Форум » 1830-е годы » Портреты Н. Н. Пушкиной » Ответить

Портреты Н. Н. Пушкиной

Natalie: Судя по раззговорам на ветке "Ближайшие события", пора открывать тему о портретах Н. Н. Пушкиной. Итак, в пятницу на научном заседании во Всероссийском музее А. С. Пушкина заведующая лабораторией технико-тенологической экспертизы Русского музея С. В. Римская-Корсакова выступила с сообщением о авторе портрета Н. Н. Ланской, хранящегося в ВМП. В связи с этим на ветке "Ближайшие события" появились следующие сообщения: Таша: [more]«Дорогой Саша! Пишу этот ответ на ваш утренний вопрос (увидела его в ЛС только сейчас) здесь, так как это, возможно, будет интересно многим. Сегодня я была, как Вы убедились лично, на докладе С. В. Римской-Корсаковой (заведующей лабораторией технико-технологической экспертизы Русского музея) по поводу портрета Н. Н. Ланской, который хранится в нашем музее и приписывался то кисти И. К. Макарова, то К. Т.Неффа. После ее доклада, кажется, многое прояснилось, и портрету возвращено имя Макарова. Я обещала Вам, Саша, что подробно опишу то, что услышала, но у меня очень мало времени в эти дни. Отложу подробный рассказ до понедельника, а Вы, если сможете, пока выложите, пожалуйста, портреты Н. Н., о которых шла речь: макаровский из ГМП и наш. »[/more] Саша: [more]«В исследованиях портрета, который теперь можно с полным основанием считать макаровским, очень хотелось бы услышать имя Софьи Александровны Ланской-Пушкиной. Она такую копию этого портрета своей свекрови написала! Глаза на портрете такие... Совершенно другой взгляд... Он приведен, кстати, Русаковым во 2-ом издании его "Потомков Пушкина" в 1982 г. Вот он-то похож как раз на кое - кого, очень-очень.... Жалко,что в цвете он не опубликован. И история создания малоизвестна. А она могла бы пролить свет и на сам оригинал. »[/more] Таша: [more]"Ничего не знаю об этой копии. Расскажите, Саша, пожалуйста. Насчет черно-белых фотографи портрета, воспроизведенных в свое время в журналах "Новое время", "Художественные сокровища России" и в 4-м томе собрания сочинений Пушкина под редакцией Венгерова, вчерашняя докладчица сказала, что эти фотографии были сделаны с нашего портрета. Просто он был в плохом состоянии (лак потемнел) и фотограф применил желтый фильтр GS, что всегда делается в таких случаях. При этом часть темных цветов спектра становится светлой и создается впечателение. что в основе совсем другой портрет. Из-за этого москвичи из центра Грабаря, в свое время, не признали наш портрет за макаровский, так как сравнение его с названными фотографиями дало поразительную несхожесть. Не одну ли из этих фотографий воспроизвел Русаков? У меня под рукой его книг нет. Все на работе". [/more] Саша: [more]«Мне всегда казалось,что как раз с портрета в том плохом состоянии и была сделана репродукция для книги Ободовской и Дементьева "Н.Н.Пушкина"(1985). Когда открываю, стараюсь на фронтиспис не смотреть.Очень коробит взгляд. Портрет работы С.А.Пушкиной-Ланской немного отличается по размеру и вставлен в овальную раму. А вот работа Софьи Александровны. Рядом помещаю очень хорошую репродукцию нашего портрета. Боже ,какая разница, во взгляде особенно! А по самому макаровскому портрету: та же худоба после родов Елизаветы в 1849 г, как и на портрете Гау, где Н.Н.изображена с красным платком, с теми же те же серьгами, что и на том портрете. Приглядимся: они не однотонные,сиреневые,с каким-то камешком, интересные. Очень идут к царскому подарку(Солитер, где-то я читал, отыскался) »[/more] Таша: [more]«Вы правы, Саша. Это два разных портрета. Фотограф с его спектрами, здесь, похоже, ни при чем. Нужно будет обсудить этот вопрос с Римской-Корсаковой. Как ей покажется? А где хранится этот овальный портрет? Кстати об овале. Римская-Корсакова обратила наше внимаиение на то, что на нашем портрете Макаров также сделал любимый свой овал (определяющий признак картин Макарова!) в виде листьев (особенно хорошо видно в нижей части портрета), но портрет много раз мыли (Н. Н. просила мужа прекратить это делать, а то "ты меня совсем смоешь"!) и в верхней части от листьев остались одни только слабые темные пятна.»