Форум » Новые темы » С кем встретиться не довелось... » Ответить

С кем встретиться не довелось...

Зизи: Очень хотелось послушать рассказ Марты о Канте. Но где о нем можно рассказать? Может быть, открыть такую ветку, на которой можно рассказывать о тех, с кем Пушкин никогда не встречался? Не довелось...

Ответов - 272, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 All

Зизи: Кот пишет: Это как-то сразу подрывает доверие к его квалификации Я с этим абсолютно согласна. К тому же (если это не опечатка) он путает инициалы Нащокина: "П.И." вместо "П.В.". А что Вы думаете о такой версии: перо Пушкину привез А.И. Тургенев?

Кот: Честно признаюсь, я как-то никогда об этом пере не думал.

Марта: А.И. Тургенев встречался с Гете?


Зизи: Я когда-то слышала версию, что перо Пушкину передал А.И. Тургенев. Значит, и с Гете встречался. Ничего об этом не знаю. Хотела у вас узнать!

Марта: Все дороги ведут к переписке братьев Тургеневых. У нас в городе этой переписки нет. Я же не могу вспомнить, где я читала, что это перо было передано Жуковским. Надо порыться в книгах. Или в газетных вырезках. Будете смеяться, но я их собираю уже много лет. И у меня перед глазами - хороший пример: А. Отто-Онегин. Он тоже собирал все статьи (и из газет тоже), где было хоть какое-то упоминание о Пушкине. Кажется, у него было 14 огромных папок с такими вырезками. Понимаю, что это не надежный источник. Да что же делать , если другого нет под рукой

Марта: В одной старой книге нашла план Кафедрального собора, где хорошо видна надпись по-немецки "Hoher-Chor". Это внутри собора. Тот самый "хор". Шишков, прости, не знаю, как перевести!

Зизи: Марта пишет: А.И. Тургенев встречался с Гете? Теперь могу ответить:"Встречался"! И неоднократно. Об этом свидетельствуют его дневниковые записи. Так что версия имеет под собой основание. Был знаком с Гете и Жуковский. Любопытно, что в одной из работ я читала, что в 1826 году Жуковский совершил заграничное путешествиеи и посетил Гете. Наслышанный, якобы, о Пушкине, Гете попросил Жуковского передать Пушкину перо, которым он только что писал. Жуковский охотно передал этот подарок. Пушкин сделал сафьяновый футляр, на котором было написано "Перо Гете", и дорожил подарком. Но, судя по записям в дневнике Тургенева, он тоже встречался с Гете в 1826 г. В этой же статье указывается, что Жуковский передал перо в 1827 г. http://feb-web.ru/feb/pushkin/isj-abc/isj/isj-0991.htm О том, что Гете через Жуковского передал перо Пушкину, написано и в книге К.О. Конради "Гете. Жизнь и творчество". М. 1987. Но даже Шимановская в письме не указывает фамилии путешественника. Помните? Откуда же появилась версия с Жуковским? С Тургеневым? Потому, что они много путешествовали, бывали в Германии и встречались с Гете? Только поэтому?

Марта: Сколько интересного Вы нам сообщаете, дорогая Зизи!

Марта: В.А. Жуковский бывал в нашем городе. Но обычно приводят ту его цитату, где он пишет о дороге штрандом вдоль берега моря (т.е., о Куршской косе - М.), которую считали наилучшей дорогой. Но я нашла в примечаниях к его "Дневникам" за 1820-ый /Жуковский В.А. ПСС. 13 том/ год еще вот это: 1820, октябрь 9-ое – Кенигсберг. Музыка. Книжная лавка. Щлосс. Вид Кенигсберга. Остров. Театр и площадь. Прегель. Дворцовая церковь, готическая архитектура. Дом Кантов (прим.4, см. с. 493) примечание: Дом Кантов - Посещение мемориального дома немецкого философа Иммануила Канта, к-й родился и умер в Кенигсберге, не было для Ж. любопытством путешественника. Интерес к личности и наследию Канта обозначился еще в период редактирования «Вестника Европы, где он помещает отрывок из переписки философа (ВЕ.1808.№24.С.247-251). В библиотеке поэта находились различные сочинения, связанные с его именем.»

Зизи: Интересно! А что такое штрандом?

Марта: Штранд - именительный падеж. Немецкое слово. Это значит "коса" - узкая полоска земли (песка) вдоль берега моря. А "штрандом" - изменена в падеже.

Зизи: Зизи пишет: А что такое штрандом? Смеюсь сама над собой!

бык: А что-то у нас рассказы про Канта прекратились. Уважаемая Марта, ждем продолжения!

Марта: Я только и ждала этого напоминания, уважаемый Бык! Продолжу завтра.

