Форум » "Привычка свыше нам дана..." » "Лихая мода, наш тиран" » Ответить

"Лихая мода, наш тиран"

Muza: Мне кажется, что сегодня мы мало знаем не только о том, что ели при Пушкине, да и сам он, но и что носили, в каких домах жили (в смысле устройства интерьеров), на чем ездили, ну и так дальше. В школе, помню, нам рассказывали, что если карета запряжена цугом, то лошади едут гуськом друг за другом. Могли также запрягать пару или тройку лошадей. Но как запрягали лошадей, когда в карете сидел Пушкин, я не представляю. То есть, когда он ехал куда-то далеко, это, по всей видимости, была тройка. А по городу они с Н. Н. как передвигались?

Ответов - 345, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 All

Марта: Из приведенного ниже текста не видно, что он их красил. Но краской для ногтей интересовался. Мало ли для чего... Гордеев Н.М., Пешков В.П. Тамбовская тропинка к Пушкину. Изд.2-е,испр. - Воронеж:Центрально-Черноземное кн.изд-во,1978. 175 с. На с.144 читаем: "С Пушкиным Верстовский познакомился ещё до ссылки поэта, в 1818-1820-х годах. В 1830-х годах они встречались довольно часто в доме ... Нащокина. Сохранилось письмо Пушкина к Верстовскому от ноября 1830 года. Судя по обращению на "ты" и по шутливому тону послания, отношения между ними были самые приятельские. "Сегодня, - пишет Пушкин, - должен я был выехать из Болдина. Известие, что Арзамас снова оцеплен, остновивло меня ещё на день. Надо бы справиться порядком и хлопотать о свидетельстве. Где ты достал краски для ногтей? Скажи Нащокину, чтобы он непременно был жив, во-первых, потому что он мне должен; 2) потому, что я надеюсь быть ему должен; 3) что если он умрет, не с кем мне будет в Москве молвить слова живого, т.е. умного и дружеского". Дальше дается ссылка : Пушкин. Соч., т.14, с.128 /Полное собрание сочинений в 17 томах. М.-Л.,Академия наук СССР/.

Марта: Уважаемая Таша, пригодится ли Вам то, что я написала выше? Жду Вашего отзыва.

Маша: Cаша пишет: есть долг и за починку кокошника Натальи Николаевны. А зачем ей кокошник?


Таша: Да, дорогая Марта! Спасибо! Теперь и я задумалась о ногтях пушкинского времени. Думаю, что краски для ногтей, если и были, то, вероятнее всего, натуральные - типа воска или сока какого-нибудь растения. Ими могли декорировать неровные, шероховатые ногти, или ногти с какими-нибудь изъянами. Думаю, что это не было похоже на лак для ногтей, придуманный американцами только в XX веке.

Кот: Уважаемая Маша! Кокошник был обязательной деталью парадного платья придворных дам (фрейлин и статс-дам). Распространялось ли это на платья жен придворных чинов, не знаю, но думаю, что, хотя бы и неофициально, это было так. Надеюсь, что уважаемый Саша ответит более точно.

Марта: Пушкин в дневнике пишет /с.4/: "Дамы представлялись в русском платье" /Дневник Пушкина. 1833-1835. М.:Три века,1997. 648 с./ В комментариях /с.66-67/ читаем: "Говоря об утреннем выходе во дворце 6-го декабря и о вечернем бале, П.Г.Дивов пишет в Дневнике своем, что "видел новый костюм, данный придворным дамам: это вроде Русского платья, которое очень идет полным особам"... К.Я.Булгаков сообщал брату ...: "Утром вчера несколько дам было в новых костюмах; красавиц ещё более украшает, а дурным не к лицу. Описать не умею: род сарафана, на котором Русское платье с особенными рукавами, на голове кокошник с длинным вуалем или фатою, а у девуше повязки бархатныя, шелковыя, парчевыя или с другими украшениями, или просто ... Давно не видел я двор столь блистательным, как/ вчера и утром, и вечером; уж подлинно двор Русского Царя!" Императрица Александра Фёдоровна изображена в таком костюме на нескольких гравюрах и литографиях ... "Дамския платья утверждены", - писал К.Я.Булгаков брату 1-го марта 1834 г.:"положительно всякая будет знать, что ей носить".

бык: Зизи пишет: К разговору о моде: фрейлинское плать Этот разговор у нас с вами, господа, состоялся еще 1 июня. Именно тогда были проиллюстрированы фрейлинские платья в "русском стиле" и уважаемый Саша написал о счетах Пушкина с указанием кокошника.

Кот: Кважаемый Бык! С фрейлинскими платьями все понятно, но должна ли была и Наталья Николаевна (не фрейлина, но жена камер-юнкера) носить кокошник или это было, так сказать, ее добровольное желание, я пока понять не могу. Не будучи фрейлиной, могла ли она носить "форменное" платье? Ведь не мог же неслужащий дворянин взять и надеть, например, на официальное мероприятие форму какого-нибудь полка...

Марта: Уважаемые Бык, Кот, Таша и все-все-все! Кажется, у меня есть этот материал, но надо внимательно ещё раз всё перечесть. Или сегодня вечером или завтра утром расскажу. Впрочем, это всё есть в книге Р.М.Кирсановой. Может быть, эта книга у вас всех под рукой, и писать ничего не надо. Но если надо - с радостью расскажу.

Natalie: Н. Н. Пушкина не была ПРИДВОРНОЙ дамой и не была обязана надевать дамский ПРИДВОРНЫЙ мундир. Но дамам, не имевшим придворных должностей, разрешалось надевать платье в стиле придворного, в том числе и с кокошником.

