Форум » 1830-е годы » современники » Ответить

современники

Natalie: среди современников Пушкина из не близкого его окружения - семья супругов Виктора и Натальи Паниных. Их дневник за 1836 год хранится в институте истории в СПб. Те его страницы, на которых упомянуты Пушкин и его жена, частично опубликованы в книге Г. М. Седовой "Я жить хочу" СПб., 2007, а также в статьях той же Седовой и В. П. Старка. Кто бы взядся опубликовать его полностью? Это большой труд, так как надо расшифровать и перевести с французского!

Ответов - 363, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 All

Таша: Привожу отрывок из книги Г. Седовой об Идалии Полетике: Анализируя свидетельства современников о Пушкине, Анна Ахматова высказала предположение, что в январе 1837 года, когда все, даже Карамзины и Вяземские, приняли сторону Дантеса, Софи Карамзина могла выражать уже не свое, а чужое мнение. Это мнение могли навязывать обществу голландский посланник барон Геккерн и его приемный сын кавалергард Жорж Дантес. Ахматова указала и на того посредника между Геккернами и светским обществом, который распространял эти грязные слухи о Пушкине, – Идалию Полетику. Жена полковника кавалергардского полка Идалия Полетика приходилась дальней родственницей Н. Н. Пушкиной и ее сестрам по линии их матери. Благодаря П. Е. Щеголеву образ этой женщины приобрел в литературе зловещие черты: исследователь полагал, что свидание Н. Н. Пушкиной с Дантесом на квартире у Полетики стало поводом для поединка Пушкина с последним. Между тем Идалия занимала самое заурядное место в череде петербургских красавиц, обеспокоенных лишь тем, какое место при дворе и в свете будет отведено их красоте в период очередного бального сезона. Судя по ее запискам к Дантесу, отправленным уже после гибели Пушкина, она питала к кавалергарду самые теплые чувства, и этим определялось ее негативное отношение к Н. Н. Пушкиной. Чем больше внимания оказывал Дантес жене поэта, тем более задевал самолюбие Идалии. Неудивительно, что в истории с Пушкиным она полностью была на стороне его врагов – нидерландского посланника барона Геккерна и усыновленного им кавалергарда. Когда полвека спустя бывший сослуживец Дантеса князь А. В. Трубецкой довел до сведения общества свою версию тех далеких событий, он не скрывал, что сверял свои сведения с воспоминаниями И. Г. Полетики. В частности, он утверждал, что А. Гончарова, якобы, «созналась» Полетике в преступной связи с Пушкиным. Повествование престарелого князя содержит множество вымышленных, подчас даже водевильных сюжетов. Анна Ахматова назвала его свидетельства «фольклорной историей с углем, лампой, свечкой, печкой и т.д.». Теперь о свидании в ее доме (из той же книги): Первые сведения о свидании появились в журнале «Русский архив» за 1888 год, в котором П. И. Бартенев опубликовал рассказы княгини В. Ф. Вяземской о Пушкине, где в частности говорилось: «Мадам <Полетика>, по настоянию Геккерна, пригласила Пушкину к себе, а сама уехала из дому. Пушкина рассказывала княгине Вяземской и мужу, что, когда она осталась с глазу <на глаз> с Геккерном, тот вынул пистолет и грозил застрелиться, если она не отдаст ему себя. Пушкина не знала, куда ей деваться от его настояний; она ломала себе руки и стала говорить как можно громче. По счастию, ничего не подозревавшая дочь хозяйки дома явилась в комнату, и гостья бросилась к ней». Примерно в то же время, но еще до появления публикации П. И. Бартенева, о загадочном свидании у Полетики вспомнила и баронесса А. Н. Фризенгоф, в девичестве – Александра Гончарова. Как уже говорилось, ее воспоминания легли в основу рассказа о последних месяцах жизни Пушкина, написанного дочерью Н. Н. Пушкиной от второго брака А. П. Араповой. Обе мемуаристки (Вера Вяземская и Александра Фризенгоф) утверждали, что встреча у Полетики длилась недолго, и Дантес потерпел полное фиаско. Именно записки Араповой, как известно, стали основанием для гипотезы П. Е. Щеголева о январском свидании, которое, по мнению исследователя, и привело к дуэли. Но следует заметить, что Арапова, сочиняя рассказ о жизни своей матери, не особенно заботилась о точности изображаемой картины и довольно свободно трактовала свидетельства, полученные от знакомых и близких. Одним из таких свидетельств и было письмо барона Густава Фризенгофа, который в марте 1887 года в ответ на просьбу жениной племянницы взялся пересказать то, о чем смогла вспомнить его семидесятишестилетняя супруга, тетка Араповой. Барон утверждал, что пытался восстановить в своем рассказе хронологию преддуэльных событий. В этой хронологии свидание на квартире у Полетики занимает вовсе не то место, которое отводили ему А. П. Арапова, П. Е. Щеголев, С. Л. Абрамович и другие исследователи. Рассмотрим события в том порядке, в каком они описаны в письме Фризенгофа. Дальше сканировать и переводить в ВОРД нет сил. Читайте сами.

