Форум » Новые темы » С послушной куклою » Ответить

С послушной куклою

Таша: [more]Задумчивость, ее подруга От самых колыбельных дней, Теченье сельского досуга Мечтами украшала ей. Ее изнеженные пальцы Не знали игл; склонясь на пяльцы, Узором шелковым она Не оживляла полотна. Охоты властвовать примета, С послушной куклою дитя Приготовляется шутя К приличию, закону света, И важно повторяет ей Уроки маминьки своей. XXVII. Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала; Про вести города, про моды Беседы с нею не вела. И были детские проказы Ей чужды; страшные рассказы Зимою в темноте ночей Пленяли больше сердце ей. Когда же няня собирала Для Ольги на широкий луг Всех маленьких ее подруг, Она в горелки не играла, Ей скучен был и звонкий смех, И шум их ветреных утех.[/more]

Ответов - 355, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 All

петушок: Там, где Вы отыскали эту информацию, говорится, что только в 1848 г. стали изготавливаться елочные шары. До этого на елки вещали съестные игрушки - фрукты, печенье, конфеты. А в 1867 г. немцы стали выдувать из стекла не только шары, но и разные игрушки. Вот и ответ на Ваш вопрос.

Кот: Уважаемый Петушок! Это я, конечно, тоже прочитал, но это, к сожалению, не ответ на мой вопрос. То, что Вы пишите, там говорится о елках в Европе. А что же было на елках в России в 1830-е годы? Я знаю из переписки Бакуниных, что на Рождество в 1836 году в доме президента Российской Академии А.С.Шишкова устраивалась елка для детей, но, к сожалению, ни о каких елочных украшениях не упоминается. Можно, конечно, достаточно уверенно предположить, что на елку вешали для детей съестные игрушки. А что еще?

Cаша: Здравствуй,свободная минутка! А вот и я,друзья. Сейчас у меня нелегкие времена, поэтому, как пчелка Майя, в делах. Этих замечательных "рыжих англичанок" я нашел совершенно случайно,когда искал материалы по моде 19 века. То,что они англичанки-несомненно. Важные, серьезные дамы. Ребенок с детства должен был усвоить, какой следует быть настоящей леди.


Кот: Добрый день, уважаемый Саша! Очевидно, сказывается приближение конца года. У меня тоже сейчас определенный цейтнот, и забегаю на форум реже, чем хотелось бы.

Зизи: Уважаемый Кот! Когда-то меня тоже интересовала история новогодней (Рождественской) елки. Вы, конечно, знаете, что традицию украшать дома еловыми лапами привез из Европы Петр 1, но потом на долгие года она была забыта. И возродилась при Николае 1, благодаря, как Вы и писали, Александре Федоровне, ее немецким корням. Вообще немцы сыграли свою существенную роль в появлении елок в наших домах. Колония немцев была достаточно велика в Петербурге, и это именно они так весело встречали Рождество, что хотелось им подражать. Кажется, именно в это время и новогодние сказки Гофмана («Щелкунчик», «Повелитель блох») стали очень популярными. Первые елки появились в императорском дворце, а потом, как водится, и в дворцах и особняках богатых вельмож. В дворянских домах елок еще долгое время не устанавливали. Думаю, что и у Пушкина навряд ли ставили елку. Хотя слово, конечно, за специалистами. Но настоящий елочный «бум» приходится на конец 1840-х г.г. И.И. Панаев писал: «В Петербурге все помешаны на елках. Начиная от бедной комнаты чиновника до великосветского салона, везде в Петербурге горят, блестят, светятся и мерцают елки и рождественские вечера. Без елки теперь существовать нельзя. Что и за праздник, коли не было елки?». Украшать елку начали сначала кондитерскими изделиями. Вы об этом тоже писали. С конца 1830-х г.г. известные кондитерские Петербурга, воспользовавшись новым увлечением своих покупателей, начали продажу «готовых» елок, т.е. с висящими на них пряниками, пирожными, конфетами и пр. Ответ на вопрос, почему именно кондитерские изделия оказались ведущими в пропаганде елок, связан с историей этого производства в России. С начала 19 в. самыми известными в Петербурге специалистами в кондитерском деле стали выходцы из Швейцарии, относящиеся к маленькой альпийской народности – ретороманцам, знаменитым во всей Европе кондитерам. Их колония в Петербурге была тоже многочисленной , но в отличие от других колоний – однородной по профессии. Постепенно они завладели всем кондитерским производством в столице и, видя возрастающую моду на елку, воспользовались ею для улучшения торговли своим товаром. Они быстро сориентировались и начали продавать елки, украшенные кондитерскими изделиями. Но потом те же немцы начали украшать елки маленькими игрушками и фонариками. Все это я нашла в своих старых записях. И хорошо, что вспомнилось!

Кот: Спасибо, уважаемая Зизи! Да, у Пушкина, почти наверняка, елку не ставили. Как-нибудь бы это отразилось - в записях о покупках и счетах архива опеки. Любопытно, что в газетных описаниях новогодних праздников для дворян и купцов в Зимнем дворце с участием царской фамилии в 1830-е годы никаких упоминаний о елках по-моему нет. Надо будет проверить.

