Форум » 1830-е годы » Портреты Н. Н. Пушкиной » Ответить

Портреты Н. Н. Пушкиной

Natalie: Судя по раззговорам на ветке "Ближайшие события", пора открывать тему о портретах Н. Н. Пушкиной. Итак, в пятницу на научном заседании во Всероссийском музее А. С. Пушкина заведующая лабораторией технико-тенологической экспертизы Русского музея С. В. Римская-Корсакова выступила с сообщением о авторе портрета Н. Н. Ланской, хранящегося в ВМП. В связи с этим на ветке "Ближайшие события" появились следующие сообщения: Таша: [more]«Дорогой Саша! Пишу этот ответ на ваш утренний вопрос (увидела его в ЛС только сейчас) здесь, так как это, возможно, будет интересно многим. Сегодня я была, как Вы убедились лично, на докладе С. В. Римской-Корсаковой (заведующей лабораторией технико-технологической экспертизы Русского музея) по поводу портрета Н. Н. Ланской, который хранится в нашем музее и приписывался то кисти И. К. Макарова, то К. Т.Неффа. После ее доклада, кажется, многое прояснилось, и портрету возвращено имя Макарова. Я обещала Вам, Саша, что подробно опишу то, что услышала, но у меня очень мало времени в эти дни. Отложу подробный рассказ до понедельника, а Вы, если сможете, пока выложите, пожалуйста, портреты Н. Н., о которых шла речь: макаровский из ГМП и наш. »[/more] Саша: [more]«В исследованиях портрета, который теперь можно с полным основанием считать макаровским, очень хотелось бы услышать имя Софьи Александровны Ланской-Пушкиной. Она такую копию этого портрета своей свекрови написала! Глаза на портрете такие... Совершенно другой взгляд... Он приведен, кстати, Русаковым во 2-ом издании его "Потомков Пушкина" в 1982 г. Вот он-то похож как раз на кое - кого, очень-очень.... Жалко,что в цвете он не опубликован. И история создания малоизвестна. А она могла бы пролить свет и на сам оригинал. »[/more] Таша: [more]"Ничего не знаю об этой копии. Расскажите, Саша, пожалуйста. Насчет черно-белых фотографи портрета, воспроизведенных в свое время в журналах "Новое время", "Художественные сокровища России" и в 4-м томе собрания сочинений Пушкина под редакцией Венгерова, вчерашняя докладчица сказала, что эти фотографии были сделаны с нашего портрета. Просто он был в плохом состоянии (лак потемнел) и фотограф применил желтый фильтр GS, что всегда делается в таких случаях. При этом часть темных цветов спектра становится светлой и создается впечателение. что в основе совсем другой портрет. Из-за этого москвичи из центра Грабаря, в свое время, не признали наш портрет за макаровский, так как сравнение его с названными фотографиями дало поразительную несхожесть. Не одну ли из этих фотографий воспроизвел Русаков? У меня под рукой его книг нет. Все на работе". [/more] Саша: [more]«Мне всегда казалось,что как раз с портрета в том плохом состоянии и была сделана репродукция для книги Ободовской и Дементьева "Н.Н.Пушкина"(1985). Когда открываю, стараюсь на фронтиспис не смотреть.Очень коробит взгляд. Портрет работы С.А.Пушкиной-Ланской немного отличается по размеру и вставлен в овальную раму. А вот работа Софьи Александровны. Рядом помещаю очень хорошую репродукцию нашего портрета. Боже ,какая разница, во взгляде особенно! А по самому макаровскому портрету: та же худоба после родов Елизаветы в 1849 г, как и на портрете Гау, где Н.Н.изображена с красным платком, с теми же те же серьгами, что и на том портрете. Приглядимся: они не однотонные,сиреневые,с каким-то камешком, интересные. Очень идут к царскому подарку(Солитер, где-то я читал, отыскался) »[/more] Таша: [more]«Вы правы, Саша. Это два разных портрета. Фотограф с его спектрами, здесь, похоже, ни при чем. Нужно будет обсудить этот вопрос с Римской-Корсаковой. Как ей покажется? А где хранится этот овальный портрет? Кстати об овале. Римская-Корсакова обратила наше внимаиение на то, что на нашем портрете Макаров также сделал любимый свой овал (определяющий признак картин Макарова!) в виде листьев (особенно хорошо видно в нижей части портрета), но портрет много раз мыли (Н. Н. просила мужа прекратить это делать, а то "ты меня совсем смоешь"!) и в верхней части от листьев остались одни только слабые темные пятна.»