Форум » 1830-е годы » Портреты Н. Н. Пушкиной » Ответить

Портреты Н. Н. Пушкиной

Natalie: Судя по раззговорам на ветке "Ближайшие события", пора открывать тему о портретах Н. Н. Пушкиной. Итак, в пятницу на научном заседании во Всероссийском музее А. С. Пушкина заведующая лабораторией технико-тенологической экспертизы Русского музея С. В. Римская-Корсакова выступила с сообщением о авторе портрета Н. Н. Ланской, хранящегося в ВМП. В связи с этим на ветке "Ближайшие события" появились следующие сообщения: Таша: [more]«Дорогой Саша! Пишу этот ответ на ваш утренний вопрос (увидела его в ЛС только сейчас) здесь, так как это, возможно, будет интересно многим. Сегодня я была, как Вы убедились лично, на докладе С. В. Римской-Корсаковой (заведующей лабораторией технико-технологической экспертизы Русского музея) по поводу портрета Н. Н. Ланской, который хранится в нашем музее и приписывался то кисти И. К. Макарова, то К. Т.Неффа. После ее доклада, кажется, многое прояснилось, и портрету возвращено имя Макарова. Я обещала Вам, Саша, что подробно опишу то, что услышала, но у меня очень мало времени в эти дни. Отложу подробный рассказ до понедельника, а Вы, если сможете, пока выложите, пожалуйста, портреты Н. Н., о которых шла речь: макаровский из ГМП и наш. »[/more] Саша: [more]«В исследованиях портрета, который теперь можно с полным основанием считать макаровским, очень хотелось бы услышать имя Софьи Александровны Ланской-Пушкиной. Она такую копию этого портрета своей свекрови написала! Глаза на портрете такие... Совершенно другой взгляд... Он приведен, кстати, Русаковым во 2-ом издании его "Потомков Пушкина" в 1982 г. Вот он-то похож как раз на кое - кого, очень-очень.... Жалко,что в цвете он не опубликован. И история создания малоизвестна. А она могла бы пролить свет и на сам оригинал. »[/more] Таша: [more]"Ничего не знаю об этой копии. Расскажите, Саша, пожалуйста. Насчет черно-белых фотографи портрета, воспроизведенных в свое время в журналах "Новое время", "Художественные сокровища России" и в 4-м томе собрания сочинений Пушкина под редакцией Венгерова, вчерашняя докладчица сказала, что эти фотографии были сделаны с нашего портрета. Просто он был в плохом состоянии (лак потемнел) и фотограф применил желтый фильтр GS, что всегда делается в таких случаях. При этом часть темных цветов спектра становится светлой и создается впечателение. что в основе совсем другой портрет. Из-за этого москвичи из центра Грабаря, в свое время, не признали наш портрет за макаровский, так как сравнение его с названными фотографиями дало поразительную несхожесть. Не одну ли из этих фотографий воспроизвел Русаков? У меня под рукой его книг нет. Все на работе". [/more] Саша: [more]«Мне всегда казалось,что как раз с портрета в том плохом состоянии и была сделана репродукция для книги Ободовской и Дементьева "Н.Н.Пушкина"(1985). Когда открываю, стараюсь на фронтиспис не смотреть.Очень коробит взгляд. Портрет работы С.А.Пушкиной-Ланской немного отличается по размеру и вставлен в овальную раму. А вот работа Софьи Александровны. Рядом помещаю очень хорошую репродукцию нашего портрета. Боже ,какая разница, во взгляде особенно! А по самому макаровскому портрету: та же худоба после родов Елизаветы в 1849 г, как и на портрете Гау, где Н.Н.изображена с красным платком, с теми же те же серьгами, что и на том портрете. Приглядимся: они не однотонные,сиреневые,с каким-то камешком, интересные. Очень идут к царскому подарку(Солитер, где-то я читал, отыскался) »[/more] Таша: [more]«Вы правы, Саша. Это два разных портрета. Фотограф с его спектрами, здесь, похоже, ни при чем. Нужно будет обсудить этот вопрос с Римской-Корсаковой. Как ей покажется? А где хранится этот овальный портрет? Кстати об овале. Римская-Корсакова обратила наше внимаиение на то, что на нашем портрете Макаров также сделал любимый свой овал (определяющий признак картин Макарова!) в виде листьев (особенно хорошо видно в нижей части портрета), но портрет много раз мыли (Н. Н. просила мужа прекратить это делать, а то "ты меня совсем смоешь"!) и в верхней части от листьев остались одни только слабые темные пятна.»