Форум » 1830-е годы » Портреты Н. Н. Пушкиной » Ответить

Портреты Н. Н. Пушкиной

Natalie: Судя по раззговорам на ветке "Ближайшие события", пора открывать тему о портретах Н. Н. Пушкиной. Итак, в пятницу на научном заседании во Всероссийском музее А. С. Пушкина заведующая лабораторией технико-тенологической экспертизы Русского музея С. В. Римская-Корсакова выступила с сообщением о авторе портрета Н. Н. Ланской, хранящегося в ВМП. В связи с этим на ветке "Ближайшие события" появились следующие сообщения: Таша: [more]«Дорогой Саша! Пишу этот ответ на ваш утренний вопрос (увидела его в ЛС только сейчас) здесь, так как это, возможно, будет интересно многим. Сегодня я была, как Вы убедились лично, на докладе С. В. Римской-Корсаковой (заведующей лабораторией технико-технологической экспертизы Русского музея) по поводу портрета Н. Н. Ланской, который хранится в нашем музее и приписывался то кисти И. К. Макарова, то К. Т.Неффа. После ее доклада, кажется, многое прояснилось, и портрету возвращено имя Макарова. Я обещала Вам, Саша, что подробно опишу то, что услышала, но у меня очень мало времени в эти дни. Отложу подробный рассказ до понедельника, а Вы, если сможете, пока выложите, пожалуйста, портреты Н. Н., о которых шла речь: макаровский из ГМП и наш. »[/more] Саша: [more]«В исследованиях портрета, который теперь можно с полным основанием считать макаровским, очень хотелось бы услышать имя Софьи Александровны Ланской-Пушкиной. Она такую копию этого портрета своей свекрови написала! Глаза на портрете такие... Совершенно другой взгляд... Он приведен, кстати, Русаковым во 2-ом издании его "Потомков Пушкина" в 1982 г. Вот он-то похож как раз на кое - кого, очень-очень.... Жалко,что в цвете он не опубликован. И история создания малоизвестна. А она могла бы пролить свет и на сам оригинал. »[/more] Таша: [more]"Ничего не знаю об этой копии. Расскажите, Саша, пожалуйста. Насчет черно-белых фотографи портрета, воспроизведенных в свое время в журналах "Новое время", "Художественные сокровища России" и в 4-м томе собрания сочинений Пушкина под редакцией Венгерова, вчерашняя докладчица сказала, что эти фотографии были сделаны с нашего портрета. Просто он был в плохом состоянии (лак потемнел) и фотограф применил желтый фильтр GS, что всегда делается в таких случаях. При этом часть темных цветов спектра становится светлой и создается впечателение. что в основе совсем другой портрет. Из-за этого москвичи из центра Грабаря, в свое время, не признали наш портрет за макаровский, так как сравнение его с названными фотографиями дало поразительную несхожесть. Не одну ли из этих фотографий воспроизвел Русаков? У меня под рукой его книг нет. Все на работе". [/more] Саша: [more]«Мне всегда казалось,что как раз с портрета в том плохом состоянии и была сделана репродукция для книги Ободовской и Дементьева "Н.Н.Пушкина"(1985). Когда открываю, стараюсь на фронтиспис не смотреть.Очень коробит взгляд. Портрет работы С.А.Пушкиной-Ланской немного отличается по размеру и вставлен в овальную раму. А вот работа Софьи Александровны. Рядом помещаю очень хорошую репродукцию нашего портрета. Боже ,какая разница, во взгляде особенно! А по самому макаровскому портрету: та же худоба после родов Елизаветы в 1849 г, как и на портрете Гау, где Н.Н.изображена с красным платком, с теми же те же серьгами, что и на том портрете. Приглядимся: они не однотонные,сиреневые,с каким-то камешком, интересные. Очень идут к царскому подарку(Солитер, где-то я читал, отыскался) »[/more] Таша: [more]«Вы правы, Саша. Это два разных портрета. Фотограф с его спектрами, здесь, похоже, ни при чем. Нужно будет обсудить этот вопрос с Римской-Корсаковой. Как ей покажется? А где хранится этот овальный портрет? Кстати об овале. Римская-Корсакова обратила наше внимаиение на то, что на нашем портрете Макаров также сделал любимый свой овал (определяющий признак картин Макарова!) в виде листьев (особенно хорошо видно в нижей части портрета), но портрет много раз мыли (Н. Н. просила мужа прекратить это делать, а то "ты меня совсем смоешь"!) и в верхней части от листьев остались одни только слабые темные пятна.»