[/more] [more]«А серьги, по словам Римской-Корсаковой, эмалевые.»[/more] Саша: [more]«Ах,как жалко, подошел очень поздно,а то можно было бы приступить с вопросами и своими соображениями. Да, и по поводу датировки С.В.Римской - Корсаковой макаровского портрета 1852-м годом(т.е.после возвращения из Германии), пока ничего сказать не могу. Только последние 10 минут доклада удалось послушать. Подрезали, видимо, портрет? Был овальный и безнадежно испорченную из той "помытой" части могли и отрезать. А Софья Александровна писала портрет,возможно, с овального оригинала,но сократила детали. Но это,конечно, только предположение. Сам портрет привел Русаков, но сейчас под рукой книги нет. Где -то в провинции он хранился еще в 1970-х гг. »[/more] Таша: [more]«Нет, нет! 1852 год - это московский портрет, на котором она выглядит получше после лечения в Германии. На нем видно, что она даже поправилась, ушли темные круги под глазами, острота носа. Тот портрет сделан к ее 40-летию. А наш - 1849 года, когда, по словам самой Н. Н. Макаров пришел к ней писать ее детей (портрет известный), а она спросила, не может ли он поправить ее фотографию, так как муж просит прислать какое-то ее изображение к нему в Ригу. Фотография ей не нравилась, поскольку на ней было видно, что у нее страшнейшая анемия (после всех родов, кровопотерь и т. п.). Тогда Макаров сказал, что уже "схватил характер ее лица", поэтому, уважая ее мужа, берется сделать ему приятное. Портрет был написан на таком же картоне с серой краской вместо грунтовки, на котором в эти же месяцы Макаров написал три портрета членов семейства Шереметьевых, с которыми дружил. Далее Р.-К. показала, что в инфракрасном свете видно, как отличается манера Макарова и Нефа, а также то, как схожи другие работы Макарова с нашим портретом. С овалом Вы меня не поняли. Его никто не срезал, так как наш портрет не овальный, а прямоугольный. На самой живописи Вы можете разглядеть внизу листья, создающией некий овал, а вверху пятна. Мне кажется, что эти пятна - закрашенные следы потертости от когда-то наложенной на портрет овальной рамы. »[/more] Саша: [more]Да, это известное письмо Ланскому по поводу написания этого портрета. Тогда датировка нашего портрета 1849-м годом мне понятна и аргументы в ее пользу были выдвинуты А.Марковым. И отвечая на вопрос о дате, Р-К. cогласилась с его датировкой и в своем ответе дословно процитировала 3-й том ”Музеума”. По поводу рамы - еще интереснее. Получается, это могла быть рама-прямоугольная снаружи, а внутри обрамляла портрет овалом. Овальный же и портрет работы С.А Пушкиной. Когда она создавала копию портрета, оригинал был в раме и Софья Александровна не видела ту часть, которую сейчас мы видим! И тогда что еще интересно:подпись”Нефф” cделана в той ли части портрета, что не могла быть скрыта рамой? Ведь зачем она нужна, если под рамой будет скрыта и ее никто не увидит? А вот еcли подпись сделана тогда, когда рама была утрачена... И получается, если наше предположение о написании копии с портрета,еще не утратившего раму верно, подпись cделана уже после создания копии С.А.Пушкиной. А время создания ею портрета свекрови явно уже позднейшее(С.А. умерла 8 апреля 1875 г.), но рама на оригинале еще тогда была. Ой, чувствую, что пора переходить в раздел иконографии[/more] Вот и перешли.

