Форум » 1830-е годы » Портреты Н. Н. Пушкиной » Ответить

Портреты Н. Н. Пушкиной

Natalie: Судя по раззговорам на ветке "Ближайшие события", пора открывать тему о портретах Н. Н. Пушкиной. Итак, в пятницу на научном заседании во Всероссийском музее А. С. Пушкина заведующая лабораторией технико-тенологической экспертизы Русского музея С. В. Римская-Корсакова выступила с сообщением о авторе портрета Н. Н. Ланской, хранящегося в ВМП. В связи с этим на ветке "Ближайшие события" появились следующие сообщения: Таша: [more]«Дорогой Саша! Пишу этот ответ на ваш утренний вопрос (увидела его в ЛС только сейчас) здесь, так как это, возможно, будет интересно многим. Сегодня я была, как Вы убедились лично, на докладе С. В. Римской-Корсаковой (заведующей лабораторией технико-технологической экспертизы Русского музея) по поводу портрета Н. Н. Ланской, который хранится в нашем музее и приписывался то кисти И. К. Макарова, то К. Т.Неффа. После ее доклада, кажется, многое прояснилось, и портрету возвращено имя Макарова. Я обещала Вам, Саша, что подробно опишу то, что услышала, но у меня очень мало времени в эти дни. Отложу подробный рассказ до понедельника, а Вы, если сможете, пока выложите, пожалуйста, портреты Н. Н., о которых шла речь: макаровский из ГМП и наш. »[/more] Саша: [more]«В исследованиях портрета, который теперь можно с полным основанием считать макаровским, очень хотелось бы услышать имя Софьи Александровны Ланской-Пушкиной. Она такую копию этого портрета своей свекрови написала! Глаза на портрете такие... Совершенно другой взгляд... Он приведен, кстати, Русаковым во 2-ом издании его "Потомков Пушкина" в 1982 г. Вот он-то похож как раз на кое - кого, очень-очень.... Жалко,что в цвете он не опубликован. И история создания малоизвестна. А она могла бы пролить свет и на сам оригинал. »[/more] Таша: [more]"Ничего не знаю об этой копии. Расскажите, Саша, пожалуйста. Насчет черно-белых фотографи портрета, воспроизведенных в свое время в журналах "Новое время", "Художественные сокровища России" и в 4-м томе собрания сочинений Пушкина под редакцией Венгерова, вчерашняя докладчица сказала, что эти фотографии были сделаны с нашего портрета. Просто он был в плохом состоянии (лак потемнел) и фотограф применил желтый фильтр GS, что всегда делается в таких случаях. При этом часть темных цветов спектра становится светлой и создается впечателение. что в основе совсем другой портрет. Из-за этого москвичи из центра Грабаря, в свое время, не признали наш портрет за макаровский, так как сравнение его с названными фотографиями дало поразительную несхожесть. Не одну ли из этих фотографий воспроизвел Русаков? У меня под рукой его книг нет. Все на работе". [/more] Саша: [more]«Мне всегда казалось,что как раз с портрета в том плохом состоянии и была сделана репродукция для книги Ободовской и Дементьева "Н.Н.Пушкина"(1985). Когда открываю, стараюсь на фронтиспис не смотреть.Очень коробит взгляд. Портрет работы С.А.Пушкиной-Ланской немного отличается по размеру и вставлен в овальную раму. А вот работа Софьи Александровны. Рядом помещаю очень хорошую репродукцию нашего портрета. Боже ,какая разница, во взгляде особенно! А по самому макаровскому портрету: та же худоба после родов Елизаветы в 1849 г, как и на портрете Гау, где Н.Н.изображена с красным платком, с теми же те же серьгами, что и на том портрете. Приглядимся: они не однотонные,сиреневые,с каким-то камешком, интересные. Очень идут к царскому подарку(Солитер, где-то я читал, отыскался) »[/more] Таша: [more]«Вы правы, Саша. Это два разных портрета. Фотограф с его спектрами, здесь, похоже, ни при чем. Нужно будет обсудить этот вопрос с Римской-Корсаковой. Как ей покажется? А где хранится этот овальный портрет? Кстати об овале. Римская-Корсакова обратила наше внимаиение на то, что на нашем портрете Макаров также сделал любимый свой овал (определяющий признак картин Макарова!) в виде листьев (особенно хорошо видно в нижей части портрета), но портрет много раз мыли (Н. Н. просила мужа прекратить это делать, а то "ты меня совсем смоешь"!) и в верхней части от листьев остались одни только слабые темные пятна.»