Форум » "Привычка свыше нам дана..." » "Лихая мода, наш тиран" (продолжение) » Ответить
"Лихая мода, наш тиран" (продолжение)
Muza: Мне кажется, что сегодня мы мало знаем не только о том, что ели при Пушкине, да и сам он, но и что носили, в каких домах жили (в смысле устройства интерьеров), на чем ездили, ну и так дальше. В школе, помню, нам рассказывали, что если карета запряжена цугом, то лошади едут гуськом друг за другом. Могли также запрягать пару или тройку лошадей. Но как запрягали лошадей, когда в карете сидел Пушкин, я не представляю. То есть, когда он ехал куда-то далеко, это, по всей видимости, была тройка. А по городу они с Н. Н. как передвигались?
Таша: Даже на ногах у древних греков кроме простых сандалий можнро было увидеть сапожки на шнуровке, подчеркивавшие стройность ног и пользовавшиеся большим спросом у женщин! У римлян туфли (calceus) закрывали всю ногу и завязывались спереди ленточкой или шнурком.Появляться в публичных местах в открытой обуви воспринималось как проявлением дурного тона. Скифы носили сапоги, напоминающие кожаный чулок. Эти сапоги обтягивали ногу при помощи ремней, охватывающих ступню и щиколотку. А вот происхождение европейского шнурка необычно: в средневековой Европе были модны претенциозные туфли с длинными, загнутыми вверх носами, которые, по моде того времени, украшались колокольчиками или бубенцами. По указу французского короля Филиппа IV знать носила только такую обувь. В ХIV веке длина туфель отражала знатность их владельца: рядовым дворянам разрешалось покупать обувь на полтора, баронам - на два, князьям - на три сантиметра больше истинного размера ноги. А вот чтобы не спотыкаться, князья привязывали загнутый кончик туфли к ноге бечевкой - прародительницей нашего шнурка. По-настоящему шнуровать и застегивать ботинки стали только с середины XIX в. Самая модная модель того времени - полуботинки с меховой отделкой на каблучке-"рюмочке" средней высоты.
Марта: Дорогая Ташенька, огромное спасибо за интересный рассказ!
Cаша: Спасибо, дорогая Таша, за такой интересный экскурс вглубь веков. А мы перенесемся в эпоху не столь далекую, лишь на 180 лет назад, и посмотрим, какую обувь носили петербургские модницы пушкинского времени.
Зизи: Шнурков что-то не видно! Но возможно были ленточки, как в греческой (римской) обуви? Но и их не видно! Ножки узенькие! Мало и легко ступала такая ножка по земле!
Марта: Ходит маленькая ножка, Вьется локон золотой.
Зизи: Да! Именно так!
Анет: Марта пишет: Ходит маленькая ножка Тут уж Пушкин вне конкурса: Ах, ножки, ножки! Где вы ныне? Где мнёте вешние цветы? Взлелеяны в восточной неге, На северном печальном снеге Вы не оставили следов: Любили мягких вы ковров прикосновенье. Давно ль для вас я забывал Ижажду славы и похвал, И край отцов и заточенье.
Марта: Как приятно это все читать!
Natalie: В особенности в пять утра, милая Марта! В моем доме в таких случаях говорят: кот из дома - мыши в пляс!
Cаша: А эта ножка в сапожке или туфельке на рукописи стихотворения "Осень", 1833 г. Шнурков не видно.
бык: Обувь - тема интересная! А что носили мужчины на ногах?
Зизи: Насколько я понимаю, нельзя одним стилем определить вообще моду 19 века. В начале века (1800-1825) - это был стиль ампир. Прически у мужчин в основном короткие, головные уборы — высокие шляпы с небольшими, загнутыми с боков полями. Распространенными видами обуви были сапоги и туфли. Потом идет резкое изменение моды (1830-1860). Но основным головным убором остается цилиндр. Обувь — сапоги и закрытые туфли черного цвета. Третий этап - это 1870е-1890- г.г.На протяжении 70—80-х гг. мужская мода все более и более перестает быть индивидуальной. Она приходит к неким стандартам и постоянству, меняется мало.Изменения касаются частностей. Усиленно развивается промышленное массовое производство мужской одежды, которое к концу века окончательно вытесняет индивидуальное.
бык: Очень любопытно! Вот бы сюда еще картиночки самой обуви! И головных уборов, раз речь и о них зашла! Зизи пишет: высокие шляпы с небольшими, загнутыми с боков полями. Вот эти шляпы мне интересны!
Марта: Извините, что я о другом. Картинок обуви у меня нет. Может быть, у Кирсановой это есть? Вот отрывок (речь идет о Воейкове А.Ф.): "...промотавшийся дворянин… , будто бы явился к Протасовым в глубоком трауре с плерезами и могильным голосом объявил, что его брат умер от ран, полученных им при взятии Парижа, и сам он осиротел..." Что такое "плерез"? БСЭ этого слова не дает, а Кирсанову никак не найду, увы...
Кот: Уважаемая Марта, у Даля вот что сказано: Плере(ё)зы ж. мн., фрнц. [pleureuses], белые нашвы на чорном платье, траурная обшивка; жалевыя, печальныя нашвы.
Марта: Спасибо, уважаемый Кот!!! Стыдно мне, стыдно: Даль-то у меня под рукой.
Арина: бык пишет: Вот эти шляпы мне интересны! а я хочу про шляпы и ботинки продолжить. интересно, у кого-нибудь есть картинки.
Зизи: Надо поискать! А пока мне тоже хочется вот такую же картинку показать -
бык: Цилиндр был, например, лучшим головным убором для жениха а это головные уборы пушкинского времени
Марта: Случайно нашла сегодня такое высказывание В.Г. Белинского: "...Кто не слышал о московском хлебосольстве, гостеприимстве и радушии .... Оттого-то там так много халатов, венгерок, штатских панталон с лампасами и таки невиданных сюртуков со шнурами, которые, появившись на Невском проспекте, заставили бы смотреть на себя с ужасом." Но я хочу спросить о моде: что это за сюртуки такие, которые могут вызвать ужас?
полная версия страницы