Форум » История и жизнь музея » ближайшие события » Ответить

ближайшие события

Таша: В пятницу 8 февраля в день дуэли (27 января по ст.ст) в мемориальном музее-квартире А. С. Пушкина состоятся традиционные III Беляевские чтения. На этот раз тема: "О смертельном ранении и лечении раненого Пушкина". Участники чтений - специалисты по дуэльному оружию, историки, врачи, пушкинисты, историки медицины. Начало утреннего заседания в 11.00, дневного - в 14.00 Чтения проводятся открыто. Приглашаются все желающие.

Ответов - 333, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 All

Марта: Неужели вопрос о приобретении пистолетов нигде не описан подробно? Ведь о дуэлях столько книг! У меня одна есть. Вечером посмотрю.

Cаша: Очень интересная мысль о покупке ппистолетов без предварительного заказа. Немножко только поправлю уважаемого Кота: пистолеты де Баранта вышли из мастерской Карла Ульбриха в Дрездене и на фотографии как раз его марка. Но, как сказал в своем выступлении на беляевских чтениях Александр Кулинский, марка изготовителя не играла существенного значения в характеристиках оружия, его убойных качествах. Технические данные оружия противников были схожими. И пистолеты Лепажа, если все же предположить,что они специально изготовлялись для Пушкина, тем более не планировались для участия в конкретном поединке. Заказать специально - однозначно дороже. Экономнее для небогатого Пушкина купить другие, по случаю, когда требуется. И конечно оружие у Куракина было, на то он и магазин военных вещей. Пистолеты прибыли, но не выкуплены Пушкиным, как и из-за недостатка денег, а может быть из-за отсутствия необходимости (поединок с тем же Соллогубом не состоялся). И только дуэль с Дантесом вызвала желание расплатиться с Куракиным за комплект.

Марта: Уже где-то писала о книге Алексея Вострикова "Книга о русской дуэли" /СПб:АЗБУКА-КЛАССИКА,2004/. Там есть глава пятая "Дуэльный ритуал". Если этой книги ни у кого нет, то могу напечатать выдержки из этой главы о, например, пистолетах Лепажа.


Таша: Давайте всмотримся в ту виртуальную теперь тисненую надпись, которая, якобы, была на оборотной стороне крышки ящика с пушкинскими пистолетам на кожаной квадратной наклейке: "Образец, созданный для господина Пушкина 1836 Лепаж в Париже". Что из этого текста следует? Что мастерская Лепаж находится в Париже, это - да! Но говорится ли о том, что вначале Пушкин сделал свой заказ, который затем был отправлен в Париж, где через некоторое время изготовили пистолеты? Нет. Об этих обстоятельствах в тексте не слова. Мне вдруг показалось, что события могли разворачиваться иначе - проще. По всей видимости, фирма Лепаж имела обыкновение отмечать принадлежность пары пистолетов их хозяину, поэтому и написали (уже, как мне кажется, в Петербурге), что они созданы (то есть, теперь принадлежат!) ДЛЯ господина Пушкина. Возможно, если бы могли увидеть эту надпись, то убедились бы, что слова о Пушкине просто вписаны (или вбиты) в уже готовый текст. То есть, я хочу сказать, что когда Пушкин заказывал пистолеты, эта пара могла уже находится в Петербурге. Теперь по поводу даты "1836" Поскольку знак препинания не показан, мне кажется, что речь не об образце, сделанном в 1836 году, а о том, что в ящике лежат стволы ОБРАЗЦА 1836 года. Кажется, именно так обычно характеризовали подобного типа оружие? А приобрести их Пушкин мог и в 1837 году! Простите мне сумбурность изложения, но я очень устала, а высказаться о пистолетах хочется. Буду признательная Вам, уважаемая Марта, если Вам удастся прояснить этот вопрос при помощи книги г-на Вострикова. Но я боюсь, что автор книги о дуэли знал о пушкинских пистолетах не больше, чем мы с Вами сегодня.

