Форум » 1830-е годы » Портреты Н. Н. Пушкиной » Ответить

Портреты Н. Н. Пушкиной

Natalie: Судя по раззговорам на ветке "Ближайшие события", пора открывать тему о портретах Н. Н. Пушкиной. Итак, в пятницу на научном заседании во Всероссийском музее А. С. Пушкина заведующая лабораторией технико-тенологической экспертизы Русского музея С. В. Римская-Корсакова выступила с сообщением о авторе портрета Н. Н. Ланской, хранящегося в ВМП. В связи с этим на ветке "Ближайшие события" появились следующие сообщения: Таша: [more]«Дорогой Саша! Пишу этот ответ на ваш утренний вопрос (увидела его в ЛС только сейчас) здесь, так как это, возможно, будет интересно многим. Сегодня я была, как Вы убедились лично, на докладе С. В. Римской-Корсаковой (заведующей лабораторией технико-технологической экспертизы Русского музея) по поводу портрета Н. Н. Ланской, который хранится в нашем музее и приписывался то кисти И. К. Макарова, то К. Т.Неффа. После ее доклада, кажется, многое прояснилось, и портрету возвращено имя Макарова. Я обещала Вам, Саша, что подробно опишу то, что услышала, но у меня очень мало времени в эти дни. Отложу подробный рассказ до понедельника, а Вы, если сможете, пока выложите, пожалуйста, портреты Н. Н., о которых шла речь: макаровский из ГМП и наш. »[/more] Саша: [more]«В исследованиях портрета, который теперь можно с полным основанием считать макаровским, очень хотелось бы услышать имя Софьи Александровны Ланской-Пушкиной. Она такую копию этого портрета своей свекрови написала! Глаза на портрете такие... Совершенно другой взгляд... Он приведен, кстати, Русаковым во 2-ом издании его "Потомков Пушкина" в 1982 г. Вот он-то похож как раз на кое - кого, очень-очень.... Жалко,что в цвете он не опубликован. И история создания малоизвестна. А она могла бы пролить свет и на сам оригинал. »[/more] Таша: [more]"Ничего не знаю об этой копии. Расскажите, Саша, пожалуйста. Насчет черно-белых фотографи портрета, воспроизведенных в свое время в журналах "Новое время", "Художественные сокровища России" и в 4-м томе собрания сочинений Пушкина под редакцией Венгерова, вчерашняя докладчица сказала, что эти фотографии были сделаны с нашего портрета. Просто он был в плохом состоянии (лак потемнел) и фотограф применил желтый фильтр GS, что всегда делается в таких случаях. При этом часть темных цветов спектра становится светлой и создается впечателение. что в основе совсем другой портрет. Из-за этого москвичи из центра Грабаря, в свое время, не признали наш портрет за макаровский, так как сравнение его с названными фотографиями дало поразительную несхожесть. Не одну ли из этих фотографий воспроизвел Русаков? У меня под рукой его книг нет. Все на работе". [/more] Саша: [more]«Мне всегда казалось,что как раз с портрета в том плохом состоянии и была сделана репродукция для книги Ободовской и Дементьева "Н.Н.Пушкина"(1985). Когда открываю, стараюсь на фронтиспис не смотреть.Очень коробит взгляд. Портрет работы С.А.Пушкиной-Ланской немного отличается по размеру и вставлен в овальную раму. А вот работа Софьи Александровны. Рядом помещаю очень хорошую репродукцию нашего портрета. Боже ,какая разница, во взгляде особенно! А по самому макаровскому портрету: та же худоба после родов Елизаветы в 1849 г, как и на портрете Гау, где Н.Н.изображена с красным платком, с теми же те же серьгами, что и на том портрете. Приглядимся: они не однотонные,сиреневые,с каким-то камешком, интересные. Очень идут к царскому подарку(Солитер, где-то я читал, отыскался) »[/more] Таша: [more]«Вы правы, Саша. Это два разных портрета. Фотограф с его спектрами, здесь, похоже, ни при чем. Нужно будет обсудить этот вопрос с Римской-Корсаковой. Как ей покажется? А где хранится этот овальный портрет? Кстати об овале. Римская-Корсакова обратила наше внимаиение на то, что на нашем портрете Макаров также сделал любимый свой овал (определяющий признак картин Макарова!) в виде листьев (особенно хорошо видно в нижей части портрета), но портрет много раз мыли (Н. Н. просила мужа прекратить это делать, а то "ты меня совсем смоешь"!) и в верхней части от листьев остались одни только слабые темные пятна.»