[/more] [more]«А серьги, по словам Римской-Корсаковой, эмалевые.»[/more] Саша: [more]«Ах,как жалко, подошел очень поздно,а то можно было бы приступить с вопросами и своими соображениями. Да, и по поводу датировки С.В.Римской - Корсаковой макаровского портрета 1852-м годом(т.е.после возвращения из Германии), пока ничего сказать не могу. Только последние 10 минут доклада удалось послушать. Подрезали, видимо, портрет? Был овальный и безнадежно испорченную из той "помытой" части могли и отрезать. А Софья Александровна писала портрет,возможно, с овального оригинала,но сократила детали. Но это,конечно, только предположение. Сам портрет привел Русаков, но сейчас под рукой книги нет. Где -то в провинции он хранился еще в 1970-х гг. »[/more] Таша: [more]«Нет, нет! 1852 год - это московский портрет, на котором она выглядит получше после лечения в Германии. На нем видно, что она даже поправилась, ушли темные круги под глазами, острота носа. Тот портрет сделан к ее 40-летию. А наш - 1849 года, когда, по словам самой Н. Н. Макаров пришел к ней писать ее детей (портрет известный), а она спросила, не может ли он поправить ее фотографию, так как муж просит прислать какое-то ее изображение к нему в Ригу. Фотография ей не нравилась, поскольку на ней было видно, что у нее страшнейшая анемия (после всех родов, кровопотерь и т. п.). Тогда Макаров сказал, что уже "схватил характер ее лица", поэтому, уважая ее мужа, берется сделать ему приятное. Портрет был написан на таком же картоне с серой краской вместо грунтовки, на котором в эти же месяцы Макаров написал три портрета членов семейства Шереметьевых, с которыми дружил. Далее Р.-К. показала, что в инфракрасном свете видно, как отличается манера Макарова и Нефа, а также то, как схожи другие работы Макарова с нашим портретом. С овалом Вы меня не поняли. Его никто не срезал, так как наш портрет не овальный, а прямоугольный. На самой живописи Вы можете разглядеть внизу листья, создающией некий овал, а вверху пятна. Мне кажется, что эти пятна - закрашенные следы потертости от когда-то наложенной на портрет овальной рамы. »[/more] Саша: [more]Да, это известное письмо Ланскому по поводу написания этого портрета. Тогда датировка нашего портрета 1849-м годом мне понятна и аргументы в ее пользу были выдвинуты А.Марковым. И отвечая на вопрос о дате, Р-К. cогласилась с его датировкой и в своем ответе дословно процитировала 3-й том ”Музеума”. По поводу рамы - еще интереснее. Получается, это могла быть рама-прямоугольная снаружи, а внутри обрамляла портрет овалом. Овальный же и портрет работы С.А Пушкиной. Когда она создавала копию портрета, оригинал был в раме и Софья Александровна не видела ту часть, которую сейчас мы видим! И тогда что еще интересно:подпись”Нефф” cделана в той ли части портрета, что не могла быть скрыта рамой? Ведь зачем она нужна, если под рамой будет скрыта и ее никто не увидит? А вот еcли подпись сделана тогда, когда рама была утрачена... И получается, если наше предположение о написании копии с портрета,еще не утратившего раму верно, подпись cделана уже после создания копии С.А.Пушкиной. А время создания ею портрета свекрови явно уже позднейшее(С.А. умерла 8 апреля 1875 г.), но рама на оригинале еще тогда была. Ой, чувствую, что пора переходить в раздел иконографии[/more] Вот и перешли.

