Форум » 1830-е годы » родственники » Ответить

родственники

Natalie: Веточка создана по предложению, поступившему от Саши весьма вовремя. Сюда будем писать то, что касается родных и близких поэта. Справедливо, что они получат здесь свое пространство.

Ответов - 159, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Зизи: Таша пишет: Кажется, что Крючкова в этой роли точно "не по теме" (не по теме Ахматовой) Мое личное мнение абсолютно совпадает! Но вдруг! По маленькому отрывку не могу судить о том, как будет играть Крючкова. Внешне, безусловно, кроме полноты - ничего общего!

Светлана: Cаша пишет: Платон Пушкин лежит в самом соборе, но никак не на фамильном кладбище. На его могильной плите написано: Здесь положено тело младенца Платона Пушкина, родившегося 1817-го года, ноября 14-го дня. Скончавшегося 1819-го года июля 16-го дня. Уважаемый Саша! Вам, безусловно, виднее! :) Просто я так поняла из книги, что в соборе находится только плита с могилы Платона, а сам он похоронен все же на кладбище. Вот более полная цитата из книги: "В алтарной части собора находится плита с могилы младшего брата А.С.Пушкина - Платона. Он похоронен также на родовом кладбище, так как опись монастыря (1883 г.) указывает: надгробных памятников в храме не имеется. Игумен Иоанн в своем известном труде о монастыре указывает: "На Святой Горе, как родовой усыпальнице г.г. Пушкиных, погребены еще отец, мать А.С.Пушкина и другие из родных его". Возможно, что плита с могилы Платона в храм была перенесена позднее... Но, конечно, точно утверждать не берусь :)

Cаша: Уважаемая Светлана, дело обстояло так: плита была обнаружена внутри собора, при реставрации, и помещена в алтаре. Платон Пушкин мог быть похоронен в соборе,но где именно, неизвестно.


Марта: В альбоме "Волшебные места, где я живу душой" (Лениздат, 1986) сказано так: "... у алтарной стены собора... были похоронены его дед Осип Абрамович Ганнибал и бабушка Мария Алексеевна". На фото - их могилы с табличками, где указаны даты жизни, и ещё одна по центру, где написано, что здесь похоронены родители Пушкина.

Cаша: Мне вспомнилось, как мы обсуждали,что могилу Арины Родионовны ни Пушкины, ни Павлищевы не сохранили, а тут могилы родных и близких... До конца 19-го столетия в Михайловском жил сын поэта Григорий Александрович, который грозился в случае неприведения в порядок властями могильного холма, перевезти прах отца в Михайловское. Тогда и прадедушку и прабабушку надо было бы ему перевозить и деда с бабкой. Целы ли тогда были их могилы? Кстати, были упоминания о захоронениях на погосте Пушкиных уже в конце 19-го века и совсем посторонних людей. Например, какой-то отец похоронил свою дочь рядом с Пушкиным.

Muza: Cаша пишет: Например, какой-то отец похоронил свою дочь рядом с Пушкиным. И на ее могиле стоял крест, на котором крупными буквами было написано: Нюся или Муся

Маша: Cаша пишет: Кусочек парчового позумента был нами взят и, с разрешения комитета, отправлен в Пушкинский музей Лицея. Затерялся ли этот кусочек или его можно видеть в каком-нибудь музее?

Таша: Маша пишет: Затерялся ли этот кусочек или его можно видеть Увидеть его трудно, так как он хранится в фондах, но на временных выставках Всероссийского музея Пушкина мы иногда показываем эту деталь позумента от гроба Пушкина. Деталь небольшого размера, примерно 10Х15 см, и выглядит непрезентабельно: какая-то смесь фиолетово-серо-зеленого цвета. Прикасаться к ней страшновато.

Cаша: Вместе с позументом сохранился кусочек дубовой щепки от гроба и осколок бронзового бордюра, покрытый зеленым налетом. Они также хранятся в фондах Всероссийского музея А.С.Пушкина.

Таша: Я эту деталь и имела в виду. Когда-то мы хотели выставить ее в квартире, но стало страшно, поэтому оставили в фондах, как и рисунок места дуэли с приклееным к нему кусочком коры от той самой березы, возле которой был ранен Пушкин. Мне кажется, что все эти вещи больно не музейного свойства, слишком нет на них какого-то глянца, что ли, которым можно защититься от их материальности. Понятно ли я выражаюсь?