[/more] [more]«А серьги, по словам Римской-Корсаковой, эмалевые.»[/more] Саша: [more]«Ах,как жалко, подошел очень поздно,а то можно было бы приступить с вопросами и своими соображениями. Да, и по поводу датировки С.В.Римской - Корсаковой макаровского портрета 1852-м годом(т.е.после возвращения из Германии), пока ничего сказать не могу. Только последние 10 минут доклада удалось послушать. Подрезали, видимо, портрет? Был овальный и безнадежно испорченную из той "помытой" части могли и отрезать. А Софья Александровна писала портрет,возможно, с овального оригинала,но сократила детали. Но это,конечно, только предположение. Сам портрет привел Русаков, но сейчас под рукой книги нет. Где -то в провинции он хранился еще в 1970-х гг. »[/more] Таша: [more]«Нет, нет! 1852 год - это московский портрет, на котором она выглядит получше после лечения в Германии. На нем видно, что она даже поправилась, ушли темные круги под глазами, острота носа. Тот портрет сделан к ее 40-летию. А наш - 1849 года, когда, по словам самой Н. Н. Макаров пришел к ней писать ее детей (портрет известный), а она спросила, не может ли он поправить ее фотографию, так как муж просит прислать какое-то ее изображение к нему в Ригу. Фотография ей не нравилась, поскольку на ней было видно, что у нее страшнейшая анемия (после всех родов, кровопотерь и т. п.). Тогда Макаров сказал, что уже "схватил характер ее лица", поэтому, уважая ее мужа, берется сделать ему приятное. Портрет был написан на таком же картоне с серой краской вместо грунтовки, на котором в эти же месяцы Макаров написал три портрета членов семейства Шереметьевых, с которыми дружил. Далее Р.-К. показала, что в инфракрасном свете видно, как отличается манера Макарова и Нефа, а также то, как схожи другие работы Макарова с нашим портретом. С овалом Вы меня не поняли. Его никто не срезал, так как наш портрет не овальный, а прямоугольный. На самой живописи Вы можете разглядеть внизу листья, создающией некий овал, а вверху пятна. Мне кажется, что эти пятна - закрашенные следы потертости от когда-то наложенной на портрет овальной рамы. »[/more] Саша: [more]Да, это известное письмо Ланскому по поводу написания этого портрета. Тогда датировка нашего портрета 1849-м годом мне понятна и аргументы в ее пользу были выдвинуты А.Марковым. И отвечая на вопрос о дате, Р-К. cогласилась с его датировкой и в своем ответе дословно процитировала 3-й том ”Музеума”. По поводу рамы - еще интереснее. Получается, это могла быть рама-прямоугольная снаружи, а внутри обрамляла портрет овалом. Овальный же и портрет работы С.А Пушкиной. Когда она создавала копию портрета, оригинал был в раме и Софья Александровна не видела ту часть, которую сейчас мы видим! И тогда что еще интересно:подпись”Нефф” cделана в той ли части портрета, что не могла быть скрыта рамой? Ведь зачем она нужна, если под рамой будет скрыта и ее никто не увидит? А вот еcли подпись сделана тогда, когда рама была утрачена... И получается, если наше предположение о написании копии с портрета,еще не утратившего раму верно, подпись cделана уже после создания копии С.А.Пушкиной. А время создания ею портрета свекрови явно уже позднейшее(С.А. умерла 8 апреля 1875 г.), но рама на оригинале еще тогда была. Ой, чувствую, что пора переходить в раздел иконографии[/more] Вот и перешли.

