Форум » Поговорим о... » Неожиданные наблюдения » Ответить

Неожиданные наблюдения

Таша: Случайно узнала от коллег из Эрмитажа, что в начале 1830-х годов для эрмитажной коллекции была приобретена маленькая "Мадонна" Ла Спаньи (известного соотечественника и подражателя Рафаэля), которая считалась тогда копией с Рафаэля! Вот она: [more][/more] Ну все тут имеется: и пальмы Сиона, и величие, и даже разум в глазах играющего младенца... Остается только выяснить, не стоила ли она 40 тысяч... :

Ответов - 117, стр: 1 2 3 4 5 6 All

AlexeyTuzh: И, кстати, её портрет художником не подписан! В одном каталоге Эрмитажа написано 1822, в другом - ок. 1825. На гравюре он есть, но и портрет Кутузова на ней тоже есть, а гравюра была напечатана в Англии в 1826, хоть это сомнений не вызывает. В общем, дело тёмное...

Таша: И все-таки в докладной записке черным по белому сказано, что Доу просит картину в качестве оплаты за портрет великой княгини Марии Павловны. Я даже не посмотрела в указанную Вами сноску, а просто посчитала, что действие происходило в 1822 году, поскольку именно тогда был написан ее портрет. Даже если позже, все равно не в 1828 году! Думаю, что Доу мог просить картину не для немедленного вывоза в Англию, а для получения ее в свою собственность. Трудно представить, чтобы император мог передумать и по прошествии времени отнять у художника то, что ему было бы передано по праву. Следовательно, Доу мог рассчитывать на то, что картина просто перейдет к нему, и всё.

Кот: Уважаемый AlexeyTuzh! Вы пишите: Рад, что Пушкин не дышал морским воздухом 09 мая 1828 года! Почему? Из того, что Доу уехал не ранее 11 мая, следует только, что Пушкин и Оленины не могли его ПРОВОЖАТЬ 9 мая, но морская прогулка Пушкина с Олениными 9 мая, вероятно, была, судя по записи Пушкина. Какую роль в этой записи играет имя "Доу", непонятно. А вдруг (это я фантазирую) Доу 9 мая зачем-то тоже плавал на том же пароходе. Мы же даже не знаем, что представляла собой эта прогулка. Куда они плавали? За ссылки на статьи - большое спасибо! Конечно, не откажусь, если Вы выложите их в отсканированном виде.


AlexeyTuzh: Уважаемые Кот и Таша! Тут явное нагромождение версий. Замечу только одно - если гравюра 1826 года сделана на основе рисунка А.Е. Мартынова, то тот покинул Россию в 1824 году (а умер в Риме в 1826). С другой стороны то, что это был рисунок именно Андрея Ефимовича - тоже пока не доказано. В любом случае на один момент стоит обратить внимание - портрет Марии Павловны не мог быть "продан" в 1822 году, так как на гравюре он стоит в мастерской Джорджа Доу! Ведь автор в журнале "Старые годы" просто нашёл дату одного из приездов великой княгини в Санкт-Петербург (1822 год), а она не раз в десять лет домой приезжала! А датировку 1822 в Эрмитаже поставили как раз после прочтения статьи в журнале "Старые годы". Замкнутый круг! А где и когда был найден автограф "To Dawe, esqr"? Есть его факсимиле? Забавно, что А.С. Пушкин написал название-посвящение по-английски.

AlexeyTuzh: Добавлю, что я сам склоняюсь к той версии, что упоминание рисунка А. Мартынова, как основы для гравюры - это может в итоге оказаться просто портрет Александра I работы Александра Мартынова (сына Андрея Ефимовича). О нём есть упоминания в каталогах и книгах. Этот портрет был явно "наклеен" на рисунок мастерской художника (мы это уже обсуждали в ветке про Шепелевский дом) при изготовлении гравюры. Если это подтвердится, то автор самого рисунка мастерской Джорджа Доу - неизвестен! Как и время создания этого рисунка.

