Форум » 1830-е годы » Рисунки Пушкина » Ответить

Рисунки Пушкина

Cаша: Как иногда хочется поделиться с Вами, друзья, очень интересными открытиями в этой области пушкиноведения. Веточка, предназначенная портретным рисункам поэта, возможно спорным в отношении атрибутированных лиц, должна быть непременно.

Ответов - 159, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Cаша: Сегодня открыл новую книгу Ларисы Черкашиной "Пушкин и Натали". М, 2008 г. И прочитал об одном потрете Н.Н., ранее неучтенном. Исследовательница видела его на Пречистенке. В "пугачевском" зале ВМП также представлен это рисунок поэта. То, что портрет перевернут на 180 градусов по отношению к казачке (Черкашина называет ее крестьянкой), скрывало от нас женку Пушкина. Признаюсь честно, давно занимаясь иконографией Н.Н., я подготовил научную статью по атрибуции этого портрета, нарисованного Пушкиным, и возможных обстоятельствах его создания. Но она все ждала своего часа в большой работе о Н.Н. Итак, вот он, 15-ый, среди учтенных портретов Мадонны.

Таша: Спасибо, дорогой Саша, за хорошую новую тему! И за рисунок спасибо, только сдается мне, что где-то (уж не у Цявловской ли?) я его видела, атрибутированный именно как портрет Н. Н... Но червь сомнения снова гложет мою душу: нет в ней психологического сходства, что ли?

Cаша: Вот и я сомневался, должны же были его прокомментировать, когда полистно описывали рабочие тетради Пушкина в "Пушкин. Исследования и материалы", в томах, выходивших в 1980-х, до факсимильного восьмитомного издания в 1995 году.


Таша: А и правда: спросим об этом Раису Владимировну, которая трудилась в те годы в отделе пушкиноведения ПД! Можно и с Рэдмоной Георгиевной поговорить, но ей нужно звонить домой, а это уже сложнее. Легче на Мойке "пристать" к Р. В. Иезуитовой!

Cаша: Ой, действительно, пристанем к Р.В., если она уже поправилась. Я не видел ее с Нового года.

Таша: Поправилась и с понедельника уже была на работе. Сейчас она занята Жуковским

Кот: Уважаемый Саша, две просьбы: 1) нельзя ли перевернуть рисунок, чтобы предполагаемая Н. Н. была в нормальном положении? 2) если можно, сообщить, в какой рабочей тетради рисунок находится?

Cаша: Конечно, уважаемый Кот, все для Вас! Этот рисунок находится в дорожной записной книжке. Ее шифр ПД 844, бывший ГПБ 44. Она не была описана ни в одном из Х-ХVI томов серии "Пушкин: Исследования материалы"(1982-2004), наряду со всеми другими тетрадями Пушкина. Но записи из нее были опубликованы в сборнике "Рукой Пушкина", Стр. 338—342 и прокомментированы М.А. Цявловским. Долгое время книжка хранилась у А.А. Краевского и включена в описания Л.Б.Модзалевского и О. С.Соловьевой(Соответсвенно: Рукописи Пушкина в собрании Госудаврственной Публичной библиотеки в Ленинграде, сост. Л. Б. Модзалевский. Л., 1929, СТР. 26-27 и Рукописи Пушкина, 1964, Стр. 14) Эту записную книжку поэт заполнял в августе-сентябре 1833 года во время поездки по Пугачевским местам. Приведенный рисунок, по моему предположению, был сделал в станице Берды, где поэт беседовал с Бунтовой.

Кот: Спасибо, уважаемый Саша, за перевернутый портрет! А на второй мой вопрос Вы не ответите? В какой рабочей тетради находится этот рисунок?

Cаша: Этот портрет был зарисован Пушкиным в так называемой "дорожной записной книжке" (ПД Ф. 244, № 844).

Muza: Cаша пишет: Конечно, уважаемый Кот, все для Вас! Замечательно! А то я компьютер переворачивала, чтобы рассмотреть!

Кот: Уважаемый Саша! Большое спасибо за информацию. Но было ли описание этой "записной книжки" опубликовано в "Исследованиях и материалах"? Надо посмотреть.

Muza: Нашла в Интернете письмо Пушкина (21 октября 1833) из Болдина, обращенное к Наталье Николевне. Наверное тогда, когда создавал он рисунок, показанный Сашей, он думал, отчего же она ему так долго не пишет. Когда же письмо от нее пришло, он рассказал ей, что пережил в эти дни. Посмотрите: В прошлое воскресение не получил от тебя письма, и имел глупость на тебя надуться; а вчера такое горе взяло, что и не запомню, чтоб на меня находила такая хандра <...> О себе тебе скажу, что я работаю лениво, через пень колоду валю. Все эти дни голова болела, хандра грызла меня; нынче легче. Начал многое, но ни к чему нет охоты; Бог знает, что со мною делается»

Cаша: Кот пишет: Но было ли описание этой "записной книжки" опубликовано в "Исследованиях и материалах"? Надо посмотреть. Эта записная книжка , Уважаемый кот, так и не была описана в серийном "Пушкин.Исследования и материалы". В предпоследнем, сдвоенном XVI-XVII томе только приступили к описанию записных книжек. Последний XVIII-XIX том, также сдвоенный, целиком посвещен теме "Пушкин и мировая литература". И не содержит описания тетрадей. Вероятно описание записной книмжки книжки 1833 года ПД 844) будет в следующем томе. Даже скорее не вероятно, а точно. Теперь, когда почти все рабочие тетради рассмотрены,пришла ее очередь.

Cаша: Все возможно, дорогая Muza. К сожалению, записи в книжке часто не поддаются датировке.

Кот: Уважаемый Саша! Не успел я покопаться в "Исследованиях и материалах", а Вы уже и все рассказываете. Спасибо!!!

Эхо : людям грамотным и ученым мой вопросец, меж проччим, ПО ТЕМЕ: а рисовал ли пушкин сваих друзей? ну там - жуковского, вязимского?

Кот: Уважаемое Эхо, конечно, Пушкин рисовал и друзей, и просто знакомых. Есть замечательная книга Жуйковой о портретных рисунках Пушкина, где большинство из этих портретов приведено. Не помню сейчас точного названия книги, но подозреваю, что, пока я до нее доберусь, уважаемый Саша уже выложит перед Вами что-нибудь из этих портретов.

Таша: Мне также стало интересно. Вяземского в изображении Пушкина я хорошо себе представляю. Но вот Жуковского что-то не припомню...

Марта: И я не припомню. Пойду поищу.

