Форум » "Привычка свыше нам дана..." » "Лихая мода, наш тиран" » Ответить

"Лихая мода, наш тиран"

Muza: Мне кажется, что сегодня мы мало знаем не только о том, что ели при Пушкине, да и сам он, но и что носили, в каких домах жили (в смысле устройства интерьеров), на чем ездили, ну и так дальше. В школе, помню, нам рассказывали, что если карета запряжена цугом, то лошади едут гуськом друг за другом. Могли также запрягать пару или тройку лошадей. Но как запрягали лошадей, когда в карете сидел Пушкин, я не представляю. То есть, когда он ехал куда-то далеко, это, по всей видимости, была тройка. А по городу они с Н. Н. как передвигались?

Ответов - 345, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 All

Марта: Спасибо, Ташенька! Я думала, что вальс моложе.

Таша: Моложе вальс-бостон и медленный вальс.

Марта: Какой прекрасный танец!


Таша: Согласна. ...В обнаженных плечах и руках Кити чувствовала холодную мраморность, чувство, которое она особенно любила. Глаза блестели, и румяные губы не могли не улыбаться от сознания своей привлекательности. Не успела она войти в залу и дойти до тюлево-ленто-кружевно-цветной толпы дам, ожидавших приглашения танцевать (Кити никогда не стаивала в этой толпе), как уж ее пригласили на вальс, и пригласил лучший кавалер, главный кавалер по бальной иерархии, знаменитый дирижер балов, церемониймейстер, женатый, красивый и статный мужчина Егорушка Корсунский. Только что оставив графиню Банину, с которою он протанцевал первый тур вальса, он, оглядывая свое хозяйство, то есть пустившихся танцевать несколько пар, увидел входившую Кити и подбежал к ней тою особенною, свойственною только дирижерам балов развязною иноходью, и, поклонившись, даже не спрашивая, желает ли она, занес руку, чтоб обнять ее тонкую талию. Она оглянулась, кому передать веер, и хозяйка, улыбаясь ей, взяла его. - Как хорошо, что вы приехали вовремя, - сказал он ей, обнимая ее талию, - а то, что за манера опаздывать. Она положила, согнувши, левую руку на его плечо, и маленькие ножки в розовых башмаках быстро, легко и мерно задвигались в такт музыки по скользкому паркету. - Отдыхаешь, вальсируя с вами, - сказал он ей, пускаясь в первые небыстрые шаги вальса. - Прелесть, какая легкость, precision, - говорил он ей то, что говорил почти всем хорошим знакомым. Она улыбнулась на его похвалу и через его плечо продолжала разглядывать залу. <...>потом увидала прелестную фигуру и голову Анны в черном бархатном платье. [...] - Что ж, еще тур? Вы не устали? - сказал Корсунский, слегка запыхавшись. - Нет, благодарствуйте. - Куда же отвести вас? - Каренина тут, кажется... отведите меня к ней. - Куда прикажете. И Корсунский завальсировал, умеряя шаг, прямо на толпу в левом углу залы, приговаривая: "Pardon, mesdames, pardon, pardon, mesdames ", и, лавируя между морем кружев, тюля и лент и не зацепив ни за перышко, повернул круто свою даму, так что открылись ее тонкие ножки в ажурных чулках, а шлейф разнесло опахалом и закрыло им колени Кривину. Корсунский поклонился, выпрямил открытую грудь и подал руку, чтобы провести ее к Анне Аркадьевне. Кити, раскрасневшись, сняла шлейф с колен Кривина и, закруженная немного, оглянулась, отыскивая Анну. Анна была не в лиловом, как того непременно хотела Кити, а в черном, низко срезанном бархатном платье, открывавшем ее точеные, как старой слоновой кости, полные плечи и грудь и округлые руки с тонкою крошечною кистью. Все платье было обшито венецианским гипюром. На голове у нее, в черных волосах, своих без примеси, была маленькая гирлянда анютиных глазок и такая же на черной ленте пояса между белыми кружевами. Прическа ее была незаметна. Заметны были только, украшая ее, эти своевольные короткие колечки курчавых волос, всегда выбивавшиеся на затылке и висках. На точеной крепкой шее была нитка жемчугу. [...] В этот текст можно погружаться бесконечно долго. Но сердце замирает при словах о колечках курчавых (пушкинских) волос на затылке и висках Анны

Зизи: Таша пишет: Как говорится, сам-друг. Вы правы, дорогая Таша, но мне все-таки кажется, что были и более "мягкие" кринолины, в которых и танцевать можно было, и сидеть. Конечно, наш кинематограф не показатель, но посмотрите (другого примера "живого" нет), как двигаются дамы, например, в фильме В. Бортко "Идиот". Никак не могу в интернете найти что-то более конкретное о кринолинах. И в моих книгах по истории моды тоже нет таких подробностей. Все общие фразы об империи Наполеона и Втором рококо.

