Форум » "Привычка свыше нам дана..." » Откуда дровишки? » Ответить

Откуда дровишки?

AlexeyTuzh: Вот попалась картина: С рыбой и бутылками всё ясно. А вот деревья, обёрнутые бумагой, удивили. Зима на дворе. Как вы думаете, откуда и куда везёт крестьянин свою поклажу?

Ответов - 50, стр: 1 2 3 All

Марта: Может, это саженцы?

AlexeyTuzh: Рановато для них. Земля ещё промёрзлая. Птицы нарисованы крупные, это не "грачи прилетели", да и путь у него неблизкий, а деревья уже с листочками. Их выращивали в оранжерее, откуда они могут взяться у крестьянина? Для кого-то везёт? Телегу бы дали. Для себя? Откуда у него такие деньги, да и проще в лесу или барском саду что-то своровать, чем покупать в оранжерее. Он в лаптях, бедный судя по всему, для кого-то всё это "богатство" доставляет. Но вот кому и зачем?

Марта: С рыбой и бутылками тоже не все ясно. Это ведь тоже кому-то, как и саженцы. Не себе. Путь неблизкий, но в лаптях долго не пройдешь. Надпись на дорожном столбе не просматривается? Автор неизвестен?


Марта: Это, наверное, кто-то из передвижников. Почему-то вспомнилась всем знакомая "Тройка" Перова.

Зизи: Я только хочу отметить, что лапти мужики носили и зимой. В этом нет ничего удивительного. Просто их плели из различных материалов. Их плели не только из лыка, но еще из бересты и кожаных ремешков. Самыми красивыми считались лапти из лыка вяза, а лапти из ивовой коры очень быстро изнашивались (их называли "зазорными"). Лапти и назывались по-разному. Из коры тала плели шелюжники, а из дубовой коры –дубовики или дубочары. Лапти из пеньковых очесов и ветхих веревок назывались чуни (курпы, крутцы) и носились в жаркую сухую погоду. Подошва «проковыривалась» в два-три слоя, что придавало лаптю прочность. Делали лапти и из соломы: они были прочнее, не промокали и не замерзали. Может, этот крестьянин именно в таких, теплых лаптях и изображен?

Марта: Как основательно! Спасибо, Зизи! Я бы и сама носила лапти, да их сейчас почему-то не плетут...

AlexeyTuzh: Марта пишет: Это, наверное, кто-то из передвижников... Нет, это француз, романтик - Орас (его ещё пишут Гораций) Верне. Но рисовал он его здесь, скорее всего с натуры. Он так, судя по письмам, страдал от наших "морозов", что вряд ли стал бы придумывать.

AlexeyTuzh: За лапти Зизи спасибо! Но на крестьянине летние лапти: они без задника. Получается, что у крестьянина одни лапти на все времена года. Такое бывает не от хорошей жизни. А могли какие-нибудь специи зимой в кадках выращивать? Укроп, например?

Таша: Полагаю, что это ранняя весна - время Великого Поста, когда в ежедневном рационе у крестьянина рыба и вино. Но это еще и канун Вербного воскресенья, потому он прикупил на базаре и вербу в горшочках (своя верба, что росла под окнами, могла и не зацвести, если весна холодная, а тут как раз на то и похоже). Конечно, можно было бы подумать, что это предрождественские покупки. Тогда в горшках елочки. Но это уже больше похоже не на русские, а на европейские традиции, да и на елку эти веточки с листочками совсем не похожи

AlexeyTuzh: Это у какого же крестьянина ранней весной в рационе вино и рыба? Да ещё во время поста? Такой крестьянин уж точно на телеге поедет за покупками и деревца получше укроет, да лапти зимние оденет. В начале XIX века как раз французы привезли к нам в Россию анис. Возможно всё, что в саночках - необходимые ингредиенты для консервирования рыбы или приготовления какого-то блюда из неё. Но везёт это всё крестьянин не себе, а кому-то побогаче.

Марта: Ну и загадку нам загадал уважаемый Алексей!

Таша: Рыба и вино - единственные продукты, которые можно употреблять в пост. А Верне, как я понимаю, решил показать в каком достатке живет русский крестьянин 1843 года. Говорят, что Николай I был доволен картиной.

AlexeyTuzh: Верне рисовал эту картину не для Николая I. Критики в ней гораздо больше лубка. Вопрос с саженцами - всё равно открытый, ничего об этом в переписке Верне нет. Самое главное, что больше нигде такого не видел, неужели другие художники были так невнимательны или не хотели угодить царю, только француз оказался догадливым?

