Форум » "Привычка свыше нам дана..." » "Лихая мода, наш тиран" (продолжение) » Ответить

"Лихая мода, наш тиран" (продолжение)

Muza: Мне кажется, что сегодня мы мало знаем не только о том, что ели при Пушкине, да и сам он, но и что носили, в каких домах жили (в смысле устройства интерьеров), на чем ездили, ну и так дальше. В школе, помню, нам рассказывали, что если карета запряжена цугом, то лошади едут гуськом друг за другом. Могли также запрягать пару или тройку лошадей. Но как запрягали лошадей, когда в карете сидел Пушкин, я не представляю. То есть, когда он ехал куда-то далеко, это, по всей видимости, была тройка. А по городу они с Н. Н. как передвигались?

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

Зизи: А я не поняла: кого называть? Меха? Ничего себе задачка! Вот какой, например, мех у Орловой? Сейчас буду изучать!

Natalie: Это же самое интересное!

Зизи: Да, конечно! Но эта работа уже тянет на диссертацию. Куница, норка,....? Нет, не могу! Лучше я вам еще картинок покажу. \ Еще одна Орлова! Сразу видно, что это не самая любимая модель Серова! А вот из чего сшита ейная шляпка, сказать не берусь! На предыдущем полотне шляпка-то получше была. Серов и сделал эту шляпку героиней картины, главной моделью. Как я его понимаю! Александра Федоровна, конечно, в соболях. Или я ошибаюсь? (А. Маковский) Неизвестная П. Соколова... неужели ее накидка оторочена горностаем? А вот актриса Г.Н. Федотова, возможно, и не в меховой накидке. Гм... А, может, и в меховой? Что за мех такой? Какой-нибудь мексиканский тушкан...


Марта: Дорогая Зизи, спасибо! Как я рада, что Ваш компьютер загружает картинки! Но разговор о мехах поддержать не могу: не сумею определить, что есть что.

Зизи: НУ, тогда и я его (разговор) продолжать не буду! Конечно, приятно с самой собой разговаривать (всегда в таких случаях вспоминается Фаина Раневская), но не до такой же степени... Вот покажу еще одного мужчину в мехах (надеюсь, его на каком-нибудь креме не назовут Пушкиным) и замолкаю...

Таша: А я бы с радостью. поддержала такой разговор. Просто времени в обрез (как всегда, на носу очередная большая печатная работа). Но тема мехов, как мне кажется, интересная. Меха многое могут сказать о модели. Не случайно художники так старательно их выписывали, подчеркивая не только социальное положение, но и пристрастия, и характер портретируемых. Вот, к примеру, Маковский, которого Вы, дорогая Зизи, так удачно нам показали, был изумительным мастером по выписыванию меха. Императрица, конечно же, изображена в соболях. Причем, соболь считался королем меха, а белый соболь - это и вовсе нечто беспредельное, т.е. царское. Голубая пелеринка, отделанная горностаем, выказывает хрупкость модели Соколова, а вот из меха ли шаль на плечах великой Гликерии Федотовой, - вопрос. Сегодня подобные шали делают, нашивая кусочки меха (например, норки) на тонкую органзу, но я не помню, чтобы видела такие изделия на портретах XIX века. Хорошо бы посмотреть на этот портрет в его "натуральном" виде. Дивный кустодиевский Шаляпин в шубе, подбитой бобровым мехом, и шапке из бобра, отделанной бархатом - это, с одной стороны, истиный богатырь земли русской, будто выросший из этих широких просторов, но его меха - это еще и признак какого-то недосягаемого величия, возвышения певца над всем обыденным и обыкновенным. А знаете, что за его спиной у тумбы с афишей, извещающей о концерте Шаляпина, изображены две его дочери - Марфа и Марина, идущие рядом с секретарем Шаляпина Исаем Дворщиным, а у ног Шаляпина его любимый бульдожка Ройка. А вы говорите, не надо меха! Вообще я очень люблю эту картину, которая так "наглядно" передает "всемирное" восхищение великим мастером пения

Зизи: Великолепно, дорогая Таша! Только я так не смогу! А фотографии опять не грузятся. Поэтому "меховую" беседу смогу поддержать только завтра!

Кот: Да....!!!, уважаемая Таша! Вы - настоящий музейщик, ибо музейщик должен знать всё!

Таша: Хотелось бы знать хотя бы не все, но многое. Но это архитрудно в наш сумасшедший век

Зизи: Продолжаем разговор... И неотразимая Грета Гарбо

Таша: Поскольку при нажатии на слово "Увеличить" у меня появляется только надпись "Пожаловаться администратору", определить меха невозможно. На первой фотографии, думаю, все тот же великий соболь, а на второй - чернобурка, что ли? администратору жаловаться не стало, поскольку не знаю, кто это такой и как он меня поймет Лучше подожду лучших времен, когда картинки все-таки увеличатся

Зизи: Интересно, что и у меня фотографии не увеличиваются: появляется та же надпись.

Таша: Однако, как же приятно, что мы с уважаемым Котом все-таки не одни на этом широченном пространстве форума, пусть даже фотографии и не увеличиваются

Зизи: Конечно, не одни! А вы сомневались разве? Но как же приятно (именно ПРИЯТНО!) рассматривать старинные фотографии! Под одной из них было написано, что соболь соперничал с бобром. А разве соболь считался мужским мехом? Фотографию не буду уменьшать, а то опять ничего не видно будет!

