Форум » 1830-е годы » Портреты Н. Н. Пушкиной » Ответить

Портреты Н. Н. Пушкиной

Natalie: Судя по раззговорам на ветке "Ближайшие события", пора открывать тему о портретах Н. Н. Пушкиной. Итак, в пятницу на научном заседании во Всероссийском музее А. С. Пушкина заведующая лабораторией технико-тенологической экспертизы Русского музея С. В. Римская-Корсакова выступила с сообщением о авторе портрета Н. Н. Ланской, хранящегося в ВМП. В связи с этим на ветке "Ближайшие события" появились следующие сообщения: Таша: [more]«Дорогой Саша! Пишу этот ответ на ваш утренний вопрос (увидела его в ЛС только сейчас) здесь, так как это, возможно, будет интересно многим. Сегодня я была, как Вы убедились лично, на докладе С. В. Римской-Корсаковой (заведующей лабораторией технико-технологической экспертизы Русского музея) по поводу портрета Н. Н. Ланской, который хранится в нашем музее и приписывался то кисти И. К. Макарова, то К. Т.Неффа. После ее доклада, кажется, многое прояснилось, и портрету возвращено имя Макарова. Я обещала Вам, Саша, что подробно опишу то, что услышала, но у меня очень мало времени в эти дни. Отложу подробный рассказ до понедельника, а Вы, если сможете, пока выложите, пожалуйста, портреты Н. Н., о которых шла речь: макаровский из ГМП и наш. »[/more] Саша: [more]«В исследованиях портрета, который теперь можно с полным основанием считать макаровским, очень хотелось бы услышать имя Софьи Александровны Ланской-Пушкиной. Она такую копию этого портрета своей свекрови написала! Глаза на портрете такие... Совершенно другой взгляд... Он приведен, кстати, Русаковым во 2-ом издании его "Потомков Пушкина" в 1982 г. Вот он-то похож как раз на кое - кого, очень-очень.... Жалко,что в цвете он не опубликован. И история создания малоизвестна. А она могла бы пролить свет и на сам оригинал. »[/more] Таша: [more]"Ничего не знаю об этой копии. Расскажите, Саша, пожалуйста. Насчет черно-белых фотографи портрета, воспроизведенных в свое время в журналах "Новое время", "Художественные сокровища России" и в 4-м томе собрания сочинений Пушкина под редакцией Венгерова, вчерашняя докладчица сказала, что эти фотографии были сделаны с нашего портрета. Просто он был в плохом состоянии (лак потемнел) и фотограф применил желтый фильтр GS, что всегда делается в таких случаях. При этом часть темных цветов спектра становится светлой и создается впечателение. что в основе совсем другой портрет. Из-за этого москвичи из центра Грабаря, в свое время, не признали наш портрет за макаровский, так как сравнение его с названными фотографиями дало поразительную несхожесть. Не одну ли из этих фотографий воспроизвел Русаков? У меня под рукой его книг нет. Все на работе". [/more] Саша: [more]«Мне всегда казалось,что как раз с портрета в том плохом состоянии и была сделана репродукция для книги Ободовской и Дементьева "Н.Н.Пушкина"(1985). Когда открываю, стараюсь на фронтиспис не смотреть.Очень коробит взгляд. Портрет работы С.А.Пушкиной-Ланской немного отличается по размеру и вставлен в овальную раму. А вот работа Софьи Александровны. Рядом помещаю очень хорошую репродукцию нашего портрета. Боже ,какая разница, во взгляде особенно! А по самому макаровскому портрету: та же худоба после родов Елизаветы в 1849 г, как и на портрете Гау, где Н.Н.изображена с красным платком, с теми же те же серьгами, что и на том портрете. Приглядимся: они не однотонные,сиреневые,с каким-то камешком, интересные. Очень идут к царскому подарку(Солитер, где-то я читал, отыскался) »[/more] Таша: [more]«Вы правы, Саша. Это два разных портрета. Фотограф с его спектрами, здесь, похоже, ни при чем. Нужно будет обсудить этот вопрос с Римской-Корсаковой. Как ей покажется? А где хранится этот овальный портрет? Кстати об овале. Римская-Корсакова обратила наше внимаиение на то, что на нашем портрете Макаров также сделал любимый свой овал (определяющий признак картин Макарова!) в виде листьев (особенно хорошо видно в нижей части портрета), но портрет много раз мыли (Н. Н. просила мужа прекратить это делать, а то "ты меня совсем смоешь"!) и в верхней части от листьев остались одни только слабые темные пятна.»