Форум » "Привычка свыше нам дана..." » Откуда дровишки? » Ответить

Откуда дровишки?

AlexeyTuzh: Вот попалась картина: С рыбой и бутылками всё ясно. А вот деревья, обёрнутые бумагой, удивили. Зима на дворе. Как вы думаете, откуда и куда везёт крестьянин свою поклажу?

Ответов - 50, стр: 1 2 3 All

Марта: Может, это саженцы?

AlexeyTuzh: Рановато для них. Земля ещё промёрзлая. Птицы нарисованы крупные, это не "грачи прилетели", да и путь у него неблизкий, а деревья уже с листочками. Их выращивали в оранжерее, откуда они могут взяться у крестьянина? Для кого-то везёт? Телегу бы дали. Для себя? Откуда у него такие деньги, да и проще в лесу или барском саду что-то своровать, чем покупать в оранжерее. Он в лаптях, бедный судя по всему, для кого-то всё это "богатство" доставляет. Но вот кому и зачем?

Марта: С рыбой и бутылками тоже не все ясно. Это ведь тоже кому-то, как и саженцы. Не себе. Путь неблизкий, но в лаптях долго не пройдешь. Надпись на дорожном столбе не просматривается? Автор неизвестен?


Марта: Это, наверное, кто-то из передвижников. Почему-то вспомнилась всем знакомая "Тройка" Перова.

Зизи: Я только хочу отметить, что лапти мужики носили и зимой. В этом нет ничего удивительного. Просто их плели из различных материалов. Их плели не только из лыка, но еще из бересты и кожаных ремешков. Самыми красивыми считались лапти из лыка вяза, а лапти из ивовой коры очень быстро изнашивались (их называли "зазорными"). Лапти и назывались по-разному. Из коры тала плели шелюжники, а из дубовой коры –дубовики или дубочары. Лапти из пеньковых очесов и ветхих веревок назывались чуни (курпы, крутцы) и носились в жаркую сухую погоду. Подошва «проковыривалась» в два-три слоя, что придавало лаптю прочность. Делали лапти и из соломы: они были прочнее, не промокали и не замерзали. Может, этот крестьянин именно в таких, теплых лаптях и изображен?

Марта: Как основательно! Спасибо, Зизи! Я бы и сама носила лапти, да их сейчас почему-то не плетут...

AlexeyTuzh: Марта пишет: Это, наверное, кто-то из передвижников... Нет, это француз, романтик - Орас (его ещё пишут Гораций) Верне. Но рисовал он его здесь, скорее всего с натуры. Он так, судя по письмам, страдал от наших "морозов", что вряд ли стал бы придумывать.

AlexeyTuzh: За лапти Зизи спасибо! Но на крестьянине летние лапти: они без задника. Получается, что у крестьянина одни лапти на все времена года. Такое бывает не от хорошей жизни. А могли какие-нибудь специи зимой в кадках выращивать? Укроп, например?

Таша: Полагаю, что это ранняя весна - время Великого Поста, когда в ежедневном рационе у крестьянина рыба и вино. Но это еще и канун Вербного воскресенья, потому он прикупил на базаре и вербу в горшочках (своя верба, что росла под окнами, могла и не зацвести, если весна холодная, а тут как раз на то и похоже). Конечно, можно было бы подумать, что это предрождественские покупки. Тогда в горшках елочки. Но это уже больше похоже не на русские, а на европейские традиции, да и на елку эти веточки с листочками совсем не похожи

AlexeyTuzh: Это у какого же крестьянина ранней весной в рационе вино и рыба? Да ещё во время поста? Такой крестьянин уж точно на телеге поедет за покупками и деревца получше укроет, да лапти зимние оденет. В начале XIX века как раз французы привезли к нам в Россию анис. Возможно всё, что в саночках - необходимые ингредиенты для консервирования рыбы или приготовления какого-то блюда из неё. Но везёт это всё крестьянин не себе, а кому-то побогаче.

Марта: Ну и загадку нам загадал уважаемый Алексей!

Таша: Рыба и вино - единственные продукты, которые можно употреблять в пост. А Верне, как я понимаю, решил показать в каком достатке живет русский крестьянин 1843 года. Говорят, что Николай I был доволен картиной.

AlexeyTuzh: Верне рисовал эту картину не для Николая I. Критики в ней гораздо больше лубка. Вопрос с саженцами - всё равно открытый, ничего об этом в переписке Верне нет. Самое главное, что больше нигде такого не видел, неужели другие художники были так невнимательны или не хотели угодить царю, только француз оказался догадливым?