Ответов - 354, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 All

Кот: В журнале "Творчество" (1995, №3/4) есть статья шведского историка искусства Ульфа Абеля "Шведские художники в Санкт-Петербурге". В частности он там пишет (с. 22): Сохранился карандашный портрет Нащокина, датированный 1839 годом (Музей Пушкина, Петербург), а также масляный портрет, написанный несколькими годами позже (местнахождение неизвестно). Обе работы отличает высокое качество исполнения и психологическая насыщенность. В записных книжках Мазера есть соответствующая письменная характеристика Нащокина - этого замечательного человека, великодушного, наделенного богатым воображением и разносторонними художественными способностями, например талантом писателя, и в то же время, как свидетельствует Мазер, глубоко суеверного и крайне азартного в игре. В гостеприимном доме Нащокина Мазер встречался с художниками, писателями и другими творческими личностями, такими как Гоголь, Верстовский, Витали. <...> В 1839 году, через два года после внезапной его (Пушкина. - Кот) смерти, Нащокин, заказав Мазеру описанный выше карандашный портрет и тем самым оценив возможности художника, попросил его написать посмертный портрет Пушкина (45х40 см, Музей Пушкина, Петербург). В качестве основы для портрета Мазер использовал мраморный бюст, изготовленный Витали и принадлежащий Нащокину, и маску поэта, слушал живые воспоминания Нащокина и т.д. Он также посещал дом Пушкина на Мойке (!? - Кот) <...> В пару к портрету друга Нащокин заказал портрет Наталии Пушкиной (Музей Пушкина, Петербург). Эти две работы ни в коей мере не относятся к шедеврам Мазера в России. Если принять во внимание очевидные обстоятельства истории создания, портрет Пушкина нельзя, да и не нужно сравнивать с портретами Нащокина, отличающимися необычайной проникновенностью и проницательностью. Правда, из его текста не ясно, откуда он взял сведения о том, что Нащокин заказал портрет Н.Н. - из записных книжек Мазера или еще откуда-то, или это его собственное предположение.

геолог: Мазер К. Портрет подполковника Корпуса жандармов П.И. Мордвинова (1842)

Таша: Кот пишет: откуда он взял сведения о том, что Нащокин заказал портрет Н.Н. - из записных книжек Мазера или еще откуда-то Хотелось бы заглянуть в эти записные книжки.


Cаша: Таша пишет: Хотелось бы заглянуть в эти записные книжки. Конечно, тогда это во многом прояснит и историю создания портрета Н.Н.

бык: Кот пишет: записных книжек Мазера А где же эти записные книжки? Они опубликованы где-нибудь?

Кот: Насколько я знаю, записные книжки (дневники?) Мазера не опубликованы, а находятся они в Стокгольме, кажется в Национальном музее. Это я попробую уточнить. Просто нет сейчас под рукой моих выписок по Мазеру.

бык: Эта ссылка не прояснит суть вопроса, но, тем не менее, она показалась мне любопытной в более широком аспекте. http://www.antiq.info/expert/6211.html

бык: Действительно, довольно часто портрет Н.Н. работы Мазера называется, как портрет "в вдовьем платье". Тогда почему кольцо?

Cаша: бык пишет: Эта ссылка не прояснит суть вопроса, но, тем не менее, она показалась мне любопытной в более широком аспекте. Почти на всех сохранившихся дагерротипах 1850-60-х гг. Н.Н. представлена в черных или темных платьях. Ее наряды отвечают моде, но остаются неизменно строгими.

Cаша: бык пишет: Действительно, довольно часто портрет Н.Н. работы Мазера называется, как портрет "в вдовьем платье". Тогда почему кольцо? В последнем по времени издании книги Н.Баранской, работавшей в ГМП в Москве, "Платье для г-жи Пушкиной" в серии "Я люблю Пушкина", в очередной раз опубликована ее давняя повесть "Цвет темного меду", написанная еще в 1977 г. В книге и на суперобложке помещен портрет Натальи Николаевны работы Мазера и значится в подписи к нему (не знаю кто это утверждает: редактор-издатель, подбиравший иллюстрации для книги или сам автор), что для портрета Мазеру позировала Вера Александровна(мысль могла возникнуть по аналогии: для портрета Пушкина позировал Павел Воинович). И не с ли кольцом ли В.А.Нащокиной Мазер изобразил вдову поэта?

Cаша: Эта книга вышла в издательстве "Терра" в 2004 г.

бык: Cаша пишет: И не с ли кольцом ли В.А.Нащокиной Мазер изобразил вдову поэта? Да, в этом случае, возможно, уважаемый Саша. Но - сколько версий!!!