Ответов - 354, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 All

Зизи: геолог пишет: там ЖАРА позавчера, наверное, несусветная стояла Да и не только там!!!

Таша: Ходят слухи среди пушкинистов-музейщиков, что если для Пушкина Мазеру позировал П. В. Нащокин, то и Н. Н. не сама позировала, а попросила сделать это за себя В. А. Кто что-нибудь знает об этом?

Кот: Я не знаю ничего определенного, когда и как Мазер писал портрет Натальи Николаевны. Надо вообще проверить, где и когда Наталья Николаевна и Мазер могли встретиться. Портрет Пушкина Мазер писал в Москве у Нащокина в 1839 году. Полагаю, что и портрет Н.Н. он писал там же (известна ли дата создания портрета?), так как во всяком случае в 1839 и 1840 годах он точно жил в Москве. Мог ли он в это время встретиться в Москве с Натальей Николаевной? Может быть и ее портрет Мазер написал по просьбе Нащокина, используя какие-то ее изображения? А позировать, действительно, могла и Вера Александровна. Но никакой строгой аргументации у меня нет.


Таша: Кот пишет: Мог ли он в это время встретиться в Москве с Натальей Николаевной? Именно потому портрет и датируют 1839-м годом, что в тот год она могла с Мазером в Москве увидеться. А Вера Александровна не больно то похожа на мазеровскую Н. Н. Да и зачем позировать вместо живой Н. Н.? Вам известны подобные случаи? Мне - нет.

Кот: Уважаемая Таша! Ничего, кроме психологических сомнений, у меня нет. Я как-то не могу представить, чтобы Наталья Николаевна захотела иметь свой "вдовий" портрет. Даже если бы этого захотел Нащокин, то, мне кажется, она вряд ли бы согласилась. Это потом, когда жизнь уже снова наладилась, она согласилась позировать Макарову, чтобы сделать подарок Ланскому. А в 1839 году зачем? И еще, рассматривая мазеровский портрет, я не могу отделаться от ощущения, что он писан не с натуры. Но, повторяю, все это - на уровне ощущений, которыми ничего доказать нельзя, но которые заставляют искать какую-то фактическую аргументацию "за" и "против".

Зизи: Я где-то читала, что этот портрет Н.Н. работы Мазера хранился у потомков художника Н. Подключникова, который тоже рисовал Нащокиных. Так ли это?

Таша: Уважаемый Кот! Привожу свою версию, которая родилась только что, поэтому имеет свои слабые стороны. Итак, 26 мая 1839 г. Екатерина Гончарова писала брату Дмитрию: "Вы имели счастье принимать у себя вашу дорогую тетушку Катерину, приехавшую похитить у вас сестер". То есть, Е. Н. Загряжская приезжала за Н. Н. в Полотняный завод. По пути в Петербург они наверняка останавливались в Москве. Тут тетка могла узнать о художнике Мазере и заказать ему портрет любимой Таши. Еще одна гипотеза: Сеансы могли быть устроены в доме Нащокиных, где и решили, что П. В. в пушкинском халате очень похож на Пушкина. Заодно и его "спортретировали". С удовольствием рассмотрю все возражения. Милая Зизи! О Подключникове ничего не помню (о хранении им портрета Нащокина). Нужно будет поискать по сусекам памяти и в своих картотеках.

Кот: Уважаемая Таша! То, что Н.Н. проезжала через Москву тогда, когда там был и Мазер, - это, конечно, уже некоторый факт, обеспечивающий возможную встречу Мазера и Н.Н. Это, конечно, условие необходимое, но не достаточное. Мне кажется, что вряд ли тетушка стала бы срочно, по пути в Петербург, заказывать портрет Н.Н. не ах-ти как известному художнику, тогда как в Петербурге художников было более чем достаточно. Мазер был отличный график, но не очень сильный живописец, хотя некоторые живописные портреты были и удачны, но их было немного, и портрет Н.Н. я не отнес бы к высококачественным портретам. Интересно, конечно, и дальнейшее существование портрета. По-моему, он никак не сязывается ни с Гончарвыми, ни с Ланскими, ни с Загряжской. Хранился ли он в семье Подключникова, как припоминает уважаемая Зизи? Если да, то тем более сомнительно, что он был заказан Загряжской или самой Н.Н. Более вероятным мне представляется все-таки, что в заказывании его какую-то роль играл Нащокин. Мазер был с ним в это время очень близок. И не верится мне, чтобы Н.Н. согласилась в это время позировать.

