Форум » Поговорим о... » хочу рассказать... (продолжение) » Ответить

хочу рассказать... (продолжение)

Таша: на одном пушкинском форуме один (точнее одна) из собеседников задается вопросом: Как можно говорить о любви к Пушкину? Он же умер! По реакции остальных собеседников видно, что поставленный так остро вопрос встревожил (кое-кого и развеселил). Но сдается мне, что вопросик был провокационный, с ожидаемым результатом. А и действительно: пора поговорить и на эту тему. Когда Ходасевич предлагал аукаться именем Пушкина в надвигающемся мраке, он знал, что будет не только услышан, но и понят! А что мы теперь? Поняты? Не мало ли осталось тех, кто нас понимает? Или ищем не там?

Ответов - 167, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All

AlexeyTuzh: А сегодня в Нижнем Новгороде был Музей Николая Добролюбова! Экскурсовод Надежда рассказывала о нём и его семье так, что я простил в душе ему его нигилизм и непримиримость. Очень хороший музей. Кстати, Надежда рассказала о том, что несколько лет назад была выставка "Триумвират Николаев" (о сотрудничестве в "Современнике" Некрасова, Чернышевского и Добролюбова). Жаль, что я не знал об этой выставке.

AlexeyTuzh: Мы в Москве. Очень забавно получилось с историями о литераторах и жёнах губернаторов (ну и о дочках тоже). Когда были в Музее Боратынского в Казани, экскурсовод обратил внимание на интересный факт: почти одновременно холодного и рассудительного Боратынского отправляют в ссылку в холодную Финляндию, а горячего Пушкина - на юг. Оба поэта влюбляются в жён местных губернаторов: Боратынский в Закревскую, а Пушкин - в Воронцову. Оба пишут свои первые поэмы: Боратынский "Эду", а Пушкин - "Кавказского пленника", причём Пушкин чуть позднее даже замечает в письме к брату Льву: "Что ж чухонка Баратынского? Я жду, торопи Дельвига, пришли же мне Эду Баратынскую. Ах, он чухонец! Да если она милее моей черкешенки, так я повешусь у двух сосен, и с ним никогда знаться не буду". А с братом Львом тоже вышла у нас смешная история. Приехали в Ульяновск и пошли в музей Ивана Гончарова. На стене в одном из залов - портрет дочери губернатора - Елизаветы Александровны Загряжской. Экскурсовод рассказала нам, что Иван Гончаров после блестящего окончания Московского университета ненадолго приехал в Симбирск, чтобы уладить семейные дела и окончательно переехать в столицу - в Санкт-Петербург. Но губернатор сделал ему предложение, от которого тот не смог отвертеться - стать его секретарём. Основной обязанностью Ивана Гончарова в итоге стало сопровождение жены губернатора и его дочки в театр, на званые приёмы, балы и т.п. Что одновременно и тяготило и развлекало будущего романиста. Через день приезжаем в Болдино, идём по дому отца Пушкина, как вдруг дочь видит на стене портрет, наклоняется ко мне и шепчет: "Не знаю, что нам сейчас будут рассказывать, но точно такой же портрет висел в Музее Гончарова в Ульяновске!". Я улыбаюсь ей и говорю: "Погоди пару минут, всё очень весело разрешится". И экскурсовод говорит: "Лев Пушкин, брат поэта, вернулся с Кавказа, познакомился с дочерью губернатора Елизаветой Загряжской - и женился на ней". Дочь поворачивается ко мне и говорит: "Так вот для кого Гончаров дочь губернатора выгуливал?".

Кот: С возвращением!


AlexeyTuzh: Спасибо! Надеюсь, это было ещё не последнее наше литературное путешествие этим летом. Очень хочется посетить с детьми Спасское-Лутовиново и Карабиху... Даже больше, хочется в Орёл, к Лескову. Но в реальности: работа, работа и ещё раз работа. Чтобы хорошо отдохнуть (как Обломов) нужно побыть Штольцем ("Теперь или никогда").

