Форум » "Привычка свыше нам дана..." » Волна и камень » Ответить

Волна и камень

Таша: Мне кажется, что назрела тема "Пушкин и природа". Но такая формулировка чем-то смахивает на учебник природоведения 6 класса средней школы. [more]Хотя я с наслаждением рассматривала этот учебник, получив его в мае в школьной библиотеке и с нетерпением ожидая, что будет происходить в сентябре, когда мы начнем учиться по этой красивой книжке. [/more] Поэтому тема названа более красиво, тем более, что сюда, вероятно, перейдут сообщения о камнях.

Ответов - 359, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 All

Cаша: Маша пишет: Саша! А Вы верите, что Пушкин мог видеть эту голову в парке Весьма интересно,но голова рукотворная,увы и скорее наша современница! Но мы знаем примеры чудесного окаменения в фольклоре и былинах. Так, после того, как Святогор передал Илье Муромцу свой меч, сам окаменел.

Cаша: Спасибо, дорогой Геолог-рассказ о талисманах очень интересный,подробный. То,что подарок от Воронцовой,что "в день печали был...дан" Пушкину и который,согласно устной легенде, и есть талисман-действительно дань традиции. Перстень, доставшийся Далю также можно назвать талисманом. Стихотворение 1827 г. можно отнести с полным основанием и к любому кольцу,находившемуся у поэта, приносящему удачу, оберегающему от бед. А что же, если не талисман и то колечко,подаренное Нащокиным, он "заменит" вторую даму-дарительницу. Колечко с амурчиками в ладье Пушкин проиграл в доме Раевских, а его бытование в Сибири- настоящее приключение. Кольца и браслеты из кандалов мужей-декабристов -это тоже интересная тема из жизни колец.