Таша: Думаю, что да. Только этот спор шел у купцов: что дороже - камчатский бобр с проседью или баргузинский соболь Интересный мех на нижней фотографии: кролик под горностай? Помнится, наша уважаемая Марта интересовалась, в каком возрасте женщины могли надеть тюрбан. На этот вопрс не отвечу (сдается мне, что в любом, но могу ошибиться), а вот по поводу боа точно известно, что его не рекомендовали носить девицам. "Московский телеграф" (1827, № 21. С. 35) советовал: "Не носят боа только молодые девушки. Они носят так называемый ошейник или тумаковый воротничок, изготовленный из лебединого пуха или из красной лисицы, который элегантно окружает шею; c переду его связывает атласная розетка". Что это за воротничок из лисицы? Не припомню что-то...

Марта: В Интернете о тумаковом воротничке я нашла только то, что уже сообщила Таша. Искала значение слова "тумаковывй". Из словаря Даля: ТУМА - орл. чепуха, вздор, чушь, дичь, бессмыслица. эка туму несет! | клевета? /| чудо, диво. | тума? ж. тумак м. ублюдок, выродок, всякая помесь животных двух разных видов, как: мул и лошак, волколис, волкопес, лисопес, особ. помесь от беляка и русака. | подкрашенный заяц, черный, или под лису. хорош заяц-да тумак; хорош малый - да туляк. | тумак, сибирский хорь, Mustela sibirica. | рыба Scomber thynnus, тунь, тунец, скумбрия, в средиземном. море. | соленые или копченые рыбьи ЯЗЫКи, особ. сазаньи. монастырские тумаки. | тукмач, тукманка, удар кулаком. тумаки да кулаки - только и видишь! накормить кого тумаками, двусмысленно. жаль кулака, а дать дурню тумака! | тумак, сиб. ушастая шапка, малахай, треух. | моск. яросл. калужск. полоумный, глуповатый, с придурью. тумаковый, тумачий, к тумакам, в разн. зиач. относяш. тумачить кого, бить, колотить, давать почасту тумаков. тумачить тесто, кулачить. калужск. тулачить. тумовщик, -щица, орл. клеветник, сплетница. http://dal.sci-lib.com/word040272.html Как понять значсение этого слова? У него какой-то уничижительный оттенок?

Зизи: Дорогая Марта, по Далю, у этого слова столько всевозможных значений! Иногда прямо противоположных! Поэтому, мне кажется, нельзя однозначно сказать, что у этого слова "уничижительный оттенок"! Вот что я прочитала в одном модном журнале: "Меховой воротничок или шарфик Маленькие клочки пушистого меха в самых неожиданных местах – характерная примета нынешней модной осени. Мода возвращается и возвращается, и ходит вокруг нас кругами... " Далее приводится цитата из "Московского телеграфа", которую уже приводила наша Таша. И далее:: "Напоминаю подзабытое слово: горжетка. Согласно словарю Ушакова, горжетка – слово разговорное, происходит от французского gorge - "горло" и определяется как "принадлежность женского туалета в виде узкой полосы меха, плотно облегающей шею". Меховые шарфики можно носить с любым ансамблем: от раскованного костюма в стиле гранж до коктейльного платья".

Таша: А мне кажется, что в случае с дамским меховым украшением мы имеем дело с тем, что у Даля обозначено, как "тумак, сибирский хорь, Mustela sibirica". По всей видимости, это и было первоначальное значение этого слова. Кроме того, здесь мог быть и намек на далевскую "всякую помесь животных двух разных видов, как: <...> помесь от беляка и русака; подкрашенный заяц, черный, или под лису (поговорка: хорош заяц-да тумак; хорош малый - да туляк)". А уничижительность - это иное значение слова

Марта: Вот теперь всё понятно! Спасибо!!! Прошу еще помощи в разъяснении следующего: "... Угловатый Стёпушка, моргающий из-под своего галстуха, примется снимать с вас все верхние одежды... " из книги Барона Н.Н. Врангеля "Старые усадьбы" , СПб., 2000, с. 118 Как это моргать "из-под галстуха"? Был ли у нас уже разговор о гластуках?

Зизи: Я не помню, был ли уже разговор о галстуках, но в любом случае, галстук - это прежде всего, "шейный платок". У меня есть книга Кирсановой "Костюм - вещь и образ в русской литературе". Вот что она пишет о галстуке: "Галстук - деталь мужского костюма, производное от шейного платка. Время появления галстука в мужском гардеробе установить довольно трудно. Очевидно лишь, что он существовал задолго до 19 в. По мере упрощения мужского костюма, как по цвету, так и в крое, роль галстука в качестве декоративного элемента возрастала. Мужские галстуки, подобно шляпам и прическам, носили названия, указывающие на источник, откуда черпали свои фантазии портные. Способов повязывания галстуков было так много, что стали появляться руководства по завязыванию галстука. До конца 1860х в основе кроя галстука лежала конструкция, близкая шейному платку, - свернутый по диагонали или разрезанный по косой нитке кусок ткани. Им охватывали шею спереди и, скрестив сзади концы, завязывали в узел спереди. Дорожные галстуки делали из теплых тканей". М.б. в приведенном Вами отрывке имеется в виду, что Степушка от скромности прячет глаза за галстуком: все-таки он снимает верхние одежды! Ведь Врангель описывает бестолковость многочисленной прислуги!



полная версия страницы