Форум » 1830-е годы » иконография » Ответить

иконография

Cаша: Необходимость данного раздела, как мне думается, назрела. Заглянув сюда, участник и читатель форума сможет раскрыть свою искусствоведческую жилку, проявит тонкий взгляд наблюдателя. Надеюсь вновь организуемая веточка будет активно заполняться иллюстративным материалом.

Ответов - 336, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 All

Кот: Меня не столько интересует точность передачи интерьера, сколько изображенные люди. С Жуковским - понятно. А остальные? В военной форме - это Данзас или Даль? Он что - плачет? Мелкая репродукция - трудно понять. А в глубине - это, вероятно, А.И.Тургенев? Он что же, прямо тут, в кабинете, прямо, так сказать, "с натуры" пишет свои знаменитые письма? Главное - что за дама сидит на переднем плане? По-моему, в кабинете никто из дам не сидел. Они приходили и выходили. И непонятно, какой момент изображен. Жуковский стоит так, как будто он смотрит уже на покойного Пушкина. И военный, вроде бы, плачет. Но дама совершенно спокойна!? И что делает там какая-то, по-моему, старушка? Это - прислуга? Уж не Арина ли Родионовна явилась за своим любимцем? Чем больше на картину смотришь, тем больше вопросов возникает.

Светлана: Уважаемый Кот, признаюсь, Вы меня просто заинтриговали... Решила сама поближе рассмотреть картину. Вот, нашла в Интернете увеличенное изображение И также комментарий в "Литературной газете" к выставке Белюкина и, в частности, к этой картине "Смерть Пушкина" (статья "Пушкинист, паломник, историк") "В столице многие также в первую очередь устремляются в пушкинские залы «Тихой моей Родины…», спешат встретиться с пушкинистом Белюкиным. Здесь знаменитый его диплом – «тёмная» картина «Смерть Пушкина». Думаю, она примирила бы всех антагонистов, пытавшихся реконструировать тревожную хронику январских событий 1837 года, полагаю, она понравилась бы Ахматовой. Известно, что далась эта работа художнику не с первой попытки. И не со второй. Но в результате своих длительных историко-литературных штудий автор привёл на полотно «главных» персонажей из числа тех, кто мог бы предотвратить трагедию (однако не сумел или не захотел). И самое поразительное заключается в том, что художник сумел поймать то настроение, что «висит в воздухе» у постели умирающего поэта. " http://www.fap.ru/index.php?nt=news&id=8544 От комментариев к статье пока воздержусь, а насчет картины, мне кажется, что военный, скорей всего, Данзас (это же он не смог предотвратить трагедию?..). На заднем плане действительно Тургенев, только он ничего не пишет... А женщина на первом плане, наверное, Наталья Николаевна?..

Cаша: Военный,закрывающий лицо, безусловно Данзас. Владимир Даль уже давно в отставке и вряд ли носил мундир...Сидящий в глубине мужчины скорее всего князь Вяземский. Молодая женщина на стуле.. Едва ли Н.Н...Пушкин не видит ее постоянно перед собой. "Она беспрестанно берет его за руку" и в тоже время: "Сегодня впустили в комнату жену, но он не знает, что она близ его кушетки..."- пишет Тургенев. "Она пришла, опустилась на колени у изголовья, поднесла ему ложечку..."- записывает Аммосов со слов Данзаса. На стуле, благо он рядом, было бы удобнее.


Светлана: Уважаемый Саша, я Вам, безусловно, доверяю. Если Вы говорите, что в глубине князь Вяземский, значит, так оно и есть... Сама бы я на этой картине не отличила бы Вяземского от Тургенева. Насчет молодой женщины - а может быть, это княгиня Вяземская?.. Я где-то читала, что она сидела у постели умирающего Пушкина...

Светлана: Мне все же кажется, что художник мог несколько "погрешить" против "реальности" и глубоко не вникал в различные "тонкости" (садилась Н.Н. на стул или опускалась на колени...). В статье же написано, что "автор привёл на полотно «главных» персонажей из числа тех, кто мог бы предотвратить трагедию (однако не сумел или не захотел)". Поэтому вполне возможно, что он на стуле изобразил Н.Н. (хотя она и не присутствовала постоянно у постели Пушкина и, возможно, на стуле вообще не сидела...). В общем, я думаю, что это все-таки Наталья Николаевна, одно из главных действующих лиц в этой драме.

