Форум » История и жизнь музея » ближайшие события » Ответить

ближайшие события

Таша: В пятницу 8 февраля в день дуэли (27 января по ст.ст) в мемориальном музее-квартире А. С. Пушкина состоятся традиционные III Беляевские чтения. На этот раз тема: "О смертельном ранении и лечении раненого Пушкина". Участники чтений - специалисты по дуэльному оружию, историки, врачи, пушкинисты, историки медицины. Начало утреннего заседания в 11.00, дневного - в 14.00 Чтения проводятся открыто. Приглашаются все желающие.

Ответов - 333, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 All

Кот: Уважаемый Саша! Можно только позавидовать тем людям, с которыми Вы проводили экскурсии. Представляю, как им было интересно Вас слушать!

Марта: А я плачу даже и сейчас....

Таша: Так собирайтесь скорее к нам в Питер, и будем плакать (и улыбаться) вместе!


Марта: Спасибо, друзья!

Таша: Наши чтения Саша снимал на видеокамеру, а сфотографировал только двоих участников - сотрудников музея Г. М. Седову и Т. П. Волохонскую. Вот эти фотографии: Боюсь, они и сами не смогут теперь сказать, какими эмоциаями были охвачены в те мгновенья, когда Саша наводил на них свой объектив. А вот и давно обещанная нами фотография картины Репина, которая была представлена при входе в музей-квартиру в эти дни: Посмотрите: как Ленский похож на Пушкина!

Марта: Очень похож. Если бы не знала, то сказала бы, что это Пушкин. Спасибо Саше за возможность увидеть ваши милые лица.

Таша: Марта пишет о Ленском на картине И. Е. Репина: Очень похож. Если бы не знала, то сказала бы, что это Пушкин. В 1887 году, в год 50-летия со дня смерти Пушкина Репин в содружестве с Айвазовским написал две картины: "Пушкин на берегу моря" (ныне в Николаевском художественном музее) и "Прощание Пушкина с морем" (ныне в нашем музее). Фигуру и лицо Пушкина рисовал сам Илья Ефимович, а море и окружающие его скалы писал Айвазовский. Такое вот замечательное и полезное для зрителя разделение труда! Пока Репин работал над этими полотнами, он изучил все прижизненные портреты поэта, поэтому ему было совсем не трудно сделать поэта Ленского Пушкиным.

Cаша: Репину нравилось работать над образом Пушкина. И в довершение обсуждения темы Репина здесь, минуя раздел иконографии, хочется вспомнить малоизвестный рисунок 1912 года "Пушкин в гостях у Брюллова", сцена, когда поэт подарить ему рисунок "Съезд на бал к австрийскому посланнику в Смирне". Перед нами не "голова общественного человека, лоб мыслителя, государственный ум"(как Репин отозвался о гравюре Райта), а другой, присущий ему одному, подход к облику Пушкина. Представляю, как обрадуется Марта, которой нравится эта работа Репина.

Кот: Уважаемые Таша и Саша! Все-таки очень хочется получить от Вас хоть несколько слов о том, что было на Беляевских чтениях.

