Форум » Пушкин сегодня » Сказки Пушкина сегодня и все остальное - сюда! » Ответить

Сказки Пушкина сегодня и все остальное - сюда!

Natalie: Здесь просим обсуждать спектакли и фильмы о Пушкине, не загромождая темы, связанные с реальной биографией и творчеством Пушкина.

Ответов - 360, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 All

Cаша: К 150-ю гибели поэта ждали фильма о Пушкине. И фильм "Последняя дорога" был снят Леонидом Менакером на "Ленфильме" в 1986 г. (Многим режиссер знаком по фильму "Молодая жена", с Анной Каменковой, которая впоследствии сыграла в "Последней дороге" роль Александрины Гончаровой). В 1987 г. дом на мойке распахнул свои двери для посетителей после реставрационо-восстановительных работ. И многине сцены "Последней дороги" cнимались там. Созвездие актеров:Александр Калягин(Жуковский), Вадим Медведев(Вяземский), Ирина Купченко(Вяземская),Иннокентий Смоктуновский(Геккерн),Андрей Мягков(Дубельт),Михаил Глузский(ростовщик Шишкин), Альберт Филозов(Уваров), молодой Сергей Жигунов(корнет кавалергардского полка полка Чичерин), Елена Караджова(Наталья Николаевна), молодой еще и малозвестный Виктор Бычков(по сценарию камердинер Павел Романьков), Всеволод Кузнецов(Вериянов, читай Булгарин),Вячеслав Езепов(Тургенев), Сергей Сазонтьев(Данзас), Владимир Шульгин(дядька Никита Козлов), Гедиминас Сторпирстис(Дантес). Елена Караджова в роли Натальи Николаевны: Пушкина в фильме практически нет. Взяв за основу "Последние дни" Михаила Булгакова, Менакер показал Пушкина через его окружение. И поэт как бы незримо присутствует, за дверью кабинета, спускается по лестнице французского посольства, сажает жену в карету при разъезде с бала. Консультировали фильм В.Э.Вацуро и Н.И.Попова. Сценаристами выступали Яков Гордин и сам Леонид Менакер.Замечательную музыку к фильму написал Андрей Петров. Очень интересны кинопробы к этому фильму. Данатос Банионис должен был кого-то в нем сыграть. На кинопробах тогда присутствовала, видимо как консультант, и покойная ныне С.Л.Абрамович.

Cаша: "Последние дни" Михаила Булгакова привлекли и Александра Яцко, который спустя 15 лет после "Последней дороги" Л.Менакера, в 2002 г., снял еще один фильм о Пушкине. Роль Натальи Николаевны в нем сыграла Ольга Дроздова, Дантеса-Сергей Безруков. К сожалению, этот фильм так и не вышел к зрителю. Александр Яцко к тому же еще и замечательный актер театра им. Моссовета. Зрителю он также известен и по интересным ролям в кино и телесериалах. Следующими шагами к представлению образа Пушкина в кинематографе явились сериал "Одна любовь души моей"(о котором уже упоминалось в связи с Марией Волконской), связанный с ним фильм "Пушкин. Последняя дуэль" Натальи Бондарчук и "Черный принц" Анатолия Иванова. Блондинка Анастасия Волочкова в роли брюнетки Натальи Николаевны:

бык: Спасибо, уважаемый Саша! Замечательный экскурс в кинематографическую пушкиниану. А вот в роли театрального Пушкина, я читал, был хорош Вс. Якут. Вы что-нибудь знаете об этом? Готовясь к спектаклю, он приезжал на Мойку, 12 из Москвы.