Марта: Из статьи Валерии Бобылевой «Портрет: мать или дочь» («Новый Таллинн, №5-6, 2003 г.») «…Из семейной коллекции Гончаровых интерес представляет миниатюрный портрет Натальи Ивановны Гончаровой в Государственном музее А.С.Пушкина (Москва). В альбоме «Портретная миниатюра XVIII-XIX веков» (ГМП, 1997. Ил.78) под овальным акварельным портретом в коричневой оправе написано: «НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК. Портрет Н.И.Гончаровой. После 1807 г. …. Портрет является копией с миниатюры 1807 года французского художника Вуальтье /именно так написана фамилия художника – М./, находящейся в собрании С.Лифаря в Париже. По легенде, копия сделана самой Гончаровой. («Московская пушкиниана. 1986. С.122)». … На оборот надпись… В 1959 поступил от М.Н.Задемидко., Москва.Инв.№927. … … В альбоме «Московская изобразительная пушкиниана» текст под этим же портретом несет уточнения … : «Неизвестный художник. С оригинала А.Ф.Г.Виолье 1807 г. ГОНЧЧАРОВА Н.И. После 1807. … По легенде, сообщенной бывшей владелицей акварели М.Н.Задемидко, портрет является собственноручной копией Н.И.Гончаровой с миниатюры, исполненной к её свадьбе французским художником Виолье и до недавнего времени хранившейся в собрании С.М.Лифаря за границей. Что известно о художнике Виоллье (Виолье)?. Когда и где он мог писать миниатюрный портрет молодой Натальи Ивановны Гончаровой? Известно, что в Россию Анри Франсуа Виоллье приехал в 1780 г. и был определен состоять придворным художником при Великом князе Павле Петровиче. … Виоллье становится любимым художником императрицы Марии Фёдоровны, и в её фамильной коллекции в Павловске хранятся многие его работы. … В январе 1806 г. художник уезжает в Германию на лечение … Вернемся к миниатюрному «портрету Натальи Ивановны Гончаровой …». По упоминаниям, его писал Виоллье к свадьбе в 1807 г. Свадьба Гончаровых состоялась 27 января 1807 года. Но в это время художника уже не было в России … и … до 1812 г. он не возвращался из Европы. … вернувшись, художник … продолжал жить в Петербурге и не мог создавать свадебный портрет Н.И.Гончаровой (Загряжской) ни в 1807 г., ни позже. Во Всероссийском музее А.С.Пушкина … имеется портрет Натальи Ивановны Гончаровой (ВМП, 1800, КП-5091), выполненный маслом « неизвестным художником», где она изображена в белом платье по моде ампир. … Этот портрет публикуется иногда с различными датами: 1800, 1807, после 1807, 1810-е гг. При сравнении двух портретов Натальи Ивановны всё-таки трудно утверждать, что на них изображено одно лицо…» Продолжение будет завтра.

Маша: Марта пишет: Вуальтье /именно так написана фамилия художника А в интеренете сказано, что художник Жан Луи Вуаль и Анри Франсуа Габриель Виолье (Jean-Louis Voille) ) - одно и то же лицо. Так их имена автор и соединила! Еще сказано, что Виолье умер в 1803г.

Марта: О, нет! Он умер гораздо позже. Вечером будет продолжение.

Марта: Уважаемая Маша! В статье сказано, что Виоллье умер 15 февраля 1829 года. Был он погребён в Петербурге на Волковом лютеранском кладбище. Фамилию художника автор привёл в статье в разных написаниях из разных источников. Ошибки тут нет. Просто она выбрала вот такой вариант. Из стать: «…По всей вероятности, с миниатюрного медальона Виоллье делалась копия для того, чтобы облик этой женщины сохранился в семье Гончаровых. Поэтому есть все основания полагать, что на ней изображена не Наталья Ивановна, а её мать, Еуфрозиния Ульрика Липхарт-Поссе. … Если вернуться к портрету-копии, «выполненному рукой Натальи Ивановны», то возникает … вопрос: чей портрет она пожелала скопировать? … Действительно ли она имела способности быть копиисткой? Скорее всего, она поручила это сделать какому-то художнику. О том, что она рисовала, никаких сведений не сохранилось. Вряд ли ей требовалось «перерисовывать» свой собственный портрет. Если миниатюра художника Виоллье изображала её мать на медальоне, то Наталья Ивановна хотела иметь копию у себя. Дочь не помнила свою мать /эти слова выделены курсивом – М./ и желала сохранить её обаятельный образ, который она фактически смутно могла себе представить, вольно «скопировала», может быть, и добавляя какие-либо черты и детали одежды». Убеждают ли вас такие объяснения возможного переатрибутирования портрета? Завтра вечером продолжу рассказ.