Cаша: Конечно, уважаемая Светлана, это могла быть и Вяземская и Екатерина Алексеевна Долгорукова,урожденная Малиновская, подруга Н.Н., "слышавшая последние заветы Пушкина жене", разделявшая, по свидетельству Бартенева, в те дни заботы по уходу за Пушкиным. Хотя писали,что Вера Федоровна опекала в те дни больше жену Пушкина... Не так страшно, что интерпретация событий на этой картине может быть нарушена. Вспомним, например, другое полотно, где смерть Пушкина и вовсе произвольно представлена. Но это более ранняя работа Соколова - Скаля. Поэт мог умереть только с пером в руке...Это уже излишняя пафосность.

Cаша: Cпасибо Светлана, теперь когда изображение увеличено, можно легче понять, кто изображен. У книжных полок, безусловно, Данзас, с рукой на перевязи. Помните, кто-то не зная о давнем ранении Константина Карловича спросил: "А не ранен ли он на дуэли с Пушкиным?" "Я пишу в комнатах Пушкина,"- замечал Тургенев. И конечно он мог писать хронику событий Нефедьевой в столовой, в гостиной, но едва ли в кабинете. Этично ли это?.. Так что, скорее всего, на стуле позади Жуковского сидит князь Вяземский, с бакенбардами, долговязый, в очках... Дама, сидящая на стуле в достаточно нарядном для такой ситуации платье... Такой, видимо, автор картины видел Наталью Николаевну. А Тургенев, например, упоминает в дневнике широкую черную накидку,которую Наталья носила дома...

Кот: Уважаемая Светлана! Спасибо, что Вы нашли увеличенное воспроизведение картины. Теперь действительно можно разглядеть. Военный -конечно Данзас. Уважаемый Саша прав - Даль же уже был на статской службе. Это я просто поторопился сказать про него. Сидит князь Вяземский - это без сомнения. Поскольку художник, как следует из приведенного комментария, ставил перед собой некоторую определенную задачу, то и нет смысла требовать от него фактографической точности. Без сомнения, по замыслу художника, сидит на стуле Наталья Николаевна, чего, думаю, не было, и так она сидеть бы не могла, судя по свидетельствам о ее состоянии и поведении в это время. Как я понимаю, художник претендовал не на точное воспроизведение события, а на передачу некоторого настроения и психологическую характеристику присутствующих лиц, как он (художник) этих лиц себе представлял. Так что спорить здесь и не о чем. Кто-то чувствует так, как Белюкин, кто-то - нет. Не более того!

Марта: Спасибо всем! Жаль только, что не могу увеличить картину Белюкина... Что-то опять разлаживается с компом.

Марта: Увеличсила! Но у меня нет ниаких сомнений. Эхо, откликнись.

Эхо : во везет белюкиным! рисовал бы своих великих современников, кто б о нем и вспомнил! а тута на тебе: Пушкин, да еще в окружении каких-та малознакомых нам лиц. поди угадай, кто там кто! вот Светлана нам пишет што художник этот в плену своих длительных историко-литературных штудий ... привёл на полотно «главных» персонажей из числа тех, кто мог бы предотвратить трагедию (однако не сумел или не захотел). скажу вам честно: мне тоже показалося што этот художник не сумел или не захотел нарисовать как надо тех самых персонажей, даже и на сердце похорошело: мол не мне только видится, што дипломная работа не получилася! но почитав хорошенько эти слова журналиста, да и не один раз, приходишь к выводам, што оказывается это ОНИ не хотели предотвратить... а жаль! мне, глядючи на картину, больше верится в первое

