Форум » Поговорим о... » Загадочное место в "Евгении Онегине" » Ответить

Загадочное место в "Евгении Онегине"

AlexeyTuzh: Давно покоя не даёт одно место в "Евгении Онегине": Глава Восьмая. Сначала (X): Блажен, кто с молоду был молод, Блажен, кто во-время созрел, Кто постепенно жизни холод С летами вытерпеть умел; Кто странным снам не предавался, Кто черни светской не чуждался, Кто в двадцать лет был франт иль хват, А в тридцать выгодно женат; Кто в пятьдесят освободился От частных и других долгов, Кто славы, денег и чинов Спокойно в очередь добился, О ком твердили целый век: N. N. прекрасный человек. Потом (письмо Онегина Татьяне, но нужно заметить, что оно было дописано поэтом уже после окончания работы на всей восьмой главой): Внимать вам долго, понимать Душой всё ваше совершенство, Пред вами в муках замирать, Бледнеть и гаснуть... вот блаженство! И я лишён того: для вас Тащусь повсюду наудачу; Мне дорог день, мне дорог час: А я в напрасной скуке трачу Судьбой отсчитанные дни. И так уж тягостны они. Я знаю: век уж мой измерен; Но чтоб продлилась жизнь моя, Я утром должен быть уверен, Что с вами днём увижусь я... И концовка главы и можно сказать всего романа (LI): Блажен, кто праздник Жизни рано Оставил, не допив до дна Бокала полного вина, Кто не дочёл Её романа И вдруг умел расстаться с ним, Как я с Онегиным моим. Правильно я понимаю, что: 1) слова "блажен" и "блаженство" в восьмой главе связывают выбранные фрагменты в одну поэтическую связь? 2) в окончании (LI) есть логический переход: праздник жизни -> её (жизни) романа -> расстаться с ним (с романом)? Получается, что блажен тот, кто сумел расстаться с романом жизни, как Пушкин расстался с Евгением Онегиным (с романом или с человеком)? А как Пушкин с ним расстался?

Ответов - 100, стр: 1 2 3 4 5 All

Таша: Ответ у Анны Ахматовой: "Чем кончился «Онегин»? - Тем, что Пушкин женился. Женатый Пушкин еще мог написать письмо Онегина, но продолжать роман не мог". В другом месте она написала больше: "Пушкин покидает Онегина "в минуту злую для него". И в минуту злую для себя он уезжает из Петербурга <...> «Онегин» обрывается как натянутая струна, когда читатель и не помышляет, что читает последнюю строфу. Мы знаем «Онегина», сколько себя помним, и, естественно, нам трудно себе представить, что-нибудь иное, но если сделать некоторое усилие воли и вообразить, что какая-то книга кончится на том, что героиня "неубрана, бледна" сидит и обливается слезами, герой на коленях целует ее пуку, а в дверях звенит шпорами муж - свитский генерал, все же останется некоторое недоумение..."

AlexeyTuzh: Уважаемая Таша, Пушкин, публикуя ещё только первую главу, писал нам читателям: "Вот начало большого стихотворения, которое, вероятно, не будет окончено". Так что все мы были предупреждены заранее. В той же первой главе он же написал (LIX): Прошла любовь, явилась Муза, И прояснился тёмный ум. Свободен, вновь ищу союза Волшебных звуков, чувств и дум; Пишу, и сердце не тоскует, Перо, забывшись, не рисует, Близ неоконченных стихов, Ни женских ножек, ни голов; Погасший пепел уж не вспыхнет, Я всё грущу; но слёз уж нет, И скоро, скоро бури след В душе моей совсем утихнет: Тогда-то я начну писать Поэму песен в двадцать пять. Опять же всё честно и доходчиво. Но меня больше другое волновало, я конечно же прочёл и комментарий и Ю.М. Лотмана, и В.В. Набокова, и Анны Ахматовой, и многих других. Вопрос мой был чисто филологический: с кем всё-таки расстался А.С. Пушкин - с героем романа или с самим романом?