[/more] [more]«А серьги, по словам Римской-Корсаковой, эмалевые.»[/more] Саша: [more]«Ах,как жалко, подошел очень поздно,а то можно было бы приступить с вопросами и своими соображениями. Да, и по поводу датировки С.В.Римской - Корсаковой макаровского портрета 1852-м годом(т.е.после возвращения из Германии), пока ничего сказать не могу. Только последние 10 минут доклада удалось послушать. Подрезали, видимо, портрет? Был овальный и безнадежно испорченную из той "помытой" части могли и отрезать. А Софья Александровна писала портрет,возможно, с овального оригинала,но сократила детали. Но это,конечно, только предположение. Сам портрет привел Русаков, но сейчас под рукой книги нет. Где -то в провинции он хранился еще в 1970-х гг. »[/more] Таша: [more]«Нет, нет! 1852 год - это московский портрет, на котором она выглядит получше после лечения в Германии. На нем видно, что она даже поправилась, ушли темные круги под глазами, острота носа. Тот портрет сделан к ее 40-летию. А наш - 1849 года, когда, по словам самой Н. Н. Макаров пришел к ней писать ее детей (портрет известный), а она спросила, не может ли он поправить ее фотографию, так как муж просит прислать какое-то ее изображение к нему в Ригу. Фотография ей не нравилась, поскольку на ней было видно, что у нее страшнейшая анемия (после всех родов, кровопотерь и т. п.). Тогда Макаров сказал, что уже "схватил характер ее лица", поэтому, уважая ее мужа, берется сделать ему приятное. Портрет был написан на таком же картоне с серой краской вместо грунтовки, на котором в эти же месяцы Макаров написал три портрета членов семейства Шереметьевых, с которыми дружил. Далее Р.-К. показала, что в инфракрасном свете видно, как отличается манера Макарова и Нефа, а также то, как схожи другие работы Макарова с нашим портретом. С овалом Вы меня не поняли. Его никто не срезал, так как наш портрет не овальный, а прямоугольный. На самой живописи Вы можете разглядеть внизу листья, создающией некий овал, а вверху пятна. Мне кажется, что эти пятна - закрашенные следы потертости от когда-то наложенной на портрет овальной рамы. »[/more] Саша: [more]Да, это известное письмо Ланскому по поводу написания этого портрета. Тогда датировка нашего портрета 1849-м годом мне понятна и аргументы в ее пользу были выдвинуты А.Марковым. И отвечая на вопрос о дате, Р-К. cогласилась с его датировкой и в своем ответе дословно процитировала 3-й том ”Музеума”. По поводу рамы - еще интереснее. Получается, это могла быть рама-прямоугольная снаружи, а внутри обрамляла портрет овалом. Овальный же и портрет работы С.А Пушкиной. Когда она создавала копию портрета, оригинал был в раме и Софья Александровна не видела ту часть, которую сейчас мы видим! И тогда что еще интересно:подпись”Нефф” cделана в той ли части портрета, что не могла быть скрыта рамой? Ведь зачем она нужна, если под рамой будет скрыта и ее никто не увидит? А вот еcли подпись сделана тогда, когда рама была утрачена... И получается, если наше предположение о написании копии с портрета,еще не утратившего раму верно, подпись cделана уже после создания копии С.А.Пушкиной. А время создания ею портрета свекрови явно уже позднейшее(С.А. умерла 8 апреля 1875 г.), но рама на оригинале еще тогда была. Ой, чувствую, что пора переходить в раздел иконографии[/more] Вот и перешли.

