Форум » Поговорим о... » Неожиданные наблюдения » Ответить

Неожиданные наблюдения

Таша: Случайно узнала от коллег из Эрмитажа, что в начале 1830-х годов для эрмитажной коллекции была приобретена маленькая "Мадонна" Ла Спаньи (известного соотечественника и подражателя Рафаэля), которая считалась тогда копией с Рафаэля! Вот она: [more][/more] Ну все тут имеется: и пальмы Сиона, и величие, и даже разум в глазах играющего младенца... Остается только выяснить, не стоила ли она 40 тысяч... :

Ответов - 117, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Кот: Уважаемый AlexeyTuzh! Насколько я могу судить, о морской прогулке с Олениными известно только благодаря записи Пушкина. Стихотворение, посвященное Доу, привязывают к этой же поездке без каких либо оснований, только потому, что в пушкинской записи фигурирует и имя Доу. Так что здесь свобода для построения версий - полная. Думаю, что не вредно было бы для начала выяснить, когда именно (в какой день) Доу выехал из Петербурга. Это или отсеет сразу часть версий или косвенно подтведит какие-то из них.

Таша: В газете "Санкт-Петербургские ведомости" за 1828 год в №№ 36 и 37 в списках отъезжающих за границу 9 мая 1828 года значится "Джордж Доу, великобританский подданный. Спрос. 1-й Адм. Части 1-го кварт. в доме под № 47, 1". Но осенью того же года Дж. Доу снова приехал в Россию, где написал портрет Кутузова в полный рост, Барклая-де-Толли, великого князя Константина Павловича. Он был уже тяжело болен и через несколько месяцев отправился на родину в Англию, где и скончался 10 октября 1829 года в доме своей сестры - жены гравера Томаса Райта. Встречались ли они с Пушкиным в этот короткий промежуток времени, я не знаю.

AlexeyTuzh: Уважаемая Таша! Всё абсолютно точно. Помимо Г.Б. Андреевой была очень хорошая статья В.К. Макарова 1940 года о Джордже Доу и его приездах в Россию. Я поищу. Опять же, если интересно, могу найти дореволюционную статью о причинах скорого отъезда художника из России в мае 1828 года. Не до Пушкина ему было, так как в Кронштадте таможня досматривала его багаж очень пристально и дотошно! Кстати, в газете приведён адрес Шепелевского дома (дворца) (правильнее всё-таки дворца Константина Павловича, так как между двумя домами была глухая стена, без переходов). Единственное замечание - портрет Кутузова в полный рост был уже написан Доу, так как на английской гравюре по рисунку Мартынова, выпущенной в 1826 году к открытию Военной галереи 1812 года - он уже есть.


Таша: AlexeyTuzh пишет: так как в Кронштадте таможня досматривала его багаж очень пристально и дотошно Ну Пушкин-то провожал всех только до Кронштадта. Далее ему было нельзя! А вот хотел Доу в те минуты рисовать Пушкина или нет, дело художника. Может это был его способ успокаиваться - делать наброски в путевом альбоме... На портрете Кутузова внизу, чуть левее середины имеется авторская подпись с датой: Geo Dawe R.A. Pinxt 1829. Возможно, в 28-ом портрет был исполнен вчерне, а в 29-ом он его завершил? Думаю, что это можно определить при внимательном сравнении портрета с упомянутой гравюрой.

AlexeyTuzh: Уважаемая Таша! 1) Как верно заметил уважаемый Кот, кроме автографа А.С. Пушкина других прямых и косвенных свидетельств, что поэт был на пироскафе, доставившем Джоржда Доу в Кронштадт 9 мая 1828 года - нет! Ни в архиве Олениных, ни в документах А.С. Пушкина, ни в дневнике или письмах П.А. Вяземского об этом ничего не сказано (либо я не видел или пропустил). Оленин-старший вообще попал бы в двусмысленную ситуацию, если бы взял на себя смелость провожать Джорджа Доу. 2) Я не знаю, каким изданием книги В.М. Глинки и А.В. Помарнацкого вы пользуетесь, но если этим: "Военная галерея Зимнего дворца", Ленинград, "Искусство", 1981, то действительно под портретом Кутузова написано то, что Вы приводите, а если откроете разворот стр. 18-19, то на увеличенной репродукции гравюры увидите слева на полу портрет Кутузова. А под репродукцией подпись: "Мастерская Д. Доу", Гравюра Беннета и Райта, по рисунку А. Мартынова. 1826. У меня у самого много вопросов к этой гравюре, но мы это уже обсуждали в ветке про дом Шепелева.