Эхо : нихто про билюкина писать не желаит. придется мне за то узяться. вот вам статейка из газеты ивановской под славным названием "рабочий край" (и есть же истче такие края на свете белом!). в газетке той всё про таво художника сказано, што нам и не снилося и не увидилося на евоной картине: Рабочий край (Иваново): Тихая Родина Дмитрия Белюкина Тихая Родина Дмитрия Белюкина В Ивановском областном художественном музее открылся большой выставочный проект под названием "Тихая моя Родина...". В музейных залах представлено около 120 произведений живописи и графики народного художника России Дмитрия Белюкина. Тихая Родина Дмитрия Белюкина В Ивановском областном художественном музее открылся большой выставочный проект под названием "Тихая моя Родина...". В музейных залах представлено около 120 произведений живописи и графики народного художника России Дмитрия Белюкина. Заполучить выставку такого рода и масштаба, призналась директор ИОХМ Людмила Воловенская, было делом непростым. Экспозиция носит передвижной характер, что отсылает нас к девятнадцатому веку, к традициям передвижных выставок. Собственно в возрождении этих традиций и заключается один из основных смыслов проекта, созданного по инициативе и при поддержке полномочного представителя Президента РФ в ЦФО Георгия Полтавченко, общественного фонда "Центр национальной славы России" и Фонда святого всехвального апостола Андрея Первозванного. С творчеством Д.Белюкина уже познакомились более 800 тысяч жителей многих областей ЦФО и Москвы. Ивановцы имеют возможность приобщиться к миру художника Белюкина вплоть до 31 мая. Дмитрий Белюкин окончил факультет живописи Московского государственного художественного института имени В.И.Сурикова, стажировался в Творческой мастерской живописи при Академии художеств СССР, с 1999 года работает в Студии военных художников имени М.Б.Грекова. Первые зрители (в их числе - глава города Иванова Александр Фомин, председатель Ивгордумы Вячеслав Сверчков, председатель комитета Ивановской области по культуре Татьяна Котлова) уже отметили по-настоящему русский, российский характер и выставки (на ней демонстрируются тематические, исторические полотна, пейзажи, портреты, натюрморты, иллюстрации), и самого художника. Главная тема его творчества - Россия с уютными уголками природы или, наоборот, мощными просторами и далями, с монастырями, святыми местами, с удивительными лицами. Художник творит в диапазоне от тонкого лиризма, милого сердцу любого россиянина, до эпичности. Однако даже в эпичности нет назидательности, но есть огромная любовь художника к Родине, народу, культуре, истории, к русскому духу. Дмитрий Белюкин считает, что русский художник никогда не уйдет исключительно в арт-бизнес и всегда будет писать так, чтобы вызвать слезы у зрителя, чтобы зритель получил эстетическое удовольствие от увиденного. Исторический живописец, Белюкин прекрасно разбирается в прошлом родной страны и постоянно обращается к нему в своих работах, пытается возбудить нашу историческую память и напомнить о духовных идеалах людей, живших задолго до нас. Дмитрий Белюкин успешно решает в своем творчестве различные задачи. Одна из них заключается не в достижении глобальных целей, а в поиске интересного и, быть может, неизвестного исторического сюжета и решении его художественными средствами. Другая - в создании программных картин, которые он пишет долго, подчас испытывая трудности на пути от идеи до ее воплощения на холсте. Таковы, например, полотна "Осколки" и "Зеркало". Деревенский мальчик с грустным неподвижным взглядом сидит на руинах разгромленной усадьбы в окружении покореженных предметов - свидетелей жизни неизвестных нам людей - и пытается сложить осколки чего-то (зеркала?) в то, чем это что-то когда-то было ("Осколки"). В испещренной трещинами поверхности потускневшего от времени старого зеркала - затуманенные лица и фигуры надевающего тулуп пожилого человека и красногвардейцев; на переднем плане, перед зеркалом, - журналы, на стенах семейные фотографии и массивный замок ("Зеркало"). Что это - хозяева новой жизни пришли "поговорить" с классовым врагом? Если пристально изучить детали картины, покопаться в памяти, вспомнить исторические факты, можно найти правильный ответ, но в любом случае перед нами интересный художественный ход: главный герой произведения - зеркало, которое, возможно, пережило не одно поколение обитателей дома и видело, как люди рождались, женились, умирали. Зеркало становится символом непредсказуемости и быстротечности бытия... Глубокий знаток истории, Дмитрий Белюкин не поучает зрителя, не митингует своими картинами, но ненавязчиво высказывает мысль: подобное - разгромы, раскулачивания, гражданские войны - не должно повториться, однако Россия не возродится, если мы, ее граждане, не научимся извлекать из прошлого уроки. "В исторических картинах, - говорит художник, - нет панацеи от всех бед, но можно попытаться найти в этих картинах ответы на злободневные вопросы". Автор приглашает зрителя к диалогу и вправе надеяться на его внимательный подход к историческим произведениям. Реалист до мозга костей, Дмитрий Белюкин даже в молодости избежал искушения поддаться "измам", изучал старых мастеров, учился в мастерской Ильи Глазунова и считает, что художнику проще и правильнее высказываться с помощью стиля, которым он владеет. Например, по собственным словам Д.Белюкина, ему проще писать маслом, и потому даже этюды к иллюстрациям к "Евгению Онегину" он писал маслом, хотя в конечном итоге это акварельные и темперные работы. О Пушкине в жизни и творчестве художника можно говорить долго. Еще студентом он писал этюды в парках Царского Села, а дипломной работой стала картина "Смерть Пушкина". Потом появился цикл пейзажей, написанных в пушкинских местах, а в 2002 году увидел свет роман "Евгений Онегин" с иллюстрациями Дмитрия Белюкина. (Они стали и его вторым - графическим - дипломом в Суриковском институте.) В экспозиции "Тихая моя Родина.поэтичный, изысканно притягательный "пушкинский зал" занимает особое место. Такое ощущение, что автор жил рядом с Онегиным, Ленским и Лариными, был дружен с ними и каким-то неведомым образом перенесся из века девятнадцатого в век двадцать первый, чтобы на языке изобразительного искусства рассказать нам о том времени, его обычаях, людях, их жизненном укладе, быте, о каких-то деталях и мелочах, которые могут быть известны только современникам Пушкина и Онегина. (Белюкин и сам признается в любви к эпохе, начавшейся после Отечественной войны 1812 года, когда Россия переживала возрождение, истинный взлет во многих жизненных сферах, в том числе в литературе и искусстве.) Слово "патриотизм" нужно применять осторожно, но разве при знакомстве с произведениями Дмитрия Белюкина не рождаются в душе чувства, которые, кроме как патриотическими, не назовешь? Ведь тихая Родина художника - это и наша Родина. Татьяна Полосина. Рабочий край (Иваново) 05.05.2007