Ответов - 354, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 All

Cаша: Но каким образом портрет стал нам известен и возможно ли сейчас проследить цепочку? М.Д.Беляев считал, что возможно на портрете Н.Н, а возможно - В.А.Нащокина. Нужны были какие-то основания для того,чтобы связать портрет с московским семейством. Действительно ли от Нащокиных портрет начал свое бытование?

Natalie: Уважаемый Кот пишет: Будем искать дополнительные сведения. Будем!

Зизи: Cаша пишет: связать портрет с московским семейством А то, что он хранился у потомков Подключникова, как указано в "Ниве"?


Cаша: Таша пишет: А что за колечко у него на левой руке? Интересно бы поближе рассмотреть. Каким же темным стал сейчас этот портрет. Это реставрация или время так все детали спрятало? В давних хороших репродукциях в 1 томе Летописей ГЛМ и в 12-м томе Большого академического издания можно рассмотреть даже книги на заднем плане.

Таша: Cаша пишет: можно рассмотреть даже книги на заднем плане. Тогда книги можно было не только рассматривать на заднем плане, но и читать! А теперь что? Интернет один...

Кот: Я, наконец, посмотрел книжку Беляева. Интересно, что по поводу портрета Н.Н. работы Мазера Беляев, приведя мнения о том, что портрет был написан, возможно, уже после смерти Пушкина, все-таки остается при своем мнении и пишет: за 1835 г. как год написания портрета Натальи Николаевны говорит анализ мод. Уважаемые Таша и Саша, действительно ли по модным деталям можно датировать портрет с точностью до года? Неужели мода так достаточно отчетливо менялась от года к году? Я в модах совсем не силен. Еще интересно, что записка неизвестно кого (предположительно, какого-то Моргенштерна; у Черейского есть семья Моргенштернов) к неизвестно кому (с просьбой узнать у Н.Н. адрес Мазера) хранится (или во всяком случае в 1930 году хранилась) в Пушкинском доме в фонде Араповых. Случайно оказаться у Араповых она не могла, если она не была адресована кому-то из этого семейства или семейства Ланских. Но писалась-то записка еще тогда, когда Н.Н. оставалась еще Пушкиной. Но с Ланскими или Араповыми она могла, по-моему, общаться только в Петербурге (но не в Москве). Следовательно, похоже на то, что Наталья Николаевна виделась с Мазером (и, может быть, позировала ему) в Петербурге. Но не исключено, что Мазер, видев Наталью Николаевну в Петербурге, мог действительно потом по просьбе Нащокина написать ее портрет в Москве по памяти (и поэтому, например, портрет - такой малоубедительный). Версии, версии, версии..... Надо хотя бы узнать, когда Мазер из Петербурга уехал в Москву.

Таша: Кот пишет: Надо хотя бы узнать, когда Мазер из Петербурга уехал в Москву. Хорошая мысль Займемся.

Кот: УважаемаяТаша, мне кажется, что есть еще один момент, который склоняет к тому, что портрет Н.Н. писался не с натуры. Это - фон портрета. Обычно на живописных портретах Мазера фон - или однотонный ("глухой"), или воспроизводит реальную обстановку. В портрете же Н.Н. фон, явно, - сочиненный. На это обратил внимание и упоминавшийся Ульф Абель. В другом варианте своей практически той же статьи, которую я цитировал, он пишет (У.Абель. Шведские художники в Санкт-Петербурге / Шведы на берегах Невы: Сборник статей. - Стокгольм: Шведский институт, 1998, с.191-197; сборник - на русском языке) на с.197: В пару к портрету друга Нащокин заказал портрет Наталии Пушкиной (Музей-квартира Пушкина, Петербург), на котором она - довольно необычно для Мазера - изображена на фоне ландшафта. Сочиненный фон склоняет к предположению, что и весь портрет был сочинен. Но это, естественно, только предположение.

Кот: Уважаемая Зизи справедливо привлекает наше внимание к тому, что мазеровский портрет Н.Н. хранился у потомков Подклюшникова, а тот в свою очередь был связан с Нащокиным. Именно в 1838-39 гг. он написал интерьер гостиной в квартире Нащокина. Так что Нащокин и с этой стороны как-то притягивается к портрету Н.Н.

Таша: Притягивается, как магнит!!!

Cаша: Нащокинский, и опять таки московский след создания портрета! И еще одна маленькая деталь по поводу фероньеры на голове Н.Н. А что за камень на фероньерке? Если предположить все же,что моделью Мазеру служила жена Нащокина. Так вот, на портрете В.А.Нащокиной камешек-аметист! Это ничего не доказывает и не опровергает,конечно,но наталкивает на размышления. А у Натальи Николаевны какой камень, тот же что и в кольце?

Таша: Но все же, как быть со свидетельством того неизвестного, который писал на бумаге с водяными знаками "1837", что Н. Н. Пушкина не только знает адрес художника Мазера, но и часто видится с ним?

Cаша: Дорогая Таша! Если предположить, что Н.Н. Пушкина действительно осенью 1838 г., по возвращению с теткой в столицу, знакомится с только что прибывшим в Россию Мазером. Водяной знак на бумаге это не опровергает, бумага могла использоваться не ранее 1837 г.,но и немного позднее. И именно Наталья Николаевна знакомит Нащокиных с художником, у которого в первопрестольной пока никого нет из влиятельных знакомых,а хлебосол Нащокин для такого человека очень подходит. Н.Н., возможно, специально пишет письмо в Москву, или, по случаю, в письме к П.В. упоминает о художнике, заочно рекомендуя его. И в благодарность, уже находясь в Москве, Мазер в 1839 г. пишет портрет Н.Н.,опираясь на свои ранние петербургские впечатления о встречах с вдовой Пушкина. В написании портретов Пушкиных Мазеру помогают модели - П.В. и В.А. Нащокины. Но это конечно только лишь предположение. И здесь очень важно бы добраться до дневников Мазера в Стокгольме! Они могли бы многое прояснить.

Таша: Красивая гипотеза, но слишком много предположений!

Cаша: Да, она была бы в чем-то логичной,но ничего нельзя подтвердить. Какие- то сведения записные книжки Мазера и приоткрыли бы,но вряд ли там имеется конкретное упоминание о возможном знакомстве художника и Н.Н. осенью 1838 г.и их дальнейшем общении, иначе в публикации 1995 г. об этом неприменно упоминалось бы.