Таша: Ура! Марта точно отыщет, если они, конечно, имеются, эти самые рисунки

Cаша: Удивительно, но портреты Жуковского, нарисованные Пушкиным, немногочисленны. В каталоге Р.Г.Жуйковой их только два. Создается впечатление,что их еще просто не отыскали и не атрибутировали. Вот один из рисунков на протоколе заседания общества "Зеленая лампа" 17 апреля 1819 года (Пушкинский фонд 244,опись 1, №763, л.2., об) И рядом портреты Василия Андреевича, работы П.Ф.Соколова, созданные 1816 и в 1820 гг. Второй портрет практически неизвестен. Думаю, Марте будет очень приятно. П.Ф.Соколов. В.А.Жуковский. Акварель, 1816 г. П.Ф.Соколов. В.А.Жуковский. Акварель, 1820 г. И еще одна работа П.Ф.Соколова,современная пушкинскому рисунку, представленная в гравюре А.Флорова (1817 г.) Ну и конечно знаменитый портрет работы Эстеррейха, подаренный Пушкину.

Таша: А кто атрибутировал этот странный портрет? Неужели Пушкин видел таким Жуковского - востроносого, с зачесанными на уши всколоченными волосами? Заметьте: даже на флоровской гравюре вся его, пышная тогда еще, шевелюра доходит только до верхней части ушей, оставляя их открытыми, хоть и торчащими! И нигде не видно, чтобы волосы, хоть и с одной стороны, но полностью прикрывали часть лба, едва ли не лезли в глаза! Как хотите, но не верится, что Пушкин изобразил именно Жуковского!

Cаша: И мне тоже не верится.. А сам портрет был атрибутирован А.Ю.Черновым, в 1980-х годах много писавшем о месте захоронения казненных декабристов на о.Голодай. Как и Г.А.Невелев - о декабристах, "увлеченно и смело". Очень жаль,что последний "купился" на "пушкинские" рисунки Раменского. Мистификацию разоблачила в свое время Т. И. Краснобородько(История одной мистификации (Мнимые пушкинские записи на книге Вальтера Скотта «Айвенго»). Легенды и мифы о Пушкине. СПб., 1994. С. 272.) .

Cаша: А вот рисунок по заказу уважаемого Эхо. Непременно его порадующий. Петр Андреевич собирает монетки, будто церковный староста, а Павел Воинович их скрупулезно рассматривает. Так вот любил пошутить поэт. Причем рисунок родился,видимо, спонтанно, за разговором. На отдельном листе Пушкин набросал изображения своих друзей. А Елизавета Ушакова затем любовно вклеила лист в свой альбом.

Cаша: И нашего мудрейшего доброго Кота не забудем. Милый котик во всей красе и в разных ракурсах. А перед ним, словно мышонок, марширует бравый военный.

Марта: востроносого, с зачесанными на уши всколоченными волосами А это не Гоголь? Может ли быть ошибка? Наш Саша - волшебник. А я Жуковского не нашла...

Таша: Саша действительно волшебник. И мы, как дети, которым удалось, схватить, наконец, вошебника за полу, просим: еще, еще, еще таких замечательных картинок! А Котик какой чудесный! Это же Кис - жених Елизы Ушаковой С. Д. Киселев? Или я ошибаюсь?

Эхо : и эхо волшебник! забыли што ли? апбииидна! вот вам, детоточики, картынки пра гоголя пушкиным сработаные. любуйтися:

Эхо : братцы! а ить гоголь - наш чиловек - эххов! гляньте, как рисовал: нам, эххам, таки худдожничики-смайлисты по душе! ну а ента дамачка - така красотищща,но навряд то жина пушкина. а хто тада, как ни ана?

Марта: А в очках-то разве Гоголь? Может, Грибоедов? ЭХО - ВОЛШЕБНИ(К) (ЦА)

Таша: Эху(хе) спасибо. Не обижайтесь, мы Вас любим, но волшебник у нас все-таки Саша, а Вы, уважаемый, скорее не волшебник, а чудесник. Или кудесник? Согласны?

Таша: Насчет того, Гоголь ли или, может, Грибоедов в очках, сказать ничего не могу. В этих атрибуциях пушкинских рисунков я не сильна. Да и сдается мне,что все там зыбко и чрезвычайно условно. Но молодой Гоголь в очках - что-то странное.

Natalie: Думаю, что и немолодой Гоголь очков все же не носил!

Марта: Пушкин оставил около двух тысяч рисунков. Неужели среди них нет Жуковского?

Cаша: Cуществует еще одна атрибуция Р.Г.Жуйковой, включенная ею в каталог. Это мужской профиль в рукописи стихотворения "Веселый пир", 1819 г. (Пушкинский фонд 244,опись 1, №829, л.54). Портрет опубликован в альманахе "Белые ночи", Л. 1985 г., стр. 282-285.

Cаша: Вот этот второй портрет В.А.Жуковского из рукописи стихотворения "Веселый пир":

Таша: Забавный портрет. Но Жуковский ли? Был ли он настолько курнос и, в особенности, лыс в это время? И потом, эти складки на шее выдают человека весьма обрюзгшего, каким в 1820-е Жуковский точно не был.

Muza: И зубки так смешно торчат. Хотя рисунок довольно добродушный, и человек на нем выглядит непосредственно, как люди смотрятся среди очень-очень своих. А есть ли портреты Жукоувского в профиль? Чтобы все же сравнить.

Эхо : мuza, как всигда смотрит в коринь! вот он у профиль с дружком сваим тургеневым: а тот, што на сашином рисунке больши пахож на вязимского. гляньти-ка: тута вам и лысый лобик имеитса (он иво волосками с висков-та прикрыл), и носик-раскурносик. а у жуковского - турецкий, мамачкин!

Кот: Уважаемое Эхо, по-моему, все-таки у Вяземского не курносый нос, даже на приведенном Вами портрете.

Эхо : курносай-курносай! истче атыщу вам таковского вязимского, а дакажу, што курносай!

Muza: Я тоже поискала в Интернете и нашла другой портрет Вяземского, где видно, что его все же курносым назвать трудно, хотя нос слегка приподнят. Может, это Пушкин шарж рисовал? Кстати, и линия шеи (от подбородка) походит на пушкинский рисунок.

Cаша: Давайте переместимся с Петром Андреевичем в раздел "Современники".

Кот: Уважаемый Саша! Но ведь речь идет об атрибуции рисунка Пушкина, и портреты Вяземского приводятся не ради него самого, а для того, чтобы попытаться понять, право ли уважаемое Эхо, которое считает пушкинский рисунок портретом Вяземского. По-моему, этому обсуждению на этой ветке - самое место, и мне жаль, что Вы фотографию Вяземского отправили на ветку "Современники", так как теперь ее неудобно сопоставлять с пушкинским рисунком и другими портретами Вяземского. Хотя, на той ветке эта фотография сама по себе, конечно, на месте как портрет современника.

Cаша: Для удобства сравнения фотографию отца и сына Вяземских поместим здесь: Все для Вас друзья.