Cаша: Cпешим выполнить пожелание уважаемого Кота и делимся подробностями о Беляевских чтениях. Ваш покорный слуга, выполнявший в тот день еще и функцию видеооператора, мог слушать не очень внимательно. Главное зафиксировать события, чтобы их можно было просмотреть, осмыслить, и оценить еще раз. К сожалению, один из докладчиков, М.М.Сафонов, не смог приехать на чтения. Хочется отметить выступление Виктора Михайловича Файбисовича по освещению истории дуэльных пистолетов де Баранта. Доклад состоял из двух частей. Сначала об истории комплектов оружия Пушкина и Дантеса. История пушкинского комплекта хорошо известна по книге Людмилы Петровны Февчук "Портреты и судьбы", Лениздат,(первое издание - 1984 г., второе-1990). Во втором издании помещена черно-белая фотография коробки и оружия. Следы пушкинских пистолетов теряются в начале 20 века в Польше. Но очень важный вывод необходимо сделать. Нельзя забывать, что к коробке приложена табличка: "Экземпляр, изготовленный для г-на Пушкина. Париж. Лепаж.1836! То есть, пистолеты заказаны раньше, а оплачены уже из денег, полученных за заклад серебра Александрины в январе 1837-го. В.М.Файбисович, со ссылкой на свидетельство о дуэли Лермонтова и де Баранта, показал,что в 1840-м году барон Эрнест и Лермонтов стрелялись на пистолетах, привезенных секундантом последнего. Вторая часть доклада освещала, собственно, историю "приключения" пистолетов де Баранта в СССР. Вспоминались случаи,превратившиеся ныне чуть ли не в легенду,о том,что именно роковое оружие спровоцировало обрушение штукатурки в зале экспонирования, появления поганок во дворе дома на Мойке на газоне и т.д. Пистолеты, оборвавшие жизнь поэта, долгое время хранились в музее почты в г. Амбуазе. Французская сторона, как известно,не захотела расставаться с пистолетами. В.М.Файбисович поведал как он в 1989 г., будучи заместителем директора по научной работе Всесоюзного музея, с приключениями привез пистолеты из Москвы. А Сергей Михайлович Некрасов, директор музея, не менее выразительно и эмоционально, - о том, как увозил их потом обратно.

Кот: Уважаемый Саша! вы пишите: "Нельзя забывать, что к коробке приложена табличка: "Экземпляр, изготовленный для г-на Пушкина. Париж. Лепаж.1836! ". Что это за табличка? Она прямо-таки из мастерской Лепажа? Или кем-то написана после? Вы думаете, что Пушкин отправлял заказ на пистолеты в Париж? Когда же он должен был это сделать? Памятуя, что заказ на гравированный портрет Пугачева, сделанный в Париже, выполнялся почти год, не думаю, что пистолеты заказаны, изготовлены и доставлены были быстрее. Когда и в связи с чем Пушкин мог их заказать, имея в виду, что получит их все-таки не скоро? Загадочная история!

Cаша: Сообщение о пистолетах Пушкина появилось в польской газете в 1937 году. Оружие хранилось в Познани у майора Альбина Земецкого. На середине коробки на внешней стороне крышки были выбиты инициалы А.S.Р., а на внутренней стороне крышки на кожаной наклейке-тиснение: "Type cree pour monsier Poushkine 1836 a Lepage а Paris". В газете сообщалось,что в коробке сохранились литая пуля, капсуля, а также билет благотворительной лотереи января 1837 года, который использовался как пыж. Эти данные представлены в книге Л.П.Февчук (Портреты и судьбы, 1-е изд., Л.,1984, стр.222). Но в приведенных ею выдержках из статьи в польской газете cкрывается противоречие: дело в том, что после использования в качестве пыжа билет не стал бы сохраняться! Пушкин выписал пистолеты через оружейный магазин Алексея Куракина, находившийся недалеко от последней квартиры Пушкина, на Невском проспекте.

Cаша: А пистолеты Баранта,оборвавшие жизнь Пушкина, ныне находятся в мэрии Амбуаза,куда попали, когда музей почты закрылся.

Таша: Кот справедливо интересуется: Что это за табличка? Она прямо-таки из мастерской Лепажа? Или кем-то написана после? Вы думаете, что Пушкин отправлял заказ на пистолеты в Париж? Когда же он должен был это сделать? Знаете, меня давно интересовал это вопрос. Но поскольку пистолетов нет, то проверить надпись, ее происхождение невозможно. Виктор Михайлович (простите, Саша, но вынуждена Вас поправить: его зовут именно так, а не М. В.) обратил внимание в этой надписи только на последние слова: "Лепаж в Париже" и высказал предположение, что Пушкин заказал пистолеты не в самый канун дуэли. Во время обсуждения мне пришлось обратить его внимание на дату "1836", которую Саша так красиво выделил в своем "отчете" синим цветом. Раз уж была озвучена эта надпись, с некоторых пор не дающая мне покоя, я высказала свое предположение, что пистолеты были заказаны в ноябре, когда Пушкин был уверен, что, несмотря на предстоящий брак Дантеса, поединок обязательно состоится! А вот выкуплены они могли быть накануне поединка, и вполне возможно, что за счет заклада серебра Александры Гончаровой.

