Форум » "Привычка свыше нам дана..." » "Лихая мода, наш тиран" » Ответить

"Лихая мода, наш тиран"

Muza: Мне кажется, что сегодня мы мало знаем не только о том, что ели при Пушкине, да и сам он, но и что носили, в каких домах жили (в смысле устройства интерьеров), на чем ездили, ну и так дальше. В школе, помню, нам рассказывали, что если карета запряжена цугом, то лошади едут гуськом друг за другом. Могли также запрягать пару или тройку лошадей. Но как запрягали лошадей, когда в карете сидел Пушкин, я не представляю. То есть, когда он ехал куда-то далеко, это, по всей видимости, была тройка. А по городу они с Н. Н. как передвигались?

Ответов - 345, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 All

Марта: Спасибо, милый Саша, за "жабо". Вот не знала, что это значит по-французски.

Марта: У Вяземского в "Сравнении Петербурга с Москвой" есть такие строки: Как на Неве, Так и в Москве. ..... Мужчин в чепцах, А баб в портках — Найдешь у вас, Как и у нас, Не пяля глаз. Разве в то время женщины брюки носили? Или я неправильно понимаю это слово?

Кот: Уважаемая Марта! Я думаю, что Вяземский имел в виду женщин, которые не уступят мужчинам ("мужчин в чепцах"), и мужчин с "бабьим" характером, у которых мужского - только портки.


Марта: Верно, уважаемый Кот! Как и всегда всё у Вас верно и рассудительно. Спасибо! Я-то уже обратилась к любимой книге по истории костюма (Р.Кирсанова, я о ней уже говорила).

Марта: У Кирсановой, с.51, 316: Женщины очень долго отстаивали право носить мужскую одежду: в 1-ой половине 19 в. - фрак и панталоны, как писательница Жорж Санд во Франции. Санд Жорж ... Отличалась экстравагантностью в одежде: носила мужскую фрачную пару... В Печорский монастырь /Псковской области/ женщин в брюках не пускают. Но так как женщин-туристов в брюках великое множество, то выход монахи всё же нашли: у входа в монастырь стоят огромные короба с тряпьем, где можно взять на время посещения монастыря юбку и платок. Выбрать по вкусу из груды барахла. И берут, и даже выбирают по размеру и по вкусу. О гигиене никто и не вспоминает.

Кот: Уважаемая Марта! Насколько я себе представляю, корнет Александров (Надежда Дурова) тоже ходил в мужском костюме и в мирное время.

Таша: Кот пишет: Александров (Надежда Дурова) тоже ходил в мужском костюме и в мирное время. и даже говорил о себе в мужском роде. А то, о чем пишет Марта, интересно. Видимо, Вяземский посмеивался над феминистками своего времени, типа Жорж Санд, поэтому и ввел в свои стишки их панталоны

Cаша: А какой ужас и переполох вызвало появление мужских панталон в петербургском свете, когда сменилась мода на высокие сапоги! Длинные панталоны сравнивали с одеждой матросов.

Маша: Cаша пишет: А какой ужас и переполох вызвало появление мужских панталон в петербургском свете А когда это было, поясните пожалуйста.

Марта: Милая Маша, Саша обязательно ответит, я же вклиниваюсь вот по такой причине. У нас очень жарко, и я хотела купить веер. Никто из продавцов, к которым я обращалась, не мог ответить, в каком отделе можно их купить. Все отправляли в индийскую лавку. Забыт у нас веер! То ли дело было в пушкинское время: В Петрополь едет он теперь С запасом фраков и жилетов, Шляп, вееров, плащей, корсетов.... /quote] "Граф Нулин" Существовал даже "язык" веера, который мог рассказать о настроении хозяйки. Или хозяина? У мужчин тоже мог быть веер?

Зизи: Замечательная тема о веерах! Забыты веера, забыты дамские перчатки (не те, что мы надеваем для тепла)! Я когда-то слушала В. Зайцева. Он давал интервью, и так получилось, что я за камерой стояла. Он очень сожалел, что женщины сейчас не носят перчатки, как носили еще их даже наши мамы. И я вспомнила, что у моей мамы, действительно, были перчатки: и кружевные, и хлопковые. Мы потом с сестрой играли с ними. После интервью подошла к Зайцеву, поблагодарила за то, что о маме напомнил и о ее перчатках. С тех пор очень тепло к Зайцеву отношусь. И о перчатках сожалею!

Muza: Милая Зизи поделилась с нами замечательными воспоминаниями. Спасибо. Но все же вопрос уважаемой Марты, возникший на основе слов Пушкина в "Графе Нулине", остается: У мужчин тоже мог быть веер?

