Форум » 1830-е годы » современники » Ответить

современники

Natalie: среди современников Пушкина из не близкого его окружения - семья супругов Виктора и Натальи Паниных. Их дневник за 1836 год хранится в институте истории в СПб. Те его страницы, на которых упомянуты Пушкин и его жена, частично опубликованы в книге Г. М. Седовой "Я жить хочу" СПб., 2007, а также в статьях той же Седовой и В. П. Старка. Кто бы взядся опубликовать его полностью? Это большой труд, так как надо расшифровать и перевести с французского!

Ответов - 363, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 All

Марта: Спасибо, Светлана. Нагибина всё же буду читать. Светлана, ужасно, это хуже, чем "омлет с гречневой кашей за пазухой". Там было безобидно и смешно. А здесь? И кто заступится за А.С.?

Светлана: Марта, в конце концов, где доказательства?.. Кто-то что-то сказал (Нагибин или даже сам Гейченко...), а мы должны этому верить?.. Они ведь даже не современники Пушкина! Будем считать это неким "художественным вымыслом" и оставим на совести автора. К тому же мне кажется, что это выдумки местных крестьян, такие своеобразные "предания", которые передаются из поколения в поколение... Ну что-то вроде того, что, например, в Болдине говорят о потомках (незаконных) А.С., которые там якобы до сих пор живут, или, помните похожую информацию относительно имения Ганнибалов, где тоже полно незаконных потомков А.Ганнибала до сих пор проживает... Ну и так далее... Возможно, во времена Пушкина его встречи с барышнями Тригорского местные крестьяне истолковали по-своему (добавили, так сказать, "остроты"), а потом эта легенда-предание дошла до нашего времени, до Гейченко и Нагибина...

Muza: Марте и Светлане: Мне кажется, что когда человек очень долго занимается чем-то, он начинает воображать, что он настолько глубоко проник в это свое дело, что уже может интуитивно без каких-либо доказательств видеть истину, смело судить о том, что никому не известно. Я встречала таких людей среди врачей, когда они начинали лечить от несуществующей болезни, не беря анализы, полагаясь только на интуицию. Но бывало, что интуиция их все же подводила. Может быть так случилось и с нашими героями, которые слишком увлеклись, рассуждая о Пушкине, выдавая желаемое за действительное?


Марта: Тут ещё надо учитывать, что писались дневники (и не только Нагибиным) не для прочтения всеми, а лично для себя, для души. Не замечали ли вы, что перечитывать через несколько лет всё написанное доставляет столько удовольствия? Но при мысли о том, что это будет читать кто-то другой, становится просто страшно. Вы ведёте дневник? Для себя? А что, если.....

Кот: Уважаемая Марта! То, что такие вещи о Пушкине Нагибин писал "лично для себя, для души", - это в каком-то смысле даже еще страшнее. Одно дело, если человек бросает нечто "вопреки" на публику, чтобы, может быть, таким способом снять излишний глянец с того же Пушкина. Но в дневнике он как бы самоутверждается, убеждая себя самого, что гений-то он гений, но человек-то - никудышный, и поскольку он не пишет тут же. что , конечно, мол, я и сам не лучше, то тем самым молча допускает, что, мол, не выше он (Пушкин) нас, а , может быть, и ниже. Не знаю, помогло ли ему это самоутешение.

Марта: Уважаемый Кот, он об этом и не задумывался, поверьте. Было сказано, к сожалению, не могу цитировать точно, что да, он мал и мерзок, но не так, как мы...... Светлана, помогите! Процитируйте точно, пожалуйста

Светлана: Марта, Вы, наверное, имеете в виду цитату из самого Пушкина?.. (Цитату привела Таша, когда разгорелся спор по поводу Н.Н.) Толпа жадно читает исповеди, записки etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он и мал и мерзок — не так, как вы, — иначе. —

Natalie: Поэт! не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, Но ты останься тверд, спокоен и угрюм. Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум, Не требуя наград за подвиг благородный. Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд; Всех строже оценить умеешь ты свой труд. Ты им доволен ли, взыскательный художник? Доволен? Так пускай толпа его бранит И плюет на алтарь, где твой огонь горит, И в детской резвости колеблет твой треножник. И все же хорошо, что Пушкин ЭТОГО суда не слышит!

Марта: Natalie , он слышит. Светлана: ...полно незаконных потомков А.Ганнибала ... Только фамилия у них была другая - наоборот: Лабиннаг. Захоронение одного из таких Лабиннагов находится в том же некрополое, о котором я писала. И мы однажды расчищали его от листьев и мусора, которыми было завалено всё уже много лет /этот приём с мусором используют до сих пор для последующего подзахоронения/. Когда расчистили - положили цветы, зажгли свечи. Мимо шли старушки, спрашивали: "Кого хороните, деточки?"