Cаша: Эхо пишет: а о какой книге речь? кто такой Б. Хандрос? пачему не ведаем (или только Я не ведаю?)? Борис Хандрос, украинский исследователь, много занимался Львом Сергевичем. Им, в частности, опубликованы письма брата поэта к cвоему однополчанину Михаилу Юзефовичу: http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/isa/isa-326-.htm

Cаша: Muza пишет: Откуда госпоже Макаренко все это известно - ?????????? Это еще что! В очерке о младшей дочери поэта,увлеченная параноидальным "зинуховским бредом", она достаточно уверенно пишет,что Наталья Александровна родилась раньше срока 23 мая 1836 г. (кстати, в ДР дедушки Сергея Львовича) и ее "выпаривали в одеяле", и только поэтому долго не крестили(пока не подростет до положенного срока,видимо). Поэтому желание как - либо серьезно воспринимать прочитанное отпало. В данном случае - это тоже популярная статья и удивляться не нужно.


Cаша: Спасибо Таша Зловещая роль Полетики давно приковывает внимание исследователей. Сведения о ней обогощает книга Семена Ласкина "Вокруг дуэли"(1993), где автор приводит интересные данные о ее происхождении, пытался обосновать свою версию отношений Идалии Григорьевны и Дантеса, известную еще с 1981 г.(со времени первой публикации Ласкина на эту тему в журнале "Русская литература"). Сведения об иконографии Идалии расширяют и опубликованные в книге Ласкина ее портреты в дополнение к знаменитому "зильберштейновскому" работы П.Ф.Соколова(в книге Ильи Самойловича рассказана история его находки). А литература о Полетике до 1988 г. в совокупном своде приведена Лазарем Черейским в словаре. Можно добавить,что в последнее время проявляется интерес к личности Идалии Полетики. Так, в январе 2004 года в московском театре "Эрмитаж" состоялась премьера пьесы Михаила Левитина в его собственной постановке. Роль Идалии исполняет актриса Ольга Левитина. http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=501&rubric_id=206&crubric_id=100422&pub_id=516804 По телеканалу "Культура" в сентябре 2006 г. в рубрике "Пленницы судьбы" создана передача о Полетике, в которую включены фрагменты постановки М.Левитина.

Эхо : а о дочке ее, остановившей, якобы, свидание Дантеса с неприступной красавицей Н. Н. Пушкиной, почему не пишете?Сколько ей было лет, когда она вбежала в ту комнату, где устроилось свидание?

Cаша: Елизавете Александровне было 4 года. Хочется представить, как все тогда произошло. А на память все приходит фильм "Последняя дуэль":взрослая девушка -дочь "жгучей брюнетки" врывается в комнату, за окном которой играет летний день.! В очередной раз помню сдержал себя от прекращения просмотра...Хотелось узнать,чем же "кинё" закончится. Гоню его от себя. И тогда вспоминается иллюстрация Н.В.Кузьмина к этой сцене в книге Л.Гроссмана 1933 г: Н.Н. в верхней одежде с муфтой, преклонил колено Дантес с пистолетом...И никто никого на диван не валит.

