Форум » 1830-е годы » современники » Ответить

современники

Natalie: среди современников Пушкина из не близкого его окружения - семья супругов Виктора и Натальи Паниных. Их дневник за 1836 год хранится в институте истории в СПб. Те его страницы, на которых упомянуты Пушкин и его жена, частично опубликованы в книге Г. М. Седовой "Я жить хочу" СПб., 2007, а также в статьях той же Седовой и В. П. Старка. Кто бы взядся опубликовать его полностью? Это большой труд, так как надо расшифровать и перевести с французского!

Ответов - 363, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 All

Марта: Канешна абрыдаицца. Думою, што иму угадила. Оно вить такоя носмешливая. Нильзя ашыбицца ну проста некак. Каму ахота быть пасмешышщем?

Эхо : пишу то, чито щитаится ни па теме: как люблю вас, марта, так одна бизумная душа у эха тольки любит!

Марта: Ах-х-х... Таки знала што Вы - паэт, страсть как люблю бизумныхх паэтоф. Эта и есть мая душа. Тока ни падумайти, што я дура кокая нисмышлионная. Всёштаки кои-што пачитываю. Другой рас нимагу принять участие вдискусие. Кник-та не хватаит... Да и новаго ничиво нету. Правинция- анаиф Африки правинция... Можит кто у Парыжу к патомкам Дантэса папал? Ниужель кроме той итольянки никто из наших ни лутше, а? А нам-та нечиво ниотдаст тот барон? Иль он уже помер? Ой, дифчёнки, прачитала, што Мандильштам пушкинистаф ни любил. Да и многия другия их ни любят. Эхо нинагляднае, как палучышшь, дай атвет: писать дальши или нет? У тибя есть чиво новаво? Я пака буду малчать как рыба в ваде. А всёштаки признаюсь: Эхо, сильна на научною канфиренццыю папасть хочитцца. Страсть как люблю умных лиудей слушать... Ни абиссуть, што так много пишу. Нострадалась ф бизмолвие. Ждала тибя, Эха, как манны нибеснайй. Наэтам фсио. И так многа написала. Пара шти варить... А про Пушкина - посли.


Эхо : ва первых страках маво писима выражаю васторг вашим, марта, разызвысоким слогам. ва втарых хачу прызнатся, шта нисмышлионные дуры часто паинтиресние шмышленых, а из-пад смеху, как знаите, люди та и бывають. ва третиих: мы туту тож не у москвах каких, а у "российских провынций столици" - петирбурхе, де тож с кныжшками бида, када не сидишь с ними у обнимку за столиком у публичной библиотеки. знаите, много писать стали наши писаря разлюбезныя, а книгопродавцы-поганцы на том сваю жисть строят, а с нас денжат норовят сорвать, скольки ни нам, ни писарям и ни снилос-ся! выходит один путь - у библиОтику. во четвертом нумере скажу, шта пра дантеса распроклятого ничаво не ведаю. куда подевалс-си? можа притаилс-си у парижах сваих иль вовся сгинул? та и шут с ним. усе одно ничаво, окромя таво, што витале с ниво стрясла, ни получим. а и то не шибко-та важно вышло. все одно: прадид иво подлец, а пушкин наш молодец и всем им ат нас капец.

Марта: Так, Эхо, так. Им всем, роздалбаим иванычам (или там дантесычам) - хана. Но мы-та с Вами, а? Ниужель хужи? Мы-та кагда паедим у Парыжу разбирацца? Может, сначяла на канфиренцыи выступим? Изложем нашу пазицыю. Там как рас будут гаварить правласть. Четали львы? Пака прашшщаюсь. Хачу ищщё рас пасматреть на Шаликова в маей книшьки. Што-та Вы ничиво ни пишити пра ниво: што в руке-та у ниво было? Ачки? Астаюсь ваша верная идиномышлинницца и жду атвета как кто? Ну канешна, как салавей

Эхо : до лета ни так далеко, как да парыжу. а на канфирэнцыях йихних для нас эхов - адын страм выступать - засмиють! мы всё ни па научной части, а па жизнинной. вот, к прымеру, шаликов. шо он там держжит в руце сваей? ларнет наверна! а вот што крылов очки насил, апять нихто не сказал, кромя эха! плитнев писал пра старость крылова: Хоть зрение и ослабело, но с помощию очков он мог читать все, кроме собственного почерка, а вы гаварите: мартышка и ачки!

Марта: там, вероятно, написано: Лизаветы Миколавны,[/ Да, именно так и написано. Сейчас проверила.

Эхо : чёй-то вы марта, загавариватся стали! хто така миколаивна? та истчё и лизавета, што ни шлет нам всем привета?