Таша: Там же ясно сказано чуть выше: "Промчалось много, много дней С тех пор, как юная Татьяна И с ней Онегин в смутном сне Явилися впервые мне — И даль свободного романа Я сквозь магический кристал Еще не ясно различал". Понятно, что тут речь о героях - Татьяне и Онегине. Дальше читаем: Но те, которым в дружной встрече Я строфы первые читал... Иных уж нет, а те далече, Как Сади некогда сказал. Без них Онегин дорисован. А та, с которой образован Татьяны милый Идеал... О много, много Рок отъял! Блажен, кто праздник Жизни рано Оставил, не допив до дна Бокала полного вина, Кто не дочел Ее романа И вдруг умел расстаться с ним, Как я с Онегиным моим. Вот и выходит, если прочитываем буквально, что Пушкин расстался с Онегиным-героем. Расстался внезапно - вдруг, подобно тем счастливцам, которые оставили праздник Жизни, не дочитав до конца Ее роман.


AlexeyTuzh: Вот тут-то для меня загадка, так как "сквозь магический кристалл" Пушкин неясно различал именно "даль свободного романа". Я читаю тоже буквально. Потом Пушкин (или автор романа?) читал друзьям первые строфы, потом без них Онегин дорисован (раз дорисован, значит - образ человека). Потом упоминается прототип Татьяны, который "Рок отъял", а потом автор переходит к Жизни, которая сама пишет роман (помните слова Карамзина?). Упоминается о блаженных и... далее повторяться не буду. О том, как Пушкин (или автор романа) расстался с Онегиным буквально не сказано ни слова! Его образ дорисован без друзей, но про расставание с Онегиным ни слова не сказано! Как, при каких обстоятельствах? С какими чувствами? Или его тоже "Рок отъял"? P.S. И про жизнь я бы не был так категоричен. Блаженные не самоубийством жизнь кончают! Они перестают читать роман Жизни, и начинают жить! Я так это место понимаю. Чтение романа опьяняет, вино - тоже, а вот жизнь как раз отрезвляет, это уже проза Жизни, а не её роман! Повесть, наверное, или пьеса...

AlexeyTuzh: Случайно обнаружил, что многие не знают смысла словосочетания "пучок зари"! А форумчане понимают его? Помнят где он упомянут в "Евгении Онегине"?

Таша: Это пучок травы, освященный на Троицу. Почему-то над ним следовало поплакать перед тем, как внести в церковь (то ли поминовение усопших, то ли другой какой-то обряд): Умильно на пучок зари/ Они роняли слезки три...

AlexeyTuzh: Всё правильно, только трава - это обычный любисток. У нас на даче растёт, его мама (моя тёща) так и кличет - "пучок зари". Траву эту не освящали на Троицу, а покрывали ею пол в церкви, так как на Троицу служба торжественная, на коленях, её составная часть - поминовение усопших, даже тех, кто дожидается Страшного суда в аду. Так как родители Татьяны поминали своих родственников, стоя на коленях в храме - они и роняли скупые слёзы на траву. А возможно просто в умилении от одной из самых красивых служб в году.

Марта: Любисток лекарственный. Речь идет об этой траве?

AlexeyTuzh: Он самый. Бабочки его обожают летом.

Таша: Моя бабушка рассказывала, как во время оккупации на Украине немцы строго охраняли наш огород, запрещая срывать даже крохотные лепестки с любистка, т.к. использовали его при изготовлении своего горохового супа. Не уверена, что пучок зари -это именно любисток. Надо бы проверить.

AlexeyTuzh: А можем даже посмотреть ради этого все четыре комментария к "Евгению Онегину"! Заодно и комментарии сравним!