Таша: Очень интересное путешествие у вас получилось - и для души, и для ума. Жаль, что не повезло с Гончаровым. Придется дочке "продираться" к нему из нашей эпохи самостоятельно - через чтение... А вот с Пушкиным в экскурсионном рассказе накладочка вышла: с губернатооршей Воронцовой он познакомился в сентябре 1823 года, а "Кавказский пленник", посвященный Николаю Раевскому-младшему и созданный под впечатлением от совместной поездки с Раевскими по Крыму и Кавказу, не только что создан, но даже переписан набело (февраль 1821) задолго до встречи с супругой графа Воронцова. Читатели увидели опубликованный "Кавказский пленник" в сентябре 1821 года. К этому времени они знали Пушкина по поэме "Руслан и Людмила", которую вернее было бы назвать первой

AlexeyTuzh: Уважаемая Таша, это было сопоставление, а не причинно-следственная связь: оба поэта отправлены в ссылку, оба влюбились в жён губернаторов, оба написали свои первые поэмы и опубликовали приблизительно в одно и тоже время. Про "Руслана и Людмилу" мы помнили, просто это не совсем поэма (кстати, позабавило, что в Болдино, в одном из домов - выставка сказок Пушкина. Так вот, на книжной полке, кроме сказок, написанных и оконченных в Болдино, стоит издание "Руслана и Людмилы". Экскурсовод обращает внимание, что сказка о царе Салтане "единственная" не написанная поэтом в Болдино, хотя на полке стоит ещё одна сказка, точно не написанная в Болдино.

AlexeyTuzh: А с Гончаровым будет много проблем: так как во время экскурсии дочь прочла письма Гончарова к девушке, за которой он ухаживал, но которая не согласилась выйти за него замуж. С точки зрения дочери: "тихий ужас"! Она сама бы за такого "автора" не пошла. Вердикт был жёсткий: редкий зануда, ухаживать не умеет, ничего ему не светит ни с какой девушкой. В итоге Гончаров так и не женился...

Таша:

Зизи: АННЕТТ пишет: В Польше (Лодзь), встречаясь с представителями русского дворянского общества, узнала и увидела много интересного Хочется продолжения, дорогая АННЕТ!

AlexeyTuzh: Я не спорю, что "Руслан и Людмила" - поэма. Но это ещё и сказка. А "Кавказский пленник" - уже совсем поэма, хоть и "байроническая".

барышня-крестьянка: А мне в Болдино не понравилось,возможно потому что я там была давно и с тех пор произошли изменения. Насчет Гончарова тоже с вами не согласна. Но это мое личное мнение.

Таша: Согласна с Барышней-крестьянкой: я тоже к Болдино отношусь прохладно. Мне там понравилась только Кистеневка, и то лишь потому, что там ничего музейного нет, а только грязь и бездорожье (мы были осенью), да небо синее-синее, и какие-то тоскующие дали.... По поводу согласна-не согласна отдать руку и сердце Гончарову, думаю, что девушка не в той эпохе... Те, кто кажется "занудами", если смотреть из нашего времени, могли оказаться не только гончаровыми, но и тургеневыми, и чеховыми... С "высот" сегодняшних позиций и Пушкину можно было бы отказать - он тоже совершенно другой

AlexeyTuzh: От Кистенёвки на сегодня ничего не осталось. Да и интереса особого эти домики не представляют, так как отец выделил Александру Сергеевичу только души крестьян из Кистенёвки, саму деревеньку не пожертвовал. Михайловское - это всё-таки длинный, но только один эпизод в биографии поэта, в Болдино - там прекрасно показана судьба каждой его осени, даже той, когда поэт ничего не написал, а занимался только хозяйственными делами. Даже рассказывается об этом не в господском доме (отца), а в хозяйственном флигеле. Не знаю, удивительное чувство мы с дочкой испытали, когда стояли у перечня произведений, написанных в Болдино. Впечатляет!

