Форум » 1830-е годы » Рисунки Пушкина » Ответить

Рисунки Пушкина

Cаша: Как иногда хочется поделиться с Вами, друзья, очень интересными открытиями в этой области пушкиноведения. Веточка, предназначенная портретным рисункам поэта, возможно спорным в отношении атрибутированных лиц, должна быть непременно.

Ответов - 159, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Зизи: Мне кажется, что эта птица - в данном случае не олицетворение свободы. Это деревенский петух. "История села Горюхина" - такая нарочито наивная, бесхитростная, смиренная. И вместе с тем - это ведь явная сатира! Вот за таким петушком сельским и прячется политическая сатира.Недаром манеру "смиренного" горюхинского летописца подхватил Салтыков-Щедрин в своей "Истории одного города" . Но это, конечно, только мое личное мнение. Вообще-то я задумалась об этом петушке только благодаря Таше. Спасибо.

Таша: "История" то "смиренная", а вот петушок все же куда-то рвется. Надо хорошенько подумать об этом рисунке. Спасибо Зизи!

барышня-крестьянка: За смиренной историей проглядывает и рвется сатирический петушок.


Зизи: Я примерно это и имела в виду!

Таша: Какие вы глубокие литературоведы!!!

Арина: петушок, петущок, золотой гребешок!не даешь покоя Пушкину!и нам!

Эхо : и де он, питушок-та?задримал што ли?

Cаша: У Пушкина птичка домашняя, и ей не улететь, как быть не пытался этот петушок-индюшок взлететь. Замечательный питушок у Эха. Напоминает один из рисунков Эрнста Теодора Гофмана, на котором он изобразил себя в колпаке, спящего. Прямо как этот петушок: курочек потоптал и спать.

AlexeyTuzh: Сегодня совершенно случайно попалась в руки папка: "Рукописи А.С. Пушкина. Альбом 1833-1835 г.", 1939 года. Во-первых, не знал, что было такое факсимильное издание. Во-вторых, в конце папки сказано, что будет издан ещё один том (с "Полтавой"). Но, видимо, война помешала. Кто-то что-то знает об этом издании? Это какая-то рукопись (тетрадь?), которая не вошла в восьмитомное "английское" издание?

Кот: Если я не ошибаюсь, этот альбом вошел в восьмитомное "английское" издание как рабочая тетрадь 1833-1835 гг. (Третий альбом) ПД 845, в пятый том. В 1939 г. он числился еще как тетрадь №2374 Публичной библиотеки СССР им. В.И.Ленина.

AlexeyTuzh: Уважаемый Кот! Спасибо за разъяснение! А "планируемый том" с текстом и рисунками к "Полтаве" тоже вошёл? Он тоже хранился в Публичной библиотеке СССР им. В.И. Ленина до войны.

Кот: Черновик "Полтавы", текст которого, действительно, сопровождается рисунками, находится в так называемом "втором альбоме" (ПД 838; в Ленинке был ЛБ 2371). Беловик ""Полтавы" (без рисунков) - в тетради ПД 839 (в Ленинке был ЛБ 2372). Но в обеих тетрадях помимо "Полтавы" есть и другие произведения. Обе тетради, естественно, есть в "английском" издании.

AlexeyTuzh: Уважаемый Кот! Спасибо! Ура!

Natalie: http://feb-web.ru/feb/litnas/texts/l16/lit-b652.htm

AlexeyTuzh: Да, я читал эту заметку. Поэтому и хотел понять: попали оба тома в "английское" издание или нет. Уважаемый Кот дал точный и исчерпывающий ответ! За что ему поклон!

барышня-крестьянка: сегодня день рождения Веневитинова,и я хотела поместить здесь рисунок Пушкина - портрет Веневитинова. Стала искать его в интернете,конечно. Но подписи к этому портрету меня смутили, потому что написано,что это Пушкин нарисовал Мицкевича, в другом месте написано, что это вымышленный образ и т.п. Я же привыкла считать,что это все-таки портрет Веневитинова. И именно таким Пушкин хотел видеть своего Онегина. То есть похожим на Веневитинова. Помогите,пожалуйста, мне разобраться. Найденные портреты помещаю с сылкой на энциклопедию. click here

AlexeyTuzh: 1830 год... Третья "Болдинская" тетрадь (280 – PD 1084). Что-то очень сильно сомневаюсь, как в первой версии (Веневитинов), так и во второй (Евгений Онегин).

Таша: Портрет нарисован на черновом листе предисловия к роману "Евгений Онегин" (предисловие датируется 21 ноября 1830 г.), которым Пушкин намерен был предварить предстоящее совместное издание VIII и IX глав романа. Многие годы считалось, что это портрет самого Онегина, им иллюстрировались советские издания романа с подписью: "Евгений Онегин в представлении Пушкина". Неожиданное и вполне убедительное решение предложила Т. Г. Цявловская, которая написала в Летописях гослитмузея (1936): "Поэт воскрешает черты умершего рано своего друга, рисует по памяти тонкий профиль того, кто сейчас стоит перед ним как живой". Пушкин не просто симпатизировал Веневитинову, но при подготовке к публикации завершающих глав романа он вспомнил о том, что именно Веневитинов дал самую глубокую и беспристрастную характеристику этому произведению в 1825 г. в журнале "Сын отечества". Это был разбор первой главы романа, и по прибытии в Москву Пушкин пожелал познакомиться с замечательным критиком. Со слов биографа Веневитинова Пятковского известно, что Пушкин вроде даже говорил по поводу критики Веневитинова: "Это единственная статья, которую я прочел с любовью и вниманием. Все остальное – или брань, или переслащенная дичь". Кстати на портрет Лагрене 1826 года очень похож: О Мицкевиче что-то читала, но ... не убедили...

AlexeyTuzh: Обожаю это неопубликованное предисловие Пушкина, особенно за его фразу "Мысль, что шутливую пародию можно принять за неуважение к великой и священной памяти, — также удерживала меня". Связи с Веневитиновым и с его рецензией на первую главу не вижу. На мой взгляд на рисунке - упомянутый Пушкиным в предисловии лорд Байрон: Но спорить не буду. Если надо, чтобы это был Веневитинов или Мицкевич - пусть будет. Хоть горшок, лишь бы печку не сажали.

Таша: Пушкин хорошо представлял себе Байрона по ходившим по рукам и имевшимся у него самого его портретам: лоб покатый, рост волос начинается далеко - ближе к макушке, а на веневитинском портрете лоб абсолютно прямой, как и нос: прямой и острый на конце, а у Байрона его кончик "срезан". У подлинного Байрона подбородок сильно вогнут вовнутрь, а в нижней части резко выступает вперед... Абсолютно другое лицо! А еще посмотрите на разные губы: тонкая ниточка сосредоточенно сжатых губ Веневитинова, и пухлые губы сластолюбца Байрона. К счастью мы имеем портретный рисунок Пушкина, изобразившего Байрона в рукописи стихотворения "Вновь я посетил..." 1835 года (ничего общего с веневитиновским портретом): Интересно, что на этом рисунке лицо Байрона изображено в полоброта. Никогда не видя человека, Пушкин не решился изобразить его в профиль, а повторил то, что видел на известных гравюрах.



полная версия страницы