Кот: С интересом смотрю и читаю, но ничего определенного в голову не приходит. О какой-то связи с Вербным воскресеньем можно говорить, так как именно в Вербное воскресенье разрешается употреблять рыбу и виноградное вино. Так что это может быть как-то связано с подготовкой к Вербному воскресенью (в том числе и саженцы вербы, так как, судя по погоде, в природе верба еще не распустилась). Между прочим, в 1841 г. Вербное воскресенье приходилось на 23 марта, в 1842 - на 12 апреля, а в 1843 - на 4 апреля. Можно, конечно, посмотреть в газетах, какая погода стояла в эти дни в эти годы.

AlexeyTuzh: Уважаемый Кот! А какой смысл везти домой деревца вербы с распустившимися листочками, если достаточно нарезать или купить ветки вербы? К тому же, куплены деревца не на открытом рынке, а в закрытом помещении. Тем более тяжело себе представить крестьянина, идущего в оранжерею за растениями. Да и нужны они (ветки) только на один день. Да и лапти покоя не дают, вроде зажиточный крестьянин, а одет "не по погоде".

Кот: Скорее всего, это - не самый канун Вербного воскресенья. Вероятно, запасы делались загодя, и кустики вербы могли за это время стать пушистее. Если, действительно, вербу в горшочках продавали, то я не думаю, чтобы это делалось в оранжереях. Могли продавать просто в теплых лавках - там же, где и вино. А в бутылках могло быть не только вино, но и растительное масло. Его тоже разрешают употреблять только в определенные дни поста, в частности - накануне Вербного воскресенья, в Лазареву субботу, и в само Вербное воскресенье. Кстати, в Лазареву субботу виноградное вино уже тоже можно употреблять и икру, а вот рыбу еще нет. И запасы могли делаться уже и с расчетом на Пасху, чтобы на Страстной неделе не таскаться в город. А с лаптями Верне мог в деталях и не разбираться - лапти и лапти!

Таша: Согласна, что вербу скорее всего продавали в лавке, а не в оранжерее. А вот насчет отсутствия рыбы в рационе христианина до Вербного воскресенья имею некоторые сомнения. Насколько мне известно, ее можно употреблять в пищу, начиная с третьей недели Великого поста (естественно, что кроме среды и пятницы). В Лазареву субботу её, действительно, заменяла икра, а снова на столе рыба появляется уже в Вербное воскресение (Вход Господень в Иерусалим). Вот для этой трапезы крестьянин и мог ее прикупить. Меня больше заинтересовало нечто огромное в черной упаковке: не мясо ли вяленое? или сахарная голова в обертке? Пейзаж на картине похож на начало апреля. Лапти сильно смущают. Но Верне мог нарисовать их для "наглядности": иначе зритель не догадается, что это русский крестьянин. Тут надо бы разобраться с историей создания данного творения. В этой связи хотелось бы прочитать книгу: Орас Верне. При дворе Николая I. Письма из Петербурга 1842-1843. М.: Росспэн, 2008 Вообще, судя по названию, Верне мог обыграть работу Шардена 1739 года "Возвращение с рынка", где у французской селянки и мясо на столе, и каплун в холсте, и даже вино в бутылках, похожих на те, что везет русский персонаж: Или вот эту гравюру Лепренса 1765 года, имеющую прямое отношение к России (Сибири) и даже такое же название, а также восторженную подпись: "Крестьяне с поразительной ловкостью управляют санями, иногда они даже правят ими стоя":

Кот: По моим сведениям, рыба разрешена только на Благовещение и на Вербное воскресенье, а по субботам (кроме Великой субботы) и воскресеньям в течение Великого поста разрешается растительное масло и виноградное вино.

Таша: Многоуважаемый Кот! Монастырский строгий пост с полным отказом от рыбы (кроме Благовещения и Вербного воскресенья) вряд ли соблюдался русскими крестьянами. Все-таки была тогда разница между монастырским уставом и уставом повседневной жизни мирянина. В ВИКИПЕДИИ можно найти таблицу с указанием потребления рыбы для тех, у кого пост именно такой - мирской: "с ядением рыбы". Думаю, если бы крестьяне не придерживались такого поста, они бы ноги вытянули.

AlexeyTuzh: Чтобы зимой, а уж при тающем льду поймать рыбу - нужны неимоверные усилия, она не может быть дешёвой. Я не думаю, что крестьяне выживали зимой и весной за счёт рыбы. Уж тем более редким гостем на их столе было вино. Даже в зажиточных областях не принято было есть рыбу просто так, когда в доме уже нет муки и солений.

Кот: Многоуважаемая Таша! Я посмотрел приведенную Вами ссылку на Википедию, но там относительно рыбы указано именно то, что я написал. Там вообще указано только Вербное воскреснье. Просто Благовещение, если оно "накладывалось" на Великий пост, его "смягчало" и тоже дозволяло есть рыбу.