Cаша: Мне кажется,что мы забываем об одном очень важном обстоятельстве. Это то,что изображения Вяземского под пером Пушкина известны. Их немало. Подход к модели у Пушкина однозначен. Отличия в деталях: одежда,форма очков и т.д. Но черты лица, некое особое видение Пушкина-художника сохраняется всегда. Поэтому любые, даже несущественные отличия, сразу же становятся заметны. Рассматриваемый нами портрет так не похож на другие портреты Вяземского, автором которых является Пушкин. Например,посмотрите на групповой портрет Нащокина и Вяземского из ушаковского альбома.

Таша: Никогда не всматривалась в носы Вяземских, а теперь смотрю на фотографию и сразу схватываю только центральную часть лица. Трудно не согласиться с Вами, дорогой Саша, но и взгляд Эха небеспочвенен. В том смысле, что на том рисунке, явно, не Жуковский, вряд ли и Вяземский (хоть чем-то и похож). Но кто?

Эхо : Кот пишет: Уважаемое Эхо, по-моему, все-таки у Вяземского не курносый нос, даже на приведенном Вами портрете. а я вот што атвечу вважаимому коту: Таша пишет пра выставку жуковскаго: те же лица разыгрались на выставке, вчирась, увы, на выставки ни тех лиц, ни протчих не была. одна пустата на полах, зато на стенках - красотиша! тут жи я бабушку-хранитильницу в уголку, подхватя под локоток, и к портретикам жуковскага: скажити, мол, дарагаценнийшайя, ни курнос ли василь ндреич? а ана мни: курнос, ей бог, курнос, душа мая! жалка, низя фото на память исделать, штоб вам придставить атчет аб увидинном.

Таша: Очень жаль, уважаемое Эхо, что Вы искали нас на каких-то полах, да еще и вчера, когда конференция давно завершила свою работу. Если бы вы пришли к нам 17 апреля, то убедились бы в том, что мы также серьезно заинтересовались носом Жуковского и даже сделали несколько снимков на выставке (благо, в день открытия фотографировать можно!!!). Посмотрите, как Марта "живо" интересуется этой проблемой, как раз, стоя у бюста Жуковского: Кажется, что, если этот профиль изобразить смеющимся (с подмеченными Muzой зубками), то носик явно поползет вверх и станет более курносым. Не так ли? А вот, как внимательно мы рассматривали портреты Жуковского, представленные на выставке: Качество снимка не самое лучшее, так как стекло блекует, но форма носа (с закруглением внизу) видна отлично. То же и на этом портрете (автор Н. Волков): Итак, наше мнение: на рисунке Пушкина вполне может быть изображен Жуковский в развеселом состоянии арзамасской беседы. Особенно изображенный Пушкиным персонаж похож на бюст Жуковского: тот же очень открытый лоб, та же линия шеи и намечающиеся складочки под подбородком

Марта: Спасибо, уважаемая Ташенька, всё так, всё правильно. На том самом рисунке - Жуковский. Пусть смущают кого-то его зубки, но что мы о них знаем? Где он их лечил, сколько их было и так далее.... Разве где-то об этом было написано?

Маша: Марта пишет: Разве где-то об этом было написано? Написано у Пушкина: «У Жуковского зубы болят, он бранится с Россети; она выгоняет его из своей комнаты, а он пишет ей арзамасские извинения гекзаметрами». Случилось это 3 августа 1831 г.

Маша: Сам Жуковский написал Тургеневу в 1815 г.: «Певца» я написал почти совсем и дописал бы, когда бы не помешала зубная боль.

Марта: О! Всё совпадает! Спасибо, уважаемая Маша. На том рисунке всё же Жуковский.

Кот: Уважаемая Таша! Я тоже считаю, что Жуковский, как он изображен на бюсте, вполне похож на смеющегося Жуковского на рисунке Пушкина.

Таша: А теперь, друзья, посмотрите на другой бюст, также представленный на той же выставке: Это - князь П. А. Вяземский (на радость Эху). Кажется, тоже похож, но меньше.

Кот: Уважаемая Таша! А когда были изготовлены эти бюсты Жуковского и Вяземского? И кто их автор (или авторы)?

Cаша: Эх, если бы рисунок Пушкина был создан позднее, а не в 1819 году... Тогда не пришлось бы даже сомневаться, кто же изображен Пушкиным. Но все же склоняюсь к мнению,что перед нами Василий Андревич. Как пожож.

Маша: Кот пишет: когда были изготовлены эти бюсты Жуковского и Вяземского? Так и не ответили на вопрос.

Кот: Действительно, уважаемая Маша, так и не ответили! Но, может быть, еще ответят?

Cаша: Уважаемые Маша и Кот! Завтра специально на выставке для сотрудников музея будет проводить занятие Е.В.Пролет. Попробуем уточнить у нее. Попытаюсь сам вырваться (иначе не скажешь) и узнать подробности.

Кот: Уважаемый Саша! Не хотелось бы Вас загружать специально этой проблемой - получить сведения о бюстах. А что - элементарных этикеток у бюстов нет?

Cаша: К сожалению, дорогой Кот, я еще не ознакомился с экспонатами выставки. Но бюст Жуковского, если не ошибаюсь, выполнен скульптором Карлом Фридрихом Вихманом в 1833 году. Он гипсовый и тонирован под бронзу. Кроме этого бюста, из скульптурных изображений Жуковского в музее сохранился барельеф работы Иоганна Лоча также 1833 г, с надписью Жуковского "Для сердца прошедшее вечно", подаренный Зейдлицу, о котором интересовалась Таша, и фигурка Жуковского в кресле работы скульптора Нордгейма 1844 г..

Марта: Уважаемый Сашенька, спасибо Вам за Ваши знания и за любезную готовность ответить всем и всегда. Это такое ценное и редкое качество не из нашего века.

Natalie: Марта пишет: Это такое ценное и редкое качество не из нашего века. Хочется ответить: Но из нашего круга!

Кот: Спасибо большое, уважаемый Саша! Именно время создания бюста Жуковского меня больше всего и интересовало. То, что он - не только прижизненный, но даже еще и из пушкинского времени, позволяет более уверенно сопоставлять его с пушкинским рисунком - предполагаемым портретом Жуковского.

Эхо : ну и вязимский пахож бюстом-та! и ваще те два бюста - близняцы! вот!

Natalie: Трудно не согласиться с Вами, уважаемое Эхо: на фотографиях бюсты действительно походят друг на друга. Возможно, это вина их авторов. К сожалению, имя автора бюста Вяземского и время его создания мы еще не успели уточнить.