Таша: Уважаемый Алексей! Это не единственный случай, когда от какого-то события остается всего лишь единственное свидетельство. Не вижу в этом ничего странного или подозрительного Что касается Оленина, то я не утверждала, что он сопровождал Доу в его поездке до Кронштадта. Там было много других пассажиров. Мы же не говорим, что Пушкин всех их сопровождал! Повествуя об отношениях Оленина с Доу, интернет ссылается на статью упомянутого Вами автора - Г. Б. Андреевой - из журнала "Художник" за 1989 год № 6: "Проявлением установившихся отношений [речь о добрых отношениях Оленина с Доу - Таша] стало совместное путешествие Олениных, Доу и А.С. Пушкина в мае 1828 на пироскафе по Финскому заливу". В других местах журнал называется не "Художник", а "Искусство". Забавно! Вы также пишете: действительно под портретом Кутузова написано то, что Вы приводите, а если откроете разворот стр. 18-19, то на увеличенной репродукции гравюры увидите слева на полу портрет Кутузова. А под репродукцией подпись: "Мастерская Д. Доу", Гравюра Беннета и Райта, по рисунку А. Мартынова. 1826. Так я же уже написала об этом: Думаю, что это можно определить при внимательном сравнении портрета с упомянутой гравюрой.

Кот: Уважаемая Таша! Относительно журналов "Художник" и "Искусство". Андреева, явно, пользуясь юбилейностью 1989 года дала одну статью в "Искусство", №6, а другую (по-моему, довольно похожую по содержанию) - в "Художник", №6.

Таша: Одним словом, "культура — достояние всего общества", как названа одна из статей Андреевой.

AlexeyTuzh: Ссылки на все статьи Г.Б. Андреевой о Джордже Доу в России я в итоге дал. Их - четыре (там есть статьи и из "Художника" и из "Искусства"). Версия о том, что Пушкин был в мастерской Доу опирается на пари Орловского. Версия о том, что Пушкина не было на пироскафе 09 мая 1828 года и стихотворение о карандаше Доу и об Олениной написано им ранее этой даты - базируется на самом стихотворении, так как мне тяжело представить себе совет поэта Доу рисовать Оленину несколько минут перед отъездом вместо того, чтобы рисовать профиль Пушкина. И вообще вся дискуссия началась с того: видел или не видел Пушкин картину Доу, которая написана на сюжет Кольриджа, так как, на мой взгляд, это стихотворение и картина имеют связь со стихотворением Пушкина "Легенда". Теперь, чтобы просто Вас всех повеселить: если открыть упомянутую книгу Глинки и Помарнацкого "Военная галерея Зимнего дворца" на стр. 9, то Вы увидите репродукцию картины Дж. Доу "Капитан роты дворцовых гренадёров В. Лаврентьев" и дату: 1828 год (тоже на основании надписи художника на этой картине). Так вот - за спиной гренадёра на стене Военной галереи уже висит портрет Барклая де Толли, который Джордж Доу подпишет только в 1829 году!