Таша: Хотя бы понять, сколько времени он провел в Петербурге.

Cаша: Именно так, с этой точки зрения дневник и важен нам. И нет - нет, а что-то и другое мы смогли бы узнать. Срочно нужен "Принц датский", который осилит и шведский.

Таша: Любопытная статья о работе Карла Мазера над пушкинским портретом. М. Ромм считает, что у Нащокина мог быть этюд портрета Пушкина работы Кипренского, который затем лег в основу мазеровского лица Пушкина): http://magazines.russ.ru/neva/2004/7/ro23.html

Кот: Уважаемые -ши (Та и Са)! Вот что писала "Северная пчела" 20 апреля 1838 г (№87, с.345) в разделе "Смесь": Недавно прибылъ въ здѣшнюю столицу портретный живописецъ Г-нъ Мазеръ (Mazer) ученикъ знаменитаго Французскаго художника Барона Гро (Gros). Г. Мазеръ пишетъ весьма сходные портреты масляными красками и карандашемъ, и весьма удачно схватываетъ выраженіе лица и физіономію. Отделка его имѣетъ большое достоинство, въ художественномъ отношеніи. Желающіе удостовериться, съ какимъ сходствомъ пишет портреты Г. Мазер, могут видѣть портретъ одного изъ нашихъ литераторовъ, въ книжномъ магазинѣ А. Ф. Смирдина, или портретъ известнаго всѣмъ Г-на Оле-Буля, въ квартирѣ Г. Мазера, въ Милліонной, возлѣ Англійскаго магазина, въ домѣ портнаго Мастера Петерса, въ 3-мъ этажѣ. Мы увѣрены, что Г-нъ Мазеръ найдетъ много занятія въ Петербургѣ, потому что онъ работаетъ скоро, соблюдаетъ сходство въ портретахъ, отдѣлываетъ ихъ искусно, и притомъ не дорожится. Небольшой комментарий к этому: Оле-Буль – норвежский скрипач, гастролировавший в это время в Петербурге: первый концерт – 20 февраля, последний – 5 марта 1838; уехал до 15 марта (в «Сев. пч.», № 60 от 15 марта, в статье «Липинскій и Оле-Буль» написано: «Благодаря Бога, Оле-Буль оставилъ насъ съ любовью къ Русскимъ людямъ»). Таким образом, Мазер, явно, должен был приехать в Петербург не позднее первого концерта Оле-Буля, чтобы успеть организовать работу над его портретом (живописным). Поэтому можно предположить, что он, скорее всего, приехал не позднее середины февраля, так как успел уже обзавестись квартирой и устроить в ней мастерскую. Что касается упомянутого портрета литератора, то подозреваю, что речь идет о карандашном портрете Греча, который действительно был нарисован. Поэтому-то, вероятно, и в "Северной пчеле" появилась эта рекламная заметка. Так что к приезду Натальи Николаевны в Петербург Мазер уже приобрел в столице определенную репутацию. Что значат слова в записке Моргенштерна(?): "она, я думаю, видит его время от времени"? Просто так они явно познакомиться и видиться не могли. Значит, Мазер что-то рисовал для нее. Если бы - именно ее портрет, то вряд ли можно было бы сказать, что они видятся "время от времени" . Да и попрежнему я очень сомневаюсь, чтобы Н.Н. в это время для кого-то (тем более - для себя) согласилась бы заказать свой портрет. Не могла ли она заказать Мазеру карандашные портреты детей (например, для Натальи Ивановны или для Сергея Львовича, который, между прочим, тоже приехал в Петербург 16 или 17 декабря 1838 согласно "СПб ведомостям" от 20 декабря)? В этом случае она действительно должна была время от времени видеть художника. Что портреты детей могли не сохраниться, это не удивительно. Но, естественно, это тоже только предположение. Надо все-таки узнать, когда Мазер уехал из Петербурга. Это сразу помогло бы отсечь какие-то версии.

Таша: Замечательная и очень полезная информация, уважаемый Кот! Время отъезда Мазера попытаемся поискать по сообщениям в СПб Ведомостях. Но что имелось в виду, когда автор записки говорил о встречах Н. Н. с художником.? Конечно, Вы правы, он могла приводить к нему своих детей, но нельзя исключать, что "время от времени" она позировала ему сама. И почему Вы думаете, что портрет заказала Н.Н.? У нее не было на это не только сил, но и средств. Деньгами ведала тетка. А уж хотелось ли ей иметь портрет племяницы или ее детей, то нам неведомо. И последнее: зачем автор записки упоминает об этих временных "встречах": затем, чтобы узнать через Н. Н. адрес художника. То есть, всем известной мастерской он еще не обзавелся! Или же обзавелся, но сообщений об этом пока еще не было в газетах.



полная версия страницы