Таша: Там поближе к концу статьи представлен Календарь питания в Великий пост в виде таблицы. Посмотрите.

Таша: Уважаемый AlexeyTuzh пишет: Чтобы зимой, а уж при тающем льду поймать рыбу - нужны неимоверные усилия, она не может быть дешёвой. Я не думаю, что крестьяне выживали зимой и весной за счёт рыбы. Уж тем более редким гостем на их столе было вино. Даже в зажиточных областях не принято было есть рыбу просто так, когда в доме уже нет муки и солений. Совершенно с Вами согласна. Думаю, что и Николай I понимал это, потому фантазия Верне на тему замечательной крестьянской жизни в России должна была ему понравиться. Еще думаю, что это может быть разносчик (что сильно меняет дело!). Именно так (только в женском роде) называется упомянутая выше картина Шардена.

AlexeyTuzh: Эту картину вообще почему-то называли "Возвращение с ярмарки". Но это явно не Верне назвал.

Таша: Уважаемый AlexeyTuzh пишет: Но это явно не Верне назвал. а кто его знает... Книжку надо сыскать с его письмами за этот период. Тогда, возможно, что-то и прояснится

Кот: Уважаемая Таша! Именно таблицу я и имел в виду. В ней, правда, рыба упоминается еще два раза, кроме Вербного воскресенья, но эти упоминания относятся к "подготовительной" неделе - до Великого поста и даже - до масленицы. Что-то мы по-разному читаем.

Таша: Но по-вашему, многоуважаемый Кот, в Вербное-то воскресенье разрешается есть рыбу? Если да, то моя версия картины Верне имеет право на существование? Еще нашла ТАКИЕ сведения об этом полотне: "Картина Возвращение с рынка подписана ‘St. Petg’, указывая на то, что эта работа была создана в Санкт-Петербурге. Герой одет в традиционные русские меха и ботинки, идущий через заснеженную местность. Верне жил и работал в России в течение нескольких лет. Его первая поездка туда была в 1836 году, и следующая в 1842 году, когда Верне предположительно был отправлен Луи - Филиппом посетить Царя России, чтобы улучшить французско-русские отношения. Верне провел сентябрь и октябрь того года, путешествуя с Николаем I и его генералами, и возвратился в Париж в июле 1843 года. Хотя Орас Верне поехал в Россию в разгар твердого и бескомпромиссного режима Николая I, он был приятно удивлен тем, что увидел. У главного героя Возвращения с рынка есть заполненная корзина и хорошая одежда, которые подразумевают достаток и изобилие. Возможно, работа напоминают о русской жанровой живописи таких художников как Алексей Венецианов (1780-1847), который создал идеалистические изображения крестьян и прелесть крестьянской жизни, используя естественный свет и окружающую среду. "

Кот: Уважаемая Таша! Наиболее правдоподобной мне кажется Ваша версия, что изображен крестьянин, везущий домой из города то, чем он будет отмечать Вербное воскресенье, а может быть, и Пасху. Версия с разносчиком мне кажется менее вероятной.

Таша: Мне тоже пока ничего другое в голову не приходит. Только картинка (36х31 см) эта была продана на аукционе 30 ноября 2005 года. Выходит, что название аукционно-произвольное?

Таша: Какой-то крестьянин у него всё один и тот же (хоть и борода разной длины): больше всего похож на Николая I (досталось бы мне за это наблюдение от монархистов ). Да и вороны, похоже, что из одного и того же гнезда

Кот: Я ориентировался не название, а на содержание и по-прежнему склонен считать, что изображен крестьянин, везущий заготовки к празднованию Вербного воскресенья, а может быть, и Пасхи.

Таша: Я того же мнения.

барышня-крестьянка: А разве русские крестьяне пили виноградное вино?

Таша: Примерно до середины XIX века хлебную водку - традиционное питье русского человека - все еще называли вином. В некоторых районах России водку звали вином и в XX веке. Судя по кустарным пробкам, в бутылках либо вино=водка, либо наливки, настойки, так называемые травники - та же водка, но перегнанная на травах, поэтому ее называли "зельено-вино" (от "зелье", что по церковно-славянски значит "трава"), Мне вообще кажется, что это не крестьянин, а какой-то мастеровой. Не думаю, что крестьяне стали бы тратить деньги на рыбу, которой в водоемах повсюду хватало, или на вино=водку, которую сами гнали...

Кот: Я все-таки считаю, что это - крестьянин. А бутылки у него - разные. У трех бутылок пробки - обычные. Не исключено, что в них - масло. А одна бутылка (та, которая - повыше) явно запечатана. В ней, наверное, вино. Такой "благополучный" крестьянин, которого представил Верне, мог позволить себе купить и бутылку дешевого виноградного вина. Во всяком случае, вероятно, Верне так считал. Во Франции-то вино для крестьянина - обычное дело.

