Форум » "Привычка свыше нам дана..." » "Лихая мода, наш тиран" » Ответить

"Лихая мода, наш тиран"

Muza: Мне кажется, что сегодня мы мало знаем не только о том, что ели при Пушкине, да и сам он, но и что носили, в каких домах жили (в смысле устройства интерьеров), на чем ездили, ну и так дальше. В школе, помню, нам рассказывали, что если карета запряжена цугом, то лошади едут гуськом друг за другом. Могли также запрягать пару или тройку лошадей. Но как запрягали лошадей, когда в карете сидел Пушкин, я не представляю. То есть, когда он ехал куда-то далеко, это, по всей видимости, была тройка. А по городу они с Н. Н. как передвигались?

Ответов - 345, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 All

Cаша: Милая Марта, дама изображенная на миниатюре без сомнения Наталья Ивановна Загряжская. Стоячий воротник,высокая талия платья, наброшенная на плечи шаль, прическа соответствуют моде 1800-х годов. Ульрика Поссе умерла в екатерининскую эпоху и представить ее в таком одеянии эпохи ампира невозможно.

Марта: Спасибо, Сашенька, всё очень убедительно. Но вот появилась же статья в одном из периодических русских изданий в Эстонии "Мать или дочь", где об этом идёт речь. Автор В.Бобылёва. Не могу, к сожалению, дать точную ссылку. Ведь автор этой публикации на чём-то основывался, делая такие выводы.

Cаша: Спасибо Марта, авторы часто не дают ссылок в периодических изданиях. Хорошо бы вчитаться в текст статьи, нет ли каких-нибудь указаний в ее контексте. Хотя и сейчас понятно, что на портрете никак не может быть изображена Ульрика.


Марта: Сейчас не могу достать этот журнал. Его владелец в больнице. Остается только ругать себя, что не взяла сразу, чтобы сделать копию.

Cаша: В журнале могли быть ссылки. Я подумал,что статья опубликована в газете. Где же тот портрет Ульрики,что спас солдат во время пожара в Зимнем дворце?.. Где - нибудь хранится,возможно в частном собрании, а имя изображенной на ней несчастной женщины уже и не помнят.

Марта: Уважаемый Саша! Тот портрет Ульрики, о к-м Вы пишете и к-й спас солдат, и есть то, что Вы только что поместили выше. Где мы видим воротник "ампир", игривый локон и уверенно-искристый взгляд счастливой молодой и кокетливой женщины, у которой жизнь удалась. Пытаюсь раздобыть копию этой статьи. Надеюсь на удачу. Сашенька, подумайте на досуге о воротнике "ампир", ладно?

Muza: О воротнике "ампир" ничего не знаю, а вот, что у Ульрики явно на днях был день рождения или ангела, это ясно. Так как вы вдруг оживили к ней свой интерес. Когда-то зимой этот ее портрет, помнится, уже обсуждали на форуме. Теперь вдруг опять. Но это все равно интересно.

Cаша: В рукописях пушкина мы находим дам с подобным воротником: . Это предполагаемое изображение книгини В.Ф.Вяземской. На известном портрете Долли Фикельмон, изображенной Пушкиным, подобный стоячий воротник.

Марта: Уважаемая Muza пишет, что вы вдруг оживили к ней свой интерес Как же не оживить, когда переатрибутирование портрета дело такое серьезное? Это открытие, это взрыв! Раньше я только знала о статье В.Бобылевой "Мать или дочь" и могла предполагать, чей же портрет будет ператрибутирован. А теперь у меня есть копия упомянутой выше статьи Бобылевой. Но мне её надо прочесть, и позже я об этом напишу.

Марта: Статья называется "Портрет: дочь или мать". В подзаголовке сказано: "Из лифляндской родословной Наталии Николаевны Пушкиной". Была она опубликована в журнале "Новый Таллинн" (так теперь в Эстонии пишут название столицы)№5-6, 2003 г. Наверное, мне надо переходить на ветку "Родственники", но о воротнике на миниатюре напишу здесь. Речь идёт о копии с миниатюры Виоллье. Автор статьи пишет, что "Портрет Ульрики" (так названа эта миниатюра в статье) "сочетает очаровательную изысканность и сентиментальность в лице и одежде". Дальше приводится пояснение в тексте: "Удивителен воротник "а ля Медичи" - дань уважения модам начала XVII века, что свойственно консервативной Англии. ... Не нужно забывать, что Ульрика была немкой, в лифляндских землях дворянские женщины были ближе к европейским модам. Немецкое общество придерживалось в бытовой среде чопорного консерватизма, что было характерно для Германии и Англии". О возможном переатрибутировании портрета напишу сегодня вечером на ветке "Родственники". Текст большой, но так интересно!

