Форум » "Привычка свыше нам дана..." » "Лихая мода, наш тиран" » Ответить

"Лихая мода, наш тиран"

Muza: Мне кажется, что сегодня мы мало знаем не только о том, что ели при Пушкине, да и сам он, но и что носили, в каких домах жили (в смысле устройства интерьеров), на чем ездили, ну и так дальше. В школе, помню, нам рассказывали, что если карета запряжена цугом, то лошади едут гуськом друг за другом. Могли также запрягать пару или тройку лошадей. Но как запрягали лошадей, когда в карете сидел Пушкин, я не представляю. То есть, когда он ехал куда-то далеко, это, по всей видимости, была тройка. А по городу они с Н. Н. как передвигались?

Ответов - 345, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 All

Cаша: Спасибо, дорогая Марта! Получается, что как "камер-пажиха"(по меткому замечанию Пушкина), Н.Н. могла носить "мундир" по чину и также могла выбирать его особенности "дабы попытаться восстановить отногения с двором".

Марта: Да, дорогой Сашенька, вот об этом я сейчас и думаю: Н.Н. могла носить "русское платье". Но ни упоминаний, ни портретов не сохранилось, да, Саша, да?

Cаша: Увы, милая Марта, сведения об этом скудны. Но то свидетельство,что удалось почерпнуть из источников о нравах двора - очень важны. Наверняка и Е.И.Загряжская и Е.Н.Гончарова, как фрейлины, обязаны были носить "мундиры". С большой долей вероятности и Наталья Николаевна имела "мундир", хотя бы для того,чтобы не отличаться от других дам в тех случаях, когда все были в "русских платьях". Вспомним,что и Пушкин, однажды приехав в мундире, вынужден был уехать, так как "гости во фраках" и не вернулся. Кроме того, сюда же отнесем фасон шляпы, на который сетует поэт...Ему приносят по форме, "засаленную помадой". Все это свидетельствует, что этикет при дворе был чрезвычайно строгий.


Марта: Уважаемый Саша! Галочка исчезла! Саша, прошу прощения, но я , наверное, не заметила или Вы не писали, каким числом был обозначен ремонт кокошника Натальи Николаевны?

Зизи: Возвращаясь к разговору о кокошниках, хочу привести отрывок из воспоминаний А. де Кюстина. Он пишет, что кокошник стал обязательным атрибутом женского придворного платья с 1834 г. И далее: "Национальный наряд русских придворных дам импозантен и вместе с тем старомоден. Они носят на голове какое-то сооружение из дорогой материи. Это головное украшение напоминает мужскую шляпу, сверху несколько укороченную и без донышка, так что верхняя часть головы остается открытой. Диадема, вышиной в несколько дюймов, украшенная драгоценными камнями, приятно обрамляеи лицо, совершенно его не закрывая. Она представляет собой старинный головной убор, придает женскому облику оттенок благородства и оригинальности, очень идет к красивым лицам и еще более уродует некрасивые. К сожалению, последние весьма часто встречаются при русском дворе" (с. 113, издание 1990 г.). А мы-то считаем, что русская красавица "на весь мир славится"! Вот как!

Зизи: И еще о кокошниках. С.Т. Аксаков вспоминал, что видел у Жуковского Н.В. Гоголя, который работал за письменным столом в бархатном малиновом, расшитом золотом КОКОШНИКЕ. (С.Т. Аксаков "История моего знакомства с Гоголем". М., 1890, С. 28). Спустя несколько лет его сын К.С. Аксаков стал расхаживать по Москве в подобном головном уборе, который назывался МУРМОЛКА. Этим он вызвал многочисленные подражания и нарекания властей.

Таша: Мурмолка в московской Руси XV-XVII вв. - мужской головной убор в виде высокого колпака из дорогой ткани с отворотами из меха или другой материи.

Зизи: Так мурмолка не похожа на кокошник? Или похожа? Или славянофил Аксаков стал носить ее, как мужской головной убор, аналогичный женскому кокошнику? А как вам Гоголь в кокошнике?!

Таша: Гоголя представить довольно трудно. В кокошнике он, наверное, будет похож на клоуна. А об Аксакове и его мурмолке хочется поговорить на ветке "Современники"

Петушок: Вот вы тут все о моде, да о продуктах. А название, межж протчим, "привычка свыше нам дана". Потому хочется понять, как Пушкин ко всем этим новшествам в еде и моде относился? Перенимал? Тогда почему говорил о привычке, которая способна и счастье заменить?

Таша: Петушок пишет: Тогда почему говорил о привычке, которая способна и счастье заменить Не вижу здесь никакого противоречия, уважаемый Петушок-задира

бык: Мне казалось, что, говоря о еде и моде, мы все-таки не уклонялись от Пушкина и его восприятия. А также восприятия всего этого его современниками. Ну, и нами, конечно! А как же без нас?!

Таша: бык пишет: А как же без нас?! Вот он - главный - ответ Петушку.

Зизи: В Петербурге в Музее политической истории (особняк М. Кшесинской) проходит выставка "Мода и политика". Сама еще не была.

Марта: Как интересно!

Зизи: Сходить и поделиться впечатлениями с Вами смогу только через выходные, так как в эти выходные я работаю. А посмотреть очень хочется!

Таша: Попытаемся сходить.

Зизи: Сейчас посмотрела по "Культуре" спектакль театра Табакова "Идиот". Сразу бросилась в глаза прическа артистки, играющей Аглаю (и потом эта прическа мешала мне смотреть, отвлекала). Такое впечатление. что авторы спектакля (не знаю, кто отвечает за прически) взяли за основу портрет Н.Н. Пушкиной работы В. Гау, 1844 г. Даже артистка чем-то напоминала Н.Н. И это Аглая:

Cаша: А у Аглаи накладные букли в спектакле? Темно-русые?

Зизи: По экрану телевизора довольно трудно точно определить цвет волос и накладные ли букли. Прическа и цвет волос соответствовали портрету - то есть моде, не соответствующей концу 1860-х г.г.



полная версия страницы