Таша: Во многом согласна с Вами, уважаемый Кот! Нужно отыскать не только возможность встречи Н.Н. с Мазером и объяснить необходимость возникновения этого портрета. Вы пишите: И не верится мне, чтобы Н.Н. согласилась в это время позировать. А если это был портрет для сестры Кати? Ни в коем случае не настаиваю, а только размышляю

бык: Простите, что вмешиваюсь в вашу чрезвычайно интересную беседу, уважаемые Таша и Кот. Хочу кое-что уточнить. Взял книгу М.Д. Беляева о портретах Нат. Ник. И вот что там написано на стр. 41: "Однако, в этом же году Н.Н. перенесла довольно тяжелые роды своего второго сына Григория, а через несколько месяцев вновь забеременела. Быть может, в один из таких периодов, не могших, конечно, не отразиться на ее красоте, и написан с нее Мазером небольшой портрет масляными красками. На нем мы видим Н.Н. далеко не в том блеске красоты и элегантности, в котором могли бы ожидать увидеть ее...И однако внимательный анализ тех особенностей моды, которые можно заметить в костюме Н.Н.: волосы, гладко расчесанные спереди и лежащие ниже ушей на щеках, заплетенные в виде подковы или полукруга...широкий черный редингот с широким вышитым белым воротником..., - все это заставляет отнести портрет Мазера, не носящий на себе даты, именно к 1835 году. Этот последний из известных нам портретов Н.Н., относящийся ко времени ее замужества за Пушкиным..." Далее на с. 44 сообщается о том, что портрет находится в Пушкинском Доме, куда поступил из музея Александровского лицея, а в последний от А.А. Журавлева. Я понимаю, что книга написана Беляевым в 1930 г. и с тех пор многое изменилось в пушкиноведение. Но что именно? И когда все-таки портрет написан?

Таша: Начнем с того, что на Н. Н. черное "вдовье" платье. Помните, что она отвечала в сентябре 1838 года Екатерине Дантес на ее вопрос, не прислать ли сестрам модные вещицы: "мы из черных шлафоров не выходим"! Уважаемый бык пишет: И когда все-таки портрет написан? Вопрос наисложнейший. Лично я точного ответа дать не могу. Уважаемый Кот высказывает свои сомнения: И не верится мне, чтобы Н.Н. согласилась в это время позировать. А вот в книге М. Д. Беляева на с. 50 приведено письмо неизвестного лица без даты. В нем сказано: "Когда Вы увидите Мадам Пушкину, будьте добры спросить у нее адрес художника Мазера, я не могу его найти, а она, я думаю, видит его время от времени. Бог мой, как она хороша эта самая Мадам Пушкина <...> Жаль, что лицо ее так серьезно, но когда по временам на ее губах мелькает улыбка, как ускользающий луч, тогда в ее ясных глазах проявляется неизъяснимое выражение трогательной доброжелательности и грусти..." Откуда Беляев взял эту записку, не известно, но она "правильного времени", то есть 1830-х годов!

Кот: Уважаемые Таша и Бык! 1835 год, конечно, отпадает, так как Мазер приехал в Россию только в 1838 г. А записка - многообещающе интересна. Неужели у Беляева вообще нет ничего по поводу того, откуда она появилась, где он ее читал? К сожалению, его книги о портретах Н.Н. я не видел. Дайте, пожалуйста точную библиографическую ссылку на нее. Хочу обязательно посмотреть. Про эту записку я ни разу ничего не встречал, хотя Мазером немного занимался.