геолог: Саша, спасибо, но я к ссылочным текстам никакого отношения не имею, т.е. спасибо, все же, Инету! вот кое-что о камеях и интальо: Новелла десятая. Легенды о геммах « Геммами называются резные камни и раковины с рельефными изображениями на них женских и мужских профилей, колесниц, звездного неба, зверей и птиц. Эти изображения обычно вырезаются на ониксе, сердолике, агате, опале и коралле, а также на полудрагоценных камнях: топазе, аметисте и даже на драгоценном – изумруде. Геммы с углубленными изображениями (обычно они являются печатками, вставленными в перстни) называются интальо; с выпуклым рисунком – носят название камей. Большинство дорогих камей режутся из слоистых камней: фон у них одного цвета, а изображение – другого. Наиболее ценны трехцветные камеи. Поскольку резьба на камне сложнее, чем на раковине, последние стоят дешевле. Геммы известны с глубокой древности. Еще до нашей эры интальо пользовались знатные люди Македонии, Египта, а также патриции Римской империи. Предполагают, что глиптика, то есть резьба на драгоценных и полудрагоценных камнях, впервые была применена в четвертом веке до нашей эры этрусками. Отняв у умбров обширную область в Средней Италии, они поселились там и назвали свою страну Этрурия. В шестом веке до нашей эры этруски господствовали над большей частью Италии, в том числе и над Римом. Они обладали высокоразвитой материальной культурой. Ремесленники этого народа изготовляли гончарные, бронзовые и золотые ювелирные изделия, за которыми из Ливии и других стран приезжали купцы и посланники царей. Был у этрусков и свой властелин из рода Тарквиниев. Этруски оказали большое влияние на римскую культуру. Они имели свою письменность, которая до настоящего времени не расшифрована, хотя имеется около девяти тысяч надгробных и наскальных надписей* [В Эрмитаже находятся две золотые чаши, очень похожие на эллинистические глиняные сосуды. На них – надписи, вычеканенные еще в III веке до нашей эры арамейским письмом. Надписи эти также до сих пор никем не прочитаны.]. В пятом, четвертом и третьем веках до нашей эры этруски понесли несколько поражений: на юге – от греков, на севере – от галлов. Римляне изгнали Тарквиниев и подчинили себе этрусков, впитав всю их культуру, и с честью пронесли ее через все поколения. Вот почему до сего времени славятся камеи и интальо, изготовляемые в Италии. Существует и другая версия: некоторые считают, что геммы впервые появились в эпоху эллинизма в Александрии за триста лет до нашей эры. Для подтверждения этой версии имеется достаточно оснований. Замечательная коллекция гемм собрана и хранится в Эрмитаже. История сохранила имена некоторых древних резчиков гемм: Кромоса, Диоскорида, Геликона и знаменитого гравера – художника Пирготеля. Последний являлся придворным резчиком Александра Македонского. Только ему одному император разрешил, как искуснейшему мастеру – художнику, вырезать на интальо и камеях свое изображение. На печатке – талисмане римского императора Суллы был изображен побежденный им нумидийский царь Югурта. Разбитый Цезарем в битве при Фарсале римский полководец Помпеи приказал вырезать на амулете картины трех своих победоносных сражений – в Европе, Азии и Африке. Однако талисман не спас его: Помпеи бежал в Египет и был там убит. Как уже было сказано, интальо одновременно являлись и печатями. Ими скрепляли дикты и приказы императоров и королей. Мода на геммы то притухала, то вспыхивала, как костер, тлеющий на ветру. Забытая в одной стране, она возрождалась в другой, пересекала границы государств, преодолевала горы, моря и реки. И всюду, во всех европейских и азиатских странах, вместе со старинными монетами находят геммы различных эпох. Стоимость этих художественно обработанных камней была очень высока. По преданию, перстень Поликрата с интальо работы Диодора стоил столько же, сколько весь остров Самос, на котором жили Поликрат и его мастер – резчик. Поскольку камеи и интальо являлись произведениями искусства, выполненными по заказам цариц, королей и придворной знати, то определенной, раз и навсегда установленной цены на них не существовало. Тонкая, трудоемкая работа скульпторов – резчиков на твердых и хрупких камнях оценивалась любителями – эстетами в зависимости от художественного выполнения гемм, от моды, от богатства покупателя. Вообще же за средне выполненные камеи обычно платили золотом по весу сардоникса или агата, на котором был вырезан поясной портрет царицы Савской, Венеры или Деметры. В позднейшие времена, уже в конце XVIII века, помимо греческих и итальянских мастеров в России появилась целая плеяда замечательных русских умельцев: Есаков, Шилов, Клепиков, Алексеев, Раевский, Уткин, Доброхотов. Большинство из них учились в медальерном классе Петербургской Академии художеств. Что касается Доброхотова, то он, сын тульского оружейника, по окончании учения остался в училище преподавателем, а затем стал академиком. Из непревзойденных его работ известны: портрет А. В. Суворова и "Меркурий, дающий Парису золотое яблоко". Во времена Елизаветы Петровны, и особенно Екатерины II, увлекавшейся камеями и собиравшей геммы, мода на античные резные камни появилась и в России. "Бриллианты, коими наши дамы так богаты, попрятаны и предоставлены купчихам, а взамен алмазов и самоцветов нынче у нас в моде античные камеи и интальо",- писала в дневнике одна из фрейлин Екатерины II. Были у нас и на Урале прославленные мастера – резчики: Бояршинов, Бушуев и другие. Они гравировали целые сцены на охотничьих ножах и саблях, изготовлявшихся на златоустовском заводе, где отливалась изобретенная русским инженером П. П. Аносовым замечательная булатная сталь, превосходящая по упругости и твердости золингенскую. Среди их учеников особенно выделялся резчик Василий Бубнов. Мы, вероятно, никогда бы не узнали его имени, если бы он не был замешан в уголовном деле, о котором рассказал на одной из своих лекций Анатолий Федорович Кони… » а здесь кое-что о (лечебно-защитных) свойствах ...


Таша: геолог пишет: резные камни и раковины с рельефными изображениями на них женских и мужских профилей, колесниц, звездного неба, зверей и птиц. Эти изображения обычно вырезаются на ониксе, сердолике, агате, опале и коралле, а также на полудрагоценных камнях: Вы правы: кольцо, которое Волконская выиграла у Пушкина, надо бы называть не кольцом с сердоликойм, а кольцом с геммой. Спасибо.

геолог: антикварные камеи

Natalie: Можно и на скульптурную. Ждем.

бык: Уважаемый администратор поместила фотографии тростей Пушкина, в том числе. и трости с аметистом. А что известно об этой трости? Сохранилась какая-нибудь история, с ней связанная? Аметист, ведь, не случайно попал к Пушкину?

Зизи: http://horoscopes.rambler.ru/mineral.html?id=47722 Оказывается, это еще и камень "рыбаря". Так что не зря мы отмечали День рыбака. Да к тому же аметист - камень Близнецов, то есть камень Пушкина.