Cаша: На портрете вдовы Пушкина много аксессуаров. Обратите внимание на украшение на голове В.А.Нарской-Нащокиной:

Таша: Насчет украшений спорить не стану, но лица РАЗНЫЕ! А если предположить, что Мазер стелал наброски (лица, постановки фигуры и т.д.). Когда же Н. Н. уехала, В. А. "допозировала" ему? Тогда и украшения могли появиться. Кстати, с кольцом вопрос не прояснен. Я, например, не могу с уверенностью сказать, что женщина пушкинского времени по смерти мужа переносила кольцо на другую руку. Когда появился такой обычай? Знаю только, что вдова с детьми продолжала носить кольцо, надетое на ее руку ее покойным мужем, до самого выхода замуж во второй раз. Тогда только кольцо снимали и новый муж надевал другое. Может быть, кто-то знает еще что-нибудь об этом?

бык: Я, к сожалению, не очень компетентен в этом вопросе. Знаю, что вдовы и вдовцы могли носить иногда на левой руке сразу два кольца - свое и умершего супруга. А в 18 в. траурные кольца вручали всем, кто шел на похороны. Об этом писал камер-юнкер Берхгольц. Нашел, что есть информация об обручальных кольцах в журнале "Новый русский базар" (1875 г. № 8). Но, чтобы прочитать, что именно там написано, надо идти в Публичку.

Таша: Ради ответа на такой вопрос можно и Публичку посетитью Был бы толк.

Cаша: Таша пишет: Кстати, с кольцом вопрос не прояснен. Я, например, не могу с уверенностью сказать, что женщина пушкинского времени по смерти мужа переносила кольцо на другую руку. Желая сохранить на память изображения друзей, Нащокины были дотошны в мелочах. Как с портретом Пушкина: все так, как запечатлелось в их памяти, с деталями одежды "их друга". И с портретом Н.Н. все должно быть точно до мелочей.

Таша: Cаша пишет: все так, как запечатлелось в их памяти, с деталями одежды "их друга" Ой, ли? А что там особенного из "деталей"? Одежда, как одежда: клетчатый архалук. А вот борода нащокинская - та же, что на его мазеровском портрете 1839 года. Не верится, что и у Пушкина такая жидкая бороденка была (когда он в дороге ее отращивал). А что за колечко у него на левой руке? Интересно бы поближе рассмотреть.

Таша: Кот пишет: То, что Н.Н. проезжала через Москву тогда, когда там был и Мазер, - это, конечно, уже некоторый факт, обеспечивающий возможную встречу Мазера и Н.Н. А вот, что пишет Интернерт: "Карл Петер Мазер приехал в Россию в 1838 году и прожил в ней пятнадцать лет. Жил в Петербурге, Ярославле, Москве, путешествовал по Волге с бурлаками от Нижнего Новгорода до Астрахани, делая зарисовки быта и природы. С 1848 года странствовал по Сибири..." То есть, начал все-таки с Петербурга! Тут-то они с Н. Н. и могли встретиться. Почему же обязательно в Москве?

Кот: Уважаемая Таша! Вы же сами писали: Е. Н. Загряжская приезжала за Н. Н. в Полотняный завод. По пути в Петербург они наверняка останавливались в Москве. Тут тетка могла узнать о художнике Мазере и заказать ему портрет любимой Таши. Я на эту Вашу фразу и опирался. Только сейчас я догадался проверить, когда же Наталья Николаевна проезжала через Москву в Петербург. Оказывается, в ноябре 1838 г. А Мазер, похоже, приехал в Москву в 1839 (но это требует проверки). Во всяком случае, если принять, что портрет Н.Н. писал после портрета Пушкина (если верить Ульфу), то это значит, что портрет Н.Н. писался, когда ее в Москве не было, так как портрет Пушкина писался в1839 г. Она была уже в Петербурге. Но Мазер, действительно, приехал из (по-моему) Финляндии именно в Петербург, а уж потом - в Москву и другие места. Поэтому не исключено, что Н.Н. с Мазером могла встретиться, когда он еще был в Петербурге. Тогда отпадает вариант заказа ее портрета Нащокиным. Ясно теперь, что надо уточнить, когда именно Мазер перебрался из Петербурга в Москву. Но все-таки я склонен согласиться с Ульфом, что ее портрет писался по заказу Нащокина. А тогда он писался не с натуры. Будем искать дополнительные сведения.



полная версия страницы