Кот: Возможно - к стыду своему, должен сознаться, что я не видел целиком ни одного фильма или спектакля о Пушкине. Что-то просто прошло мимо, а что-то просто не стал смотреть, понимая, что не смогу это принять. Пожалуй, только виденные фрагменты "Юности поэта" не вызвали отторжения. Что касается пьесы Булгакова (ее-то я, конечно, читал), то здесь у меня всегда невольно возникает параллель с пушкинским "Моцартом и Сальери". В России уже никого не переубедишь и не докажешь, что Сальери не отравлял Моцарта. Пушкин это написал так, что никакие документы практически не могут его опровергнуть. А ведь Сальери не отравлял Моцарта. Не будем пытаться сравнивать талант Пушкина и талант Булгакова, но пьеса Булгакова несомненно талантливо написана. И зрители (или читатели) верят ему безоговорочно - так именно это и было! Но ведь почти все было не так! Что касается исполнителей роли Пушкина, то, возможно, был исполнитель для этой роли, но нам его уже не увидеть. Вот что рассказывает Валентин Семенович Непомнящий (В.Непомнящий. Вместо подписи под фотографией // Тайны пушкинского слова. М., 1999. С.244-250). Я слышал, как это Непомнящий именно рассказывал, но и в написанном тексте его интонации ощущаются. Привожу, конечно, не полностью, но основную. часть: «Замечательный драматург Леонид Зорин написал в 60-х годах пьесу «Медная бабушка», сюжет которой построен вокруг чисто бытовой ситуации - попыток Пушкина продать принадлежащую семейству Гончаровых статую Екатерины II, чтобы хоть немного отдохнуть от безденежья. Режиссеру-стажеру Михаилу Козакову было поручено ставить пьесу во МХАТе, руководителем которого недавно стал Олег Ефремов. На главную роль пригласили не служившего в театре Ролана Быкова. <…> Через некоторое время состоялась большая репетиция - черновой прогон всего спектакля «Медная бабушка» в очень хорошей постановке Козакова. Народу пустили немного - всего, насколько помню, человек пятьдесят, а то и меньше; в основном это были люди свои, из театра, да еще близкие исполнителей, чиновник из министерства культуры и четыре специалиста: двое маститых пушкинистов - Т.Г. Цявловская, И.Л. Фейнберг, знаменитый Натан Эйдельман и я, всего несколько лет как всерьез вступивший на пушкинистское поприще. Прогон шел не на сцене, а в фойе театра, играли без костюмов, с текстами ролей. Без текстов были немногие - может быть, даже только Быков, да, кажется, Б.А. Смирнов, замечательный артист, вдохновенно игравший Жуковского (никогда не забуду, как в ответ на слова недовольного Пушкиным Николая I - Владлена Давыдова: «Я понимаю, конечно, что он талант, но...» Жуковский храбро ответил: «Он - не талант, ваше величество!» «А кто же он?» - «Гений, ваше величество!» - и зажмурился от собственной отваги). В гриме и костюме был один Ролан. <…> После прогона должно было состояться закрытое, с участием представителя министерства, обсуждение: все понимали, что касалось оно прежде всего центральной роли и ее «приглашенного» исполнителя. И вот спектакль начался. <…> Силясь восстановить хотя бы посетившее меня ощущение счастливого смятения и благоговейного ужаса, нахожу только один образ: вдохнул в начале, а выдохнул в конце. Или - будто подняло меня, восхитило, по-старинному говоря, и понесло мощной, веселой, теплой, стремительной волной; словно обнаружились за спиною крылья, о которых и понятия не имел. Что рассказывать! Он ходил, смеялся, пил, сердился, спорил с друзьями, ругал власть, объяснялся с Жуковским, беседовал с Вяземским, вытягивался, усталый, на диване, артистически нахально хитрил с немцем, которому хотел подороже сбагрить эту несчастную статую, - и был в каждой клеточке существа гений, гений с головы до ног и каждую секунду, хотя не было в роли (написанной, помимо прочего, еще и умно) ничего, призванного «показать гения», - все почти сплошной «быт». Но это был быт человека, наделенного немыслимым, непредставимым даром, неслыханным умом, одаренного бесконечной, до легкомыслия, внутренней свободой, за которой - бездна в трепет повергающей сосредоточенности, тайна иного существования; и все это излучало такое магнетическое обаяние и такую красоту, власть которых знакома только влюбленным. Как это у него получалось - постигнуть было решительно невозможно. Ни ярких сценических приемов, ни остроумных режиссерских ходов, из тех, что должны «помочь» артисту выразить невыразимое, ни эффектных актерских «штучек», имеющих ту же цель, - ничего! Одна сплошная правда. В этом было что-то нездешнее, мы не понимали, где мы; по лицу Татьяны Григорьевны, изучавшей Пушкина полвека, лились слезы, семидесятилетний Илья Львович был порой похож на мальчика, наблюдающего путешествие канатоходца, в глазах Натана сияло счастье узнавания, а у меня, наверное, лицо было просто дурацкое: не склонный к мистическому фантазированию и визионерству, я тем не менее почти физически ощущал себя в каком-то другом пространстве, - так летают во сне. Потом сон кончился, зрителей быстро распустили. В небольшой комнате собрались, вместе с руководством театра, представителем министерства, автором, режиссером и специалистами, ведущие артисты МХАТа... началось. Ах, в тяжелое положение попал я, вспоминая. Как играл Ролан Быков - рассказать не могу, а как это обсуждали - не хочу; потому что... тоже не могу. Две мощные армады, словно гомеровские Симплегады -страшные движущиеся скалы, что раздавливают корабли в проливе, - устремились с разных сторон на бабочку. С одной - чиновник министерский, оснащенный государственным пониманием искусства театра и значения Пушкина, дробил и плющил превосходную пьесу как идейно чуждое сочинение, мельчащее образ поэта и полное вдобавок коварных намеков на плохое положение советского писателя. С другой... А с другой ринулись на Ролана (он маялся где-то за стенами) - с восхитительной пламенной яростью и глубокой, искренней убежденностью, словно комсомольцы, беспокойные сердца, артисты театра, овеянные бессмертной славой, недосягаемые, обожаемые мной «великие старики» МХАТа: Тарасова, Степанова, Станицын, Масальский (последние двое даже покинули комнату в знак возмущения - «Нас здесь учат!» - в ответ на какие-то мои слова) и другие. Что и как они говорили - передать стесняюсь, да и вспоминать не хочу: они уничтожали, они топтали артиста беспощадно, без тени сомнения в своей правоте и с явственно ощутимым удовольствием, даже с торжеством, повелительно пресекая робкие возражения более молодых; они разоблачали «немхатовскую» манеру его игры, издевались над его внешностью и ростом и утверждали, что Пушкина должен играть только Олег Стриженов (артист изумительный, сегодня могу сказать гениальный, но совсем не для этой роли). И в ответ на мольбы Татьяны Григорьевны, в голосе которой, казалось, продолжали дрожать остатки слез, на ее пояснения, что Пушкин даже точно такого роста был и в красавцах блондинах никогда не числился, они говорили, что мы не понимаем законов театра. Впрочем, не было тогда, нет и сейчас у меня к ним ни малейших претензий: они вели себя как дети, выплевывающие непривычную пищу, они не по-ни-ма-ли... А рядом со мной, почти все время молча, страдал ведущий заседание главный режиссер Олег Николаевич Ефремов. Судя по всему, он понимал. Но он попал в чрезвычайно трудное положение: ведь в это самое время им готовилась важнейшая постановка - необычайно острый, смелый, рискованный спектакль: комедия «Старый Новый год», - и ему никак нельзя было ссориться с начальством еще и из-за Пушкина. Тем более - в исполнении артиста, которого не рекомендовалось занимать в «положительных» ролях... Но у меня не было ни сил, ни охоты сочувствовать ему. В общем, все это было ужасно, постыдно, невыносимо глупо, нелепо и - мрачно каким-то чудовищно скучным мраком. Было чувство катастрофы и позора, покрывшего нас всех, в этом участвовавших. Спектакль был закрыт. Выйдя, мы с Козаковым нашли издергавшегося Ролана и насколько можно мягко и в общих чертах оповестили его о происшедшем. Реакция была довольно скупой, судя по внешности, а что там было внутри, я даже представлять себе не хотел, самому было тошно. Я просто догадывался, что у него сегодня произошло несравненное несчастье, рухнула солнечная мечта, совершилась, может быть, главная драма всей его творческой - только ли творческой? - жизни. А как, в каком накале это было, могу судить лишь косвенно, по разговору с Борисом Александровичем Смирновым-Жуковским, который сказал: «Я, может быть, всю жизнь жил для того, чтобы сыграть эту роль!» - и заплакал.»