Эхо : а! то ушакова лизавета са свайейскай КАТАвассией!

Кот: Уважаемая Таша! Я думаю, что Шаликова (во всяком случае - пока) действительно не стоит относить к очкарикам. Лорнет - не обязательно показатель плохого зрения, а часто - дань моде. Мне не кажется, что Онегин был очкариком, но лорнет-то у него был.

Таша: Да, уважаемый Кот! Для Шаликова будем искать подтверждение слабости зрения. В шаржированном изображении лорнет - еще и признак близорукости в переносном (не от слова "переносица", а от слова "перенесенность" ) смысле этого слова. А вот с Крыловым интересно. Я рада, что обнаружилось свидетельство Плетнева о его очках в старости. Эхо - молодец! Мне всегда казалось, что я видела у Крылова на носу очки. Но мало ли что покажется! Например, я считала, что у Булгарина на его известном шаржированном же портрете неизвесного художника, где с кончика его пера слетают разные насекомые, точно имеются очки, а присмотрелась - это веки так жирно прорисованы!

Марта: чёй-то вы марта, загавариватся стали! Эхо! Я чеснай чилавек. Работою па чиснаку. Зря абижаити.

Cаша: Таша пишет: у Булгарина на его известном шаржированном же портрете неизвесного художника, где с кончика его пера слетают разные насекомые Да да, замечательный шарж. Одно только: “летите други и помните мое наставление”- чего стоит! А о Шаликове-разговор особый. Эта лупа, видимо, понадобилась Пушкину, чтобы показать сам факт скрупулезного рассмотрения происходящего на собственном носу.(И что же там и кому “Шаликов поёт”...). Дескать, это он лишь в лорнет и разглядит.

Светлана: Еще один современник Пушкина в очках :) П.А.Оленин. Портрет А.И.Ермолаева. 1828 г. С сайта http://www.rulex.ru/01060177.htm "Ермолаев Александр Иванович - художник-археолог и нумизмат (1780 - 1828), собиратель русских монет. Учился в Академии Художеств; был хранителем рукописей Публичной библиотеки, конференц-секретарем Академии Художеств, видный член кружка любителей и исследователей отечественной старины, группировавшегося вокруг графа Н.П. Румянцева . В 1809 - 10 гг. Ермолаев, вместе с К.М. Бороздиным , совершил археологическое путешествие в Ладогу, Белозерск, Вологду, Владимир, Ростов, Киев и Чернигов, во время которого составил альбом древностей (хранящийся в Публичной библиотеке), весьма важный для русской археологии (описание его см. в "Трудах 1 археологического съезда", т. 1), собрал сведения о древних рукописях и приобрел некоторые из них в списках, другие - в оригинале. Вместе с Олениным предложил план полного и точного издания русских летописей (в "Сыне Отечества", 1814, № 7). Библиотекой Ермолаева, преимущественно летописями и актами Смутного времени, пользовался Карамзин . Переписка Ермолаева с митрополитом Евгением напечатана в "Сборнике Академии Наук" (т. V, выпуск I). " Еще о Ермолаеве: http://www.nlr.ru/ar/staff/ermol.htm На портрет Ермолаева в очках первоначально наткнулась в книге Л.В.Тимофеева "Приют, любовью муз согретый". Пользуясь случаем, хочу поблагодарить уважаемого Кота, благодаря которому я и приобрела эту замечательную книгу!

Natalie: Очень интересно, дорогая Светлана! Я так вообще ничего не знала об этом человеке.

