Форум » "Привычка свыше нам дана..." » "Лихая мода, наш тиран" (продолжение) » Ответить

"Лихая мода, наш тиран" (продолжение)

Muza: Мне кажется, что сегодня мы мало знаем не только о том, что ели при Пушкине, да и сам он, но и что носили, в каких домах жили (в смысле устройства интерьеров), на чем ездили, ну и так дальше. В школе, помню, нам рассказывали, что если карета запряжена цугом, то лошади едут гуськом друг за другом. Могли также запрягать пару или тройку лошадей. Но как запрягали лошадей, когда в карете сидел Пушкин, я не представляю. То есть, когда он ехал куда-то далеко, это, по всей видимости, была тройка. А по городу они с Н. Н. как передвигались?

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

Cаша: Natalie пишет: Думаю, что Григорович лет на тридцать моложе Пушкина, а на портрете некто более близкий по времени. Да и не похож он на неизвестного (думаю, что Айвазовского) в фетровой шляпе. Кот пишет: Уважаемая Таша, если портрет действительно 1831 г., то Айвазовский тогда так выглядеть не мог. Ему было 14 лет. Если принять во внимание покрой одежды 1860-х гг.(а это один из самых главных аргументов для отвода портрета, как изображения Пушкина(см., например, точку зрения Е.В. Павловой), то "Пушкиным" мог оказаться 30-35-летний мужчина с сенаторскими баками, родившийся в 1820-х гг.

Cаша: Пора нам перейти в ветку иконографии.

Зизи: А вот посмотрите, что дамы носили на голове примерно в то же время (т.е. 1870-е годы), что и "хвосты" на платьях. Интересно, а эти шляпки нравились герою "Подростка"? Я ничего об этом не нашла!


Марта: Ах-ах-ах.... Красота! Это ли не отголосок той моды? Любаров В. "Девушка-клумба"

Арина: все шляпки-восторг!!!я не умею их носить!

Марта: Арина, их надо хотя бы все перемерить, тогда что-нибудь да подойдет. В книге "Люди пушкинской поры" в одном из писем И.В.Росковшенко (выпускник философского ф-та Харьковского университета и товарищ по ун-ту И.И.Срезневского), найденных в архиве И.И. Срезневского, пишет о встрече с Пушкиным. Там сказано что Пушкин был одет в бобровый сюртук. Из чего сделан этот сюртук, что за ткань такая? Не мех же это?

Зизи: Милая Марта! Вот что я нашла о бобровом сюртуке. Хотя это может и не иметь отношения к тому, о чем пишет Росковшенко! В «Воспоминаниях» Ю. К. Арнольда о сюртуке начала 19 века говорится: «Сюртуков, в нынешнем смысле этого слова, тогда вовсе не существовало; то, что тогда именовалось surtout, действительно служило для надевания ”сверх всего“, следовательно соответствовало нынешнему пальто» (Русский архив). У С. Т. Аксакова в «Истории моего знакомства с Гоголем»: «Сертук в роде пальто, заменил фрак, который Гоголь надевал только в совершенной крайности. Самая фигура Гоголя в сертуке сделалась благообразнее». Или вот еще у самого Гоголя в "Невском проспекте": "Один показывает щегольской сюртук с лучшим бобром..." и т.д.

Кот: Уважаемая Марта! Может быть, имеется в виду сюртук с бобровым воротником? В какое время года произошла эта встреча? У меня сейчас нет этой книги под рукой.

Марта: Я прочла, что "Сюртук - это двуполый пиджак". Может быть, он мог бы быть иногда подбит мехом? Уважаемый Кот, книга у меня под рукой. Я отвечу завтра вечером, хорошо?

барышня-крестьянка: Я тоже читала (и кажется именно у Гоголя), что сюртуками называли пальто!Так что права уважаемая Зизи!

Марта: В какое время года произошла эта встреча? Уважаемый Кот, отвечаю: письмо Росковшенко было писалось с 22 по 27 октября 1831 года. Но под датой 26 октября содержится описание встречи с Пушкиным. [С.24] Вот еще о сюртуке [там же: С.113]: "... Он цел, этот кубок, хранится в Историческом музее в Москве. Кстати, там же хранится и форменный сюртук, в котором Остерман /Толстой - М./ был во время Кульмской битвы". Битва была в конце лета 1813 года.

Кот: По-моему, приведенная уважаемой Зизи цитата из Гоголя снимает все сомнения: Или вот еще у самого Гоголя в "Невском проспекте": "Один показывает щегольской сюртук с лучшим бобром..." Без сомнения, речь идет о сюртуке с бобровым воротником.

Марта: Спасибо, уважаемый Кот! Кроме Росковшенко нет ли других упоминаний о бобровом сюртуке Пушкина?

Кот: Я не припомню, уважаемая Марта!

Таша: И я не помню такого

Зизи: платья дочерей Николая II фотографии Арины

Таша: Модницами они, как известно, не были...

Зануда: Никак не мог найти объяснения понятию "бобровый сюртук". Я предпочел бы расшифровку как сюртук, подбитый бобром. Но вот что оказалось у Белинского: Обращаясь снова к нашей мысли о художественности, как преобладающем пафосе поэзии Пушкина, заметим еще его удивительную способность делать поэтическими самые прозаические предметы. Что, например, может быть прозаичнее выезда в санях модного франта в сюртуке с бобровым воротником!? Но у Пушкина это - поэтическая картина: Уж темно; в санки он садится: "Пади! пади!" раздался крик; _Морозной пылью серебрится Его бобровый воротник. В. Белинский. Сочинения Александра Пушкина. Санктпетербург. Одиннадцать томов MDCCCXXXVIII-MDCCCXLI. Статья 5-я.

Марта: Уважаемый Зануда, спасибо! В книге Кишкина (в письме Росковшенко) Пушкин тоже назван франтом. Но неужели франтом делает человека бобровый сюртук?

Зануда: Не знаю, уважаемая Марта. Сюртук - повседневная непарадная и не для выходов в свет одежда. Это длиннополый (ниже колена) двубортный пиджак с двумя рядами пуговиц и с отложным воротником у гражданских лиц и у чиновников на форменном сюртуке. У военных чинов воротник был стоячим. форменные сюртуки не имели никакого шитья, галунов, петлиц. На нем дозволялось ношение только орденов Св. Георгия и Св. Владмира. И никаких др. наград.



полная версия страницы