[/more] [more]«А серьги, по словам Римской-Корсаковой, эмалевые.»[/more] Саша: [more]«Ах,как жалко, подошел очень поздно,а то можно было бы приступить с вопросами и своими соображениями. Да, и по поводу датировки С.В.Римской - Корсаковой макаровского портрета 1852-м годом(т.е.после возвращения из Германии), пока ничего сказать не могу. Только последние 10 минут доклада удалось послушать. Подрезали, видимо, портрет? Был овальный и безнадежно испорченную из той "помытой" части могли и отрезать. А Софья Александровна писала портрет,возможно, с овального оригинала,но сократила детали. Но это,конечно, только предположение. Сам портрет привел Русаков, но сейчас под рукой книги нет. Где -то в провинции он хранился еще в 1970-х гг. »[/more] Таша: [more]«Нет, нет! 1852 год - это московский портрет, на котором она выглядит получше после лечения в Германии. На нем видно, что она даже поправилась, ушли темные круги под глазами, острота носа. Тот портрет сделан к ее 40-летию. А наш - 1849 года, когда, по словам самой Н. Н. Макаров пришел к ней писать ее детей (портрет известный), а она спросила, не может ли он поправить ее фотографию, так как муж просит прислать какое-то ее изображение к нему в Ригу. Фотография ей не нравилась, поскольку на ней было видно, что у нее страшнейшая анемия (после всех родов, кровопотерь и т. п.). Тогда Макаров сказал, что уже "схватил характер ее лица", поэтому, уважая ее мужа, берется сделать ему приятное. Портрет был написан на таком же картоне с серой краской вместо грунтовки, на котором в эти же месяцы Макаров написал три портрета членов семейства Шереметьевых, с которыми дружил. Далее Р.-К. показала, что в инфракрасном свете видно, как отличается манера Макарова и Нефа, а также то, как схожи другие работы Макарова с нашим портретом. С овалом Вы меня не поняли. Его никто не срезал, так как наш портрет не овальный, а прямоугольный. На самой живописи Вы можете разглядеть внизу листья, создающией некий овал, а вверху пятна. Мне кажется, что эти пятна - закрашенные следы потертости от когда-то наложенной на портрет овальной рамы. »[/more] Саша: [more]Да, это известное письмо Ланскому по поводу написания этого портрета. Тогда датировка нашего портрета 1849-м годом мне понятна и аргументы в ее пользу были выдвинуты А.Марковым. И отвечая на вопрос о дате, Р-К. cогласилась с его датировкой и в своем ответе дословно процитировала 3-й том ”Музеума”. По поводу рамы - еще интереснее. Получается, это могла быть рама-прямоугольная снаружи, а внутри обрамляла портрет овалом. Овальный же и портрет работы С.А Пушкиной. Когда она создавала копию портрета, оригинал был в раме и Софья Александровна не видела ту часть, которую сейчас мы видим! И тогда что еще интересно:подпись”Нефф” cделана в той ли части портрета, что не могла быть скрыта рамой? Ведь зачем она нужна, если под рамой будет скрыта и ее никто не увидит? А вот еcли подпись сделана тогда, когда рама была утрачена... И получается, если наше предположение о написании копии с портрета,еще не утратившего раму верно, подпись cделана уже после создания копии С.А.Пушкиной. А время создания ею портрета свекрови явно уже позднейшее(С.А. умерла 8 апреля 1875 г.), но рама на оригинале еще тогда была. Ой, чувствую, что пора переходить в раздел иконографии[/more] Вот и перешли.