Natalie: На ветке, где об этом говорить вроде бы некстати, Таша инициировала обсуждение вопроса о Пушкине и Долли Фикельмон. Полагаю, что это обсуждение было бы уместнее на этой ветке. Поэтому попытаемся восстановить картину ночных "переговоров": Таша написала: Дорогие Кот и Марта! Позволю себе как согласиться, так и не согласиться с вашими доводами. Все, что происходило в жизни бедняжки Анны Петровны Полторацкой мало, чем отличалось от жизни большинства женщин ее эпохи. Вспомните о Долли Фикельмон и ее муже: уважение, но не любовь, никакой страсти, но какая целомудренность в отношениях! Правда, последнее - как раз исключение из общего правила. По большей части жены изменяли своим нелюбимым мужьям. Бывали и другие случаи, когда семья строилась на взаимном чувстве (случай с Марковыми-Виноградскими). Однако, молодожены, идущие на могилу в деревне Трутня, вспоминают об Анне КЕРН, а не о Полторацкой или Марковой-В. Не надо закрывать глаза на то, что в любом справочнике Вы отыщете ее имя только, как КЕРН. То есть прославилась она исключительно тем, что ее связывало с Пушкиным, а там были всякие чудные мгновения. Не так ли? Марта ответила: Так, Ташенька, так. Можно только добавить, что либертинское отношение к браку началось не с французской ли литературы 18 века (вспомним "Опасные связи") и, кажется, продолжается до сих пор. Хочется здесь привести пример с Фридрихом 1, мужем Софии Шарлотты, которую он любил больше всего на свете (это он ей построил дворец Шарлоттенбург в Берлине), но имел любовниц, так как это было принято, и нельзя было ему быть другим. Не поняли бы. Первый муж Анны Петровны Керн, каким бы героем он ни был, видно, чего-то в браке не допонимал. Для счастливого супружества нужно что-то другое. Тут в разговор включился, наконец, и Саша: Добрый вечер, мои дорогие. Каждый день работаю в музее и вот только сейчас поприветствовал свободную минутку. Позволите ли и мне вставить словечико? Утерпит ли ваше сердечико? Думаю, всем будет интересно. Давайте подумаем, что пишет Пушкин. “Я помню чудное мгновенье”… Заметим: 1819 года, когда Анну Полторацкую поэт знал как гения “чистой красоты”. И тут Пушкин не кривит душой. Такой она была для него тогда, в доме Олениных. А какое мнение о ней сложилось, когда он узнал, что свободная от мужа супруга “гостит” у Родзянко?.. “Cердце бьется в упоении и для него воскресли вновь”... Божество,вдохновенье присутствуют, но о чистоте он уже не упоминает. И это стихотворение знают все и еще долгие годы знаменитый портрет 1829 г. Н.Н.Гончаровой в рукописи статьи “О публикации Бестужева-Рюмина в „Северной звезде“ (ПД 841, л.114 ) будет отождествлять с Анной Петровной(как впервые его атрибутировал А.Эфрос еще в "пушкинском" томе ЛН в 1934 г.)). Об этом см. в работе Я.Л.Левкович в ПИМ, Т.13, стр. 261, и ее же комментарий в издании А.С.Пушкин “Письма к жене”, Л.,1986 г. Для сегодняшних читателей, не говоря уже о молодоженах, у которых голова наполнена только приятными ассоциациями, Анна Петровна, прежде всего,- гений чистой красоты. Вот они и несут ей цветы на могилу, верят в лучшее. К ней обращен шедевр русской любовной лирики. Спросите у cотни неискушенных в пушкиноведении россиян: Кто такая Анна Керн? Единицы назовут эпитет “вавилонская блудница”. Большинство же наоборот, скажет, что она прекрасная муза поэта. Пушкин прославил ее с лучшей стороны и пусть будет так. Кто по-настоящему знает, сколько ей пришлось пережить, прежде чем в жизнь ее вошла подлинная любовь и счастье? И бессмертные строки Пушкина будут наградой этой женщине. Марта возрадовалась: Да мы-то, Сашенька, понимаем. Как приятно читать Ваше и Кота заступничество за слабых женщин. Так нас только Пушкин и понимал... Саша продолжил: Таша пишет: цитата: Вспомните о Долли Фикельмон и ее муже: уважение, но не любовь, никакой страсти, но какая целомудренность в отношениях! Правда, последнее - как раз исключение из общего правила. По большей части жены изменяли своим нелюбимым мужьям. Не стоит, думаю, вспоминать о часто упоминаемом романе, якобы имевшем место у молодой Долли с Александром Павловичем, о "жаркой сцене". Все очень шатко и сказать за или против того, что было и чего не было - невозможно. Докуметальных доказательств не найдено и строить предположения здесь можно только с особой осторожностью. Рассуждения М.А.Цявловского и Н.А.Раевского-за, категоричное против – Л.П.Гроссмана –хорошо известны. В поддержку мнения Таши, уместно прислушаться к самой Сивилле, когда она пишет о пушкинской трагедии, упоминает о женщинах, которых невозможно осуждать за их поведение: “...все мы находим удовольствие в том, чтобы нами восхищались и нас любили, — все мы слишком часто бываем неосторожны и играем с сердцами в эту ужасную и безрасчетную игру! …она должна была бы стать большим и сильным уроком несчастий, к которым могут привести непоследовательность, легкомыслие, светские толки и неосторожные поступки друзей, но кто бы воспользовался этим уроком?” Как видим, выделенные ею непоследовательность, легкомыслие и, как следствие их, светские толки, сама Фикельмон себе не позволяла, а если что и было, молва не смогла бы разнести. Светлана дополнила: Из книги П.Губера "Донжуанский список Пушкина": "В 1922 году были опубликованы записи бесед П.И.Бартенева с другом поэта П.В.Нащокиным, которому будто бы сам Пушкин рассказал об одном интимном эпизоде его с Дарьей Федоровной, датируемом Н.А.Раевским декабрем 1832 - февралем 1833. Тетрадь Бартенева еще до ее издания прочитал друг поэта С.А.Соболевский и подтвердил правдивость написанного. Долли назначила Пушкину свидание ночью у себя дома. Пушкин, придя к ней вечером в ее отсутствие незамеченным, долго ждал, спрятавшись от посторонних глаз. Спальня мужа находилась этажом ниже. Долли вернулась домой довольно поздно, и только тогда объявился Пушкин из укромного места. Опустим идущее дальше описание момента интимной связи, названное Н.А.Раевским "физиологическим". Следующим утром, точнее, уже днем, так как солнце уже успело подняться довольно высоко, Долли тихо вывела Пушкина из своей спальни. Но у стеклянных дверей на выходе из дома поэт и провожавшая его хозяйка дома попались на глаза итальянцу-дворецкому. Чтобы заручиться его благосклонностью Пушкин на следующий день вручил ему 1000 рублей. Исследователи творчества поэта считают, что некоторые элементы этой истории Пушкин отобразил в "Пиковой даме" во встрече Германа с графиней, при этом с точностью описав интерьер особняка австрийского посольства на Дворцовой набережной. Есть предположение, что Д.Ф.Фикельмон явилась прототипом "молодой величавой красавицы" в "Египетских ночах", а также прототипом княгини "Д" в наброске "Мы проводили вечер на даче". О ней думал поэт, когда писал стихотворение "Осень" (1833) и на рукописи дважды нарисовал портрет Долли. Еще один ее портрет Пушкин нарисовал на рукописи поэмы "Медный всадник"." Саша в ответ: Вот-вот, уважаемая Светлана, и ее я тоже имел ввиду. Видимо, Вы читали книгу Н.А.Раевского "Портреты заговорили", где автор еще раз поднял вопрос об "устной новелле" Пушкина, рассказанной П.В.Нащокиным. Светлана вопрошает: Да, и у Раевского в "портретах" тоже читала! :) Только я думала, Вы писали о каком-то случае с Александром Павловичем (с царем?..) Cаша пишет: цитата: Не стоит, думаю, вспоминать о часто упоминаемом романе, якобы имевшем место у молодой Долли с Александром Павловичем, о "жаркой сцене". Но Саша ее не слышет: "Да, определенности в этом вопросах нет. Все, кто занимался ими, выдвигали свои версии. Что касается "жаркой сцены"- искали параллели с "Пиковой дамой". Например, Н.А.Раевский с томиком повести поэта в 1960-х годах "исследовал" комнаты дома Салтыкова на Дворцовой набережной, где размещалось посольство. Другие энтузиасты находили сходство дома Н.П. Голицыной на Малой Морской(ныне д. №13) с домом старой графини".