Марта: От 20.04. Кажется, что, если этот профиль изобразить смеющимся (с подмеченными Muzой зубками), то носик явно поползет вверх и станет более курносым. Вернусь к рисунку Пушкина, на котором изображён В.А.Жуковский. В книге Р.В.Иезуитовой и Я.Л.Левкович "Пушкин в Петербурге" можно видеть этот рисунок и подпись к нему: "В.А.Жуковский.1819. Шарж А.С.Пушкина". Потому и нос такой у уважаемого В.А.Жуковского, что это шарж.

Эхо : распалзаитс-си булгарин па веткам форума, ну что ж паделаишь. партрет ивоный хочится здеся памистить. вот рисунок пушкина. год 1830-й: что-то ни пахоже, што афтор рисунка "испытывает ненависть к потирпевшиму", а?

Марта: Ваша правда, драгое Эхо. Но и на Булгарина ни пахожа. Это всё-таки лицо, хоть и какое-та мятае, бутта он пацталом валялся. А у Булгарина ... как там пишет Вяземский-та? Извинити, канешна, Фаддей Винидиктавич.

Cаша: Мне кажется он жалкий какой-то. По глазами мешки. И представлен даже как-будто нетрезвым.

Зизи: А мне вот этот рисунок нравится. Башкиркой называется.

Таша: Уважаемая Марта! Вы - прелесть! это я насчет помятого, который "под столом валялся"

бык: Cаша пишет: И представлен даже как-будто нетрезвым. Марта пишет: бутта он пацталом валялся. Это к разговору об отношение к вину и прочим спиртным напиткам. Башкирку туда же!

Марта:

Таша: А башкирке-то за что досталось? Как я хорошо веду себя! как ты была бы мной довольна! за барышнями не ухаживаю, смотрительшей не щиплю, с калмычками не кокетничаю – и на днях отказался от Башкирки, не смотря на любопытство, очень простительное путешественнику – Знаешь-ли ты, что есть пословица: На чужой сторонке и старушка Божий дар. Пушкин - Н. Н. 19.09.1833

бык: Таша пишет вместе с Пушкиным: отказался от Башкирки, не смотря на любопытство, А в чем любопытство проявлялось? Вот в чем вопрос! Симпатичная башкирка-то была, круглая такая. И, наверное, кумыс любила. Или что они там выпивали?

Марта: Ой, бы-ы-ы-к....

Cаша: А может это калмычка? Да кажется ей и пить нельзя, она мама будущая. Как она руки сложила. Курить, обламывая спички,- одна из тягостных забот. Прощай, любезная калмычка, уже отходит самолет. Как летний снег, блистает блузка, наполнен счастьем рот хмельной. Глаза твои сияют узко от наслажденья красотой. Твой взгляд, лукавый и бывалый, в меня, усталого от школ, как будто лезвие кинжала, по ручку самую вошел. Не упрекая, не ревнуя, пью этот стон, и эту стынь, и эту горечь поцелуя. Так старый беркут пьет, тоскуя, свою последнюю полынь.

Кот: Уважаемый Саша! А чьи это стихи? Мне они кажутся похожими на пародию. А про старого беркута, пьющего полынь, я что-то совсем не понял. У Александра Раскина когда-то в пародии на Симонова были такие строчки: Твои глаза прищуренные узки... Когда-нибудь и мне лежать в гробу... Давайте, братцы, выпьем без закуски, Закусывая нижнюю губу. Почему-то они мне вспомнились

Таша: Cаша пишет: старый беркут Это о ком, уважаемый Саша? Что-то ближе к утру как-то туго соображается...

Cаша: Старый беркут-это, видимо, сам автор-Ярослав Смеляков. Его можно поместить в "любимые авторы".

Марта: Саша, я тоже добавлю в "Любимые авторы"

бык: Рисунок был подписан:"Башкирка". Кому - калмычка, кому - башкирка! Да, о Смелякове надо обязательно вспомнить в "Любимых авторах".

бык: Уважаемая Марта призывала оживлять "уснувшие" ветки. Оживляю! Женщина садится в карету (в рукописях "Онегина") А эта смешная бабуся - Арина Родионовна. Под вопросом.

Марта: Почему под вопросм? Это не няня?

Зизи: Я тоже видела этот портрет со знаком вопроса. А этот рисунок, кажется, не вызывает сомнений?

Таша: Уважаемая Марта пишет: Почему под вопросм? Это не няня? Н. И. Грановская в статье "Рисунок Пушкина. Портреты Арины Родионовны" пишет об этом рисунке: Нельзя считать портретом Арины Родионовны рисунок Пушкина на рукописи третьей главы «Евгения Онегина» (№ 835, л. 19), опубликованный в книге Т. Г. Цявловской «Рисунки Пушкина» (стр. 66). В облике крестьянки, изображенной на рисунке, нет сходства с вышеописанными портретами и рисунком поэта. Т. Г. Цявловская не утверждает, что это портрет няни Пушкина, а лишь предполагает такую возможность, помещая его в книге с вопросом. См.: Временник Пушкинской комиссии, 1971. Л., 1973. С. 30. (на любимом всеми сайте ФЭБ: http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/vr/vr-027-.htm ) Я бы тоже не стала называть эту славную крестьяночку Ариной Родионовной.

Марта: Спасибо, милая Ташенька, за ссылку на статью Н.И.Грановской.

Кот: Вот черновик незаконченного пушкинского стихотворения о гибели Помпеи и рисунок, воспроизводящий фигуры с картины Брюллова: Об этом шла речь на ветке "Творчество современников Пушкина".

Марта: Спасибо, уважаемый Кот!

Зизи: А.П. Брюллов

Таша: Уважаемый Кот пишет: рисунок, воспроизводящий фигуры с картины Брюллова: Хотелось бы сравнить этот рисунок с тем фрагментом картины Брюллова, которому он соответствует. Что-то не пойму я, что это за место? И что за заяц в руках у человека, поднявшего руку? А на портретах, приведенных уважаемой Зизи, кажется, что верхний портрет - А. П., а нижний все же - Карл Брюллов. Не так?

Кот: Уважаемая Таша, Пушкин воспроизвел вот эту группу фигур:

Таша: Благодарю Вас, уважаемый и умнейший Кот! Никакого зайца там, конечно же, нет!! Сцена наитрагичнейшая.

Кот: Уважаемая Таша! Именно как портреты А.П. и К.П.Брюлловых определила эти рисунки А.И.Фрумкина еще в 1986 г. (см.: Фрумкина А.И. Два профиля в тетради А.С.Пушкина. - Советская культура. 1986. 8 февр.)

Таша: Ура А. И. Фрумкиной и немножечко - мне, поскольку тоже догадалась

Марта: Таше - тоже УРА!!! Вчера искала в Инете о лубках и нашла лубочное изображение картины Брюллова "Последний день Помпеи", что находится в Музее на Арбате: Больше увеличить не удалось, жаль, что не рассмотришь...