[/more] [more]«А серьги, по словам Римской-Корсаковой, эмалевые.»[/more] Саша: [more]«Ах,как жалко, подошел очень поздно,а то можно было бы приступить с вопросами и своими соображениями. Да, и по поводу датировки С.В.Римской - Корсаковой макаровского портрета 1852-м годом(т.е.после возвращения из Германии), пока ничего сказать не могу. Только последние 10 минут доклада удалось послушать. Подрезали, видимо, портрет? Был овальный и безнадежно испорченную из той "помытой" части могли и отрезать. А Софья Александровна писала портрет,возможно, с овального оригинала,но сократила детали. Но это,конечно, только предположение. Сам портрет привел Русаков, но сейчас под рукой книги нет. Где -то в провинции он хранился еще в 1970-х гг. »[/more] Таша: [more]«Нет, нет! 1852 год - это московский портрет, на котором она выглядит получше после лечения в Германии. На нем видно, что она даже поправилась, ушли темные круги под глазами, острота носа. Тот портрет сделан к ее 40-летию. А наш - 1849 года, когда, по словам самой Н. Н. Макаров пришел к ней писать ее детей (портрет известный), а она спросила, не может ли он поправить ее фотографию, так как муж просит прислать какое-то ее изображение к нему в Ригу. Фотография ей не нравилась, поскольку на ней было видно, что у нее страшнейшая анемия (после всех родов, кровопотерь и т. п.). Тогда Макаров сказал, что уже "схватил характер ее лица", поэтому, уважая ее мужа, берется сделать ему приятное. Портрет был написан на таком же картоне с серой краской вместо грунтовки, на котором в эти же месяцы Макаров написал три портрета членов семейства Шереметьевых, с которыми дружил. Далее Р.-К. показала, что в инфракрасном свете видно, как отличается манера Макарова и Нефа, а также то, как схожи другие работы Макарова с нашим портретом. С овалом Вы меня не поняли. Его никто не срезал, так как наш портрет не овальный, а прямоугольный. На самой живописи Вы можете разглядеть внизу листья, создающией некий овал, а вверху пятна. Мне кажется, что эти пятна - закрашенные следы потертости от когда-то наложенной на портрет овальной рамы. »[/more] Саша: [more]Да, это известное письмо Ланскому по поводу написания этого портрета. Тогда датировка нашего портрета 1849-м годом мне понятна и аргументы в ее пользу были выдвинуты А.Марковым. И отвечая на вопрос о дате, Р-К. cогласилась с его датировкой и в своем ответе дословно процитировала 3-й том ”Музеума”. По поводу рамы - еще интереснее. Получается, это могла быть рама-прямоугольная снаружи, а внутри обрамляла портрет овалом. Овальный же и портрет работы С.А Пушкиной. Когда она создавала копию портрета, оригинал был в раме и Софья Александровна не видела ту часть, которую сейчас мы видим! И тогда что еще интересно:подпись”Нефф” cделана в той ли части портрета, что не могла быть скрыта рамой? Ведь зачем она нужна, если под рамой будет скрыта и ее никто не увидит? А вот еcли подпись сделана тогда, когда рама была утрачена... И получается, если наше предположение о написании копии с портрета,еще не утратившего раму верно, подпись cделана уже после создания копии С.А.Пушкиной. А время создания ею портрета свекрови явно уже позднейшее(С.А. умерла 8 апреля 1875 г.), но рама на оригинале еще тогда была. Ой, чувствую, что пора переходить в раздел иконографии[/more] Вот и перешли.