Светлана: Да, я все-таки хотела бы уточнить у Саши насчет "часто упоминаемого романа, якобы имевшего место у молодой Долли с Александром Павловичем"... Признаюсь, что я не встречала таких "упоминаний", поэтому "слегка озадачилась" :) Нельзя ли более подробно рассказать об этом "романе"?.. :)

Таша: Дорогая Светлана! Пишу Вам из дома на Мойке, 12. Только что видела Сашу в музее-квартире. Он активно помогает нашим экскурсантам (сейчас это в основном школьники из дальних городов) постичь Пушкина в рамках отведенного на экскурсию времени. Успела сказать ему о его ошибке на счет Александра Павловича. Он удивился, так как не заметил, что оговорился и вместо Пушкина назвал имя царя. Бывает!

Светлана: Уважаемые Таша и Саша! Извините, пожалуйста, за "назойливость"! Теперь я поняла, это просто "опечатка"! :)

Cаша: Cпасибо милая Таша, Светлана теперь все поняла. А ведь Саша все услышал и не оговорился... О том,что у молодой жены новоиспеченного австрийского посланника был платонический роман с Александром Павловичем Романовым(он же император Александр Первый)-скорее гипотеза. С большой натяжкой можно было бы назвать романом несколько писем 1823 года. Что-то, кажется, приведено в книге Раевского. А что-то, возможно, по этой теме есть в двухтомнике Светланы Балашовой "Она друг Пушкина была" и, надеюсь, ее в новой работе "Долли". Но последнюю книгу еще в продаже не видел. Очень любопытно, будем ждать.



полная версия страницы