Марта: Дорогая Зизи, вот что я нашла о кринолине: Кринолин – конструкция в виде широкой юбки на обручах,- пишет Р.Кирсанова в кн. «Костюм в русской художественной культуре», - вошедшая в моду ок.1850 г. и постепенно исчезнувшая после 1865 г. … Но стоило Чарльзу Ворту запатентовать специальное устройство, которое позволяло сжимать и разжимать обручи юбки по мере надобности, … как на кринолин обрушились пресса и театр …: «… гулянье в Летнем саду убедило меня решительно в неслыханном безобразии кринолина …» («Современник», 1857, т.63, №6, с.319). Статья на нескольких листах, и всю её не перепечатаешь. Но, может быть, надо ещё что-то выписать?

Зизи: Марта пишет: устройство, которое позволяло сжимать и разжимать обручи юбки по мере надобности, … Спасибо, уважаемая Марта, я думаю - это то, что надо! Про Ворта много читала, а вот это придуманное им устройство как-то упустила из виду. Те кринолины, фотографии которых я показала, как раз "от Ворта".

Марта: Немного позже я продолжу о кринолинах (о шумящих юбках), дорогая Зизи. В упомянутой мною книге есть ещё кое-что интересное. Да что там говорить, там - всё интересно!!!

Cаша: Марта пишет: о шумящих юбках Шур-шур.. Дорогая Марта, будем ждать. А пока посмотрим, как выглядели дамы в 1860 г. У девочки короткая юбочка, но тоже широкая.

Марта: ["Стальные пружины нанесли ему (кринолину) окончательный удар и в то же время сделались предметом общего смеха у всех женщин умных и со вкусом" ("Мода", 1856, №23. с.184)" В статье говорится о произведении гг.Дюманура и Баррера "Шумливые костюмы". Читаем дальше: "... носить кринолин было непросто.Обручи плохо подчинялись движению тела, поэтому на уровне колен их привязывали к ногам тесьмой, а в низ юбки спереди вкладывали грузики ... Любопытно, что кринолин нашел своё место в крестьянском быту. В Ярославской губернии производились кринолины из проволоки и прутьев, предназначенные для крестьянок. Это нашло свое отражние в художественной литературе: А есть ещё затейницы, Одеты по столичному - И ширится и дуется подол на обручах! Затсупишь- расфуфырятся! Вольно же, новомодницы, Вам снасти рыболовные Под юбками носить. ()Н.А.Некрасов, "Кому на Руси жить хорошо"/more]

Зизи: Марта пишет: поэтому на уровне колен их привязывали к ногам тесьмой, а в низ юбки спереди вкладывали грузики ... Да, красота - это СТРАШНАЯ сила!!!