[/more] [more]«А серьги, по словам Римской-Корсаковой, эмалевые.»[/more] Саша: [more]«Ах,как жалко, подошел очень поздно,а то можно было бы приступить с вопросами и своими соображениями. Да, и по поводу датировки С.В.Римской - Корсаковой макаровского портрета 1852-м годом(т.е.после возвращения из Германии), пока ничего сказать не могу. Только последние 10 минут доклада удалось послушать. Подрезали, видимо, портрет? Был овальный и безнадежно испорченную из той "помытой" части могли и отрезать. А Софья Александровна писала портрет,возможно, с овального оригинала,но сократила детали. Но это,конечно, только предположение. Сам портрет привел Русаков, но сейчас под рукой книги нет. Где -то в провинции он хранился еще в 1970-х гг. »[/more] Таша: [more]«Нет, нет! 1852 год - это московский портрет, на котором она выглядит получше после лечения в Германии. На нем видно, что она даже поправилась, ушли темные круги под глазами, острота носа. Тот портрет сделан к ее 40-летию. А наш - 1849 года, когда, по словам самой Н. Н. Макаров пришел к ней писать ее детей (портрет известный), а она спросила, не может ли он поправить ее фотографию, так как муж просит прислать какое-то ее изображение к нему в Ригу. Фотография ей не нравилась, поскольку на ней было видно, что у нее страшнейшая анемия (после всех родов, кровопотерь и т. п.). Тогда Макаров сказал, что уже "схватил характер ее лица", поэтому, уважая ее мужа, берется сделать ему приятное. Портрет был написан на таком же картоне с серой краской вместо грунтовки, на котором в эти же месяцы Макаров написал три портрета членов семейства Шереметьевых, с которыми дружил. Далее Р.-К. показала, что в инфракрасном свете видно, как отличается манера Макарова и Нефа, а также то, как схожи другие работы Макарова с нашим портретом. С овалом Вы меня не поняли. Его никто не срезал, так как наш портрет не овальный, а прямоугольный. На самой живописи Вы можете разглядеть внизу листья, создающией некий овал, а вверху пятна. Мне кажется, что эти пятна - закрашенные следы потертости от когда-то наложенной на портрет овальной рамы. »[/more] Саша: [more]Да, это известное письмо Ланскому по поводу написания этого портрета. Тогда датировка нашего портрета 1849-м годом мне понятна и аргументы в ее пользу были выдвинуты А.Марковым. И отвечая на вопрос о дате, Р-К. cогласилась с его датировкой и в своем ответе дословно процитировала 3-й том ”Музеума”. По поводу рамы - еще интереснее. Получается, это могла быть рама-прямоугольная снаружи, а внутри обрамляла портрет овалом. Овальный же и портрет работы С.А Пушкиной. Когда она создавала копию портрета, оригинал был в раме и Софья Александровна не видела ту часть, которую сейчас мы видим! И тогда что еще интересно:подпись”Нефф” cделана в той ли части портрета, что не могла быть скрыта рамой? Ведь зачем она нужна, если под рамой будет скрыта и ее никто не увидит? А вот еcли подпись сделана тогда, когда рама была утрачена... И получается, если наше предположение о написании копии с портрета,еще не утратившего раму верно, подпись cделана уже после создания копии С.А.Пушкиной. А время создания ею портрета свекрови явно уже позднейшее(С.А. умерла 8 апреля 1875 г.), но рама на оригинале еще тогда была. Ой, чувствую, что пора переходить в раздел иконографии[/more] Вот и перешли.