Марта: Самое время вернуться к Канту ранним субботним утром. Столько времени утекло, уже не помню, на чем мы остановились? Но к трудам Канта пока еще не перешли. Кажется, мы говорили о воспитательной мере в тюрьме, где для нравственного исправления арестанты должны были петь хоралы и этим мешали Канту (его домик стоял рядом с тюрьмой). Из биографического очерка М.М. Филиппова, д-ра философии Гейдельбергского университета (ЭМ. Кант. Его жизнь и философская деятельность. СПб, 1893): "Потребность в крайне сосредоточенном мышлении сделала Канта чрезвычайно требовательным. Он не выносил никакого шума или резких звуков, способных нарушить его покой во время занятий; поэтому, при всем своем консерватизме относительно привычек, Кант часто менял квартиру. Сначала он жил на берегу реки: здесь ему мешали крики польских лодочников. Другую квартиру Кант должен был оставить по тому поводу, что у его соседа был несносный петух, своим криком мешавший философу. Кант предлагал соседу какую угодно сумму за петуха, но тот упорствовал , и дело кончилось переездом Канта на другую квартиру. Наконец, в 1783 году Канту удалось ... купить маленький, скромный домик, но и здесь его покой оказался не вполне обеспеченным." Это было рядом с тюрьмой, и эту историю вы уже знаете. Несмотря на то, что этот домик был маленьким, в нем была небольшая аудитория для занятий со студентами. Из вышеприведенного отрывка также видно, что прогулочных троп Канта было несколько. Я уже писала, что он был очень пунктуален и выходил на прогулку в одно и то же время. Отмечу здесь, что в процессе воспитания Кант ставил дисциплину на первое место. Отсутствие дисциплины, считал он, превращает человека в дикаря. Только строгая дисциплина и сила воли помогли Канту преодолеть телесные недуги и особенности характера (он был очень робким). Согласно Канту, приучившись к порядку, человек может получать навыки труда, затем научиться вести себя в соответствии с приличиями, и, наконец, открыть для себя нравственный закон. /Из очерка Филиппова: "Природа не наделила Канта ... атлетическим сложением. Он был мал ростом..., имел узкую и чрезвычайно впалую грудь и правое плечо его было сложено неправильно: лопатка слишком выдавалась назад. ... Нервые его были чрезвычайно деликатны, дыхание слабое; он сильно чихал от одного запах свежей типографской краски при чтении утренней газеты. Наружность Канта была симпатична. Благдаря строгому ... образу жизни, он ... не имел болезненного вида. Автор "Китики чистого разума" никогда не говорил о своих умственных или нравственных качествах, но чрезвычайно охотно распространялся о своей физической организации. ... лишь благодаря необычайно точному распределению времени и поразительно правильному образу жизни, Кант мог дожить до глубокой старости. "/ А еще хочу отметить преданность хозяина, соседа Канта, к петуху. Куда-то пропал наш петушок?

Cаша: Согласно учению Кречмера, Кант принадлежал астеническому типу. Его психологическая характеристика и анализ темперамента должны были ему соответствовать. Сам же Кант тоже отдал дань анализу темперамента, в своей книге "Антропология", вышедшей в 1789 г . Однако он не разделял понятие темперамента и характера. Как и его предшественники, Кант полагал, что в основе темперамента лежит особенность крови человека.

Марта: Уважаемый Саша, как интересно! Расскажите о Канте еще, ну, пожалуйста.

Зизи: Марта пишет: преданность хозяина, соседа Канта, к петуху Эта история могла бы стать сюжетом для ветки о наших любимцах, правда? Дорогая Марта, а был ли Кант женат и были ли у него дети? Если были, то какова их судьба?

Марта: Следующий рассказ я хотела посвятить именно этой теме. Сегодня об этом напишу, надо подготовиться. Но меня смущает, что уважемый мною автор биографического очерка М.М. Филиппов не пишет так хорошо (вернее, мне стиль Саши нравится больше, но с Саши не спишешь! ), как наш уважаемый Саша. Эти сведения у меня оттуда, и стиль автора я поправлять не хочу. Поэтому как бы извиняюсь... И жду рассказа Саши. Появлюсь где-то через часик.

Марта: «Кант не был женат, и долгое время полагали, что он никогда не был влюблен. Поверить этому было бы трудно даже в том случае, если бы мы не имели положительного свидетельства одного из самых достойных биографов Канта… . Биограф … категорично утверждает что в зрелых летах Кант был влюблен и даже два раза. «Я не называю имен, - говорит этот биограф, - потому что для кого же это важно?» В ранней молодости Кант был очень застенчив с женщинами; с летами это прошло в обыденных случаях, но в вопросе настолько щекотливом, каково объяснение в любви, он остался крайне нерешительным, и, по словам биографа, одна из возлюбленных Канта уехала, так и не узнав о его страсти, а другая, видя его колебания и нерешительность, предпочла более энергичного и смелого соискателя. Задолго до Шопенгауэра (который и в этом, как во многих других отношениях, утрировал идеи Канта) Кант провозгласил, что истинной подкладкой всякой любви к женщине является половое влечение. В трактате «О прекрасном и возвышенном» мы читаем буквально: «Все очарование, которое оказывает на нас прекрасный пол, в основе является распространенным половым влечением. Природа преследует свою великую цель, и все тонкости, которые сюда присоединяются , по-видимому, весьма далекие от полового инстинкта, в конце концов являются лишь его подкрашиванием, и вся их прелесть заимствована из того же источника». Но Кант далек от выводов, сделанных впоследствии из этого Шопенгауэром. Хотя половой инстинкт – чувство весьма грубое, но «презирать его», по словам Канта, нет ни малейшего основания, потому что этот инстинкт делает возможным самое удобное и правильное охранение порядка природы. Философ нимало не отрицает и того, что высшие формы любви отличаются от низших, хотя и имеют общий с ними источник. Любовь, основанная только на половом влечении, по словам Канта, легко вырождается в разнузданность и распущенность, потому что «огонь, зажженный в нас одной особой, весьма легко может быть погашен другою». От себя добавлю слова будто бы Канта о том, почему он не женился: «В молодости, когда мне нужна была женщина, я не мог жениться, так как не было средств содержать ее; теперь же, когда я могу ее содержать, она мне больше не нужна ». Ссылки на эти слова дать не могу. Не помню источника. Может быть, это не принадлежит Канту, но так говорят экскурсоводы, отвечая на этот вопрос.



полная версия страницы