Зизи: Muza пишет: Но все же вопрос уважаемой Марты, возникший на основе слов Пушкина в "Графе Нулине", остается В "Словаре моды" Т.А. Терешкович (Минск, 1999) сказано, что "веер был извесен на Востоке в глубокой древности, как солнечный зонт (Индия), как опахало, как символ военной власти (Япония). В Европе появился в конце 16 века, когда с Востока были завезены складные веера, используемые до нашего времени. Барокко ввело в моду разрисованные веера с зеркальцем посередине. В правление Людовиков 15 и 16 во Франции веерами пользовались не только женщины, но и мужчины...Как акссесуар бального туалета веера удержались в Европе до нашего времени, хотя и не имеют такого значения, как на Востоке. С давних времен веер в Японии - вещь многофункциональная. Это и опахало, и предмет искусства, и средство общения, и холодное оружие... До сих пор веер в Японии имеет широкое употребление как у женщин, так и у мужчин. Причем для последних. создаются специальные модели".

Зизи: Марта пишет: Саша обязательно ответит В том же словаре моды о панталонах я прочитала следующее. Во-первых, это название происходит от персонажа итальянской комедии - Панталоне. Вошли в моду приблизительно в 1630-40-е годы. Мода на панталоны менялась постоянно: то они были прямые и свободные, то узкие, то длинные, то короткие, доходили до середины икр и заканчивались петлями из лент. Распространение длинных панталон вызвало появление подтяжек. В России популярность панталон связана с именем герцога Веллингтона, ставшего знаменитым после битвы при Ватерлоо в 1815 г. Панталоны не имели заглаженных складок, но шились со штрипками и окончательно исчезли в конце 19 в., а вместе с ними и термин панталоны. Его заменили словом брюки. Уважаемый Саша, вероятно, имел в виду панталоны фасона "нога слона". Это очень широкие панталоны, бывшие в моде в 1830- 1832 г.г.

Марта: В книге Р.Кирсановой "Костюм в русской художественной культуре" статья о веере есть, но ничего не говорится, был ли веер у мужчин. Зато многое сказано о языке веера. Спасибо Вам, Зизи, за веер и за панталоны. Интересно!

Маша: Я все думала о панталонах, капалась в Интернете. Кое-что поняла. Во-первых, считается, что впервые панталоны надели в Европе еще в эпоху Возрождения женщины легкого поведения! Потом их стали надевать балерины. Иначе как танцевать на сцене? В конце XIX в. их уже носили все женщины. А скажите, как они могли быть приняты в конце века, если их раньше никто не носил? Выходит, что постепенно они внедрялись в женскую одежду. Только аристократки заинтересовались этой модой раньше, чем простые женщины. Но в каком году кто их надел, я пока не нашла. Аристократкам панталоны были нужны потому, что они садились на лошадей. Для это были специальные платья, но из-под юбки торчали панталоны!

Маша: Ура! Нашла ссылку: http://www.academy.chelkon.org/?dressarticle=3 Кто прочитает, тот увидит, что панталоны-бриджи - часть амазонки - костюма для верховой езды! Спасибо, дорогая Марта, что обратили мое внимание на эту сторону жизни. Искать ответ было очень интересно.

Марта: О бриджах. Почему-то стоит перед глазами портрет З.Гиппиус в бриджах. Прочитала по Машиной ссылке: Юбка (фартук — современное название) В русской народной одежде была понёва - очень удобная вещь. А ещё - юбка, которая запахивается (без швов и без застежек), на завязках. Вот тоже очень интересная тема: русский народный крой, когда в дело шел весь кусок ткани, и не оставалось ни кусочка, ни тряпочки, а если оставались какие-то лоскутки, то шли они на шитье одеял из лоскустков. Но, кажется, я отошла от темы?

бык: Маша пишет: В конце XIX в. их уже носили все женщины А я прочитал следующее: "У женщин длинные панталоны в качестве нижней одежды появились в 16 в., но только в начале 20 в. женские брюки получили всеобщее распространение как верхняя одежда. Первой женщиной, которая начала ПОВСЕМЕСТНО носить панталоны (брюки) была Жорж Санд (не будучи никогда на военной службе). Бриджи - брюки для верховой езды, носят их с высокими сапогами. Крой делают очень широким в бедрах, поэтому во время езды они натягиваются, не образуя складок и не стесняя движений. Амазока - женское длинное платье для верховой езды. В 16 в. костюм для верховой езды еще не отличался от обычного, элементы мужской одежды проникли в него позднее. Первой женщиной, надевшей пышно украшенные брюки, была Мария Медичи (1519-1589). В 17 в. к амазонке добавился мужской камзол, в 19 в. наездницы надевали под пышные юбки мужские брюки и высокие сапоги, а сверху - приталенный корсаж, а также цилиндр с вуалью".

Петушок: бык пишет: в 19 в. наездницы надевали под пышные юбки мужские брюки и высокие сапоги Выходит, права Маша.



полная версия страницы