Ответов - 354, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 All

Natalie: Считаю необходимым добавить сюда и любезно приведенный нашей Muzой портрет из собрания ГМП, о котором Таша и Саша также ведут разговор. Художник И. К. Макаров. 1852.

Кот: Уважаемые наши –аши (Т и С)! Истории портретов часто бывают действительно увлекательными. Хочется и мне хоть что-то внести в ваш разговор. Вот что пишет Русаков, рассказывая о жене А.А.Пушкина Софье Александровне: «Писала и акварелью, и маслом. Несколько ее работ сохранилось. Например, в Полтавском художественном музее находится портрет Н.Н.Пушкиной-Ланской. Это вольная копия с оригинального портрета Натальи Николаевны, который, как всегда считали в семье Н.Н.Пушкиной-Ланской и продолжают считать ее потомки, создан художником И.К.Макаровым. Такой же точки зрения придерживаются научные работники Всесоюзного музея А.С.Пушкина в Петербурге, где портрет и находится. <Здесь – ссылка: Февчук Л.П. Семья Пушкина в портретах и документальных фотографиях // Белые ночи. – Л., 1975. С. 395. – Кот>. Однако в Полтавском художественном музее и Государственном музее А.С.Пушкина в Москве полагают, что он написан художником Тимолеоном Карлом Неффом (1805 – 1876). Так думают и некоторые искусствоведы. Наталья Николаевна, изображенная С.А.Пушкиной, выглядит моложе своих лет, в ее облике больше мягкости и душевной доброты, чем на портрете, служившем художнице моделью. Лучше, отчетливее прорисованы глаза, выразительнее другие черты лица, детали фигуры. Этим портретом особенно дорожил А.А.Пушкин. Видимо, потому, что с ним была связана память и о матери, и о жене. После смерти Александра Александровича семейная реликвия принадлежала его дочери Марии Александровне Быковой. Уже в советское время она передала портрет в музей» (В.М.Русаков. Рассказы о потомках Пушкина. СПб.: Лениздат. 1992. С. 44-45). Наверное, надо посмотреть альбомы Полтавского художественного музея. Может быть, там будет цветная репродукция портрета? Между прочим, в журнале «Нива» в 1913 году, в анонимной заметке «Пушкинские реликвии», о которой уже упоминалось при разговоре об академическом дипломе Пушкина, говорится, в частности: «С любезного разрешения Александра Александровича мы даем на страницах «Нивы» еще не воспроизводившиеся в печати портрет Н.Н.Пушкиной и изображения рукописи Пушкина, его печатки и чернильницы. <…> Весьма интересен портрет Натальи Николаевны Пушкиной, рожденной Гончаровой, написанный с натуры масляными красками художником Макаровым. Неизвестно, когда он написан, но, вероятно, не позднее 1828 г., так как Наталья Николаевна (род. 27 августа 1812 г) представлена здесь почти подростком. Портрет очень изящен и прост; единственным украшением Натальи Николаевны служит василек, небрежно воткнутый в сложенные косы. Выдающаяся красота еще не определилась вполне, но уже намечается» («Нива». 1913. №41. С.808-809). И на с.809 приводится следующая, к сожалению, маленькая репродукция

Марта: Спасибо, уважаемый Кот. Это я вижу впервые.