Таша: Уважаемый AlexeyTuzh пишет: где и когда был найден автограф "To Dawe, esqr"? Есть его факсимиле? Автограф не сохранился. портрет Марии Павловны не мог быть "продан" в 1822 году, так как на гравюре он стоит в мастерской Джорджа Доу! Вы же сами отмечали, что картина с изорбражением мастерской, постановочная! Тут была задача не показать рабочую мастерскую, а запечатлеть великие труды великого труженика. Не исключено, что на момент, когда делалась картина, в мастерской Доу не было ничего из того, чем можно поражать зрителя. Я воспринимаю эту картину вовсе не как фотофиксацию, а как метафору: глядя на нее, зритель должен был узнать персонажей, изображенных на портретах, и восхититься самим фактом их принадлежности кисти художника, удостоенного мастерской вблизи Зимнего дворца. Эта картина - отчет о проделанной и продолжающейся работе.

AlexeyTuzh: Уважаемая Таша, а вот тут я с Вами абсолютно не согласен. Картина, на основании которой сделали англичане гравюру в 1826 году - не постановочная! Александра I на ней не было (это видно невооружённым глазом), да и художник в центре - на мой взгляд не Джордж Доу. Картины, стоящие вдоль стен - относятся к одному периоду, за очень редкими исключениями, причём большинство портретов для Военной галереи 1812 года - явно Доу уже написаны, а те, что висят наверху - последние, а не первые его работы для галереи. Художник уже явно перешёл от основной работы (Военная галерея) к частным заказам и парадным портретам царской семьи. Это ещё один аргумент в пользу того, что скорее всего здесь нарисована мастерская художника уже после 1825 года (после смерти Александра I). Я давно собирался разобрать эту гравюру по полочкам, но всё руки не доходят. Но картина была явно не парадная, а жанровая либо интерьерная (я иногда смотрю на неё и убираю вообще мольберт и "художника" - она от этого только выигрывает). Мы вместе с нашей соотечественницей, вышедшей замуж и уехавшей в Германию, собираемся написать статью о галереях военных картин в Англии (Виндзор), в Германии (Мюнхенская резиденция), в России (Зимний дворец) и во Франции (Версаль). Она будет хронологической, поэтому пока меня интересует сэр Томас Лоуренс. Как только дойдём до Джорджа Доу - препарируем гравюру. "Знаешь что с тобой будет? Знаю - он разберёт меня на составные части, а потом скажет, что так и было!" (фильм "Аты-баты, шли солдаты")

AlexeyTuzh: Просто, чтобы повеселить - из серии: "бывают странные сближенья": Сейчас сижу в Ленинке и читаю "Сиротку" 1831 года. За "Мадоной (Сонет)" Пушкина идёт стихотворение Евгения Баратынского "Лазурные очи". В нём есть такие строки: Люблю я красавицу С очами лазурными О! в них не обманчиво Душа её светится! И если прекрасная С любовию томною На милом покоит их, Он мирно блаженствует, Вовек не смутит его Сомненье мятежное. И кто не доверится Сиянью их чистому, Эфирной их прелести, Небесной души её Небесному знаменью?

AlexeyTuzh: Уважаемый Кот! А "Дневник Анны Алексеевны Олениной (1828-1829)" не переиздавался после парижского издания 1936 года?

Кот: Уважаемый AlexeyTuz! Дневник Олениной переиздавался, и самое последнее и наиболее прокомментированное (хотя, быть может, и не самым лучшим образом) издание - это, по-моему: Оленина А.А. Дневник; Воспоминания. - СПб.: Акад. проект, 1999. У меня дома есть - я проверю, это ли издание. Могу Вам дать.

AlexeyTuzh: Спасибо уважаемый Кот! С удовольствием почитаю! Особенно про май 1828 года! Что-то у меня смутные подозрения, что я его читал! Это не такая маленькая розовенькая книжка?

Кот: Думаю, что розовенькая книжечка - это другое издание, совсем не серьезное. Но про май 1828 г., если не ошибаюсь, в дневнике ничего нет. Он начинается, по-моему, с лета 1828 г.

AlexeyTuzh: Понятно! Лучше прочту серьёзное! А ту розовую книжечку мне дали как-то в нагрузку! Вернее в придачу к другим купленным книгам в букинистическом магазине!