AlexeyTuzh: Относительно же Ивана Гончарова (1812-1891) и его любви к молоденькой Елизавете Васильевне Толстой (1827-1877)... Ну мы же уже обсуждали. Зрелый Пушкин сумел завладеть сердцем молоденькой Натальи Николаевны, вероятно, ему удалось преодолеть разницу в 13 лет, а вот Ивану Гончарову - нет. Невозможно без снисходительной улыбки читать его письма к молоденькой Лизе, 15 лет разницы постоянно приходят на ум, поэтому не трогают ни моего 46-летнего сердца, ни сердца моей 13-летней дочери. Здесь я с дочкой соглашусь, хотя очень люблю романы Ивана Гончарова, причём даже не могу отдать предпочтения ни одной книге из трилогии. Сейчас перечитываю "Обыкновенную историю", каждая страница читается легко и плавно, очень лёгкое и быстрое перо было у Ивана Гончарова. В замужестве за Александром Илларионовичем Мусиным-Пушкиным "Лиза" была счастлива. Как всё-таки забавно переплетаются судьбы русских Пушкиных, Толстых, Гончаровых и Загряжских! Кстати, немецкой переводчице Вере Бишицки (Берлин) за перевод на немецкий переписки Ивана Гончарова с Елизаветой Толстой в 2014 году премию дали. На исконной родине Штольца вновь услышали голос создателя Обломова.

AlexeyTuzh: Вот это письмо Ивана Гончарова молоденькой Елизавете Толстой - просто шедевр занудства! Остальные - такие же.

Таша: когда стояли у перечня произведений, написанных в Болдино. Даже в этом болдинский музей оказался вторичен и невыразителен: впервые эта идея была воплощена в 1968 году в экспозиции Всероссийского музея А. С. Пушкина (автор - доктор ист. наук С. С. Ланда; экспозиция размещалась в церковном флигеле Екатерининского дворца в Царском Селе) и повторена в 1999 году в той же экспозиции, но размещенной в доме на Мойке,12. Смысл демонстрации списка произведений совершенной иной: помещенный не в простенке между окон, а над поверхностью ПОДЛИННОГО (освобожденного от каких-либо бумаг) пушкинского стола из Болдина, он демонстрирует творческий процесс, а не фиксирует перечь сочинений Пушкина, как в полицейском протоколе. Что ни день, то новое произведение, - и все за простым деревянным столом... Помню, как Александр Городницкий замер перед столом и списком со словми: Невероятно! В письме Гончарова не нахожу занудства, а вижу только смущение и неловкость взрослого человека перед юной девочкой.

AlexeyTuzh: В простенок между окнами зритель попадает после двух залов. В Болдино всё очень логично. Можем "пройтись" по обоим домам отца (в Михайловском и в Болдино), благо фотографии есть. Похожая (но грустная) логика и в музее-квартире на Мойке, 12. А в Музее А.С. Пушкина (как и во всех остальных музеях) "мемориальности" нет (и быть не может). Это уже статистика, а не душа. ИМХО. Но статистика тоже очень нужна! Кстати, Музей И.А. Гончарова в Ульяновске - как раз из мемориального музея в итоге превратился в статистический музей. P.S. В Трире в Музее Карла Маркса всего три небольшие мемориальные вещи, но ощущения "помпезного благоговения перед памятью" - не возникает.

Кот: Я тоже в письме Гончарова занудства не вижу. Первая половина письма , по-моему, достаточно иронична, а во второй - искреннее сожаление с долей самоиронии.

AlexeyTuzh: Жизнь доказала, что Гончаров не смог покорить сердце умной и красивой девушки. Я, читая его письма, понял, что ему ничего и не светило с таким подходом. А то, что мнений множество - я уверен. Я встречал в своей жизни мужчин, которые ухаживали за девушками а ля Гончаров. Результат у них был тот же, что и у Гончарова - долгая счастливая одинокая жизнь вдвоём с самим собой.

Кот: Такими письмами "покорить сердце" девушки, конечно, нельзя (хотя это еще зависит и от того, что представляет собой в душевном плане сама девушка), но это - не занудство.



полная версия страницы