Таша: Увы, дорогие друзья! Журнал "Нива" ввел своих читателей в заблуждение, так как на представленном портрете изображена не Н. Н., а ее дочь Мария Александровна. Художник, действительно, Макаров. Но почему А. А. Пушкин не помнил, что это портрет его старшей сестры, кажется странным. Ныне этот портрет хранится у нас в фондах и иногда бывает представлен на временных выставках. С верным названием он опубликован в книге Л. П. Февчук "Портреты и судьбы", а также в нашем альбоме "Преданья русского семейства". Огромное спасибо, уважаемый Кот, за выписку из книги Русакова. У меня до нее руки не дошли (точнее - ноги, так как книга находится в моем кабинете на Мойке). Теперь будем искать полтавские альбомы. Не терпится взглянуть на цветную репродукцию. Так ли она отличается от подлинного портрета?

Cаша: Спасибо, уважаемый Кот за ссылочку на Русакова. Значит так и есть, в Полтаве должен находиться портрет. А репродукция его должна быть. Надо посмотреть электронный каталог РНБ и на предмет, какие альбомы издавались вплоть до 1980 г. Подлинник Макарова хранился, видимо, у П.П.Ланского, пережившего племянницу, до самой его смерти в 1877 г.

Cаша: Сейчас нашел два издания: 1.Полтавский художественный музей (автор-составитель К.Г.Скалацкий), Киев, 1978. 2.Полтавский художественный музей: путеводитель, Харьков, 1984.

Таша: Cаша пишет: Подлинник Макарова хранился, видимо, у П.П.Ланского, пережившего племянницу, до самой его смерти в 1877 г. А после его смерти портрет хранился у его дочери пресловутой "псевдомемуаристки"А. П. Араповой. Та умерла в 1919 г. и из ее дома портрет был похищен. Вскоре некий г-н Романчиков обратился к известному пушкинисту Б. Л. Модзалевскому с настоятельной рекомендацией о приобретении Пушкинским Домом этого портрета, который, якобы, с 1870-х гг. хранился в семье Главноуправляющего делами печати Е. М. Феоктистова. Продавал его племянник покойного Феоктистова, утверждавший, что портрет этот кисти Т. К. Нефа. Поскольку Макаров, будучи глубоко православным и скромным человеком, редко подписывал свои вещи, то на портрете его подписи не оказалась. Чтобы продать его подороже, новые владельцы нанесли свежей краской фальшивую подпись "Нефф" (по лаку уже поверх кракелюра, что видно в ультрафиолете) и получили желанные 10 тысяч рублей.

Cаша: Уже, наверное, и рамочки не было на портрете. Удивительно и к счастью,что сын Араповой передал другие портреты бабушки работы А.П. Брюллова и В.И. Гау в Пушкинский дом. Действительно, у Араповой хранилась автореплика портрета Н.Н. в коричневом платье без даты и подписи В.И. Гау, созданная в 1842 г., ныне хранящаяся в ВМП: В книге "Особняк на Мойке" она датирована 1842-43 гг (стр.51.): Но такая широкая датировка, видимо, вызвана датой написания следующего(на основании писем Вяземского Н.Н., частично приведенных М.Д.Беляевым и частично И.М.Ободовской и М.А.Дементьевым), более известного, заказаного Вяземским(известен в трех-четырех вариантах, два из них в ВМП): С подписью: Если же исходить из того,что портрет Н.Н. в коричневом платье датирован в первоначальном варианте, принадлежавшем Александрине, 1842-м годом (Бродзяны,Словакия): и заказан был на средства тетки, скончавшейся осенью 1842 г., то и реплика, также стоившая средств, была оплачена еще живой Екатериной Ивановной и создана не позднее 1842-го года. Возможно зимой 1841-42 гг, если принять во внимание соболью накидку. То, что это первоначальный вариант - мое личное мнение, и его можно попробовать отдельно обосновать.