Зизи: Кот пишет: Такой "благополучный" крестьянин Вот-вот! И я о том же с самого начала... То есть с лаптей

барышня-крестьянка: а вот картина Н.Е. Сверчкова,которая так и называется "Откуда дровишки"

Кот: Интересно - тройку специально остановили, чтобы задать вопрос?

Зизи: Кот пишет: тройку специально остановили, чтобы задать вопрос?

Таша: AlexeyTuzh пишет: Анастасия Бринцева - специалист по живописи братьев Верне. Издала уже несколько их альбомов, готовит большую книгу. Уверенность связана с личным знакомством с нею и теми историями, которые она рассказала. История конкретно этой картины описана и в письмах Ораса Верне и в комментариях Николая I, который эту картину купил. Но нашла все эти тексты именно Анастасия, поэтому пока я "публиковать" их не могу. Письма Ораса Верне уже изданы, в них тоже есть упоминание об этой картине, но беглое. P.S. От себя добавлю, что крестьянин не будет каждую неделю ходить на ярмарку, какой смысл покупать что-то именно к Вербному воскресенью, если ни один из продуктов не успеет испортиться к Пасхе? Письма Верне не читала. Будет интересно, если там есть что-то, касающееся творческого процесса над этой картиной. Но я не согласна с тем, что крестьянин не ходил на базар перед Вербным воскресеньем. Моя бабушка ходила, еще как! И ее дедушка ходил - это же праздник! и подготовка к празднику только через базар!!!

AlexeyTuzh: Уважаемая Таша! Ещё раз повторюсь, что в корневом вопросе речь шла о саженцах, а не о рыбе и вине, которые вполне могли оказаться в котомке крестьянина и в начале и в конце Великого поста. Конечно же люди ходят на рынок накануне Вербного воскресенья, но закупаются они на этом рынке сразу на два праздника - и на Вербное воскресенье и на Пасху, так как Страстная неделя очень насыщенная, второй раз на рынок не приедешь, да и продавцов там будет гораздо меньше, всё-таки в середине XIX века люди больше о Боге думали, чем о суетном. Не понимаю, почему нужно как-то специально обосновывать версию с Вербным воскресеньем. Саженцы в саночках - верба? Или какое-то другое растение?

Таша: Думаю, что верба. А почему версия о Вербном воскресенье? Да потому, что набор - праздничный! и если куплена рыба, то в это время года (а это скорее всего ранняя весна) рыбу ели только на Вход Господен в Иерусалим. Если у вашей знакомой есть документальные материалы, подтверждающие или отрицающие эту версию, будет интересно с ними познакомиться

Зизи: Мое сообщение немного не по теме "дровишек" , но все-таки тематически захватывает сообщения на этой ветки. В одной из серий о приключениях Шерлока Холмса сам Холмс утверждает, что его бабушка была сестрой художника Верне. Уж не нашего ли?

барышня-крестьянка: да-да, очень любопытно. В интернете об этом много пишут кстати. То есть когда пишут о биографии Холмса,всегда вспоминаю про эту сестру. Но вот в братьях приводятся разные Верне, не только Орас.

AlexeyTuzh: Если брать всю династию Верне, то конечно же самый знаменитый - Орас. Ни его дед, ни отец, ни братья и племянники - не поднялись до его высоты и знаменитости в мире и при дворе. Поэтому, раз Шерлок Холмс в рассказе "Случай с переводчиком", говоря о своей бабушке, упоминает просто "Верне", то, на мой взгляд, речь идёт именно об Орасе Верне. Да и по времени (бабушка) - это тоже должен быть именно он (либо его поколение, но тогда не важно кто из братьев, так как бабушка - всё равно сестра Ораса Верне).

барышня-крестьянка: я тоже решила что речь идет об Орасе. интересно,почему именно его выбрал Конан Дойл в родственнки Холмсу?Разве он был так уж знаменит в то время?

AlexeyTuzh: Не то слово. Орас Верне - один из самых-самых знаменитых художников в конце XIX века, так как все империи увлеклись возвеличиванием подвигов своих солдат и брали пример именно с французов, с цепочки знаменитых художников Орас Верне - Жан-Луи-Эрнест Мессонье - Эдуард Детай.

барышня-крестьянка: Спасибо, не знала.

AlexeyTuzh: Анастасия Бринцева вчера защитилась: Вот результат её работы: http://www.hist.msu.ru/Science/Disser/Brintseva.pdf

Таша: А по Монферрану никто не защищался в недавнее время? Не слышали? Очень нужно!



полная версия страницы