AlexeyTuzh: Итак, первым (я имею в виду с полным развёрнутым комментарием к роману в стихах) был Владимир Набоков. Вот его комментарий 1964 года к XXXV строфе II Главы "Евгения Онегина" в интересующем нас месте: 10 …пучок зари… — В России существует несколько растений, которые носят название «заря» или «зоря». В словаре Даля их приводится шесть. Наименее вероятное для данного контекста — любисток семейства зонтичных; однако все переводчики, не задумываясь, хватаются именно за него, не беря на себя труд поинтересоваться, насколько распространена эта южноевропейская зонтичная трава (Levisticum officinale; любисток лекарственный) в северо-западной России; между тем она там не растет, да и прочие растения, именуемые любистоком в Англии (англ. lovage), не похожи на русскую «зарю». Среди других цветов с этим названием лишь чихотная трава и дудник лесной имеют некоторые основания претендовать на участие в обрядах Троицы и Духова дня, есть ещё виды Conioselinum (гирчовника), расплывчатость сведений о которых так притягательна для педанта; но наиболее очевидным растением, также именуемым «заря» и несущим явные ассоциации с весной, конечно, является Ranunculus acris, растущий на лугах лютик едкий или куриная слепота. (В Западной Европе на праздник Троицы приносили гвоздику садовую или голландскую, Dianthus caryophyllus, с розовыми цветками.) Два обычая безнадёжно перепутались в дежурных комментариях, бездумно надёрганных пушкинистами по поводу злополучного «пучка зари». На Троицу сельские церкви в России украшаются берёзовыми ветками, и в некоторых областях существует обычай пролить столько слёз по своим грехам, сколько капелек росы на принесённой в церковь вместо цветов берёзовой ветке. Люди из обеспеченных слоев, как, впрочем, и многие бедняки, всё же приносят в церковь букет цветов[416]. В Псковской губернии эти букеты впоследствии использовались — в ходе последующего «языческого» этапа праздника, — чтобы «обмести» могилу родителей, дабы «прочистить» им глаза. Об этом обряде упоминает Иван Снегирёв, без всякой ссылки на источник, в книге «Русские простонародные праздники и северные обряды» (М., 1837, с. 185). Лишь первый обычай — «росинки грехов» (Ларины проливали не больше трёх) — фигурирует в ЕО. О втором в беседе со Снегиревым рассказывал Пушкин. Лернер[417] цитирует запись от 18 сентября 1826 г. в дневнике означенного профессора Снегирёва, этнографа, цензора и консерватора, который он вёл с 1825 по 1827 г.: «Был у А. Пушкина, который привёз мне [то есть из Михайловского в Москву] как цензору свою пиесу „Онегин“, гл. II, и согласился на сделанные мною замечания, выкинув и переменив несколько стихов[418]; сказывал мне, что есть в некоторых местах обычай троицкими цветами обметать гробы родителей». Та же деталь упоминается Павлом Мельниковым (писавшим под псевдонимом Андрей Печерский) в его этнографическом романе «В лесах» (1868–1875), ч. III, гл. 1, где он описывает любопытные переплетения языческих традиций и христианских обрядов у русских крестьян в лесистых местностях Костромской и Нижегородской губерний.

AlexeyTuzh: Сразу замечу, что во всех комментариях будут повторяться две грубые ошибки: 1) Троицын день - всегда летний праздник, так как он приходится на 50 день после Пасхи. Так что травы на Троицын день никогда не ассоциируются с весной! Тут сам себя поправлю - не всегда. Особенно по старому стилю. В любом случае Троицын день - самое раннее 09 мая по старому стилю и не ранее 23 мая по новому (ещё от века зависит). В 1914 году была не такая уж ранняя Пасха (19 апреля), поэтому Троицын день в том году пришёлся на 08 июня. Однако в стихотворении Сергея Есенина упомянута весна... Загадка... Вообще-то Троицын день на весну приходится только на четвёртый-пятый год, это чаще всего летний праздник. 2) На Троицын день в церковь приносят пучки трав ("зари"), чтобы разбросать на полу храма. Вряд ли это делали дворяне. А ещё прихожане приносили пучки берёзовых веток, которые во время службы держали в руках. Но берёза - дерево, не имеющее никакого отношения к "заре". Вот эти пучки берёзовых веток и раньше и теперь уносят после службы домой. Возможно могилу родителей "обметали" именно таким пучком берёзовых веток, но никак не травой, да ещё поднятой с пола в храме. К тому же Родительская суббота - накануне Троицына дня. Сначала посещают могилы усопших, а на следующий день идут к заутренней в храм на праздник Троицы. Может всё началось с ошибки (неточности) самого Пушкина?