Таша: Теперь о других докладах на Чтениях. Как я уже писла, Г. М. Седова показала хронику событий, связанных с подготовкой поединка, его ходом, ранением Пушкина и его лечением. По ее подсчетам Пушкин был ранен в 16.30, а первая медицинская помощь в виде ледяных компрессов, останавливающих внутреннее кровотечение, была оказана ему только через 2,5 часа! Профессор С. М. Лазарев (современный хирург) сказал, что в такой ситуации Пушкин должен был умереть довольно быстро (прежде всего от потери крови), и то, что он жил двое суток - свидетельство невероятной крепости его здоровья! Очень интересно выступил главный хранитель оружия в Военно-артиллерийском музее А. Кулинский. Он рассказал о практике поединков в 19 веке в России и Европе и, в частности, показал, что дуэли в России были многим менее кровавыми, нежели, например, в той же Франции, Англии или Америке, где кол-во смертей на число поединков гораздо больше! Кулинский также говорил о психологии поединщика, о том, что не надо говорить, что Дантес шел на убийство, когда выстрелил первым. Здесь играли роль нервы и шок, в котором пребывал каждый, кто держал в руке пистолет, готовясь выстрелить в человека, и ожидая его выстрела. Тем не менее мне удалось вопросами выудить из него следующую информацию, подтверждающую наши сомнения на счет порядочности Дантеса: пистолет при выстреле подпрыгивал в верх, поэтому, целя в ноги, Дантес уверенно метил именно туда, куда и попал! Интересен был доклад о медицине в Петербурге пушкинского времени, о лечебных учреждениях и способах лечения. Шла в нем речь и о докторе Спасском, которого Г. М. Седова перед тем всячески превозносила, как терапевта. Специалист В. Журавлев из музея Военно-медицинской Академии подтвердил высокую оценку профессионализма этого доктора. Анализ хода лечения дал профессор С. М. Лазарев, который рассказал об этом так, как будто сам только что вышел от этого пациента. Понятнее стало, куда именно был ранен Пушкин, почему не стали извлекать пулю... Кстати, в конце своего доклада, уже отвечая на вопросы, С. М. Лазарев сказал, что в современных условиях выживает около 80 % таких ранненых, и то - в больших городах, где под рукой у врачей рентгенкабинеты и прочие технические средства. В современной провинции в дали от цивилизации нынешние врачи бессильны. Они не умеют диагностировать пальцами, по цвету кожи, склерам и т. д., как это делали врачи в пушкинское время! Такой вот неутешительный вывод. К сожалению, по ходу конференции меня отвлекали разные организационные моменты, поэтому я выслушала не все и не так внимательно, как хотелось. Теперь буду ждать, когда появится возможность посмотреть все на видео.

Cаша: Таша пишет: Знаете, меня давно интересовал это вопрос. Но поскольку пистолетов нет, то проверить надпись, ее происхождение невозможно. Спасибо милая Таша за поправку. А фотография пистолетов Пушкина хранится в фондах музея. Но, насколько помню из репродукции в книге Л.П. Февчук, никаких надписей на ей разглядеть невозможно. Интересно, что Л.П.Февчук цитирует статью в польской газете, но ссылки я не нашел в конце книги (под рукой было только 1-е издание). Увидеть бы оригинальный текст статьи. Вдруг какие-нибудь важные детали всплывут! А.Кулинский упоминул о том, что пистолеты часто покупались в подарок и полный комплект с пулями, которые отливались достаточно просто, по его утверждению, часто не использовались. Мог ли Пушкин заказать у Лепажа свой комплект безотносительно будущей дуэли с Дантесом? Пистолеты могли прибыть из Парижа через неопределенное время. Как верно заметил уважаемый Кот, портрета Пугачева поэт дожидался год. И когда в феврале 1836 -го Пушкин предполагал,что конфликты с Репниным, Хлюстиным и Соллогубом могут закончиться поединком, у него должен был быть комплект пистолетов. Какое-то оружие он должен был иметь или одолжить у кого-либо, что вернее. Иначе зачем же ему было тратить деньги, приданое свояченницы, на выкуп еще одних пистолетов? А возможно все было проще: еще не имея намерения использовать пистолеты по прямому назначению, Пушкин заказал их себе через магазин Куракина, но выкупить из-за недостатка средств не мог, и они до поры хранились у того в магазине. Когда же ситуация стала склонятся в сторону дуэли, Пушкин их выкупил, и выкупил еще и потому,чтобы ни у кого их не одалживать. Иначе могли бы предупредить и помешать развязке.