геолог: «...В начале 1851 года Мазер открыл дагерротипное заведение в Москве, в Газетном переулке, против гостиницы Шевалье, в доме Ланской, где и проработал до конца года. 27 декабря Мазер предупредил заказчиков, что перевел заведение «в дом княгини Шаховской в Газетном переулке, между Тверской и Никитской» и что «Портреты снимаются ежедневно от 9 часов до 3 пополудни». К.М.Нистрем в 1852 году писал о дагерротиписте: « Г — н Мазер бесспорно заслуживает особенное внимание. Его портреты отражают верный отпечаток характера и выражение лица, нисколько не делая его ни скудным, ни суровым, ни старым, как это неоднократно замечено было в дагерротипных портретах. В устройстве залы и галереи употреблено все старание художника для удобства посетителей. Портреты снимаются в несколько секунд, и выдаются не иначе как по достижении полного удовлетворения относительно искусства и самого сходства портрета». В 1852 году Карл Петер исполнял как дагерротипные, так и фотографические портреты, а также принимал заказы на копии «с масляных картин, дагерротипных и акварельныхъ портретов и с гравюр». Сваедений о работе Мазера в 1853 году в Москве не встречалось, по всей вероятности, в этом году он отбыл в Швецию. «Записки о России» хранятся в Национальном музее в Стокгольме.» «...Интересна история шведа Карла Мазера, который приехал в Россию и отправился исследовать Сибирь. С собой у него было дорогостоящее оборудование для дагеротипии, которое у него вскоре украли. Профессиональный художник, он был вынужден отказаться от идеи фиксирования изображений на пластинах и стал [url=http://www.delrus.ec.europa.eu/em/2000-2001/user.php-func=mag_art&art_id=168&iss_id=12.htm]рисовать[/url]. Результатом его деятельности стал ряд портретов сосланных в Сибирь декабристов, а также множество других фотографически точных зарисовок, представляющих большой исторический и художественный интерес...» к Мазеровской теме: Мария Волконская, 1848 Промывка золота в Вост.Сибири, конец 1840-х

Кот: Уважаемый Геолог, большое спасибо за ссылки! Про студию Мазера в доме Шаховской после его возвращения из Сибири я знал, но не знал, что сначала он все-таки поработал в доме Ланской. Дело в том, что в доме Ланской помещалась его студия еще и в начале сороковых годов, задолго до его поездки в Сибирь, возможно, даже и в 1839-1840. Дело в том, что в 1840 г. он нарисовал портреты супругов Семена Николаевича и Софьи Николаевны Корсаковых, а в записной книжке Корсакова (правда, без указания года, но можно полагать, что запись относится ко времени рисования портретов) записан адрес Мазера: ”Charle Mazer, с<тудия(?)> близ Кузнецкого моста в Газетном переулке, в доме Ланскова, против французской ресторации Шевалье". Не исключено, что уже и в 1839 году его студия располагалась здесь же.

Кот: Уважаемая Таша задала вопрос: А если это был портрет для сестры Кати? Думается, проще и логичнее было бы послать сестре за границу акварельный портрет, а не живописный, тем более что портрет-то так за границу и не уехал, так что вряд ли это был портрет для Кати.

Зизи: Кот пишет: Дайте, пожалуйста точную библиографическую ссылку на нее Я могу это сделать, т.к. книга под рукой: М.Д. Беляев "Н.Н. Пушкина в портретах и отзывах современников". СПб, Библиополис, Ассоц. "Новая лит.", 1993 (репринт 1930 г.). И еще я нашла в интернете следующее: http://www.pushkin.aha.ru/TEXT/b027.htm Это, конечно, не тот источник, который мне хотелось бы вспомнить, но уже кое-что.

Зизи: Вообще, сама ссылка, которую я дала в предыдущем послании, на журнал "Нива" необычайно интересна! Вот так иногда выходишь и на такой материал!

Кот: Уважаемая Зизи! Большое спасибо за библиографическую справку. А, судя по интернетовской ссылке, портрет был опубликован в "Ниве" в 1899 г., вероятно, в связи со столетним юбилеем Пушкина, так что понятно, где надо искать.

Зизи: А Вы обратили внимание на изображение места дуэли? Никогда не видела этих рисунка и фотографии!

Таша: Рассмотрев повнимательнее мазеровский портрет с удивлением обнаружила на правой руке модели обручальное (?) колечко! Что бы это значило? Теперь еще раз о беляевской ссылке. Спасибо уважаемой Зизи за приведенные данные. Дополню только: с. 49-50. Там сказано, что запись сделана рукой неизвестного с подписью, похожей на Моргенштерн. Бумага с водяными знаками 1837 года. Листок хранится в ПушДоме в архиве Араповой.



полная версия страницы