AlexeyTuzh: Далее следует комментарий А.Е. Тархова, опубликованный впервые в 1978 году, большим тиражом, но в серии книг "Школьная библиотека", и поэтому сегодня практически забытый (если бы дочь(?) Н.А. Тархова не "воскресила" его под своим именем в 2011 году): "Умильно на пучок зари / Они роняли слезки три..." — Заря или зоря — вид травы, которой народная медицина приписывала целебные свойства; пучок такой травы или мелких берёзовых веток, или иной растительности в Троицын день было принято держать в руках во время церковной службы и непременно уронить на него несколько слезинок, что было связно с желанием отвратить засуху и с обрядом замаливания грехов.

AlexeyTuzh: Далее комментарий Юрия Михайловича Лотмана, который впервые был опубликован в 1980 году, а большим тиражом - в 1983 году. 10-11 — Умильно на пучок зари Они роняли слезки три… Заря или зоря — вид травы, которой в народной медицине приписывается целебное действие. "Во время троицкого молебна девушки, стоящие слева от алтаря, должны уронить несколько слезинок на пучок мелких берёзовых веток. Этот пучок тщательно сберегается после и считается залогом того, что в это лето не будет засухи" (Зернова А. Б. Материалы по сельскохозяйственной магии в Дмитровском крае. — "Советская этнография", 1932, № 3, с. 30). В других географических местностях берёзки заменяются иными видами растительности[32]. См.: Толстой Н. И. "Плакать на цветы" (Этнолингвистическая заметка). — "Русская речь", 1976, № 4, с. 27–30); автор, в частности, сопоставляет стихи из EO и детали троицкого обряда со строкой С. Есенина: "Я пойду к обедне плакать на цветы" ("Троицыно утро, утренний канон…"). "Плаканье на цветы" может быть связано не только с желанием отвратить засуху, но и с обрядом замаливания грехов. Количество веточек в пучке должно соответствовать числу замаливаемых грехов, на каждый следует уронить по слезинке. Ср.: "Пучок-от связать бы ему с банный веник, — со смехом вмешалась Флёнушка. — Пусть бы его на каждый листок по слезинке положил. — Прекрати, — строго сказала Манефа. — У Василья Борисыча не столь грехов, чтоб ему целый веник надо было оплакать". Следует примечание автора: "У старообрядцев, а также и в среде приволжского простонародья держится поверье, что во время троицкой вечерни надо столько плакать о грехах своих, чтобы на каждый листочек, на каждый лепесток цветов, что держат в руках, кануло хоть по одной слезинке. Эти слезы в скитах зовутся "росой благодати". Об этой-то "росе благодати", говорили там, и в троицкой псальме поётся" (Мельников П. И. <Андрей Печерский>. В лесах, ч. II, гл. 13.). П важно было окружить старших Лариных атмосферой обрядов и старого быта.

AlexeyTuzh: Ну и, наконец, многостраничный комментарий Виталия Старка в самом современном издании 2013 года: 10-11. "Умильно на пучок зари / Они роняли слёзки три..." Заря или зоря — название лекарственного растения из семейства зонтичных. Во время Троицкого (так у Старка!) молебна слезинки, уроненные на пучок зори, должны были предотвратить засуху. Кроме того, на пучок цветов роняли слезинки, чтобы замолить грехи. При этом количество веточек в пучке должно было соответствовать числу замаливаемых грехов. По воспоминанию цензора И.М. Снегирёва, который как раз и цензурировал вторую главу, П сказал ему, что существует "в некоторых местах обычай троицкими цветами обметать гробы родителей, чтобы прочистить им глаза"**. ** "Пушкин и его современники", Вып. XVI, с. 47. Негустой пучок у Старка!

