Форум » Поговорим о... » Любимые авторы (продолжение) » Ответить

Любимые авторы (продолжение)

Natalie: Которые здесь самые любимые, после Пушкина, разумеется?

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

Марта: На грязь, горячую от топота коней, Упала лёгкая одежда брата-снега. И лепет горестный иззябших голубей Ласкает сладостно, и даль всё голубей. Это "Ноябрь" Тихона Чурилина. Не могу найти всё стихотворение. Может, кто знает?

Таша: Спасибо, дорогая Марта! Это стихи Тихона Чурилина, который сам называл себя «анархистом-коммунистом» и «футуристом вне групп», вошедшего в литературу как фигура скандальная. Он был более известен не своим творчеством, а тем, что имел кратковременный роман с Мариной Цветаевой, которая называла его гениальным поэтом. Печально знаменит еще и тем, что трижды помещался в сумасшедший дом, где и умер в 1946 году. Вот, что вспоминала о нем Цветаева: В первый раз я о Наталье Гончаровой — живой — услышала от Тихона Чурилина, поэта. Гениального поэта. Им и ему даныбыли лучшие стихи о войне, тогда мало распространенные и не оцененные. Не знают и сейчас. Колыбельная, Бульвары, Вокзал и, особенно мною любимое — не все помню, но что помню — свято: Как в одной из стычек под Нешавой Был убит германский офицер, Неприятельской державы Славный офицер. Где уж было, где уж было Хоронить врага со славой! Лег он — под канавой. А потом — топ-топ-топ — Прискакали скакуны, Встали, вьются вкруг канавы, Как вьюны. Взяли тело гера, Гера офицера Наперед. Гей, наро-ды! Становитесь на колени пред канавой, Пал здесь прынц со славой… Так в одной из стычек под Нешавой Был убит немецкий, ихний, младший прынц. Неприятельской державы Славный прынц. — Был Чурилин родом из Лебедяни, и помещала я его, в своем восприятии, между лебедой и лебедями, в полной степи. Гончарова иллюстрировала его книгу «Весна после смерти», в два цвета, в два не-цвета, черный и белый Стихотворение НОЯБРЬ из цикла "Месяцеслов" опубликовано анонимно в альманахе "Гюлистан" (М., 1916. С. 128). Авторство установлено Р. Д. Тименчиком. Привожу цитату по Тименчику, более точную: На грязь, горячую от топота коней, Упала легкая одежда брата - Снега. И лепет горестный иззябших голубей - Ласкает сладостно, и тень все голубей. Эта Ваша "даль" как раз меня и смутила: в моем представлении это скорее весенний образ. Поэтому я очень была рада, что у Чурилина как раз тень - "существо" осенне-зимнее Ахматовой эти же строки читал Осип Мандельштам. Думаю, ему было бы приятно, что о нем и теперь есть, кому вспомнить... Фотография Чурилина и его биография представлены здесь

Марта: Спасибо, дорогая Таша! Именно эту статью о нём я и читала сегодня утром, но думала, что есть весь текст "Ноября". Наверное, это и всё, что известно.


Кот: Спасибо уважаемой Зизи за Поленова, а уважаемым Марте и Таше - за Чурилина! Сколько богатств в нашей культуре! А вот мальчишка, который шел от Шишкина к Левитану и так много обещал - Федор Васильев. О нем не часто сейчас вспоминают.

Марта: Михаил Иванович Лебедев (1811, Дерпт - 1835?) Сегодня у меня не загружаются картинки. Наконец-то получилось!

Зизи: Да, Васильева почему-то вспоминаем редко. Хотя любим, конечно... Очень! Милая Марта, а Ваша картина у меня не увеличивается! Жаль...

Таша: Дорогая Марта! Это Павловск? А Лебедев - ученик нашего Максима Воробьева? Это он продал перстень с бриллиантом, пожалованный ему императорской четой за успехи в учении? Нашла его работы в интернете. ХОРОШ!!! Любуйтесь: пейзаж 1836 года Окказывается он писал в Петербург из Италии: "Вы не можете себе представить, как трудно было после севера начать писать здешнюю природу... Здесь совершенно все иначе, все тоны – все краски гораздо деликатнее – Эффекты, которые составляют красоту нашей природы – здесь они ни к чему не служат" А вот тут интересное изображение могилы дочери Вяземских (1835 год): Какая же из могил - ее? Та, что в виде саркофага, что ли? Это Тестаччо? Карл Брюллов писал о ранней смерти Лебедева: "Боже мой! Какие потери в один год: Пушкин и Марлинский как поэты и Лебедев, коим Россия могла бы гордиться как лучшим пейзажистом в Европе" "

Марта: О Лебедеве говорили, что в его картины "можно войти". И так оно и есть, если посмотреть на открывающуюся перспективу! Это видно в его некоторых работах. Дорогая Таша, спасибо за Лебедева, которого я не знала. То есть, не знала, что он изобразил могилу Пашеньки Вяземской. И про перстень с бриллиантом тоже не знала. Надо бы мне перечитать его биографию.