Марта: Так оно и есть. Смотрела три книги: Вострикова, Н.Марченко "Приметы милой старины: нравы и быт пушкинской эпохи" и В.М.Фридкина "Чемодан Клода Дантеса". У Фридкина есть глава "Пистолеты де Баранта". Но это все знают. Общие сведения приводит Востриков о поединке на пистолетах. О Марченко же сказать нечего. Фридкин пишет: "... Де Барант имел самое прямое отношение к трагедии, разыгравшейся 27 января 1837 года на Чёрной речке. Ведь секундантом был не кто иной, как секретарь его посольства д,Аршиак, одолживший дуэльные пистолеты у его сына, Эрнеста де Баранта,...". И дальше: "...На крышке ящика есть фирменная наклейка "Карл Ульбрих. Дрезден. Оруженйый двор". И теперь я запуталась окончательно: пистолеты были одолжены или куплены Пушкиным? Кто их изготовил: Ульбрих? Почему мы тогда говорим о Лепаже? В голове такая каша... Может быть, я что-то пропустила?

Таша: Марта спрашивает: пистолеты были одолжены или куплены Пушкиным? Кто их изготовил: Ульбрих? Почему мы тогда говорим о Лепаже?В голове такая каша... Никакой каши, уважаемая Марта! Все верно. Если Вы откроете репринтное издание Военно-судного дела над участниками этого поединка, то без труда отыщете в нем показания Дантеса от 10 февраля (с. 61), в которых он отвечал: "Пистолеты, из коих я стрелял были вручены мне моим секундантом на месте дуэли; Пушкин же имел свои". Здесь речь о двух парах дуэльных пистолетов. Те, что были у Пушкина (Лепаж), перед второй мировой войной находились в Познани у некоего майора Альбина Земецкого (сообщение об этом было помещено в каком-то иллюстрированном польском журнале 1937 года; найти бы его!!!). Майор утверждал, что приобрел эту пару пистолетов у русского офицера в Варшаве еще до первой мировой войны. Где теперь эти пистолеты - неизвестно. Дантес стрелял из других пистолетов. Чьи они - тоже вопрос. Но в музее почты в Амбуазе хранятся пистолеты фирмы Ульбрих, которые в 1830-х годах, якобы, принадлежали сыну французского посланника барону Эрнесту де Баранту. В ящике имеется записка, из которой следует, что из этих пистолетов был убит Пушкин (эту записку я видела своими глазами, когда пистолеты приезжали к нам в музей в 1989 году). Там также сказано, что и Лермонтов с Барантом использовали на поединке эти же пистолеты. Но на недавних чтениях В. М. Файбисович показал нам, что второе утверждение весьма сомнительно. Из всего это ясно только одно: у каждого из противников была своя пара пистолетов. История их дальнейшего бытования скрывается в тумане...

Таша: Посмотрите, что пишут французы на своих сайтах об этой дуэли (пиношу свои извинения за то, что компьютер "не умеет" грамотно воспроизводить французские буквы): Georges Charles d'Anthиs, nй а Soultz et fils adoptif du baron de Heckeren, fuyant la Monarchie de Juillet en 1830, arrive en Russie а Saint-Petersbourg. C'est lа qu'il rencontre la belle Nathalie Gontcharov qui n'est autre que l'йpouse du cйlиbre Alexandre Sergueievitch Pouchkine, le gйnie de la littйrature russe. Pouchkine, trиs jaloux, provoque l'officier franзais en duel. Mortellement blessй, Pouchkine meurt le 29 janvier 1837. Les deux pistolets, utilisйs dans le duel et qui йtaient conservйs au musйe de la Poste а Amboise, ont йtй offerts en 1989 par Franзois Mitterrand а Mickaпl Gorbatchev... R. Limacher Как видим, это Пушкин, "страшно ревнивый" спровоцировал дуэль с добропорядочным (черт его побери!) французским офицером!

Марта: Ташенька, случайно /у меня всегда - случайно/ в Познани сейчас работает один наш добрый друг. Куда ему обратиться, чтобы найти это? Научите. Может так статься, что и получится. Что ему написать? Это эрудит, знающий несколько ин.языков (в т.ч. польский и французский). В какой форме ему можно всё это написать?