Зизи: А вот еще о Ворте: Чарльз Фредерик Ворт - родоначальник высокой моды Высокая мода (Haute Couture) волнует сердца женщин с давних пор. Парадные портреты императриц, дам высшего света демонстрируют нам моду прошлых веков. Наряды на портретах тоже имеют своих кутюрье. Чарльз Фредерик Ворт (Charles Frederick Worth) как раз тот самый модельер, в платьях которого предстают перед нами известные женщины мира, написанные художниками на холстах. Франц Ксавье Винтерхальтер Портреты императрицы Евгении (аля Мария-Антуанетта и в парадном костюме) Франц Ксавье Винтерхальтер Елизавета (Сисси), императрица Австрии,1865 г. Чарльз Фредерик Ворт родился 13 октября 1825 г. в провинции Великобритании в семье стряпчего. В возрасте 11 лет мальчик отправляется покорять Лондон. 7 лет Чарльз трудится в магазинах одежды, ателье и мастерских, а все свое свободное время проводит в Национальной галерее Лондона, рассматривая костюмы на картинах старых мастеров и делая с них зарисовки. Уже тогда Ворт понимает, что его призвание - мода, и непременно женская... Чарльз Фредерик Ворт Но добиться славы можно было только в Париже, поэтому 20-летний молодой человек отправляется в столицу моды. В моде была преувеличенная роскошь, интерес к одежде эпохи рококо. Стиль, воплотивший дух времени, и суждено было создать Чарлзу Ворту. В Париже Ворт поступил в одну из первых фирм, специализировавшихся на продаже готового платья. Встав на ноги, Ворт открыл магазинчик на Рю-де-ля-Пэ - в далеко не самом престижном для модников районе Наиболее успешное платье Ворта было сложным произведением из тюля, маргариток, розовых сердечек, пучков зеленой травы и серебряных блесток. Жена австрийского посла надела его на государственный бал в Тюильри, где оно было замечено императрицей Евгенией Монтихо, супругой Наполена III. Это был день восхождения звезды Ворта. Эллиптический и круглый кринолин 1858-1865 гг Crinoline cage British 1860 Императрицу заинтересовал кринолин. Ворт изобрел кринолин из легких металлических обручей, соединенных между собой прочными лентами, конструкция имела форму абажура. Кринолин придавал фигуре величественность. Юбки на каркасах были известны не одно столетие. Вначале каркасы поддерживали тяжелые ткани, придавая форму. Затем настало время жестких нижних юбок из шерсти на конском волосе (именно эта ткань и называлась «кринолин»). Чарльз Ворт придумал новую облегченную металлическую конструкцию. Его кринолин из гибких стальных колец, соединенных по вертикали подвижными лентами, избавил дам от обилия нижних юбок (хотя и не отменил их, просто вместо нескольких надевали одну-две). Кринолины увеличивались в размерах, обрастали воланами, оборками, рюшами. Кринолин служил своего рода пьедесталом для торса с маленькой головной, покатыми плечами и осиной талией. Он придавал фигуре величественность: дамы не просто ходили, а выступали, принимая «благородные» позы. И наконец, кринолин создавал некую преграду, которую рьяным поклонникам женщин столь приятно было преодолевать. Ворт становится поставщиком двора и личным портным императрицы. Весь модный Париж пожелал заказывать у него туалеты. Ворт открыл небывалую по стилю мастерскую - смесь раскошной модной лавки со светским салоном. Ворт был первым кутюрье, кто помимо индивидуальных заказов стал разрабатывать небольшие творческие коллекции, копии которых могли заказывать его клиентки. Ворт ввел впервые лицензионное создание копий для более широких слоев населения, нежели королевский двор. Он продавал образцы своих моделей в ателье или крупные магазины по всему миру. Ворт шил для девяти королевских дворов, одевая в том числе русскую императрицу Александру Федоровну и некоторых ее придворных дам. Платье на модели от Чарльза Ворта Закат кринолина наступил в 1867 г. Взамен Ворт предложил женщинам турнюр. Ходил анекдот, что на эту мысль мастера натолкнул вид подметальщицы, которая для удобства подтянула юбку к бедрам и собрала ее сзади. Турнюр имел огрушительный успех и продержался в моде около десяти лет. Он представлял собой юбку, высоко (на 12-13 см) присборенную сзади в складки, воланы или оборки. Такая юбка держалась на волосяной подушечке, ватном валике или каркасе из изогнутых на ягодицах обручей. Турнюр 1873 Она богато украшалась лентами, бантами, бахромой и искусственными цветами. Турнюры некоторых модниц 80-х гг. XIX в. были настолько велики, что в них с легкостью прятался маленький складной стульчик для отдыха. Существует даже предположение, что турнюр появился именно для этой цели. Сообразно же другой версии, кутюрье вдохновила служанка, собравшая сзади юбку схожим образом, чтобы не намочить ее, когда мыла пол. Еще одна уникальная идея Ворта - платье со сменными лифами. Он предлагал к одной юбке сразу несколько лифов: закрытый с длинными рукавами, с V-образным вырезом, с большим овальным декольте и без рукавов. Одно и то же платье могло превращаться из визитного в обеденное, а из обеденного - в бальное. Чарльз Ворт первым стал создавать сезонные коллекции, задав тем самым моде определенный ритм и заложив основы системы управления ею. Чарлза Ворта по праву именуют отцом от-кутюр. Именно он заложил традиции высокого шитья: модель создаётся как произведение искусства и практически вручную. Чарлз Ворт первым начал, подобно художнику-живописцу, «подписывать» свои модели, т.е. пришивать к платьям ленточку с вытканным на ней именем. Каждый год он представлял новую коллекцию, что способствовало быстрой смене мод и, следовательно, увеличивало доход мастера. Фотография Евгении де Монтихо (императрица Евгения) ок. 1890-го года Для своей любимой клиентки - императрицы Евгении - Ворт только к торжествам по по воду открытия Суэцкого канала сшил 150 платьев. Не меньше он сделал и для английской королевы, но Виктория «перемудрила», заказав все наряды из одной ткани. Газеты, обманувшись, с умилением писали, что скромная англичанка ходит в одном и том же платье. (Выразительность силуэта погасила впечатление от разнообразия заполнявших его «фасонов».) Изобретателем дефиле также является Чарльз Ворт. Некоторые исследователи моды считают Мари Верне, незаменимую помощницу Ворта, первой в истории манекенщицей: она зачастую появлялась в модных нарядах до того, как их заказывали титулованные особы. Впоследствии многие известные модельеры приглашали своих очаровательных жен и любовниц продемонстрировать самые смелые модели так, как это было необходимо их создателю. В то время как другие портные приобретали манекены, изготовленные по индивидуальным меркам постоянных клиентов, Ворт нанимал девушек-«дублерш», выбирая их в соответствии с типажом своих постоянных заказчиц, которые не имели возможности присутствовать на многочисленных примерках при создании костюма. Зная мерки и отыскав манекенщицу, соответствующую им, кутюрье получал возможность выполнять заказы заочно. Чарлз Фредерик Ворт В 1868 г. Ворт открыл «Шамбр Синдикаль де ля кутюр франсэз» (Синдикат высокой моды) - организацию, объединившую салоны, где одевались представители высших кругов общества. Он почувствовал потребность элиты в эксклюзивной одежде, которая отличала бы их от простых буржуа. Синдикат высокой моды существует до сих пор, и лишь члены этой организации имеют полное право называть себя кутюрье. Чтобы попасть туда, необходимо открыть Дом моды в столице Франции, дважды в год показывать новые коллекции на Неделе высокой моды в Париже, устраивать показы для клиентов. При изготовлении моделей должна преобладать ручная работа (допускается до 30% машинных строчек). Чарльз Ворт умер в 1895 г. Семейное предприятие возглавили его сыновья Жан-Филипп и Гастон. Именно под их влиянием во Франции начала ХХ в. развился стиль «модерн». Жан-Филипп прославился изысканными бальными платьями с головокружительно трудоемкой отделкой. В Нью-Йорке на копиях моделей Дома «Ворт» специализировался салон «Кэти Донован». Что же касается самого Дома моды "Ворт", то он просуществовал вплоть до 1945 года. В 1945 г. имя Ворта было продано в Англию. Модный дом «Ворт» прекратил свое существование.