Cаша: И Юлия Самойлова на ней есть и сам автор себя изобразил. Я всегда удивлялся, что это за "чемодан" или сундук чуть ли уже не падает на голову великого Карла? Рассмотрел внимательно-это сундук художника, видны краски и кисти.

Таша: Если это его сундук, а сомнений никаких нет, что это именно так, то что же в руках у Самойловой? Вероятно, тоже какая-то ее любимая вещица? Светильник ли это, или же сосуд для благовоний или косметических средств?

бык: ДА об этом на экскурсии говорят! Вот, мол, Брюллов со своими красками! Кстати, был сегодня в русском музее на прекрасной выставке, которая завтра последний день работает "Рисунок и акварель в России в ХХ в." Это заключительная выставка проекта "Три века русского рисунка".

петушок: А рисунки с Пушкиным там были представлены?

Таша: А вот мнение о рисунках Пушкина нашей коллеги, безвременно ушедшей из жизни Т. К. Галушки, о которой я писала на ветках "Любимые авторы" и "Иконография" "Летучие черты..." Портреты А. С. Пушкина К 185-летию со дня рождения А. С. Пушкина Спросите у кого-нибудь: как выглядел Пушкин? Спросите, и услышите растерянно-недоуменное: "Ну как?.. Всем известно... Кудрявый... Бакенбарды... Лоб, черные глаза, ах, нет, кажется, голубые... Губы толстые. Выглядел — как Пушкин. Как на том портрете, в халате..." Подразумевается знаменитый портрет работы Тропинина. Вот еще, как выглядел Пушкин! Всякий знает! Чего тут спрашивать. ...Мальчик, в рубашке подпирает кулаком смуглую щеку. С детства помним. Сначала он — наш ровесник, потом ровесник младшего брата, потом — нашего сына... Портрет этот — первое изображение поэта для публики. Таким его увидела вся Россия. Он был приложен к первому изданию поэмы "Кавказский пленник". Автору было 23 года. А юноша на портрете не старше четырнадцати. Таким он был в Лицее, писал о Вове и Руслане, о русоволосой девочке Наташе, о великолепных и таинственных парках Царского Села, где видели и запомнили его многие современники. Один из них вспоминал позднее: "Лебеди пользовались у всех народов особенным почтением, им римляне и греки приписывали сверхъестественные свойства. Здешние (царскосельские) не отстали вдохновением от почтенных предков своих: недавно один, завидев на берегу толпу лицейских учеников, отделился с криком и воплем, как будто объятый духом пророчества, от стаи, плывшей по озеру, и, трепещущий, безмолвный, пал к ногам Пушкина". Через много лет отзовется этот лебедь в строфах последней главы романа "Евгений Онегин": В те дня в таинственных долинах, Весной, при кликах лебединых, Близ вод, сиявших в тишине, Являться муза стала мне. А кто же поможет нам увидеть, узнать Пушкина двадцатилетнего, после его выпуска из Лицея, романтического, длинноволосого щеголя, пылкого собеседника вольнодумцев из компании Никиты Муравьева, завзятого театрала? Существуют ли его портреты, которые можно соотнести с впечатлениями его знакомцев? "В карете сидел директор театров Всеволожский и еще кто-то, в длинных кудрях, с плоским, приплюснутым носом, большими губами и лицом мулата..." А вот это уже относится ко времени южной ссылки поэта: "На главной улице Кишинева часто видели Пушкина в красной феске; ...после горячки он отращивал волосы, черный шарф обвязывал горло... Пушкин часто появлялся в самых разнообразных костюмах. То, бывало, явится в костюме турка, в широчайших шароварах, то оденется греком, цыганом, мавром". Что ж, был художник, рисовавший Пушкина часто, в любом настроении, в разных состояниях души, во всяком возрасте, даже и в том, до которого ему не суждено было дожить. Художник — сам Пушкин. Зоркий и точный. Всегда верный оригиналу и своему отношению к нему. В этом интересе к своему облику нет ни капли эгоизма. Для Пушкина автопортрет — способ познания, он изучает себя с пером в руках, и сколько подчас иронии в итоге этого самонаблюдения, сколько желчи! "Взыскательный художник" — формула отношения к труду — каков бы ни был масштаб этого труда: роман, строчка стихотворения, набросок пером, — Пушкин верен этой формуле. В автопортретах поэта поражает одна особенность: они иногда таят в себе чужие черты, Пушкин как бы соединяет свой образ с чьим-то другим, сравнивает, ищет, отвечает самому себе на какой-то неотступный вопрос. Так возникают автопортреты, похожие на Робеспьера, на Вольтера, на прадеда Ибрагима Ганнибала, на сестру Ольгу, на Грибоедова... Происходит подстановка, уподобление, примеривание своего лица, характера, судьбы к людям, которые занимают его мысли и чувства в данный момент. Пушкин не стремился "обнародовать" свои рисунки. Они предназначались единственному зрителю, автору, они были частью творческого поиска. И каким огромным нравственным уроком служат они нам, потомкам, получившим доступ к прекрасной тайне его черновиков. Вот он рисует себя дважды, один профиль над другим, как бы отсчитывая время назад, к началу работы над своим романом в стихах. Шли годы, роман превращался в "энциклопедию русской жизни", он менялся и менял своего создателя. Зрелый зоркий человек, с затаенной усмешкой в линии рта — таков Пушкин в конце своего труда. Некогда Одессе, завершая "вторую песнь Онегина", он пошутил: Быть может (лестная надежда!), Укажет будущий невежда На мой прославленный портрет И молвит: то-то был поэт! Теперь он шутил иначе. Он воображал себя лысеющим старцем, чье морщинистое чело увенчано лавровым венком, как на портрете великого флорентийца Данте. Нет, не самодовольство, а грусть отстранения от законченной работы, расставания с молодостью была в этих набросках, в величавой подписи "la grande Padre P." (Великий Отче П.). Это тоже цитата, ироническая перекличка с Дантовым портретом. В ней звучала печаль и гордость. Он знал цену своему созданию. И лавры были тут знаком удовлетворения и достоинства. Татьяна Галушко Опубликовано в журнале "Костер" за июнь 1984 года

Зизи: Остались "Рисунки Пушкина" в прошлом году! Надо их вытаскивать! Выпьем чайку - позабудем тоску!

Марта: Молодец Зизи! А это и в "Обед..." подошло бы.

Зизи: Тогда еще один рисунок! А какие у вас любимые рисунки?

Марта: У Пушкина мне нравятся все рисунки!

Таша: Совершенно согласна с дорогой Мартой!!!

Cаша: Я тоже присоединяюсь!

Зизи: "Присоединяйтесь, господа, присоединяйтесь!"