Зизи: Спасибо, дорогие Марта и Таша! Просто открытие для меня! Брюллов считал потерю Лебедева равнозначной утрате Пушкина!

Марта: Надо будет узнать, нет ли в Тарту картин Лебедева.

Зизи: Умер совсем молодым. Причем, с годом рождения путанница: 1811(?), 1812 (?) А это "Утро в Риме" (1835)

Зизи: А.А.Блок Мы встречались с тобой на закате. Ты веслом рассекала залив. Я любил твое белое платье, Утонченность мечты разлюбив. Были странны безмолвные встречи. Впереди - на песчаной косе Загорались вечерние свечи. Кто-то думал о бледной красе. Приближений, сближений, сгорании Не приемлет лазурная тишь... Мы встречались в вечернем тумане, Где у берега рябь и камыш. Ни тоски, ни любви, ни обиды, Всё померкло, прошло, отошло.. Белый стан, голоса панихиды И твое золотое весло.

Таша: Вот и еще одна дата нам явилась - зарубка в памяти живущих.. .........Свет иссякал. Смеркались небеса. Твой облик ускользал от очевидца. Попав в силки безвыходного сна, до разрыванья сердца пела птица. Шла женщина - не ты! - примяв траву ступнями, да, но почему твоими? И так она звалась, как наяву зовут одну тебя. О, твое имя!..... - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Я столько раз была мертва иль думала, что умираю, что я безгрешный лист мараю, когда пишу на нем слова....

Кот: Хочу еще напомнить о Лебедеве из воспоминаний Айвазовского об академической выставке 1836 года, которую посетили Пушкин с Натальей Николаевной. Айвазовский вспоминал: "Узнав, что Пушкин на выставке <...>, мы, ученики, побежали туда и толпой окружили любимого поэта. Он под руку с женою стоял перед картиной художника Лебедева, даровитого пейзажиста , и долго рассматривал и восхищался ею".

Таша: Думаю, что в каталоге выставки легко найти эту картину, если ее уже, конечно, не нашли и не опубликовали находку...

Зизи: Кто знает - вечность или миг мне предстоит бродить по свету. За этот миг иль вечность эту равно благодарю я мир. Что б ни случилось, не кляну, а лишь благославляю легкость: твоей печали мимолетность, моей кончины тишину.

Марта: Бьют часы, возвестившие осень: тяжелее, чем в прошлом году, ударяется яблоко оземь - столько раз, сколько яблок в саду. Этой музыкой, внятной и важной, кто твердит, что часы не стоят? Совершает поступок отважный, но как будто бездействует сад. Все заметней в природе печальной выраженье любви и родства, словно ты - не свидетель случайный, а виновник ее торжества.

Марта: Любимая, проснись! Уж небосвод Окрашен в цвет карибского коралла; Метель у мира нас с тобой украла, Мороз сковал теченье быстрых вод Реки, пленивши лодки у причала, Как кот, прокрался в сени новый год, И жизнь опять считает от начала Годины наших счастий и невзгод. Морозным утром тройку запрягу. Звон бубенца. Летим в сребристой пыли, И разглядеть, в санях кто рядом - ты ли, Или Зима-Царевна, не могу. И волшебства таинственные тропы, Сверкая льдом, уводят к небесам, И неподвластен бег времен часам. Объемлю стан похищенной Европы И поневоле верю чудесам. Ф. Булгарин

Таша: Забавный у Вас любимый автор, уважаемая Марта! А сколько лет этому борзописцу и зачем он взял себе такой странный псевдоним? особенно восхитили такие атрибуты серебряного века как "цвет карибского коралла", Зима-Царевна, полет на тройке "в сребристой пыли", да и "любимая, проснись" - совсем как-то по-есенински или даже по-маяковски Не хватает только, чтоб гимназистка, "от мороза чуть пяная", "грациозно стряхнула" всю эту мишуру "с каблучка"

Кот: Почти "Пора, красавица, проснись... Вечор, ты помнишь, вьюга злилась... И речка подо льдом блестит... Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?..." и т. д.



полная версия страницы