Зизи: К сожалению, почему-то не проходят очень интересные фотографии из статьи о Ворте. Приношу свои извинения!

Марта: Да, дорогая Зизи, красота - страшная сила. А ещё говорят, что красоту ничем не прикроешь Спасибо Вам за Ворта. Ворт - это из области чудесного! Его платья со сменными лифами покорили многих модниц. Почему это забыто сейчас? Да, забыла написать. В крестьянском быту кринолин называли "карнолин".

Cаша: Сооружение юбки было делом нелегким во все времена.

Марта: То, что показал нам уважаемый Саша (СПАСИБО САШЕ!!!), называется "самошевелящимися" юбками (сюжеты слева и справа). К тому же, здесь можно видеть панье (корзину) /в центре/, если только кто-то из нас это не оспорит: очень похоже на турнюр. А сюжет слева - не выяснение ли отношений? И ещё: у дамы справа детали юбки, кажется, поднялись, но не опустились. И кавалеры помогают привести её в изначальное положение. Не так ли?

Зизи: Взамен Ворт предложил женщинам турнюр. Ходил анекдот, что на эту мысль мастера натолкнул вид подметальщицы, которая для удобства подтянула юбку к бедрам и собрала ее сзади. Турнюр имел огрушительный успех и продержался в моде около десяти лет. Он представлял собой юбку, высоко (на 12-13 см) присборенную сзади в складки, воланы или оборки. Такая юбка держалась на волосяной подушечке, ватном валике или каркасе из изогнутых на ягодицах обручей. Мне кажется, что уважаемый Саша представил картинку более раннего времени. А турнюр разве не Ворт придумал?

Зизи: http://www.5ballov.ru/dictionary/full/637456/31

бык: А что у нас там с мужской модой?

Кот: Уважаемая Марта! Мне кажется, что на картинке, представленной уважаемым Сашей, изображена портновская мастерская. Три дамы в с пышными юбками - клиентки, вокруг которых - портные. На сюжете слева пожилая женщина скорее всего пришивает что-то на плечике. На сюжете в центре идет обмер талии. На сюжете справа трое портных тоже обмеряют юбку, а тот, что сзади вроде бы обрезает какую-то ленту. А вот мужчина с левого края - явный зритель, и не понятно, почему он с кружкой.



полная версия страницы