Cаша: В связи с Е.И.Загряжской, снова возвращаюсь к известному рисунку поэта "Общество в гостиной", где под дамой в цепце склонны видеть тетку Натальи Николаевны. Свои соображения и аргументы по этому поводу я выскзывал ранее. Они расходятся с мнением по поводу этого рисунка и С.А.Фомичева, и С.В.Денисенко, в последние годы писавшим о нем.

Таша: Все же полагаю,что невсякая дама в чепце - обязательно тетка Загряжская А эта так молода!!!

Cаша: Верно, дорогая Таша! И я о том же! Попытка увидеть, "разгадать" изображенного Пушкиным по чертам лица можно и это вполне оправданно, но представлять тетку по деталям одежды-все равно,что считать,что она постоянно в чепце и ходила.

Таша: Да-да-да-да-даааааааааааа!!!!!!!

Зизи: Вот где разбираться и разбираться: кто в чепце, кто без...

Cаша: Дорогая Зизи, столько писали об этом известном рисунке Пушкина. Ообенно те из иследователей, кто занимался декабристской темой. Заметим,что рисунок находится на листе нетворческого характера, Это, скорее, рисунки за беседой.Но рисовать и говорить одновременно-трудно . И мне кажется, что Пушкин сам не принимал участия в беседе, а слушал разговоры других и рисовал в это время.

Зизи: Конечно, рисунок известный! И все изображенные лица уже установлены?

Зизи: Раз есть раздел, то должны быть и рисунки!

Таша: Меня всегда удивлял этот рисунок: птица - олицетворение свободы - главное украшение в названии "Села Горюхина" Что хотел Пушкин этим сказать?

Зизи: Мне кажется, что эта птица - в данном случае не олицетворение свободы. Это деревенский петух. "История села Горюхина" - такая нарочито наивная, бесхитростная, смиренная. И вместе с тем - это ведь явная сатира! Вот за таким петушком сельским и прячется политическая сатира.Недаром манеру "смиренного" горюхинского летописца подхватил Салтыков-Щедрин в своей "Истории одного города" . Но это, конечно, только мое личное мнение. Вообще-то я задумалась об этом петушке только благодаря Таше. Спасибо.

Таша: "История" то "смиренная", а вот петушок все же куда-то рвется. Надо хорошенько подумать об этом рисунке. Спасибо Зизи!

барышня-крестьянка: За смиренной историей проглядывает и рвется сатирический петушок.

Зизи: Я примерно это и имела в виду!

Таша: Какие вы глубокие литературоведы!!!

Арина: петушок, петущок, золотой гребешок!не даешь покоя Пушкину!и нам!

Эхо : и де он, питушок-та?задримал што ли?

Cаша: У Пушкина птичка домашняя, и ей не улететь, как быть не пытался этот петушок-индюшок взлететь. Замечательный питушок у Эха. Напоминает один из рисунков Эрнста Теодора Гофмана, на котором он изобразил себя в колпаке, спящего. Прямо как этот петушок: курочек потоптал и спать.

AlexeyTuzh: Сегодня совершенно случайно попалась в руки папка: "Рукописи А.С. Пушкина. Альбом 1833-1835 г.", 1939 года. Во-первых, не знал, что было такое факсимильное издание. Во-вторых, в конце папки сказано, что будет издан ещё один том (с "Полтавой"). Но, видимо, война помешала. Кто-то что-то знает об этом издании? Это какая-то рукопись (тетрадь?), которая не вошла в восьмитомное "английское" издание?

Кот: Если я не ошибаюсь, этот альбом вошел в восьмитомное "английское" издание как рабочая тетрадь 1833-1835 гг. (Третий альбом) ПД 845, в пятый том. В 1939 г. он числился еще как тетрадь №2374 Публичной библиотеки СССР им. В.И.Ленина.

AlexeyTuzh: Уважаемый Кот! Спасибо за разъяснение! А "планируемый том" с текстом и рисунками к "Полтаве" тоже вошёл? Он тоже хранился в Публичной библиотеке СССР им. В.И. Ленина до войны.

Кот: Черновик "Полтавы", текст которого, действительно, сопровождается рисунками, находится в так называемом "втором альбоме" (ПД 838; в Ленинке был ЛБ 2371). Беловик ""Полтавы" (без рисунков) - в тетради ПД 839 (в Ленинке был ЛБ 2372). Но в обеих тетрадях помимо "Полтавы" есть и другие произведения. Обе тетради, естественно, есть в "английском" издании.

AlexeyTuzh: Уважаемый Кот! Спасибо! Ура!

Natalie: http://feb-web.ru/feb/litnas/texts/l16/lit-b652.htm

AlexeyTuzh: Да, я читал эту заметку. Поэтому и хотел понять: попали оба тома в "английское" издание или нет. Уважаемый Кот дал точный и исчерпывающий ответ! За что ему поклон!

барышня-крестьянка: сегодня день рождения Веневитинова,и я хотела поместить здесь рисунок Пушкина - портрет Веневитинова. Стала искать его в интернете,конечно. Но подписи к этому портрету меня смутили, потому что написано,что это Пушкин нарисовал Мицкевича, в другом месте написано, что это вымышленный образ и т.п. Я же привыкла считать,что это все-таки портрет Веневитинова. И именно таким Пушкин хотел видеть своего Онегина. То есть похожим на Веневитинова. Помогите,пожалуйста, мне разобраться. Найденные портреты помещаю с сылкой на энциклопедию. click here

AlexeyTuzh: 1830 год... Третья "Болдинская" тетрадь (280 – PD 1084). Что-то очень сильно сомневаюсь, как в первой версии (Веневитинов), так и во второй (Евгений Онегин).

Таша: Портрет нарисован на черновом листе предисловия к роману "Евгений Онегин" (предисловие датируется 21 ноября 1830 г.), которым Пушкин намерен был предварить предстоящее совместное издание VIII и IX глав романа. Многие годы считалось, что это портрет самого Онегина, им иллюстрировались советские издания романа с подписью: "Евгений Онегин в представлении Пушкина". Неожиданное и вполне убедительное решение предложила Т. Г. Цявловская, которая написала в Летописях гослитмузея (1936): "Поэт воскрешает черты умершего рано своего друга, рисует по памяти тонкий профиль того, кто сейчас стоит перед ним как живой". Пушкин не просто симпатизировал Веневитинову, но при подготовке к публикации завершающих глав романа он вспомнил о том, что именно Веневитинов дал самую глубокую и беспристрастную характеристику этому произведению в 1825 г. в журнале "Сын отечества". Это был разбор первой главы романа, и по прибытии в Москву Пушкин пожелал познакомиться с замечательным критиком. Со слов биографа Веневитинова Пятковского известно, что Пушкин вроде даже говорил по поводу критики Веневитинова: "Это единственная статья, которую я прочел с любовью и вниманием. Все остальное – или брань, или переслащенная дичь". Кстати на портрет Лагрене 1826 года очень похож: О Мицкевиче что-то читала, но ... не убедили...