Ответов - 354, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 All

Марта: Какой чудесный портрет! Глядя на это милое и задумчивое личико, понимаешь, что такое "романтическая красавица".

Таша: Ну вот и выясняется, что ничего я не смыслю в живописи... В особенности в детской

Марта: Дорогая Ташенька, и я не знаток живописи.... Выясняется только то, что что-то нравится, а что-то - нет.


Cаша: Где-то я уже видел этот портрет. Образ некой романтической красавицы, витающей в облаках.

барышня-крестьянка: Мне портрет понравился. Особенно, когда я узнала, что рислвал ребенок. Только это не Наталья Николаена. Ребенок рисовал просто красивую женщину - жену Пушкина. Ему ведь говорили, что у Пушкина жена красивая, вот он и нарисовал.

Кот: Это Вы очень правильно, по-моему, рассудили, уважаемая Барышня-крестьянка, про портрет, нарисованный ребенком.

Таша: Присоединяюсь к сказанному уважаемым Котом и Барышней-крестьянкой.

Марта: Да, и я тоже.

Cаша: Посмотрим на еще один портрет Натальи Николвевны. Его автор - Стефания Базиленко.

Зизи: Если бы автором портрета был ребенок, уважаемый Саша, то можно было бы написать, как уже замечала наша Барышня, что нарисована красивая женщина, потому что Наталия Николаевна была красавицей. Ребенок и пытался нарисовать просто красавицу. Но госпожа Базиленко ведь не ребенок?

Кот: Что-то в этой Наталье Николаевне от Нонны Мордюковой, не в обиду последней будь сказано. Она была замечательной актрисой.

Cаша: Зизи пишет: Но госпожа Базиленко ведь не ребенок? Точно, уважаемая Зизи. Она занялась живописью уже в преКлонгом возрасте, выйдя на пенсию. Художница родилась в 1919 г. А этот портрет Натальи Николаевны был создан в 1990-м.

Марта: Художница родилась в 1919 г. А этот портрет Натальи Николаевны был создан в 1990-м. Господи, у меня ещё всё впереди! Тьфу-тьфу-тьфу (через левое плечо)! (чтоб не сглазить)

Cаша: Можно ожидать панораму метров на 10 квадратных?! А , дорогая Марта?

Марта: Трудно сказать... Я ещё пока что даже краски не купила. И холст.

Cаша: Мы всем миром поможем! Полотно большое, всем хватит работы.

Марта: Дорогой Саша, потрет Н.Н. уже можно начинать! А я нарисую кошку. И щей горшок!

Таша: Кошка уже нарисована, дорогая Марта, и портрет Н. Н., да и Пушкина тоже, готов. Мне он очень понравился: там есть и оригинальное художественное решение и замечатльный сюжет (он легко читается, если рассматривать картину внимательно). Не стану здесь говорить, что я вижу на полотне, так как хочется, чтобы другие высказались, а потом уже и я присоединюсь со своим "потоком мыслей". Скажу только, что автор работы - художник Ольга Логинова, живущая ныне в г. Таллинне.

Кот: Во-первых, мне несколько обидно, что кот нарисован уж очень обобщенно. А каждый кот - это индивидуальность. Если серьезно, то привлекает и цветовая, и графическая декоративность, но, не в обиду автору будь сказано, никуда не могу деться от ощущения , что это сюжет: Юдифь с головой Олоферна.

Таша: Интересный взгляд, уважаемый Кот. Согласна, что представителя древней дружеской человечеству части населения планеты можно было бы написать и покрупнее, и пополнее. Теперь о Юдифи с тем самым.... Мне видится иное: он - хотя еще и живой, но уже принадлежащий той заоконной вечности, которая сквозит из раскрытой арки, и к которой устремлен шпиль петропавловского собора... Между ним и ею постамент, на который он уже готов взойти (или водрузиться-? ). Его рукописи - бумаги, сложенные веером внизу, повторены в виде окаменевших ступеней, ведущих туда же - в вечность, где ей места нет. А она вся принадлежит этому, земному, зеленовато-болотисто-тихому семейному миру, где все в затишьи, ничто не колеблется, даже арфа беззвучна. Здесь нет звуков, но есть движение в изгибе всех линий: ее собственной фигуры, арфы, фигурки птицы. Один только шарф на ее груди "поколеблен" движением воздуха - того порыва воздуха, который несет он! Ступени, по которым он обречен отправиться в вечность, постамент между ним и ею создают композицию разлома и, как мне кажется, означают два разных мира. Его мир, возвышенный и вечный. И он весь устремлен к ней, а она не имеет стремлений и направлена в себя, в свой тихий хрустальный мир. Она - это не только Н. Н., но и блоковская незнакомка и, мало ли, какая еще женщина, земная и неземная одновременно! ИНТЕРЕСНО, ЧТО СКАЖУТ ОСТАЛЬНЫЕ?



полная версия страницы