Cаша: В декабре 2005 г.на выставке, приуроченнной к 100-летию Ильи Самойловича Зильберштейна в Москве была показана миниатюра из собрании Сергея Лифаря: Поворот головы,прическа очень напоминают тропининского Пушкина. Предполагают, судя по надписе на обороте "Amour", что миниатюра была подарена поэтом своей невесте. После смерти Лифаря в 1986 году миниатюра осталась у его наследницы, и сейчас практически неизвестна в России. И.С. Зильберштейн писал о ней в своей книге "Парижские находки". Русский музей и его директор В.А.Гусев зинтересовались портретом. Владимир Александрович даже высказал смелую мысль о возможном приобретении миниатюры Русским музеем. Но насколько реальна такая покупка-неизвестно.

Таша: На тропининский похож, но что-то уж слишком "запакован"! У Тропинина - душа нараспашку.

Cаша: Этот белый стоячий воротничок - своеобразный дэндизм. В халате, растрепанного, по-московски домашним видит поэта Тропинин. И подготовительные этюды передают облик Пушкина далеко непарадным. Таким пожелал видеть друга Соболевский.. Но и Тропинин уже так представлял Пушкина. А тут Пушкин будто другим взглядом, в таком скованном виде... Тоже Тропинин? Не верится .. Но голова-явно с большого портрета маслом.

Таша: Cаша пишет: Но голова-явно с большого портрета маслом. Явно, дорогой Саша! Это-то и настораживает

Эхо : а что настораживает та? сижу, любуюся. красивинькой такой.

Cаша: По воспоминаниям графа Владимира Соллогуба, Пушкин "оказывал наружное будто бы пренебрежение к некоторым светским условиям: не следовал моде и ездил на балы в черном галстуке, в двубортном жилете, с откидными, ненакрахмаленными воротниками, подражая, быть может, невольно байроновскому джентльменству". А тут соврешенная противоположность.

Таша: Не уверена, что следует так буквально воспринимать слова Соллогуба. Современникам свойственно обобщать то, что они видели сами. В каких-то ситуациях Пушкин был таким, в каких-то иным. И потом, смотря на какой случай писали портрет. Если, к примеру, в подарок даме, то нараспашку быть неприлично. Но я по-прежнему сомневаюсь, что это портрет с натуры, а не реплика с Тропинина. Причем Пушкин и сам мог заказать эту реплику-миниатюру, собираясь ее кому-то поднести.

Марта: Пушкин всё же обдумывал, в каком случае и как ему одеться. Так говорю потому, что вспомнила, в каком виде он явился на ярмарку в Святых Горах /во времена своей михайловской ссылки/. Об этом вспоминает, кажется, Иван Лапин. Он там в это время, если не ошибаюсь, торговал в лавке. Была у него своя лавочка. И он оставил воспоминания об этом. В том числе и об апельсинах, которые А.С. поедал с большим удовольствием.



полная версия страницы