AlexeyTuzh: Всё! Пазл у меня сложился. Сегодня прочёл "Отечественные записки", Часть 41 за 1830 год, стр. 499. Это самая ранняя публикация о картине: "В Книжном Магазине И.В. Слёнина с некоторого времени известная картина Рафаэля, принадлежавшая Генералу Сабиру, привлекает внимание и удивление всех знатоков и любителей живописи. Картина сия представляет Божию Матерь с младенцем неимоверной красоты и приятности. Вероятно, что картина сия есть также добыча революции, расхитившей превосходную галерею Герцога Орлеанского, коей составляла она украшение, и известна была всем любителям по гравюре с неё снятой". Таким образом, у меня больше сомнений нет. Осталось только узнать: кто же такой был генерал Сабир?

Таша: Осип Осипович Сабир (1777—1864) — генерал-майор; инженер путей сообщения. Его сын - выпускник Царскосельского лицея 1838 года. По некоторым данным Осип Сабир - внебрачный сын Екатерины II от Иосифа Михайловича Де Рибаса (Дерибаса, по имени которого названа улица в Одессе). Фамилия Сабир - читаемая наоборот Рибас (анаграмма) Известно, что Дерибас воспитывал Алексея Бобринского - внебрачного сына Екатерины и Орлова. А его собственный сын Осип Сабир был похож на Екатерину II, и говорили, что Потемкин узнал в двенадцатилетнем Сабире черты императрицы и очень расстроился.

AlexeyTuzh: Уважаемая Таша, спасибо! Оказывается я даже читал статью о нём А. Кибовского в "Старом Цейхгаузе" № 40-41 (№ 2-3 за 2011 год)! Просто я даже не подумал, что речь в статье в "Отечественных записках" идёт о нашем генерале, а не о французе! А вот какое интересное дополнение сделали к тексту вашего сообщения на другом форуме: "Сабир был уже православным. Папа так и умер католиком. С мамой непонятно. Дерибасовская названа не в честь Осипа (Иосифа - Хосе) де Рибаса, а в честь его брата (он обоих своих братьев потом "выписал" в Россию из Неаполя)".

AlexeyTuzh: Если собрать все упоминания о путешествии Пушкина на пароходе в мае 1828 года, то: 1) Несомненно подтверждённым является только поездка 25 мая; 2) Поездка 09 мая опирается только на автограф стихотворения "Увы! Язык любви болтливый...". Кстати, есть его факсимиле? 3) Иногда попадается упоминание о "первой поездке 22 мая". Откуда такая информация? Например, здесь: http://www.mihgri.narod.ru/parohod.html

Таша: AlexeyTuzh пишет: Поездка 09 мая опирается только на автограф стихотворения "Увы! Язык любви болтливый...". Кстати, есть его факсимиле? 1. А на что же опираться еще, если не на свидетельство автографа? 2. Автограф можно посмотреть в архиве Пушкинского Дома, если удастся очаровать Т. И. Краснобородько

AlexeyTuzh: Уважаемый Кот и Таша! А я правильно понимаю, что логика исследователей была такой: 1) Нашёлся автограф стихотворения "Увы! Язык любви болтливый...". На нём была надпись А.С. Пушкина: "9 мая 1828. Море. Ол<енины>. Дау"; 2) Из этого был сделан вывод, что: 09 мая 1828 года Пушкин совершил прогулку в обществе как минимум Анны Олениной и Джорджа Доу на пироскафе (пароходе) до Кронштадта, так как в газете за 08 мая 1828 года было найдено объявление об отъезде Доу из России; 3) После этого и на основании выводов 1 и 2 исследователи решили, что стихотворение "Tо Dawe, ESQr" ("Зачем твой дивный карандаш...") также написано 09 мая 1830 года на том же пироскафе. Всё правильно?

AlexeyTuzh: И самый главный вывод исследователей! Вот эти строки стихотворения "Увы! Язык любви болтливый...": Благословен же будь отныне Судьбою вверенный мне дар. Доселе в жизненной пустыне, Во мне питая сердца жар, Мне навлекал одно гоненье, Иль лицемерную хулу, Иль клевету, иль заточенье, И редко хладную хвалу. также посвящены А.А. Олениной? Я правильно всё понимаю? Или всё-таки это стихотворение о предназначении художника, о радости, что можешь говорить не только языком смертных, но и языком Аполлона, хоть он и приводит иногда к лицемерной хуле, к клевете, к заточению (в Михайловское)... ну и иногда - за него хвалят!



полная версия страницы