Маша: Марта пишет: Удивителен воротник "а ля Медичи" - дань уважения модам начала XVII века Вот, что нашлось в Нете на эту тему: "стоячий «воротник Марии Медичи» — воротник на каркасе, иногда поднимавшийся выше головы" Есть также информация о его устройстве: 1.Делают наколку из плотной бумаги. Надо внимательно определить высоту, ширину, линию края в фас и профиль. 2.Рисунок переносят на доску. 3.По контуру набивают гвоздики. 4.Делают каркас, те. обводят гвоздики тоненькой проволокой. Плюс ещё по всей плоскости будущего воротника тоже прокладывают проволоку вдоль и поперёк, как бы разбивая её на клеточки типа 4 на 4 см, может на ромбики, как удобнее к фасону. В точках пересечения проволоку закрепляют между собой. 5.Красят каркас белой эмалью, чтобы не отсвечивал. 6.Обтягивают вручную кружевом, где надо прикрепляя его к каркасу. Если воротник из непрозрачной и довольно плотной ткани, то проволоку на каркасе сперва обтягивают марлей или косой бейкой (обкручивают и время от времени зашивают). Потом сверху ткань и кое-где прикрепляют к обтяжке, и по краям каркаса. Это называется в театре "воротник медичи". Он получается такая жёсткая форма, не как ригилин, не болтается. Если форма воротника плохо переносится на плоскость, то ещё используют такой валик, типа большого бублика, тогда каркас делают на нём. И вот так наверное выглядела дама с обсуждаемого портрета сзади:

Марта: Спасибо, уважаемая Маша! А воротник-то где на этой картинке? Я её увеличила, но не увидела воротника. И потом, на картинке, приведенной уважаемой Машей, стоит дата: 1809. А миниатюрный портрет Вуаллье был написан раньше. Об этом я расскажу на другой ветке. Теперь и не знаю, когда. Сегодня в филармонии большой концерт, посвященный А.С.Пушкину, а завтра мы собираемся у памятника Пушкину. Не обессудьте, если не отвечу сегодня. Вы ведь меня поймёте?

Маша: Я отчетливо вижу стоячий воротник, уходящий в самую прическу. А Вы не видите? Странно.

Маша: Марта пишет: на картинке, приведенной уважаемой Машей, стоит дата: 1809. А миниатюрный портрет Вуаллье был написан раньше В книге Вадима Старка о Н. Н. Пушкина сказано, что Ф.-Ф.-Г. Виолье (с 1 буквой л) написал портрет после 1807 Там же приводится парный к нему портрет ее мужа - Николая Афанасьевича Гончарова. Тоже миниатюрный, где Гончаров изображен по моде того же времени. Смотрите сами:

Зизи: Маша пишет: Я отчетливо вижу стоячий воротник, уходящий в самую прическу Мне тоже кажется, что при увеличение просматривается воротник.

Марта: Увидела я этот воротник, уважаемая Маша! А обозналась из-за выреза на спине: думала, что там ткани нет, что это декольте. Всё в порядке. Воротник есть! Фамилию "Виоллье" я пишу так, как в статье, о которой я говорю. Но я бы написала с одной буквой "л". Автор статьи говорит в примечании, что эта фамилия в разных источниках пишется по-разному. Парным портретом к портрету Н.А.Гончарова автор статьи считает другой портрет - портрет Н.И.Загряжской работы неизвестного художника. Но об этом я напишу подробнее на другой ветке. Книгу В.П.Старка, к сожалению, не видела.

Таша: Сомневаюсь, что Ульрика в свои 1780-е годы могла выглядеть так легкомысленно, что она могла быть одета так смело - по моде, которая придет примерно через два десятка лет!

Марта: Ташенька, всё напишу подробно, только позже. Я говорю о статье, отрывки из которой я здесь уже привела и приведу ещё на другой ветке ("Родственники"). Скажу только, что моё мнение может не совпадать с мнением автора статьи. Просто статья, на мой взгляд, интересная. Я давно её искала. Мне-то самой надо было бы посмотреть что-то об "ампире" в одежде. Мало у меня знаний, писать трудно, потому и ссылаюсь на статью. Но ведь вы все мне поможете разобраться, чей это всё же портрет?

Маша: Марта пишет: Просто статья, на мой взгляд, интересная. Я давно её искала. Сначала хочется эту статью прочитать, а потом уже говорить о ней.

Марта: Уважаемая Маша, статья большая, и всю её здесь привести не смогу. Но ту часть, где говорится о переатрибутировании портрета, напишу. Может быть, даже очень скоро. Времени на всё не хватает.



полная версия страницы