AlexeyTuzh: Обожаю это неопубликованное предисловие Пушкина, особенно за его фразу "Мысль, что шутливую пародию можно принять за неуважение к великой и священной памяти, — также удерживала меня". Связи с Веневитиновым и с его рецензией на первую главу не вижу. На мой взгляд на рисунке - упомянутый Пушкиным в предисловии лорд Байрон: Но спорить не буду. Если надо, чтобы это был Веневитинов или Мицкевич - пусть будет. Хоть горшок, лишь бы печку не сажали.

Таша: Пушкин хорошо представлял себе Байрона по ходившим по рукам и имевшимся у него самого его портретам: лоб покатый, рост волос начинается далеко - ближе к макушке, а на веневитинском портрете лоб абсолютно прямой, как и нос: прямой и острый на конце, а у Байрона его кончик "срезан". У подлинного Байрона подбородок сильно вогнут вовнутрь, а в нижней части резко выступает вперед... Абсолютно другое лицо! А еще посмотрите на разные губы: тонкая ниточка сосредоточенно сжатых губ Веневитинова, и пухлые губы сластолюбца Байрона. К счастью мы имеем портретный рисунок Пушкина, изобразившего Байрона в рукописи стихотворения "Вновь я посетил..." 1835 года (ничего общего с веневитиновским портретом): Интересно, что на этом рисунке лицо Байрона изображено в полоброта. Никогда не видя человека, Пушкин не решился изобразить его в профиль, а повторил то, что видел на известных гравюрах.

AlexeyTuzh: Ну совсем всё не так. Изображение Веневитинова - по единственному портрету Лангрене, Соколов делал свою акварель с него же (уж очень рано умер поэт!), правда, под наблюдением родственников. Для Пушкина и его современников естественным был как раз профильный портрет Байрона, так как именно он публиковался на форзацах книг английского поэта, да и бюст Байрона повернуть так, чтобы увидеть его в профиль, было несложно. Но дело даже не в этом, почему Пушкин в 1830 году, при написании предисловия к 8 и 9 главам "Евгения Онегина" (восьмую он вообще хотел "уничтожить" и оставить от неё только номер), вдруг должен был вспомнить о Веневитинове? Из-за положительной рецензии (полемики с Полевым) на первую главу? "Итак, я жил тогда в Одессе...". И какая может быть связь между рисунком 1830 года и рисунком 1835 года? Пушкин женился, пожил в браке и стал лучше разбираться в изображении Байрона?

Таша: Пушкин не делал рисунок Веневитинова по какому-то изображению. Он помнил его, так как хорошо был с ним знаком! Портрет Соколова тут вовсе ни при чем! Теперь о Байроне. У Пушкина не было его бюста для верчения (как "столбик с куклою чугунной"), но было ДВА портрета, оба - в полоборота, один ему подарила А. Н. Вульф, другой он приобрел сам в 1835 году. Вот эти портреты:

AlexeyTuzh: Таша, повторюсь, ну всё не так. Пушкин читал Байрона вместе с Раевским, читали они по французскому изданию на английском языке, в котором профильный портрет Байрона (который я привёл изначально). Байрон, кстати, получил залысину гораздо позже, что и отражено в портрете 1835 года. Портрет слева у вас: не Алина Вульф подарила Пушкину, а Пушкин подарил Анне Вульф, и так далее. Бюсты Байрона "выпускались" с 1818 года, а уж после его смерти - были почти у каждого поклонника Чайльд Гарольда. Веневитинова конечно же Пушкин видел и общался с ним, как никак молодой человек всего на шесть лет его младше, поэтому в болдинском уединении Пушкин вспомнил о нём? Я же написал выше, что Байрон в моём примере - просто так, я не держусь за него зубами. Но рисунок Пушкина 1830 года на листе с предисловием так же похож на Веневитинова, как и на Мицкевича, Байрона и т.д.

Таша: Приведенный Вами, уважаемый Алексей, профильный портрет ничего общего с портретом, который считается веневитиновским, не имеет. Кто кому дарил портрет в данном случае значения не имеет. Простите за ошибку. Я только вчера от испанских берегов... Там без компьютера и интернета - раздолье!!!

AlexeyTuzh: Всё переставлено с ног на голову. 1) Кто-то (пусть это будет Татьяна Цявловская) решила, что на портрете Веневитинов. Не потому что Пушкин так написал, не потому, что мысли Веневитинова упомянуты на листе, не потому (и так далее), а потому, что он показался ей похожим на портрет Лангрене. Никто не спорит с этой уважаемой женщиной. Просто версия, пусть живёт, как любая другая. 2) Кто-то (пусть это будет Татьяна Цявловская) других портретов Веневитинова не видела, так как их физически нет. Даже акварель Соколова (кстати, тоже не подписанная), была атрибутирована по тому же оригиналу Лангрене 1826 года. Никто не спорит с атрибуцией, история красивая, пусть живёт. Но! Профильного портрета Веневитинова не существует! Сравнивать его лоб в три четверти (с разворотом вправо) с профильным портретом левой стороны головы Веневитинова можно до бесконечности. Художника обидеть может каждый. 3) Какая разница, кто кому портрет подарил? Портретами Байрона, чья поэма "Паломничество Чайльд-Гарольда" наделала столько шума, были забиты все магазины от Лондона до Китая. Мы никогда не определим с вами, сколько портретов Байрона, а также его бюстиков - видел Пушкин и его современники в жизни, особенно - после смерти Байрона в 1824 году. Да море их было. До сих пор можно купить оригинальные XIX века. Это сколько же их "напечатали" тогда? И так далее... "Нет, я не Байрон, я другой...".

Таша: но на рисунке Пушкина НЕ Байрон! Это же ОЧЕвидно

AlexeyTuzh: Мне также очевидно, что и не Веневитинов. По поводу Байрона - я подберу со временем, как его рисовали в 20-е годы XIX века.

Таша: Подбирать не стоит , так как есть рисунок Пушкина, РАЗИТЕЛЬНО отличный от того, который принято считать Веневитиновым

AlexeyTuzh: Подбирать стоит, потому что рисунок Пушкина 1835 года опирается на портреты из поздних посмертных изданий произведений Байрона. А спорный рисунок Пушкина - 1830 года. Хотя вы правы: те, кто хочет считать этот рисунок портретом Веневитинова - пусть так и считают, это же их право. Мне будет только жаль, если получится как с "адресом Черейского", "Натальей Николаевной в роли Мадонны", "встречей с Доу" и т.д.: частную версию Татьяны Цявловской тихой сапой начнут считать доказанным "фактом".