Muza: Здесь все так хорошо и близко знакомы с современниками Пушкина, как со своими друзьями и собеседниками, что даже помнят, у кого из них очки на носу! Но меня очки на их милых лицах иногда настораживают. Кажется, что военные, в особенности молодые люди, вряд ли могли быть в очках. У них же должно быть зрение орлов! Я даже стала думать, что это, наверное, мода была какая-то носить очки, чтобы выглядеть умным, что ли. А тут нашла замечание Ю. М. Лотмана на эту тему, что меня несколько успокоило: оказывается мои сомнения не напрасны были: Притворная близорукость была одним из признаков щеголя. Особенно неприличным считалось смотреть через очки или лорнет на дам. Ср. близкое к пушкинскому описание поведения щеголя у Николева: Кто смотрит на красу, прищуря глаз в лорнет, Хоть в помощи его и надобности нет; Хоть зорче сокола, но в моде близоруки, И будь слепей крота для добровольной муки, Отягощай свой нос очками для того, Чтоб, моде рабствуя, не зреть в них ничего. (Поэты XVIII века. Л., 1972. Т. 2. С. 24) Дельвиг вспоминал, что в Лицее воспитанникам запрещалось носить очки (юноше смотреть на старших через оптические стекла - дерзость), и поэтому все женщины казались ему прекрасными. Выйдя из Лицея, он был разочарован. Эта острота раскрывает природу представления, связывающего очки и дерзость: оптика позволяет усматривать недостатки там, где невооруженный глаз видит красоту и величие. Фельдмаршал И.В. Гудович, московский главнокомандующий, по свидетельству Вяземского, был "настойчивый гонитель очков": "Никто не смел являться к нему в очках; даже и в посторонних домах случалось ему, завидя очконосца, посылать к нему слугу с наказом: нечего вам здесь так пристально разглядывать; можете снять с себя очки" (Вяземский. С. 135). Выходкой против щеголей было появление в Москве в 1802 г. во время гуляния 1 мая лошади в очках, которую вел некто, наряженный крестьянином. "Московские ведомости" об этом сообщали: "Между очками по переносью на красном сафьяне подписано крупными литерами: «а только трех лет». Лошадь в очках возбудила и общий смех, и общее любопытство, и кто ни спрашивал у поселянина, зачем лошадь в очках, он всем постоянно отвечал, что в его селе все лошади видят, а молодые непременно смотрят в очки. Правду, или нет сказал мужик, остается решить молодым знатокам в деле окулярном" (Московские ведомости. 1802. № 35. "Смесь"). Появление этой заметки "без ведома и согласия начальства" явилось причиной неудовольствия московского военного губернатора И.П. Салтыкова - сатира в официальном издании казалась ему неуместной (см.: Русский архив. 1897. № 5. С. 117).

Muza: Natalie пишет про очкариков: Пока всего 28 человек. Поиск продолжается... Ура! Ура! Ура! И я отыскала одного, которого в вашем списке еще нет. Портрета у меня, конечно же, не имеется, но имеется цитата из воспоминаний писателя И. Гончарова, который видел, как Пушкин после лекции в московском университете спорил о "Слове о полку Игореве" с профессором М. Каченовским: Пушкин горячо отстаивал подлинность древнерусского эпоса, а Каченовский вонзал в него свой беспощадный аналитический нож. Его щеки ярко горели алым румянцем, и глаза бросали молнии сквозь очки...

Эхо : меж протчим, и вы, важаемый Кот, могли б просвятить народ по поводу очков, што сидят на вашем важаемом носу. кто таков сей персонаж? знаком ли был с пушкиным, ну... и тому подобающее. глядишь, и списочик славных очкариков увеличилси-ба!

Кот: Уважаемое Эхо! Это портрет моего прапрапрапра......прадедушки, рисованный Александром Сергеевичем в альбоме Елизаветы Николаевны Ушаковой в 1829 году. Знакомые коты говорят, что я на него похож.

Светлана: Ну вот, нашли еще одного современника Пушкина в очках :)))

Таша: Под каким же именем его запишем? Прапрапрапра...Кот?

Cаша: Котик мудрейший, он в очках. Зато это компенсируется отличным слухом! Посмотрите на его ушки! Даже на белочку похож.

Muza: Добрый слух - это то же, что нюх - главное достоинство котов, в особенности УЧЕНЫХ! А наш на картинке явно ученый: все свое время проводит только с книгами!

Марта: И правда, похож на белочку!

Muza: Помните песенку, которую пела Белочка в "Сказке о царе-Салтане"? Это песенка, которую сам Пушкин пел своим детям! Может, и ему когда-то напевала ее его няня?

Muza: Саша пишет о Родзянко, который принял у себя красавицу Анну Керн: Безобидно ли было это гостеприимство в понимании Пушкина? Какое там "безобидно"! Пушкин и сам ответил на Сашин вопрос, когда посвятил этой парочке такие стихи: Ты обещал о романтизме, О сем парнасском афеизме, Потолковать еще со мной, Полтавских муз поведать тайны, А пишешь мне об ней одной... Нет, это ясно, милый мой, Нет, ты влюблен, Пирон Украйны! Ты прав: что может быть важней На свете женщины прекрасной? Улыбка, взор ее очей Дороже злата и честей, Дороже славы разногласной... Поговорим опять об ней. Хвалю, мой друг, ее охоту, Поотдохнув, рожать детей, Подобных матери своей; И счастлив, кто разделит с ней Сию приятную заботу: Не наведет она зевоту, Дай бог, чтоб только Гименей Меж тем продлил свою дремоту. Но не согласен я с тобой, Не одобряю я развода! Во-первых, веры долг святой, Закон и самая природа... А во-вторых, замечу я, Благопристойные мужья Для умных жен необходимы: При них домашние друзья Иль чуть заметны, иль незримы. Поверьте, милые мои: Одно другому помогает, И солнце брака затмевает Звезду стыдливую любви.



полная версия страницы