Эхо : все здесь такие умные, что страшно и спрашивать, а вопросик снова имеется: кто это решил, што Пушкин заплатил за пистолеты деньгами из того злополучного заклада? где это написано? просветите, люди добрые! и приветик всем в день святого валентина!

Таша: Уважаемое Эхо, по своему обыкновению, пытается задать вопрос с подковыркой. Но если, по-Вашему, Пушкин не платил за пистолеты перед тем, как Данзас поехал за ними к Куракину, то хочется спросить: а почему они тогда оставались в магазине? Это же не склад, а магазин: плати - получай. Пока же деньги целиком не были внесены (я полагаю, что аванс Пушкин внес ранее, и НЕ ГОТОВЯСЬ ЛИ К ПОЕДИНКУ С СОЛЛОГУБОМ, а, уважаемый Кот?), пистолеты оаставались у Куракина.

Кот: Уважаемая Таша! Все, что я могу сказать по поводу заказа пистолетов, это - следующее. Вызывая кого-то на дуэль, человек должен или уже иметь пистолеты, или быть уверенным в том, что в любой момент может их приобрести - или в магазине (помните, у Соллогуба: "я стал готовиться к поединку, купил пистолеты"), или одолжить у знакомого (как Дантес у Баранта). Посылать заказ в Париж в такой ситуации уже поздно. Для отсылки заказа и получения пистолетов из Парижа, явно потребуется не один месяц (обычная почта от Парижа до Москвы шла примерно две недели), тем более, что речь шла, если верить табличке на коробке, не просто о покупке в Париже готовых пистолетов, а об изготовлении их по заказу Пушкина. Получается, что Пушкин должен был заказать пистолеты в момент, когда непосредственной угрозы не было, а как бы на всякий случай, про запас. У меня тут же возникает еще один вопрос: неужели в Петербурге в оружейном магазине нельзя было купить уже готовых пистолетов Лепажа? Очень бы хотелось получить ответ на этот вопрос. Соллогуб смог купить пистолеты в Твери, хотя, конечно, это не обязательно были пистолеты Лепажа. На приведенной уважаемым Сашей фотографии пистолетов Баранта видно, что на внутреннюю сторону крышки ящика наклеена бумажная этикетка - вероятно, фирменная этикетка Лепажа. Очевидно, Барант не заказывал пистолеты, а просто купил. Непонятно, зачем Пушкину надо было именно заказывать пистолеты. Чем они могли отличаться от тех, которые можно было купить? Вряд ли Пушкин послал заказ с каким-то специальным "техническим заданием", отличавшим заказываемые пистолеты от обычных продаваемых. Что еще вызывает сомнения? Неужели мастерская Лепажа ограничилась бы приведенной лаконичной надписью и не привела бы сведений о заслугах мастерской - тех медалей, которые видны на бумажной этикетке? В общем - вопросов больше, чем ответов. Наверное, все-таки возможно выяснить ассортимент оружия в оружейных магазинах Петербурга того времени. И если окажется, что там можно было приобрести пистолеты Лепажа, то заказ их из Парижа станет очень сомнительным.

Марта: как обрадуется Марта, которой нравится эта работа Репина Нет, уважаемый Саша, и представить себе не можете! Представьте, что на месте Брюллова - компьютер, а я перед ним, получивши Ваш (т.е. репинский) рисунок, ликую также, как Пушкин перед Брюлловым...



полная версия страницы