Зизи: А вот в «Северной пчеле», которая вообще регулярно оповещала о местах продажи елок, в конце 1839 г. сообщалось с сожалением, что они отсутствуют в кондитерской «гг. Беранже и Вольфа». Значит, и там продавались эти елки с пряниками. Номера газеты, к сожалению, не нашла. В рассказе С. Ауслендера «Святки в старом Петербурге» (1912) рассказывается о том, что первая рождественская елка в России была устроена Николаем I в самом в конце 1830-х г.г. Но первая публична елка устроена, по-моему, была где-то в конце 1850-х г.г. Точно не помню.

Таша: Какая волшебная тема - новогодние елки! Сейчас мне некогда копаться в своих записях на эту тему, но в памяти кое-что есть. Во-первых, детские елки у Фикельмонов в 1836 году и ранее (это по письмам Васеньки Шереметева, который вспоминал, как на таком детском празднике маленькая Элизалекс занозила ногу щепкой от катальной горки, устроенной в одном из залов особняка на Дворцовой набережной). На елке были "конфекты".Во-вторых, записка Жуковского, приглашавшего к себе Пушкина или Тургенева, не помню точно, накануне Рождества: Приезжай... Будет елочка... Цитирую по памяти

бык: Таша пишет: Будет елочка... А известно - был ли Пушкин на этой "елочке? Это был такой праздничный мальчишник?

Зизи: Об этом знает только наша уважаемая Таша!

Таша: Приглашение было, но как отреагировал на него Пушкин, не известно! А хорошо бы, если бы был!

Марта: В книге Е.Душечкиной "Русская ёлка: история, мифология, литература" (СПб.:"Норинт",2002) говорится (с.68): "Вряд ли Пушкину когда-либо пришлось видеть ёлку на Рождество или же присутствовать на посвящённом ей празднике. Ни Пушкин, ни Лермонтов, ни их современники никогда о ней не упоминают, тогда как святки, святочные маскарады и балы в литературе и в журнальных статьях описываются в это время постоянно: святочные гаданья даны в балладе Жуковского "Светлана (1812), святки в помещичьем доме изображены Пушкиным ... в "Евгении Онегине "(1825), в Сочельник происходит действие поэмы Пушкина "Домик в Коломне"(1828), к Святкам ... приурочена драма Лермонтова "Маскарад" (1835).... "

Зизи: Марта пишет: Ни Пушкин, ни Лермонтов, ни их современники никогда о ней не упоминают, тогда как святки, святочные маскарады и балы в литературе и в журнальных статьях описываются в это время постоянно: святоч Здесь, как видно из отрывка приведенного Ташей, автор ошибается. Современники упоминали о "елочках" и, возможно, даже не об одной. В архивах-то авторы популярной литературы редко работают, как я заметила. С возвращением, дорогая Марта!

Марта: Миаля Зизи, этот автор не может ошибаться. Это настолько серьезный человек, что даже наш увавжаемый Кот не нашёл бы ни сучка, ни задоринки. Значит, это я выбрала для цитирования неудачные места. Дальше-то у неё (у Душечкиной) идёт речь о Погодине, о Булгарине и о первых упоминаниях о ёлке в журналах (приводится очень богатая библиогрфия).

бык: Таша пишет: записка Жуковского, приглашавшего к себе Пушкина или Тургенева, не помню точно, накануне Рождества: Приезжай... Будет елочка... Как же так, уважаемая Марта! А Ваш автор пишет: Вряд ли Пушкину когда-либо пришлось видеть ёлку Я не придираюсь, я уточняю. авторы должны следить за речью. И Вы здесь ни причем. Вы же цитируете.

Марта: Да, уважаемый Бык, я цитирую (и даже указываю страницу). Но мне добавить пока нечего... Книга Душечкиной передо мной, надо её внимательно почитать. Когда-то я сдавала Душечкиной "Введние в литературоведение" (я училась тогда заочно), и она мне влепила двойку очень несправедливо : стала спрашивать по учебнику, которого в моём списке не было. Надо было рассказать, что такое "мора". Потом пересдавала экзамен другому преподавателю и не успела раскрыть рот, как он спросил: "Вы хотите "пять" или "четыре"? Если "пять", то буду спрашивать ещё."

Марта: В "Северной пчеле" первое упоминание о ёлке появилось накануне 1840 года: "...газета сообщала о продающихся "прелестно убранных и изукрашенных фонариками, гирляндами, венками" ёлках". И далее в этой же книге /Е.В.Душечкиной/ о ёлке (с.71): "Установить точное время, когда ёлка впервые была установлена в русском доме, пока не представляется возможным. В рассказе С.Ауслендера "Святки в старом Петербурге" (1912) рассказывается о том, что первая рождественская ёлка в России была устроена государем Николаем 1 в самом конце 1830-х годов, после чего, по примеру царской семьи, её стали устанавливать в знатных столичных домах... "

Зизи: Марта пишет: С.Ауслендера "Святки в старом Петербурге" (1912) Я тоже ссылалась на эту книгу, дорогая Марта! Но вот, когда первая публичная елка появилась, я так и не вспомнила. Кажется, в 1850-х г.г. В Вашей книге этой информации нет?

Зизи: Еще одна елочная игрушка из моего детства!

Марта: Елочные игрушки моего детства не сохранились, но как же я благодарна Вам, дорогая Зизи, за фото Ваших игрушек детства! У меня были такие же! О первой публичной елке сказать ничего не могу. Надо снова обратиться к книге. Там есть глава об истории елочных игрушек, да и многое другое очень интересное.



полная версия страницы