Cаша: Таша пишет: Те, что были у Пушкина (Лепаж), перед второй мировой войной находились в Познани у некоего майора Альбина Земецкого (сообщение об этом было помещено в каком-то иллюстрированном польском журнале 1937 года; найти бы его!!!). Я так и не увидел его в списке литературы в книге покойной Л.П.Февук, а она его видела, цитирует фразы дословно.

Таша: Марта пишет: Куда ему обратиться, чтобы найти это? Научите. Может так статься, что и получится. Что ему написать? А то и напишите, уважаемая Марта, что мы здесь на форуме обсуждали: был, мол, какой-то иллюстрированный журнал со статьей, явно выпущенной к пушкинским дням 1937 года (видимо имеется в польских крупных библиотеках), что в статье сказано то, о чем мы уже писали. Хорошо бы ее (статью эту) полностью прочитать, а фотографии сканировать! Где же искать теперь майора Альбина Земецкого, а скорее всего, его родственников, предложить не могу. В этот деле нужно только сильное желание найти, тогда вопросы сами посыплются и направление само определится.

Эхо : ну как все тут интересно сложилось! вопрос-та был об закладе своячинного серебра, а вылилось все в поиски Альбина энтого Земецкого! неужто так вот он объявился однажды и сгинул? странно...

Марта: Тихо, сладкое Эхо, мы работаем. Не спугни...

Эхо : сижу тихонько, примусы свои чиню, да починяю, как бигимот какой, тьфу! а они, видали: мы работаем. Не спугни... ну и де работа вашина? покажьте, люди добры! скока ждать можна?

Natalie: Уважаемые коллеги! 16-17 апреля 2008 года в Санкт-Петербурге Всероссийский музей А.С.Пушкина проводит научную конференцию «В.А.Жуковский в XXI веке: культура и власть». Ниже приводим информацию, разосланную во многие музеи и библиотеки, а также помещенную на сайте ВМП: В.А.Жуковский неизменно ощущал себя «на чреде высокой» служения России, ее культуре и стремился быть достойным «святейшего из званий: человек». Недаром для Пушкина его поэтический учитель - «святой Парнаса чудотворец» и «небесная душа». Гуманная, духовно богатая, отзывчивая на все прекрасное личность Жуковского служила как бы «камертоном», по которому настраивались русские музы. Он ввел в русскую литературу романтизм с его служением высоким идеалам и общечеловеческим ценностям, своими великолепными переводами познакомил отечественного читателя с шедеврами мировой классики. Пушкин уверял, что «Жуковского перевели бы все языки, если б он сам менее переводил». Трудно найти такие области российской жизни его времени, в которых Жуковский не оставил бы заметного и яркого следа. Велик его вклад в российскую словесность - в поэзию и прозу, в журналистику и критику, в философию и эстетику, в историю и педагогику. Жуковский был не только замечательным литературным деятелем, но и талантливым художником-графиком, оставившим множество профессионально выполненных рисунков, офортов и гравюр. За полувековой творческой деятельностью Жуковского скрывается постоянный и напряженный труд, живое участие в важнейших событиях мирового значения, сложные обстоятельства личного характера и непростые отношения с сильными мира сего. Его яркая и многогранная личность и полный превратностей жизненный путь особенно поучительны для нашей современности с характерным для нее острым дефицитом подлинной духовности и поисками нравственной опоры в историческом опыте прошлого. Жуковский учит и одновременно как бы утешает нас, настаивая на том, что «все в жизни к великому средство». И нам есть чему у него поучиться! Творческое наследие Жуковского входит в культурные достояние России, поскольку оно не утратило своей актуальности и в наши дни. В его лице Россия обрела не только одного из лучших поэтов «золотого века», но и крупного мыслителя, идеи которого существенно влияли на духовную жизнь страны на протяжении ХIХ – начала ХХ века. Наступило время отдать дань признательности Жуковскому и в этом отношении. В новых условиях современной России пример Жуковского как наставника наследника российского престола, будущего царя–реформатора Александра II, помогает разобраться в сложных взаимоотношениях культуры и власти, потому что поэт был не только защитником культуры перед монархией, но и защитником монархии от непримиримых ее противников. Именно ему принадлежит текст государственного гимна Российской империи «Боже, царя храни». Главная цель конференции заключается в том, чтобы раскрыть значение и масштаб личности и творческой деятельности В.А.Жуковского в контексте исторической, общественно-культурной и литературной жизни России первой половины ХIХ века. К работе научной конференции предполагается привлечь филологов – исследователей жизни и творчества В.А.Жуковского, литературоведов, сотрудников литературных музеев, историков, культурологов. Планируется издание материалов конференции. Мероприятия конференции: 16 апреля 2008 года пленарное заседание состоится в конференц-зале «Бироновы конюшни» (наб. реки Мойки, 12; проезд до станции метро «Невский проспект» и «Гостиный двор»). 17 апреля 2008 года пленарное заседание будет проходить в зале «Беседы любителей русского слова» в «Музее Г.Р.Державина и русской словесности его времени» (наб. реки Фонтанки, 118; проезд до станции метро «Технологический институт», «Садовая» или «Сенная площадь»). 17 апреля состоится открытие выставки «Жить для веков в величии народном», посвященной 225-летию со дня рождения В.А.Жуковского, в выставочных залах «Музея Г.Р.Державина и русской словесности его времени». Заявки на участие в научной конференции (Ф.И.О., должность, учреждение, ученая степень), темы докладов и краткие тезисы просим высылать до 7 апреля 2008 г. в отдел «Пушкин и современность» (научный сотрудник Щепеткова Ирина Анатольевна). Руководитель проекта – зам.директора музея по научной работе Раиса Владимировна Иезуитова. Телефон для справок: (812) 314-81-25; +7 921 940-41-71 (моб.); факс: (812)315-73-79. Электронная почта: vmp@museumpushkin.ru