Кот: С интересом смотрю и читаю, но ничего определенного в голову не приходит. О какой-то связи с Вербным воскресеньем можно говорить, так как именно в Вербное воскресенье разрешается употреблять рыбу и виноградное вино. Так что это может быть как-то связано с подготовкой к Вербному воскресенью (в том числе и саженцы вербы, так как, судя по погоде, в природе верба еще не распустилась). Между прочим, в 1841 г. Вербное воскресенье приходилось на 23 марта, в 1842 - на 12 апреля, а в 1843 - на 4 апреля. Можно, конечно, посмотреть в газетах, какая погода стояла в эти дни в эти годы.

AlexeyTuzh: Уважаемый Кот! А какой смысл везти домой деревца вербы с распустившимися листочками, если достаточно нарезать или купить ветки вербы? К тому же, куплены деревца не на открытом рынке, а в закрытом помещении. Тем более тяжело себе представить крестьянина, идущего в оранжерею за растениями. Да и нужны они (ветки) только на один день. Да и лапти покоя не дают, вроде зажиточный крестьянин, а одет "не по погоде".

Кот: Скорее всего, это - не самый канун Вербного воскресенья. Вероятно, запасы делались загодя, и кустики вербы могли за это время стать пушистее. Если, действительно, вербу в горшочках продавали, то я не думаю, чтобы это делалось в оранжереях. Могли продавать просто в теплых лавках - там же, где и вино. А в бутылках могло быть не только вино, но и растительное масло. Его тоже разрешают употреблять только в определенные дни поста, в частности - накануне Вербного воскресенья, в Лазареву субботу, и в само Вербное воскресенье. Кстати, в Лазареву субботу виноградное вино уже тоже можно употреблять и икру, а вот рыбу еще нет. И запасы могли делаться уже и с расчетом на Пасху, чтобы на Страстной неделе не таскаться в город. А с лаптями Верне мог в деталях и не разбираться - лапти и лапти!

Таша: Согласна, что вербу скорее всего продавали в лавке, а не в оранжерее. А вот насчет отсутствия рыбы в рационе христианина до Вербного воскресенья имею некоторые сомнения. Насколько мне известно, ее можно употреблять в пищу, начиная с третьей недели Великого поста (естественно, что кроме среды и пятницы). В Лазареву субботу её, действительно, заменяла икра, а снова на столе рыба появляется уже в Вербное воскресение (Вход Господень в Иерусалим). Вот для этой трапезы крестьянин и мог ее прикупить. Меня больше заинтересовало нечто огромное в черной упаковке: не мясо ли вяленое? или сахарная голова в обертке? Пейзаж на картине похож на начало апреля. Лапти сильно смущают. Но Верне мог нарисовать их для "наглядности": иначе зритель не догадается, что это русский крестьянин. Тут надо бы разобраться с историей создания данного творения. В этой связи хотелось бы прочитать книгу: Орас Верне. При дворе Николая I. Письма из Петербурга 1842-1843. М.: Росспэн, 2008 Вообще, судя по названию, Верне мог обыграть работу Шардена 1739 года "Возвращение с рынка", где у французской селянки и мясо на столе, и каплун в холсте, и даже вино в бутылках, похожих на те, что везет русский персонаж: Или вот эту гравюру Лепренса 1765 года, имеющую прямое отношение к России (Сибири) и даже такое же название, а также восторженную подпись: "Крестьяне с поразительной ловкостью управляют санями, иногда они даже правят ими стоя":

Кот: По моим сведениям, рыба разрешена только на Благовещение и на Вербное воскресенье, а по субботам (кроме Великой субботы) и воскресеньям в течение Великого поста разрешается растительное масло и виноградное вино.

Таша: Многоуважаемый Кот! Монастырский строгий пост с полным отказом от рыбы (кроме Благовещения и Вербного воскресенья) вряд ли соблюдался русскими крестьянами. Все-таки была тогда разница между монастырским уставом и уставом повседневной жизни мирянина. В ВИКИПЕДИИ можно найти таблицу с указанием потребления рыбы для тех, у кого пост именно такой - мирской: "с ядением рыбы". Думаю, если бы крестьяне не придерживались такого поста, они бы ноги вытянули.

AlexeyTuzh: Чтобы зимой, а уж при тающем льду поймать рыбу - нужны неимоверные усилия, она не может быть дешёвой. Я не думаю, что крестьяне выживали зимой и весной за счёт рыбы. Уж тем более редким гостем на их столе было вино. Даже в зажиточных областях не принято было есть рыбу просто так, когда в доме уже нет муки и солений.



полная версия страницы