Таша: Cаша пишет о первом, приведенном им портрете В. И. Гау: В книге "Особняк на Мойке" он датирован 1842-43 гг (стр.51.): Это не новая датировка, а та, что обозначена в музейной документации. У нас существует правило: пока сведения на учетной карточке не изменены (решением ФЗК, которая рассматривает, скольк весомы аргументы в пользу подобных извемений), в наших изданиях эти сведения печатаются в неизменном виде. Если у автора возникли сомнения, о которых он не готов или пока не может рассказать на страницах своего издания, он может поставить скромный знак вопроса. Так, в той же книге "Особняк на Мойке..." на с. 34-35 можно прочитать следующее о копии портрета Пушкина, представленном в гостиной: "...выполненная в 1837 году в мастерской Кипренского (Е. Виневецким?) для О. С. Павлищевой", хотя подпись под портретом (с. 34) гласит: "Неизвестный художник с инициалами Е. В.". Здесь мы имеем дело с точным соблюденем правил публикации материалов ВМП: автор обозначен, как и на учетной карточке, но изыскана возможность внутри текста заявить о некоторых соображениях автора книги по поводу имени автора.

Таша: Cаша пишет по поводу портретов Н. Н. в коричневом платье: реплика, также стоившая средств, была оплачена еще живой Екатериной Ивановной и создана не позднее 1842-го года. А если она была заказана не теткой?

Cаша: Таша пишет: Это не новая датировка, а та, что обозначена в музейной документации. И мне подумалось,что это непростая описка. На прошлогодней выставке "Потух огонь на алтаре" при портрете стояла дата 1841-42 гг. Хотелось задать вопрос хранителю фонда акварели и графики Е.В. Пролет о такой широкой датировке. Но выставка уже закрывалась.

Таша: Это что-то слишком! Обязательно спрошу у Елены Владимировны. Не помню что-то ФЗК на эту тему.

Cаша: Таша пишет: А если она была заказана не теткой? Конечно,такое предположение было бы самым простым. Если учесть,что ранее акварель считалась "написанной в период вдовства" и только публикация А. Исаченко в цвете бродзянского варианта в каком-то словацком журнале в первые послевоенне годы(никак не смог отыскать этот журнал в фондах иностранной периодики ни в РНБ, ни в БАН) и публикация Л.П.Февчук во ВПК должны были бы закрепить датировку - 1842 г. http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/vr/vr-031-.htm

Таша: Да, бродзянский портрет с датой "1842", как будто все ставит на свои места: тетка могла сделать Н. Н. подарок к ее тридцатилетию, но второй (наш) портрет, когда и кем был заказан? Нужно будет поговорить об этом с Еленой Владимировной.

Cаша: Таша пишет: Обязательно спрошу у Елены Владимировны. Обязательно,у меня пока все случая не было. Было бы очень интересно! Я нашел несколько ошибок и тогда же на выставке их исправили. Но при экспонировании портрета Н.Н. действительно стояла дата 1841-42 годы. Как серьезно интересующийся иконографией Н.Н., сразу очень удивился, когда увидел. Посмотрите:

Таша: Молодец, Саша! Это уже вещдок!

Cаша: Таша пишет: Нужно будет поговорить об этом с Еленой Владимировной Может вместе и приступим?

Таша: Приступим обязательно, только после министерской проверки. Сейчас в фондах не до атрибуций.

Таша: Сейчас не выдержала и даже позвонила Е. В. Оказалось, она больна и ей трудно говорить (она на больничном). Поэтому придется еще немного повременить с нашими вопросами.

Эхо : а вот и истчё партретик. художница - наша саврименница - Аида Лисенкова-Ханемайер. картину назвала "Счастливый Пушкин" и даж умилитальной такой камминтарий к ней наваяла: "Это парный портрет написан с желанием изобразить радость и семейное счастье. Хотя бытует много разных мнений о странностях отношений Натали и Александра. Но я, как художник, имею право думать, что момент, когда Пушкин слушал животик беременной Натали, был в их закрытой от всех посторонних глаз интимной жизни. И это мое художественное право, в данном случае "портретировалась любовь" Пушкина к Натали. Это творческая фантазия, которая не прошла не замеченной. И сейчас порой вызывает бурю противоречивых высказываний своим любовным сюжетом".



полная версия страницы