Таша: Для исследователей творчества Пушкина мнение Т. Г. Цявловской не является "частным", и тихая сапа тут ни к месту, уважаемый Алексей. Все-таки Татьяна Григорьевна жизнь положила на изучение творчества Пушкина, а не наскоком поглядывала краем глаза, вынося некие "частные" суждения, не стоившие труда. При оспаривании таких мнений я была бы поаккуратнее: не исключено, что мы с Вами что-то недопоняли, и стоит подумать и поискать те аргументы, которые для Т. Г. Цявловской были очевидны.

AlexeyTuzh: Татьяна Григорьевна в своей жизни часто сама себя вводила в заблуждение, а иногда - ей ещё и доброхоты помогали (история с автографами Пушкина "из коллекции" Раменских и т.д.). Но речь совсем не об этом. Если нужно, чтобы я расписался в уважении к Татьяне Григорьевне Цявловской или к Лазарю Абрамовичу Черейскому - я с удовольствием это сделаю, но от этого их голословные версии не станут в моих глазах весомее. Всё равно и мои и Ваши, и её аргументы: "похож - не похож" и "мне кажется, что Пушкин имел в виду то-то и то-то, так как лет за десять до этого он обратил внимание на...". Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной, Чтобы насмешливый читатель Или какой-нибудь издатель Замысловатой клеветы, Сличая здесь мои черты, Не повторял потом безбожно, Что намарал я свой портрет, Как Байрон, гордости поэт.

барышня-крестьянка: Таша пишет: Кстати на портрет Лагрене 1826 года очень похож: спасибо. Очень интересно читать ваши размышления. К сожалению не могу принять участия в беседе,но мне кажется, что версия о том,что это портрет Веневетинова,а не Мицкевича и Байрона, ближе к истине. Если это вообще чей-то конкретный портрет

Таша: У Пушкина было немало причин почтить таким образом память Веневитинова при подготовке издания тех глав романа, которые тот не успел прочитать "Блажен, кто праздник жизни рано оставил, не допив до дна..." Тут важно не только безусловное сходство лица, изображенного Пушкиным, с единственным прижизненным портретом В. работы Лагрене, но и контекст. Байрон в это время точно был уже ни при чем.

AlexeyTuzh: А Веневитинов был причём? И кто ещё из московских любомудров был причём? А Байрон в 1835 году зачем "всплыл" в воображении Пушкина? Ностальгия замучила? Убийственная аргументация...

Таша: 1. Процитирую вторично: "Блажен, кто праздник жизни рано оставил...". Плюс трагичный образ молодого стихотворца -идеалиста, романтика... И еще многое из того, что можно вычитать из романа, и что ложится на биографию и идеи Веневитинова. 2. Зачем Пушкину помещать портрет Байрона на страницу, предваряющую текст последних глав романа, если он никогда не считал роман байроническим? Это современные ему критики упорно хотели отыскать в "Онегине" Байрона! И только Веневитинов, в отличие от Полевого и проч., уже в заметке о второй песне "Онегина" отмечал освобождение Пушкина от байроновского влияния, за что П. был благодарен критику. "Байрон был для Пушкина тем же, чем были для самого Байрона приключения его бурной жизни". Это уже слова В. из заметки о пушкинском "Борисе Годунове". Полагаю, что рисуя портрет покойного В., Пушкин мысленно "обсуждал" с ним главы, которые никогда не будут им прочитаны, но в которых были продолжены их разговоры о судьбах века и современного им человека. 3. О других любомудрах речи не было (не стоит вплетать сюда еще и новые сюжеты) 4. Если аргументация убийственна, то зачем вступать в полемику? Я прекращаю. Нет больше времени на переливание из пустого в порожнее.

Таша: Сорри! Упустила одну важную деталь: ПРЕДИСЛОВИЕ к Онегину, которое П. предварил портретом Веневитинова. Если его (т.е. Предисловие, а не всего Веневитинова ) перечитать, то станет понятно, что речь в нем идет о критиках романа и о том, КАКОГО именно критика недостает в эту пору автору "Онегина"!

AlexeyTuzh: 1. Процитирую Пушкина полностью: "Блажен, кто праздник жизни рано Оставил, не допив до дна Бокала полного вина, Кто не дочёл её романа И вдруг умел расстаться с ним, Как я с Онегиным моим". Мы же уже обсуждали этот момент. Кто-то умел расстаться с "романом жизни" также, как Пушкин расстался с Онегиным (героем свего романа). Вы действительно уверены, что Пушкин имеет в виду кого-то, напоминающего Ленского, Веневитинова, Батюшкова (смерть рассудка), Шелли и т.п.? 2. Затем, что героя Байрона (если вы всё-таки читали предисловие) Пушкин упомянул прямо на этом же листе (280 – PD 1084), только и всего! Или картинка нужна из болдинской тетради Пушкина? Между именем (сокращением имени) Чайльд Гарольда и портретом якобы Веневитинова сантиметра четыре текста Пушкина и... всё! 3. Всем известно отношение Пушкина в 1830 году к московским любомудрам, в чей круг до своей смерти входил Веневитинов. Я их не вплетаю, я всё не могу понять, почему при написании предисловия к 8 и 9 главам "Евгения Онегина" (в которых Онегин пропускает именины Татьяны и рассказывает о своём путешествии, которое началось в Москве, а закончилось где-то, да ещё и в тот момент, когда Пушкин жил в Одессе) Пушкин должен был вдруг вспомнить о рано ушедшем Веневитинове? Вернулись к пункту первому и второму? 4. Я не вступаю в полемику. Я и аргументов, кроме "а ля Татьяна Цявловская", пока не услышал никаких. Тоже предлагаю не переливать ничего сейчас - Октоберфёст в разгаре, ещё немцы неправильно поймут...

AlexeyTuzh: Таша пишет: Сорри! Упустила одну важную деталь: ПРЕДИСЛОВИЕ к Онегину, которое П. предварил портретом Веневитинова... Таша! Мну уже даже стыдно, если честно. По-моему, вы не видели болдинские тетради Пушкина, либо пишете по памяти. Предисловие А.С. Пушкина к планируемому изданию 8 и 9 главы "Евгения Онегина" завершается датой, потом непонятными росчерками, портретом кого-то, кого вы называете Веневитиновым, а потом надписью "Предисловие к Евг. Онег.". И всё! Вот картинка:

AlexeyTuzh: Кстати, Веневитинов не был критиком первой главы романа "Евгений Онегин", он был критиком прочтения этой главы критиком Н.А. Полевым (его другом и единомышленником), причём (если помните) рецензия Полевого была положительной. И, кстати, обсуждался в полемике Веневитинова и Полевого именно Байрон, и его влияние на Пушкина. Но это так, лирика, не аргумент. Вот что мне действительно нравится в Веневитинове (надеюсь, это именно то, что больше всего в его рецензии понравилось А.С. Пушкину) - что он ставил "Разговор книгопродавца с поэтом..." выше всей первой главы! Браво!



полная версия страницы