Ответов - 354, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 All

Кот: Уважаемая Таша! Если автор записки интерсовался адресом Мазера не ранее ноября-декабря 1838 г., а заметка в "Сев. пчеле" была в апреле, то автор записки мог просто не видеть этой газеты или пропустить заметку, так как, когда она была напечатана, адрес Мазера был ему еще не нужен или, например, этого автора записки тогда не было в Петербурге. Вряд ли мастерская Мазера была "всем известна", как Вы пишите. Не такой уж он знаменитый. Относительно портрета самой Н.Н. Все-таки это как-то странно - позировать "время от времени". Это должны быть два-три сеанса подряд. Вы пишите: И почему Вы думаете, что портрет заказала Н.Н.? Из чего Вы заключили, что я так думаю?! Я-то как раз не думаю, что портрет заказала она сама, и постоянно отстаиваю эту точку зрения. Но опять же, если портрет заказывала тетка, то почему его история связывается с Клюшниковым, а не с Загряжской или с Гончаровыми? Вот за портреты детей тетка действительно могла бы заплатить, но, конечно, если бы они делались для нее, а не для Натальи Ивановны или Сергея Львовича или кого-то еще.

Cаша: Мне кажется, мы иногда забываем главное - портрет самой Н.Н. мог писаться для того, кто будет им владеть, и вероятно, по его заказу. Едва ли Наталья Николаевна,у которой все средства на счету, стала бы делать такой подарок кому-то сама, на свои средства. А если бы эта была тетка, то ей бы и принадлежал портрет впоследствии. Откуда тогда "нащокинский след"? Вряд ли заказчиком выступал и скупой Сергей Львович.

Кот: Уважаемые Таша и Саша, я просмотрел "Санктпетербургские ведомости" (на предмет списков выехавших из Петербурга) за ноябрь-декабрь 1838 года и за весь 1839 год. Мазера не встретил. В том комплекте, который я смотрел, не было одного декабрьского номера 1838 г. - № 276. Надо бы все-таки и его просмотреть. В Москве мне пока больше негде (в Исторической библиотеке зал периодики на ремонте). Если у кого-то из вас будет такая возможность, гляньте, пожалуйста. А я буду просматривать дальше 1840 год. Но, к сожалению, в газетные списки попадали далеко не все выезжавшие или приезжавшие. С чем это связано, точно не знаю. Пушкин несколько раз выезжал из Петербурга, не попав в список выехавших. С "Московскими ведомостями" понятно - там в список включали только лиц первых восьми классов, и Пушкин, будучи чиновником 9-го класса, туда не попадал, тогда как его отец (отставной 5-го класса) - попадал. Но в "Санктпетербургских ведомостях" ограничений на чин не было. Каким образом кто-то попадал, а кто-то нет, до сих пор разобраться не могу. Но 1840 год, я считаю, тоже надо просмотреть на всякий случай, хотя портрет Нащокина и датирован вроде бы 1839 годом.


Cаша: Cпасибо, уважаемый Кот! Кот пишет: Но 1840 год, я считаю, тоже надо просмотреть на всякий случай, хотя портрет Нащокина и датирован вроде бы 1839 годом. Точно так, на портрете поставлен 1839 г.

Марта: Пока была в отпуске, пропустила о Мазере, теперь вот читаю, наверстываю. О каком портрете Н.Н. пишет Пушкин: "Цалую твой портрет, который что-то кажется виноватым"?

Таша: О брюлловском. Другого, кажется, у Пушкина не было.

бык: Почему-то картина названа "Невеста поэта". Автор (дама) тот же, что создала позднее портрет Пушкина, который я поместил в "Иконографии".

Таша: В "Иконографии" я предположила другого автора. Теперь вижу, что это женская рука. Но героиня портрета сильно смахивает на купчих Кустодиева. Видимо, таков русский характер, который именно такими видит красавиц и Мадонн.

бык: Тоскливые они какие-то для жениха и невесты!

Таша: Герои Ваших картинок гораздо веселее

Cаша: Чем-то похожа на Алсу Сафину из "Каравана истории"

Эхо : и чё за маскерад? карова в сидле? прастити!!

Cаша: Эхо пишет: карова в сидле? прастити!! Самое забавное, что платье висит как на мышке сарафан, корсета нет. На портрете Брюллова платье плотно прилегает к "плотненькой брюнетке", про выпирающие ключицы и не говорю. У Н.Н. ручка опирается на подлокотник,а здесь - безжизненно висит в воздухе...Цвет платья произвольный. Даже жалко певицу, которой пришлось участвовать в такой реконструкции.

Эхо : жалка птичку, што так жалабна глядит! а паёт истчё жальчее

Зизи: И почему именно Алсу? Меня смущает и сам выбор!? А это еще одна Н.Н., вам знакомая, и все-таки, на мой взгляд, более отвечающая внешним данным. Хотя, как кто-то уже правильно замечал, мы ведь не знаем, как на самом деле выглядели Пушкин и его жена.

Таша: А вот и все они вместе. Рабочий момент съемок:

Cаша: Зизи пишет: И почему именно Алсу? Меня смущает и сам выбор!? Об этом надо спросить редакторов "Каравана истории".

Зизи: Скорее уж тогда Екатерину Рождественскую. Это ведь ее работа? Но я другое имела в виду!

Cаша: Зизи пишет: Скорее уж тогда Екатерину Рождественскую. Это ведь ее работа? Но я другое имела в виду! О, автор-хозяин-барин, его замысел, подчас, понятен только ему. Что же Вы имели ввиду, милая Зизи?

Зизи: Ну, то, что Наталия Николаевна видится автору восточной женщиной...



полная версия страницы