Cаша: Уважаемый Бык интересуется: Уважаемый администратор поместила фотографии тростей Пушкина, в том числе. и трости с аметистом. А что известно об этой трости? Сохранилась какая-нибудь история, с ней связанная? Аметист, ведь, не случайно попал к Пушкину? Эта трость из орехового дерева после смерти Пушкина досталась Ивану Тимофеевичу Спасскому. Видимо Наталья Николаевна решила ее подарить на память домашнему доктору, пользовавшему всю семью в течение нескольких лет, находившемуся при Пушкине в первую, самую страшную, ночь его мучений после дуэли. Спасского в семье поэта любили, к его советам прислушивались и Пушкин и Н.Н. И на протяжении 1830-х оказывали ему свое уважение. Вспомним, как о присылке лошадей из Полотняного Завода, в том числе и Спасскому, хлопочут Пушкины. После смерти И.Т. Спасского трость поэта досталась мужу его воспитанницы - библиотекарю Императорской Публичной библиотеки Беккеру и была принесена последним библиотеке в дар. Трость экспонировалась на юбилейной петербургской пушкинской выставке 1880 года. В библиотеке трость хранилась до 1938 г., когда и была передана в музей Пушкина.

бык: Спасибо, уважаемый Саша! Вы всегда так обстоятельно и оперативно отвечаете! А приобретал ли Пушкин эту трость потому, что аметист - его камень? Известно что-нибудь об этом?

Cаша: Увы, мы, к сожалению, не знаем, как эта очередная "бабья страсть" попала к Пушкину. Вот у вас тросточка. У меня бабья страсть к этим игрушкам. Проиграйте мне ее. (Пушкин в разговоре с Соллогубом) Но, интересно,когда готовилась выставка 1880 г. ошибочно указывался камень набалдашника - сердолик. Не всегда неспециалисты могли различать, что же перед ними за камень.

Таша: Трость дороговата для Пушкина. Возможно, он ее и правда у кого-то выиграл, или же это чей-то подарок (очередной талисман?)

Cаша: Тросточка парадная и выглядит очень изящной. Наверное Пушкин ее берег для особых случаев. И в последующем ее, видимо, хранили в библиотеке хорошо. А толстая палка похуже сохранилась. Вот и Плетнев с ней ходил в университет.

Таша: Cаша пишет: Вот и Плетнев с ней ходил в университет. И стер, как бывает стирают каблуки туфель или сапог: вкривь. А, может, это еще Пушкин так ее натрудил?

Cаша: Наверное, повидала грязь и пыль дорог... Да и такая она толстая и массивная. Может неспроста? А как она по весу? Потяжее других будет? Тогда может быть желание носить железную палку у Пушкина не пропало, но в столичном городе ему, человеку "публичному", носить железную было неловко. И вот альтернативная замена.

Таша: Она, конечно, весит чуть более,чем камышовая с пуговицей или ореховая с аметистом, но все же с железной,которая, по словам Липранди, весила "осьмнадцать фунтов" (около 9 кг) не сравнить. А носил он железную палку все же не в провинции, а в Кишиневе и Одессе, а когда уехал оттуда, то не стал брать ее с собой. Странным образом она оказалась в Одессе у поэта и литературного критика Алексея Мерзлякова, которого Пушкин считал ужасным невеждой. Вся эта история выглядит несколько "подозрительно": пушкинская ли палка хранилась у Мерзлякова, а затем у нескольких одеских жителей, имена которых перечислены в книге Л. П. Февчук "Портреты и судьбы"?

Cаша: Как далека от нас Одесса, не "прочувствовать" нам всю эту поднаготную, не проверить. А что с той железной палкой,что утопил Пушкин у Вревских в пруду, в Голубово в 1835 г. Если бы палка нашлась,когда пруд расчищали, С.С.Гейченко неприменно об этом бы написал и, возможно, палку разместили бы в михайловском кабинете, вместо нынешней "одесской". Хотя и "потопление" палки - тоже своего рода легенда? Не помню, нет ли документов это подтвержающих, писем Вревских, может Семевский об этом упоминает?

Таша: Таких упоминаний не припомню, уважаемый Саша.

Зизи: http://www.boxter.org/stihi/show.php?id=254

смотритель: чой-то прекратился тут разговор замысловатый о камнях и палках, понимаешь ... жаль, не владею, темой т.е.



полная версия страницы