бык: Да, о Ролане Быкове я тоже слышал. Не помню, по какой из ТВ-программ (наверное, все-таки по "Культуре") шла встреча с Непомнящим, где он об этом рассказывал. Спасибо, что напомнили!

Cаша: Всеволод Якут очень ответственно подошел к воплощению образа поэта на сцене. Он изучал литературу о Пушкине и собирал книги о нем. Экслибрис его библиотеки работы Е.Н.Голяховского, выполненный в 1966 г. одновременно изображает Пушкина и Якута. И если не ошибаюсь, где-то встречал еще один экслибрис, где Якут держит в руках трость и смотрит ав зеркало, а отражается Пушкин. В московском музее на Пречистенке хранится записная книжка, где Якут сделал карандашные зарисовки Пушкина. Приезжая на гастроли в Ленинград, актер конечно же заходил в дом на Мойке. Пушкин в в пьесе Глобы в исполнении Якута был очень убедителен.Не случайно именно Якуту потомок доктора М.Я.Мудрова Е.А.Чижова подарила миниатюру, изображавшую Пушкина-ребенка. От миниатюры ранее отказались в Пушкинском доме. А сам Якут, впоследствии, подарил миниатюру пушкинскому музею в Москве. Эта история подробно описана Н.В.Баранской, много лет проработавшей заместителем директора ГМП по научной работе.

Таша: Спасибо Вам, уважаемый Кот. Рассказ потрясающий душу и разрывающий сердце. Трудно что-то вымолвить после слов В. С. Непомнящего.

Cаша: Роль же Ролана Быкова так, к сожалению, и не состаявшаяся, досталась Виктору Гвоздицкому. В пьесе Леонида Зорина "Медная бабушка", поставленной М.М. Козаковым, он сыграл Пушкина. Cуществует телеверсия этой постановки. Пушкин лета 1834 г., мечущийся, один без семьи в Петербурге, отставка не удалась, "сухой абшид" изрядно подточил его нервы... Все очень убедительно. Гвоздицкий прекрасно справился с ролью. Но увы, в прошлом году актер скончался.