Ответов - 354, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 All

Muza: Когда Наталья Сергеевна Бондарчук представляла на суд зрителей свой фильм о Пушкине, то очень гордилась тем, что ввела в него сцену, когда Пушкин слушает живот беременной своей женки. Кто же из них первый это придумал? Бондарчук или художница? Не знаете, Эхо?

Cаша: Muza пишет: Кто же из них первый это придумал? Бондарчук или художница? Не знаете, Эхо? Простите,уважаемая Muza, отвечу за наше милое Эхо: В известном фильме В.Хотиненко"Зеркало для героя", снятом в начале перестройки(1987), персонаж Бориса Галкина тоже прильнул к животу жены, и при этом еще и приговаривал "Прием, прием". А вообще, вопрос о том,как маленький чувствует и слышит-очень интересный. Первой у младенца появляется тактильная реакция - на прикосновение. Это просисходит уже в конце 3 месяца. М.В.Осорина, известный детский психолог, этот момент исследовала очень подробно(по этому вопросу можно посмотреть любую ее работу).

Muza: Какие они славные на показанной Сашей фотографии! Как-то даже не верится, что в конце-концов вышел такой неудачный фильм.


Cаша: Вот так бы стояли, не двигались и не говорили...Цитатами, вырванными из общего контекста, когда человек, ее изрекший, не придавал того значения мысли, которая вкладывается в уста персонажа. Часто можно услышать опровержение: а как же им, иначе как не цитатами разговаривать?.. Можно, каждое слово продумать, сопоставить с другими документами, найти противоречие,и не включать то,что недостоверно или сомнительно. И, конечно, очень и очень жаль,что сильные, самые сильные стороны фильма очень скоротечны. Сцены смерти: черно-белые, отрывочные осколки в памяти Данзаса...А об этих 46 часах имеется столько фактических данных, достоверных или, по крайней мере, выдержанных в одном ключе слов,поведения...Вот эту открытую за 170 лет Правду показать...Доступную за счет трудов целых поколений биографов, исследователей, положивших на это жизни. Впоследствии, конечно,могут появиться уточнения, будут найдены новые документы, но стройную картину предсмертных дней может нарисовать очень выразительно. По крайней мере, можно показать то,что не вызывает сомнений и зафиксировано одновременно многими свидетельствами, нейтральными или предвзятыми, но едиными в деталях, в точной передаче которых невозможно было бы усомниться.

Кот: Уважаемый Саша прав! Но где найти режиссера (а точнее тех, кто оплачивает постановку), кто согласился бы потратить столько времени только на подготовку сценария, да к тому же не несущего ничего сенсационного?! А поставить можно было бы, чтобы основой были сцены умирающего Пушкина (и тут в его уста могут быть вложены абсолютно достоверные его слова), а прошедшее могло бы возникать в виде осколков воспоминаний его самого (и, естественно, сам он в этих сценах-воспоминаниях не появляется) и воспоминаний других, в которых возникают какие-то яркие (и в основном зрительные) сцены с участием Пушкина, позволяющие понять взаимоотношения этих людей с Пушкиным. При этом Пушкин и не должен произносить каких-то "речей" и рассуждений. Может быть, какая-то достоверная реплика, а то и вовсе никаких слов. Думаю, что такие воспоминания Натальи Николаевны могли бы обойтись вообще без всяких речей их обоих, но можно сделать и сыграть так, что все будет понятно. В сценах-воспоминаниях большую роль может сыграть музыка. В сценах же с умирающим Пушкиным музыки не должно быть вообще. Только естественные звуки и слова.

Muza: Кот пишет: В сценах-воспоминаниях большую роль может сыграть музыка. В сценах же с умирающим Пушкиным музыки не должно быть вообще. Только естественные звуки и слова. Представляю, как это могло бы быть красиво и достойно. Только кто соберется сделать такой шедевр? Пока еще Феллини у нас не родился.