Кот: Уважаемая Natalie! Я тоже думаю, что Наталья Николаевна не была обязана, но могла надевать такое платье. Но все-таки хотелось бы найти серьезный источник, который подтвердил бы это предположение.

Cаша: Кот пишет: Уважаемая Natalie! Я тоже думаю, что Наталья Николаевна не была обязана, но могла надевать такое платье. Но все-таки хотелось бы найти серьезный источник, который подтвердил бы это предположение. Дорогой Кот! Имеется лишь счет за починку кокошника. Во вводной экспозиции музея-квартиры А.С.Пушкина на Мойке, 12 представлена модная картинка с "дамами в мундирах".

Cаша: Я ужасно люблю царицу, несмотря на то, что ей уже 35 лет и даже 36...(Дневник, 8 апреля 1834 г.) На фотографии французской труппы можно увидеть исполнительницу роли Александры Федоровны в кокошнике. Сразу же обратил на нее внимание. Сходство очень сильное.

Марта: Уважаемый Саша, какая красота! А верхняя картина - кто её автор? Из книги Кирсановой: "Первой обратила внимание на необходимость особого национального костюма, к-ый бы отличался от модного европейского платья, Екатерина II, принимавшая в "русском" платье австрийского императора Иосифа II. ... Однако до 1812 года ношение русского костюма не было частым явлением. Но вот с началом Отечественной войны 1812: "Дамы отказались от французского языка. Многие из них почти все оделись в сарафаны, надели кокошник и повязки; поглядевшись в зеркало, нашли, что наряд сей к ним очень пристал", и не секоро с ним расстались" (Вигель Ф.Ф.Записки,т.2М.,1928,с.21). Во времена правления Николая I появился "дамский мундир": "В дни больших праздников и особых торжеств богослужение отправлялось в большой церкви Зимнего дворца; в таких случаях мужчины были в парадной форме, при орденах, а дамы в придворных костюмах, то есть в повойниках и сарафанах с треном, расшитым золотом, производивших очень величественное впечатление" (Тютчева А.Ф. При дворе двух императоров. Воспоминания-дневник, ч.1, М.,1928, с.99). Придворный наряд, получивший название "русского платья", был введен законом 27 февраля 1834 года".

Muza: Марта приводит слоа Кирсановой: дамы в придворных костюмах Все же это не прямой ответ на вопрос, обсуждаемый уважаемыми Ташей и Котом. Все ли дамы надевали такие костюмы или только придворные?

Cаша: Марта пишет: Уважаемый Саша, какая красота! А верхняя картина - кто её автор? Автор картины, а представлен только ее фрагмент, - Адольф Ладюрнер. Он изобразил группу гренадеров и придворных дам в Гербовом зале Зимнего дворца. Картина была написана в 1838 г.

Марта: Точно! Спасибо, Саша! Я видела фрагмент её на суперобложке к книге С.Мрочковской-Балашовой "Она друг Пушкин была". Дорогая Muza , мой ответ действительно не точен. Позвольте привести ещё один отрывочек из того же источника, даже если там не будет точного и прямого ответа. Всё равно ведь интересно. Текст очень объёмный, поэтому приведу его здесь с сокращениями (сс.247-248 указ.соч.): "Золотое или серебряное шитьё каждого платья соответствовало шитью на мундирах придворных чинов. Платье гофмейстерины - малиновое, а статс-дам и камер-фрейлин - зеленые; фрейлин 0 пунцовые. Фрейлины великих княгинь носили платья такого же цвета, как и фрейлины царицы, но с серебряным шитьем. Фрейлинам великих княжон полагалось носить платье светло-синего бархата. Головной убор замужних женщин - повойник или кокошник, а у девиц - повязка с белой вуалью. Из цветного бархата должно было быть сшито верхнее распашное платье с откидными рукавами. ... Такой костюм появился всё же раньше публикации правительственного указа. Вот что рассказывают очевидцы событий: "В 26-ом году был 1-го генваря бал с мужиками, в их числе, конечно, было более половины петербургских мещан. Государыня была в сарафане и в повойнике и все фрейлины тоже. Мужчины в полной форме, шляпа с перьями" (Смирнова-Россет А.О., Дневник. Воспоминания. М., 1989, с.173). Таким образом, становится ясным, что в 1834 году было узаконено уже существовавшее правило. Следует только заметить, что всякая попытка мужчин уклониться от мундирного костюма и интерес к традиционной одежде, которую начали носить славянофилы, вызывали бурное раздражение двора. Придворное платье женщин "приписывало" их (согласно неписаным законам) к определенным чинам, должностям, в соответствии с которыми они и вели себя /вот что это такое - не поняла - М./ . Известно, что дамы, не имевшие придворных должностей, тоже стремились носить одежды в это стиле на при/дворных балах и приёмах, но прав на шитьё и узаконенные цвета у них не было. Сохранилось описание платья Евдокии Ростопчиной, выбранное для посещения Зимнего дворца , дабы попытаться восстановить отногения с двором (Ростопчина Е.П., Счастливая женщина. Литературные сочинения, М.,1991, с.408)".

Muza: Марта пишет: стремились носить одежды в это стиле на при/дворных балах и приёмах, но прав на шитьё и узаконенные цвета у них не было. Думаю, это и есть ответ на наш вопрос. Цвета разрешались исключительно "законным" представительницам придворного круга, а формы костюма (кокошник, сарафан)- всем желающим!

Кот: Я согласен с уважаемой Muz'ой. Именно, определенное сочетание цвета платья и фасона золотого или серебряного шитья были заданы для "форменного" платья, а общий фасон платья был доступен всем (произвольный цвет и шитье, не повторяющее официально утвержденные узоры).

Марта: А я просто очень рада, что мои сообщения дали ответ на вопрос и могут кому-то пригодиться.



полная версия страницы