Эхо : фильмец, одним словом!

Natalie: Позволю себе отклониться немного в сторону (оставаясь в рамках темы "Современники") и покажу Вам первую (из князей Волконских) хозяйку дома на Мойке (где впоследствии снял квартиру Пушкин). Чем-то напоминает она мне Идалию Григорьевну. А Вам? Александра Николаевна Волконская (1757-1834), дочь фельдмаршала князя Н. В. Репнина. Ее портретов, практически не сохранилось. Если кому-либо известен какой-либо ее портрет, музей будет Вам чрезвычайно благодарен за любую информацию о нем.

Кот: Действительно, Лизе Полетике было тогда 4 года. В 17 лет она выйдет замуж за Николая Мордвинова, сына того Мордвинова, который при Пушкине управлял III Отделением. Сын этот, между прочим, был петрашевцем. А умрет Лиза в 22 года, после рождения второго ребенка, но если бы не мамаша ее, Идалия Григорьевна, которая именно в это время стала устраивать дочери с зятем сцены, может быть, и не умерла бы. Характер у Идалии Григорьевны с годами лучше не стал. Дочь-то она даже любила, но не могла допустить, если что-то делалось не так, как она хотела.

Cаша: Есть ли сходство с Александрой Николаевной?

Muza: То есть, уважаемый Кот, вы хотите сказать, что зятем Идалии стал племянник князя Захара Семеновича Херхеулидзева, керченского градоначальника, который с радостью принял под свое покровительство друга детства - декабриста Н. Лорера, да и многих других сосланных на юг декабристов?! А Идалия тем временем заявляла, что ненавидит Пушкина, как автора "Кинжала"! Как же смешалось все в жизни современников Пушкина...

Muza: А Вы находите сходство? Глаза мелковаты, а вот носик - вполне... Но она ли это? пусть музейные музы разбираются

Кот: Совершенно верно, уважаемая Муза, муж Лизы Полетики был племянником Захара Семеновича Херхеулидзе. Вообще, семейство бывшего управляющего III Отделением очень интересно, да и сам он был не столь одиозной фигурой, как можно предположить, основываясь только на социальной репутации III Отделения. Не зря же он сам был "отрешен" от должности управляющего III Отделением.

Muza: А в каком году состолся этот брак - до или после этого "отрешения"? А может после смерти Мордвиновых?

Кот: Брак состоялся в конце 1849 года. Александр Николаевич Мордвинов был отрешен от должности управляющнго III Отделением весной 1839 года, но был потом вятским губернатором и сенатором и прожил до 1869 года. Мать Николая Мордвинова Александра Семеновна, урожденная княжна Херхеулидзева, действительно скоропостижно (возможно, от сердечного приступа) скончалась в ноябре 1848, то есть до брака сына с Лизой Полетикой. Весь их роман, как я понимаю, развился в течение 1849 г.

Cаша: 75 лет отделяют друг от друга разные интерпретации одного события...

Марта: Цитата:"...веточку о графе Бенкендорфе - одном из самых удивительных современников поэта. Да, очень ценно бережное отношение графа к творчеству поэта и стремление уберечь его от опасных шалостей". Правнучка графа Бенкендорфа живёт в Англии и возглавляет Британское пушкинское общество. Могу об этом написать подробнее, если будет нужно.

Muza: Очень любопытно сообщение Марты: Правнучка графа Бенкендорфа живёт в Англии и возглавляет Британское пушкинское общество. Интересно было бы узнать, чем занимается это общество, и как относятся в нем к проблеме Пушкин и шеф жандармов?

Muza: а что это за ужасная сцена на первой фотографии? В школьном драмкружке?

Cаша: Похоже страсти в этом кружке почти шекспировские... Это сцена из фильма "Пушкин. Последняя дуэль".



полная версия страницы