AlexeyTuzh:

Таша: Не вижу никаких противоречий. Торжественное открытие галереи состоялось 25 декабря 1826 года (день, который праздновался в память изгнания Наполеона из России). К тому времени не все портреты были завершены. Доу, как известно, всегда торопился, много халтурил, выдавая копии, выполненные Поляковым и Голике, за свои подлинники, не всегда выполняя портреты качественно. Его поведение настолько раздражало Петербург и Общество поощрения художников, что они добились его высылки из россии. Однако в феврале 1829 года он вернулся, чтобы (как пишет Глинка в названной выше книге)закончить портреты в рост Кутузова, Барклая и Веллингтона. Именно в это время были приняты в Зимний дворец и помещены в галерею последние (двадцать один) портреты, выполненные более года назад Поляковым и Голике. По заказам Главного штаба остались несделанными тринадцать портретов. Но мастерская Доу более не существовала, и эта группа никогда не была написана, – рамки с тринадцатью фамилиями так и остались пустыми, затянутыми зеленым репсом. Ваши наблюдения, уважаемый Алексей, лишний раз подтверждают мысль о том, что даты на портретах, как и ордена, изображенные на них, далеко не всегда оказываются точным указанием на время их происхождения

AlexeyTuzh: Глинка и Помарнацкий не написали в своей книге об истинной причине срочной высылки Джорджа Доу из России! Здесь дело было не в халтуре и в издевательстве над русскими подмастерьями, а в том, что тот попытался вывезти национальное достояние России - картину сэра Джошуа Рейнолдса "Младенец Геракл, удушающий змей, подосланных Герой": "Художник, которому Екатерина II предоставила право самому выбрать сюжет, изобразил в этой мифологической сцене аллегорию на "Юную Россию, борющуюся со своими врагами". Нужна статья об этом? Оленин был в курсе этой истории, при всём желании он воздержался бы сам, да и дочери и Пушкину посоветовал бы раскланяться с Джорджем Доу, но ни в коем случае с ним долго не разговаривать на виду у всех!

Таша: Не знаю, как там насчет "национального достояния", но картина была, если не ошибаюсь, выполнена по заказу Екатерины II. И как Доу собирался вывезти это полотно? Выдавая за собственное?

Таша: Выяснила: он просил расплатиться с ним этой картиной, но ему отказали. И что тут предосудительного? Он находился в "варварской" стране и рассчитывал, что его заказчики, умучившие его однообразием мундиров и лиц, легко расстанутся со своим "достоянием". Он же не в чемоданы сложил полотно, расчленив его на части... Не понимаю только, почему после этого Оленин не мог находиться с Доу на одном пароходе? Уж точно не за эту просьбу его мягко отправили из России

AlexeyTuzh: Уважаемая Таша. Это версия защитников Джорджа Доу. В изложении русской стороны всё было гораздо коварнее и хуже. Конечно эта история и наше головотяпство показывает. Вот, если интересно: Перевод французской части нужен?

Таша: Похоже на журнал "Старые годы". Чья же статья? Портрет в.кн.Марии Павловны, судя по его датировке, написан в 1822 году, а выезд Доу состоялся в 1828-ом. События как-то не связываются...

AlexeyTuzh: Нет, события связываются, так как Джордж Доу с членами царской семьи работал в кредит. И самое главное - в 1822 году Джордж Доу никуда не выезжал из России. В 1828 году по личному распоряжению царя он был вынужден уехать в очень ограниченный срок. Для такого неудовольствия царя должны были быть веские основания. Да и моральный облик "носителя романтизма" виден в этой истории достаточно хорошо!

Таша: Уважаемый AlexeyTuzh! Вы пишете: Для такого неудовольствия царя должны были быть веские основания Неужели Вы полагаете, что царь держал эти "основания" про запас в течение 4 лет? Наверное в 1828 году у него все же был иной повод выдворить англичанина - тот самый, о котором написано в книге Глинки.

