослала пресс-релизы, которые помещены теперь на сайтах десятков СМИ, но, как оказалось, информация о номере дома была недостоверной. Боюсь, что теперь кампания-организатор пресс-конференции будет требовать от кампании-продавца компенсацию за моральный ущерб или что-то в этом же духе. Вот так теперь происходит поиск истины в средствах массовой информации.

Кот: Любопытно, что мемориальную доску они собирались повесить почему-то не на фасаде дома, а в холле. Чтобы не привлекать внимание прохожих к сомнительному памятнику?

AlexeyTuzh: 1) Музей здесь вообще никаким боком; 2) Чтобы что-то предъявить - нужно доказать в суде, что изменение в информации о доме привело к потере прибыли от пока ещё несостоявшейся сделки. А для этого нужно будет доказать в суде: что тот факт, что в этом доме скончалась Наталья Николаевна Ланская - напрямую влияет на его рыночную стоимость. Первое (потерю в прибыли) доказать в российском суде - практически невозможно, а уж второе - вообще из области фантастики! P.S. Мне самому не смешно, это в очередной раз была ирония. То 100-летие смерти поэта отмечает вся страна, то дом, где скончалась его жена, растёт на этом факте в стоимости! Готическая фантасмагория какая-то...

Таша: Они считают, что музей не должен был отвечать журналистам. Бред какой-то!

AlexeyTuzh: Вопрос: а что сейчас находится в выставочном помещении на Мойке, 12? Я имею в виду комнату, в которую можно войти из столовой: К тому же в ней дверь есть (белая), а она куда ведёт? В комнате за этой дверью в углу слева печь была...

AlexeyTuzh: Это помещение в книжках ещё называют буфетной (по крайней мере помещение до белой двери). Что в этой комнате сейчас находится? Есть какие-нибудь фотографии экспозиции?

барышня-крестьянка: А буфетная так и есть буфетная, по-моему. Маленькая комната

AlexeyTuzh: В том-то и дело, что на плане XIX века эта комната большая с печью в левом дальнем углу (от входа). При создании музея комната была перегорожена. Интересно узнать, какие экспонаты стоят в этой комнате и увидеть их фотографии. Ну и, если это не тайна музея, узнать, что за белой дверью, кроме печи в углу - может там швабры стоят для уборки, а может быть что-то интересное.



полная версия страницы