Маша: Таша пишет: Трудно что-то вымолвить после слов В. С. Непомнящего. Становится неуютно и холодно, когда читаешь про такое. А еще почему-то стыдно, хотя я в этом не могла участвовать.

Cаша: В журнале "Огонек", №11, от 12 октября, 1998 г. , когда Ролана Быкова не стало, режиссер-мультипликатор Юрий Норнштейн писал: Если составить список десяти лучших актеров мира, то Ролану, по-моему, место в этом списке обеспечено. И он понимал свой Дар. Он был поразительным рассказчиком, его рассказы - это маленькие роли, и как жаль, что рядом с ним постоянно не было кинокамеры: погибло множество несыгранных гениальных ролей. Я впервые увидел человека со странным именем Ролан и такой обыкновенной фамилией Быков в эпизодической роли в фильме "Я шагаю по Москве" - это был маленький шедевр. Я думаю, что если бы ему предложить сыграть роль слуги со словами: "Кушать подано", эта роль стала бы в фильме или спектакле главной. Потому что его появление на фоне других актеров было подобно электрическому разряду. Однажды я его спросил про несыгранную, вернее, сыгранную, но запрещенную после премьеры роль - роль Пушкина во МХАТе, в пьесе Леонида Зорина "Медная бабушка". Он вдруг замолчал и опустил глаза - и я понял, что это была такая страшная травма, которая прожигала его всю жизнь. Ролан с восторгом говорил о Пушкине: "Мы похожи, мы с ним одного роста, у меня тоже глаза голубые..." Как же нам всем будет не хватать его ясного взгляда на жизнь.

Кот: Спасибо, уважаемый Саша! Непомнящий и Норштейн буквально вторят друг другу. Думаю, что так оно и было.

Muza: В то самое время, когда случилось это надругательство над Роланом Быковым, ему дали роль в фильме "Большая перемена". Вот, что рассказывает об этом Ф. Раззаков в своей книге "Наше любимое кино. Интриги за кадром": 30 апреля 1972 г. съемки в декорации «класс» были продолжены. В тот день на съемочной площадке впервые появились два новых исполнителя: Ролан Быков (он заменил Виктора Павлова в роли Петрыкина) и Ирина Азер (Люська). Если последняя вошла в съемочный процесс легко и непринужденно, то Быкову было трудно. Дело в том, что незадолго до этого (в марте) Быкову был нанесен болезненный удар по актерскому самолюбию: он репетировал во МХАТе роль А. Пушкина в пьесе «Медная бабушка», но сама министр культуры Е. Фурцева запретила ему ее играть. Она заявила буквально следующее: «Наша национальная гордость не был таким уродом». Быков после этого впал в жуткую депрессию и даже намеревался бросить актерскую профессию. И когда ему предложили роль в комедии Коренева, хотел послать всех куда подальше. Но потом малость остыл и понял, что именно такая роль поможет ему на какое-то время отвлечься и забыть недавнее унижение.

Muza: И как же похож на Пушкина! Эти же многоговорящие выразительные глаза.

Эхо : non comment

Марта: Ваша правда, Эхо. Без комментариев....

Марта: «Я, может быть, всю жизнь жил для того, чтобы сыграть эту роль!» - и заплакал.» Здесь только и остаётся, что плакать.... Из-за твердолобовой непробиваемости бездарей или Митрофанушек, которыми кишмя кишит всё вокруг....

Зизи: Боже мой, прочитала всю эту историю, и жутко стало. Что же творится в наших истерзанных душах?! Сколько черноты и мрака сидит в нас в перемешку с умом, добродетелью, талантом!

Кот: Дорогое Эхо! Огромное спасибо за фотографию Быкова-Пушкина. Я думаю, именно эту фотографию имел в виду Непомнящий в начале своих воспоминаний, которое я опустил. Он и воспоминания свои ведь назвал "Вместо подписи под фоторафией".

Марта: Уважаемое Эхо, забыла сказать Вам спасибо. Вот теперь и благодарю Вас за фото Р.Быкова. Этот фильм, если бы он состоялся, я бы приняла.

Таша: Весь день думаю о Быкове и Пушкине. Страдаю, что не смогла этого увидеть, но... Не хочу оправдывать мхатовцев, которые растоптали талантливого актера, но объяснить их поведение можно. Они выросли в своей теплице академизма и потому ждали от актера, играющего Пушкина, высокого аристократизма (не случайно и называли имя Самойлова, который абсолютно не был Пушкиным, но в нем был именно этот мхатовский аристократизм). Как жаль, что Козаков не догадался или не смог поставить этот спектакль в каком-нибудь "Современнике" или Театре Советской Армии... Там бы такого сопротивления труппы не было. О позиции власти могу лишь повторить вслед за Эхом: non commet



полная версия страницы