Кот: Несколько слов об отъезде Доу из России в 1828 г. Как справедливо отметила уважаемая Таша, извещения об отъезжающих за границу печатались в «Санктпетербургских ведомостях». Но: 1) дата отъезда в этом извещении не указывалась; 2) извещение печаталось троекратно, причем, естественно, эти публикации делались так, что последняя публикация появлялась за некоторое время до отъезда, чтобы имеющие какие-либо претензии к отъезжающему могли бы к нему обратиться до его отъезда; 3) в первый раз извещение об отъезде Доу было напечатано в газете № 36 от 4 мая 1828 г., второй раз – в № 37 от 8 мая. Похоже, что те, кому хотелось «завязать» в один «узелок» запись Пушкина о прогулке с Олениными по морю 9 мая и присутствие на пароходе отъезжающего Доу, неизвестный нам рисунок Доу, о котором говорится в стихотворении Пушкина, обращенном к Доу, радостно остановились на этой второй публикации. Но: 4) Третья публикация извещения появилась в газете № 38 от 11 мая, то есть уж раньше 11 мая Доу никак не мог уехать. Так что этот «узелок» невольно рассыпается, и надо выстраивать какие-то новые связи между пушкинской записью и стихотворением Пушкина, обращенным к Доу. И еще, уважаемый AlexeyTuzh! Откуда эти сведения о том, Пушкин и Вяземский выступали прямо-таки арбитрами в споре Доу и Орловского? Насколько я могу судить, единственным источником о чем-то подобном является письмо П.А.Вяземского к Вере Федоровне Вяземской от 7 марта 1828 г. Но там говорится, что были они у Орловского, и далее: Показывал он нам два свои новейшие произведения: киевский солдат пошел с сыном в лес рубить дрова; бешеный волк кинулся на мальчика, отец — на волка, схватив его за уши и одолев, говорит сыну: «Сережа, возьми топор и руби его». Это происшествие недавно случилось. На картине мальчик замахивается топором. Выражение в лицах отца и сына хорошо, но волк, кажется, не довольно смотрит волком, хотя окровавленный рот его и страшен. Он у отца искусал руку. В другой картине — борьба или схватка материнской любви между орлицею и женщиною. Сцена в Шотландии: орлица похитила младенца и занесла его на верх скалы, к гнезду орлят своих; мать взобралась на скалу, ухватила ребенка охраняющею рукою — поднялась тревога в орлином гнезде: орлица кидается стремглав на мать и впилась в рукав ее рубашки; видно, как тащит она мать, но видно и полотно крепко, а то по-настоящему она должна была бы вырвать лоскуток. Жаль также, что эта мать — толстая и рыжая прачка. И всё! Ни о каком соревновании и ни о каком судействе нет ни слова. Отсюда совершенно не следует, что Пушкин должен был видеть картину Доу. Или есть какие-то другие источники? И, если найдете, то сообщите, пожалуйста, выходные данные статьи Макарова 1940 г. и дореволюционной статьи, в которой говорится о причинах отъезда Доу. Буду весьма благодарен.

AlexeyTuzh: Уважаемый Кот! Опередили! Как раз хотел по газетам проверить информацию об "отъездах" Джорджа Доу! Рад, что Пушкин не дышал морским воздухом 09 мая 1828 года! И Макаров и "Старые годы" у меня есть в бумажном виде, на даче. Но если нужны их реквизиты: 1) Макаров В.К. "Джордж Доу в России" в книге: "Труды отдела западноевропейского искусства", Том 1, Ленинград, "Государственный Эрмитаж", 1940; 2) "Старые годы", июль-сентябрь 1912 года (покупал из-за продолжения статьи Врангеля Н.Н. "Иностранные художники в России", а начало её было тоже в строенном выпуске, но в 1911 году). Макаров и Врангель у меня уже отсканированы. Если нужны - могу их выложить. О "дуэли" А.О. Орловского было в статье Г.Б. Андреевой, у неё должна быть ссылка. Посмотрю сегодня. По-моему, на книгу В.С. Турчина "Эпоха романтизма в России". Эта книга у меня тоже на даче. В воскресенье поищу. Уважаемая Таша! На докладной записке даты и года нет! То, что она была написана в 1822 году - только предположение автора статьи. Но оно спорно! Да, действительно Мария Павловна приезжала в столицу в 1822 году, но Джорджу Доу не имело смысла пытаться забрать себе "Геракла..." Джошуа Рейнольдса в тот год, так как он не выезжал тогда из России. А тихо хранить его у себя - у него вряд ли бы получилось. Всю операцию он мог провернуть только непосредственно перед отъездом. Это только моя версия, но я уже написал, что расчёты с царской семьёй за портреты тянулись годами, поэтому сказать точно, когда написана докладная записка - невозможно!



полная версия страницы