Таша: Марта, точнее - автор статьи - пишет: Если миниатюра художника Виоллье изображала её мать на медальоне, то Наталья Ивановна хотела иметь копию Хочется сразу же спросить: а для чего ей потребовалась копия? Разве она должна была расстаться с портретом матери и отдать подлинник кому-то другому? Кому именно? Далее автор статьи пишет: Вряд ли ей требовалось «перерисовывать» свой собственный портрет. А вот это уже совсем не "вряд ли" , так как собственный портрет она могла желать кому-то подарить. Тогда и требовалось бы его скопировать или "перерисовать", если угодно. Далее автор снова пишет: Дочь не помнила свою мать /эти слова выделены курсивом – М./ и желала сохранить её обаятельный образ, И снова хочется спросить: а почему бы ей не любоваться ПОДЛИННЫМ портретом матери? Неужели для того, чтобы "сохранить ее обаятельный облик", нужно было обязательно его копировать?

Cаша: В связи с предположением о переатрибуции портрета, как-тот не вяжется желание Натальи Ивановны перерисовать портрет для себя, будто бы не имевшей портрета матери. Это весьма сомнительно,учитывая тот факт,что у Екатерины Ивановны Загряжской был портрет матери своей сводной сестры, собственно спасенный из огня при пожаре, а у самой дочери - нет. Портрет Н.И.Гончаровой работы неизвестного художника,о котором упоминается,хранится в ВМП. Он датирован 1800-ми гг. и выставлен сейчас в интерьере спальни в музее-даче А.С.Пушкина в г. Пушкине. Он написан маслом на холсте, его размер 35,5 х 32 см. До 1938 г. он хранился в собрании Калужского областного краеведческого музея и поступил туда из Полотняного Завода.

Кот: Я согласен с сомнениями, высказанными уважаемой Ташей.

Марта: Согласна и я с доводами уважаемой Таши. И правы уважаемые Саша и Кот. Выводы автора статьи очень уязвимы. Позже напишу продолжение.

Марта: «Другой вопрос: когда и где мог придворный художник А.-Ф. Виоллье рисовать очаровательную «пленницу» Ивана Александровича Загряжского? Разумеется, это было в Петербурге в период с 1782 по 1785 гг., когда Виоллье начинал свою петербургскую карьеру. Можно предположить, почему это имело место. У Виоллье есть два портрета князей Потёмкиных (Г.А.Потёмкина-Таврического и его племянника М.С. Потёмкина). Достоверно известно, что во время пребывания прекрасной «лифляндки» в Петербурге светлейший князь Потёмкин тоже периодами находился в столице. Дружеские отношения Загряжского с Потёмкиным не прекращались. Без сомнения, Потёмкин знал Ульрику, «лифляндскую жену» полковника Загряжского. Художник А.-Ф. Виоллье входил в круг придворных, и вполне можно предположить, что миниатюра Еуфрозинии Ульрики для медальона была заказана художнику, чтобы прекрасный образ «таинственной незнакомки» сохранила кисть мастера. … В комментариях указывается, что портрет хранился в коллекции Сергея Лифаря в Париже. О приобретении портретов в 1930-х гг. он пишет сам: «Здесь же в Париже мне удалось купить портреты родителей Натальи Николаевны Пушкиной, жены Пушкина, работы Voiliere» (здесь дана ссылка на: Лифарь С. Моя зарубежная пушкиниана. Париж. 1966. С.31). Нет сведений, от кого и при каких обстоятельствах портреты приобретены, но точно указывается имя художника Виоллье, с французским написанием фамилии. Сергей Лифарь не приводит никаких документальных свидетельств по поводу атрибуции, как, например, это было при покупке миниатюры Пушкина … . Так как миниатюры представляют молодых родителей Наталии Николаевны, композицию объявили «свадебной», и поэтому стала фигурировать дата 1807 г., год их венчания. Судьба этих портретов так до конца и не выяснена. Сергей Лифарь писал свои воспоминания в 1966 г., и тогда пушкинская коллекция ещё была в его руках. Какова судьба портретов в настоящее время – неизвестно. Мы же можем теперь говорить лишь о копии с миниатюрного портрета работы А.-Ф.Виоллье, хранящейся в музее А.С.Пушкина в Москве. Ясно, рукой Виоллье когда-то был создан миниатюрный портрет бабушки Наталии Николаевны, поэтому в семье сохранилась память об этом художнике. Такую информацию получил С.Лифарь. Выдвинутая мной версия, что миниатюра, которая долгие годы считалась портретом Н.И.Гончаровой, может быть переатрибутирована в портрет Еуфрозинии Ульрики Липхарт-Поссе, заинтересовала музей. Поступило предложение провести экспертизу картона, красок, чтобы точно установить время написания миниатюры». Продолжу завтра.



полная версия страницы