Марта: Вот чудесная новость! Я уже сообщила об этом Малле Салупере ( в Тартуский университет).

Таша: Торопитесь, друзья, с присылкой (по указанному эл. адресу) тем и, обязательно кратких тезисов выступлений.

Таша: Дорогой Саша! Пишу этот ответ на ваш утренний вопрос (увидела его в ЛС только сейчас) здесь, так как это, возможно, будет интересно многим. Сегодня я была, как Вы убедились лично, на докладе С. В. Римской-Корсаковой (заведующей лабораторией технико-технологической экспертизы Русского музея) по поводу портрета Н. Н. Ланской, который хранится в нашем музее и приписывался то кисти И. К. Макарова, то К. Т.Неффа. После ее доклада, кажется, многое прояснилось, и портрету возвращено имя Макарова. Я обещала Вам, Саша, что подробно опишу то, что услышала, но у меня очень мало времени в эти дни. Отложу подробный рассказ до понедельника, а Вы, если сможете, пока выложите, пожалуйста, портреты Н. Н., о которых шла речь: макаровский из ГМП и наш.

Muza: Дорогая Таша! НЕ хотелось бы перебегать Саше дорогу, что вряд ли удастся сделать, так как его картинки всегда лучше всех, но все же решаюсь выставить на всеобщее обозрение портрет Н. Н. Ланской, который рисовал Макаров, и который теперь все видят в доме Пушкина на Арбате: Прекрасен и портрет, который хранится у вас в музее. На нем она постарше: Это об этом портрете был доклад? Хотя я лично больше всего люблю вот этот портрет, который, кажется, висит кое у кого в кабинете?

Эхо : кы-расота - страШНА сила! а пушикин - бедНАЙ чиловек! и нисчасный муж

Таша: Этот вопрос мы уже обсудили, милое и дурашливое Эхо, и пришли к выводу, что каждый остается при своем мнении. Главное, что и Пушкин при своем: "Будь спокойна: ты ни в чем не виновата"



полная версия страницы