Таша: Нашлась еще пара загадочно-темных мест в Евгении Онегине. Второй день обсуждаем с коллегами следующие строки: 1. Вотще ли был он средь пиров Неосторожен и здоров? (I, XXXVI) Что бы это значило? Как и это: 2. И хоть он был повеса пылкой, Но разлюбил он наконец И брань, и саблю, и свинец (I, XXXVIII) Кажется именно эта строка "раздражала" Набокова своей неясностью.

Кот: Позволю себе привести фрагмент, который включает оба эти места: Но был ли счастлив мой Евгений, Свободный, в цвете лучших лет, Среди блистательных побед, Среди вседневных наслаждений? Вотще ли был он средь пиров Неосторожен и здоров? XXXVII Нет: рано чувства в нем остыли; Ему наскучил света шум; Красавицы не долго были Предмет его привычных дум; Измены утомить успели; Друзья и дружба надоели, Затем, что не всегда же мог Beef-steaks и стразбургский пирог Шампанской обливать бутылкой И сыпать острые слова, Когда болела голова; И хоть он был повеса пылкой, Но разлюбил он наконец И брань, и саблю, и свинец. XXXVIII Недуг, которого причину Давно бы отыскать пора, Подобный английскому сплину, Короче: русская хандра Им овладела понемногу; Он застрелиться, слава богу, Попробовать не захотел, Но к жизни вовсе охладел. Думаю, что 1) Вотще ли был он средь пиров Неосторожен и здоров? Это - иронический вопрос: Напрасно ли, зря ли был он счастлив и здоров при такой жизни? (а фактически спрашивается: бесследно ли все это для него прошло?) на который следует ответ ниже: Нет: рано чувства в нем остыли; и вообще Короче: русская хандра Им овладела понемногу; 2) И хоть он был повеса пылкой, Но разлюбил он наконец И брань, и саблю, и свинец. Это - отклик на фразу из предыдущей строфы: Но был ли счастлив мой Евгений, ............................................ Среди блистательных побед .....? Эти "и брань, и сабля, и свинец" имеют то же отношение к настоящим брани, сабле и свинцу, какое его "блистательные победы" имеют к военным победам, то есть это - то, что приносило ему "блистательные победы". Например, "свинец" - это, в частности, и "острые слова": "сыпать острые слова" соотносимо с "осыпать картечью". Между прочим, картечь в то время - это кусочки свинца или мелкие свинцовые пули. Вспомним еще: И возбуждать улыбку дам Огнем нежданных эпиграмм. Опять "стрельба" острыми словами! У И.И.Лажечникова есть фраза: "Такой резкой исповедью Александр Иваныч осыпал Филемона, словно картечью" ("Беленькие, черненькие и серенькие", 1856).

Марта: Вотще ли был он средь пиров Неосторожен и здоров? Это - иронический вопрос Здесь не о "брусничной воде" речь? О "пучке зари" я просмотрела "Золотую ветвь" Фрэзера, но ничего не нашла. У меня издание с сокращениями, а другого под рукой нет. Может, там всё же есть информация?

Таша: Отвечаю по порядку: 1. Это - иронический вопрос: Напрасно ли, зря ли был он счастлив и здоров при такой жизни? (а фактически спрашивается: бесследно ли все это для него прошло?) Вы полагаете, уважаемый Кот, что "неосторожен" - синоним "счастлив"? Сомнительно... А если брать "бесследно", то что же прошло таким образом, т.е. бесследно: неосторожность (здесь я вижу логику) и здоровье (тут уже не понимаю)? Я тоже пыталась ответить на вопрос тем, что написано после пушкинского "нет", но у меня ничего не вышло, т.к. чувства, которые "рано остыли", как и вообще "русская хандра" имеют весьма косвенное отношение к строкам "неосторожен и здоров" 2. Нельзя не согласиться, что "брань и сабля, и свинец" могут иметь отношение к упомянутым ниже "блистательным победам". Не исключено, что в среде военной молодежи эти "брань" и "сабля" - атрибуты любви (второй атрибут не слишком приличный для употребления в печати и в приличном обществе), но "свинец" - не картечь... тут что-то другое... Не знаю



полная версия страницы