Марта: Уважаемый Саша! Разбирая непроходимые заросли домашнего архива, я наткнулась на записочку вот такого содержания: "Пушкин "... гордился красотою её /Натальи Николаевны - М./ и радовался тому, что его невзрачностью оттенялся ... чистейшей прелести чистейший образец", точно так же, как рядом с Вирсавией помещают арапа...", - писал Бартенев /опубликовано в "Иллюстрированной газете", в Москве, 04.12.1863 г./. Помня о том, что Вы занимаетесь и иконографией Натальи Николаевны Пушкиной в том числе, я привела содержание этой записки в надежде, что она Вам может пригодиться, а другим будет интересно. Вы однажды поместили портрет юной Натальи Николаевны, где на заднем плане стоит арап. Вот про эту параллель с Вирсавией я и думала, когда отправляла Вам это послание. Может быть, оно Вам пригодится.

Cаша: Спасибо дорогая Марта! Как же тепло писал Петр Иванович в некрологе о Наталье Николаевне. Сразу приходят на память знаменитая картина К.П.Брюллова и та самая акварель с грумом работы В.И.Гау из Русского музея.

Natalie: Торопимся всем сообщить, что в настоящее время музей на Мойке занимается прижизненным портретом Н. Н. Пушкиной-Ланской, которого никто из пушкинистов никогда не видел, но о существовании которого подозревали. Оказалось, он существует (в частном собрании!!!) и находится в весьма приличном состоянии! Подробности - позднее.

Марта: А-а-ах.... Когда, когда подробности, уважаемая и ненаглядная Natalie? Как жить дальше?

Cаша: Наберемся терпения и скоро, очень скоро все узнаем.

Таша: Cаша пишет: и скоро, очень скоро все узнаем Боюсь, что не слишком скоро! Возможно, через несколько месяцев.

геолог: Muza, 14.06.08: В сценах-воспоминаниях большую роль может сыграть музыка... Представляю, как это могло бы быть красиво и достойно. Только кто соберется сделать такой шедевр? Пока еще Феллини у нас не родился. Явная описка: имелся в виду Висконти. Как раз у Феллини в фильмах музыка опереточно-балаганная. Коль скоро речь зашла о кино-трагедии - вспоминайте Висконти, Тарковского и т.п.

Muza: геолог пишет: имелся в виду Висконти Нино Рота, Малер. Кто еще делал музыку для фильмов Висконти? Но кто бы не делал - это волшебно! А в нашем кинематографе такое вряд ли когда-нибудь может случиться. так что Пушкину и Н. Н. надо ждать режиссера мирового уровня

геолог: Прошу извинить мое занудство, Нино Рота с Висконти не работал. Моцарт, Вагнер, Малер ... - да.

Марта: Дорогие Саша и Таша, вы уже видели этот портрет? Пожалуйста, напишите хоть несколько слов: кто художник, не исказил ли он её красоту, у родственников ли он находится, при жизни ли Пушкина он сделан?

Таша: Марта пишет: вы уже видели этот портрет? Видели. Но рассказывать не имеем права. Ждем решения хозяев портрета.

Марта: Уважаемый Саша, действительно, (см. 29.06.), П.И.Бартенев очень тепло писал о Наталье Николаевне Пушкиной. Вот что писала об этом его внучка: "О Наталье Николаевне ... дед говорить не любил, а если начинали осуждать её ... , дед прекращал этот разговор, говоря, что, осуждая Наталью Николаевну, мы огорчаем поэта и высказываем неуважение к его последней воле, так как он ... не хотел, чтобы молва осудила её..."

Маша: Марта пишет: он ... не хотел, чтобы молва осудила её..." Добрые люди исходят из таких правил, другие считают, что знают лучше, чем Пушкин.

Natalie: геолог пишет: Прошу извинить мое занудство, Нино Рота с Висконти не работал. Не извиняем, а приводим список фильмов Висконти, музыку к которым писал Нино Рота: 1957 — Белые ночи / Le Notti bianche (реж. Лукино Висконти) 1960 — Рокко и его братья / Rocco e i Suoi Fratelli (реж. Лукино Висконти) 1962 — Боккаччо-70 / Boccaccio '70 (for Federico Fellini & Luchino Visconti, 1962) 1963 — Леопард / Il Gattopardo (реж. Лукино Висконти).



полная версия страницы