Форум » Новые темы » "Повести Белкина" и "Герой нашего времени" » Ответить

"Повести Белкина" и "Герой нашего времени"

AlexeyTuzh: Уже в нескольких работах литературоведов, которые получилось почитать, пишут о том, что "Повести Белкина" и "Герой нашего времени" были первыми опытами двух наших великих поэтов в прозе, но отмечают, что никакой связи между этими произведениями нет! Изредка отмечают тот факт, что Онегин назван Пушкиным в честь северной реки Онеги, так же как у Лермонтова Печорин получил свою фамилию по названию тоже северной русской реки - Печоры. И всё... В прошлом году, когда сын читал "Героя нашего времени" и мы разбирали его композицию, я обратил внимание на то, что написан этот сборник повестей в конце 30-х годов XIX века, а "Повести Белкина" - в самом начале этого десятилетия. Получается, что "автора" повестей - помещика Белкина отделяет от рассказчика "Героя..." не более десятилетия. Задумавшись, стал сопоставлять пять повестей Пушкина и пять повестей Лермонтова и... получилась интересная "картинка" (как в детстве - найдите десять отличий): 1) "Бэла" и "Станционный смотритель". Молодой офицер похищает дочь у отца. Отец безутешен и разыскивает свою дочь. Та любит своего похитителя, сложно сказать счастлива ли она, но она не хочет его покидать и возвращаться к отцу; 2) "Максим Максимыч" и "Метель". После окончания войны судьба сводит двух людей, которые были знакомы ещё до неё. Оба сильно изменились за эти годы, изменились и их отношения, это стало открытием для обоих (в одном случае - радостным, во втором - печальным); 3) "Тамань" и "Барышня-крестьянка". Молодой дворянин принимает красивую девушку не за ту, за которую он её себе представляет, он пытается ближе познакомиться с этой девушкой, но та держит его на расстоянии, потом судьба всё расставляет на свои места; 4) "Княжна Мери" и "Выстрел" (во многом ещё и "Евгений Онегин"). Главный герой знакомится с новичком, который пользуется успехом у дам. Между ними возникает моральный спор, а за ним вызов на дуэль. Женщина пытается вмешаться и предотвратить поединок, но тот неминуемо состоялся; 5) "Фаталист" и "Гробовщик". Главный герой, рискуя жизнью, бросает своей судьбе вызов. Судьба отзывается на его приглашение. Интересно, ни у кого больше не возникало таких ассоциаций?

Ответов - 9

Кот: Уважаемый AlexeyTuzh! У меня таких ассоциаций не возникало (я вообще стараюсь в литературоведческий анализ не пускаться - это не мое). К Вашему тексту - одно замечание: Вы, очевидно, имели в виду не 40-е годы, а 30-е?

AlexeyTuzh: Уважаемый Кот! Это какая-то старая для меня история (видимо уже "зарезервированная" ошибка): 40-е годы - это с 1830 до 1839 или с 1840 до 1849? Мне очень понравилось как сказал мой сын, когда ему исполнилось 10 лет: "Эх, второй десяток разменял!". Я имел в виду промежуток с 1830 по 1840 год! Сейчас сел, подумал - вероятно правильнее 30-е годы XIX века!

Таша: Очень интересные наблюдения, уважаемый AlexeyTuzh! Конечно, влияние Пушкина на творчество Лермонтова бесспорно, и у него можно отыскать многое, восходящее к идеям, сюжетам и литературным формам его кумира, каковым был для Лермонтова Пушкин. Но все же нельзя не учитывать и сложившуюся к тому времени литературную традицию: светская повесть середины 1830-х годов уже представила читателю сюжеты с "таинственными случаями", любовью европейца и "дикарки", путевые очерки, - все то, чем блистает "Герой нашего времени". Надо сказать, что и сам Пушкин использовал в названных "Повестях" шаблонные фабульные схемы, чужие темы и мотивы, наполняя их новым содержанием. Не исключено, что и Лермонтову в каких-то случаях хотелось "поиграть" этими схемами. Есть, о чем подумать...


AlexeyTuzh: Уважаемая Таша! Как раз название романа - "Герой нашего времени" и является своеобразным объяснением "игры" Лермонтова - прошло менее 10 лет, а "герой" поменялся! Мне кажется, что Лермонтов сознательно ставил своего героя в ситуации, в которых были ранее герои Пушкина и смотрел: а как он себя поведёт в похожей ситуации? Пушкин был для Лермонтова непререкаемым авторитетом, "Герой..." - его первый опыт в прозе, как и "Повести Белкина" для Пушкина, да и мнение критики о том, что "Повести Белкина" Пушкина - только побасенки - наверняка вызывали его улыбку (я уж молчу о том, что мой пра-пра-дедушка "ржал и бился", когда Пушкин читал ему эти свои "побасенки" - значит было что-то, над чем стоило похохотать!). Эти побасенки для меня с юности гораздо больше, чем то, что в них видел Белинский, как, впрочем, и маленькие трагедии сегодня выглядят совсем не маленькими! Любовь европейца и дикарки, путевые очерки - это всё-таки о книгах Бестужева-Марлинского, Лермонтов - это явный диалог поэтов!

Кот: Уважаемый AlexeyTuzh! Вы где-нибудь встречали утверждение, что Пушкин жил в 40-е годы XIX века? Десятилетие - четвертое, но годы - тридцатые.

AlexeyTuzh: Уважаемый Кот! А я так и рассуждал: решил, что десятилетие четвёртое, а годы - тридцатые! Постараюсь запомнить на всю жизнь, но я уже не первый раз на этой ошибке попадаюсь, поэтому не удивлюсь, если через год снова что-то подобное проскользнёт в моих сообщениях! Есть психологическая особенность - если что-то мне неправильно сначала сказали (например, неверно представили человека) - пропишется на всю жизнь. Хроника - можно залечить, а вылечить нельзя! Уважаемый AlexeyTuzh! Вы где-нибудь встречали утверждение, что Пушкин жил в 40-е годы XIX века? А он и сейчас живёт! Его в 30-годы XIX века застрелили, а он не умер!

Таша: AlexeyTuzh пишет: мой пра-пра-дедушка "ржал и бился", когда Пушкин читал ему эти свои "побасенки" Ура! Нашелся, наконец, родственник, который скажет, как правильно пишется фамилия пра-пра-дедушки: в первом случае через "а" или "о"?? Что говорят семейные грамоты? С удовольствием поговорила бы с Вами о"Повестях Белкина" и о Лермонтове, но не тепреь. Нынче голова занята другими сюжетами. А я, увы, не Цезарь и даже не Наполеон

AlexeyTuzh: Семейные грамоты (родословную книгу на пергаменте) сожгла сестра моего дедушки! Причём не во времена Сталина (она, убеждённая коммунистка, жена Музафара Нариманова - провела полжизни в лагерях), а уже после его смерти - при Хрущёве. Я ей до сих пор "благодарен" за этот поступок! К тому же мой пра-пра-дедушка всё-таки по женской линии - поэтому было бы очень нагло с моей стороны утверждать, что я его потомок. Я сам был скептиком этой семейной "легенды" пока жена не показала его портрет - по какому-то капризу природы я очень на него похож, плюс всю жизнь занимаюсь экономикой, и "зависть" Пушкина к умению Боратынского вести свои имения и хозяйство - мне понятна! Правильнее всё-таки Боратынский, так как его предок - боярин Воротынский, прославившийся во времена Ивана Грозного.

Таша: Ой. Про предка Вашего - это не здесь! В "современниках"



полная версия страницы