Форум » 1830-е годы » Портреты Н. Н. Пушкиной » Ответить

Портреты Н. Н. Пушкиной

Natalie: Судя по раззговорам на ветке "Ближайшие события", пора открывать тему о портретах Н. Н. Пушкиной. Итак, в пятницу на научном заседании во Всероссийском музее А. С. Пушкина заведующая лабораторией технико-тенологической экспертизы Русского музея С. В. Римская-Корсакова выступила с сообщением о авторе портрета Н. Н. Ланской, хранящегося в ВМП. В связи с этим на ветке "Ближайшие события" появились следующие сообщения: Таша: [more]«Дорогой Саша! Пишу этот ответ на ваш утренний вопрос (увидела его в ЛС только сейчас) здесь, так как это, возможно, будет интересно многим. Сегодня я была, как Вы убедились лично, на докладе С. В. Римской-Корсаковой (заведующей лабораторией технико-технологической экспертизы Русского музея) по поводу портрета Н. Н. Ланской, который хранится в нашем музее и приписывался то кисти И. К. Макарова, то К. Т.Неффа. После ее доклада, кажется, многое прояснилось, и портрету возвращено имя Макарова. Я обещала Вам, Саша, что подробно опишу то, что услышала, но у меня очень мало времени в эти дни. Отложу подробный рассказ до понедельника, а Вы, если сможете, пока выложите, пожалуйста, портреты Н. Н., о которых шла речь: макаровский из ГМП и наш. »[/more] Саша: [more]«В исследованиях портрета, который теперь можно с полным основанием считать макаровским, очень хотелось бы услышать имя Софьи Александровны Ланской-Пушкиной. Она такую копию этого портрета своей свекрови написала! Глаза на портрете такие... Совершенно другой взгляд... Он приведен, кстати, Русаковым во 2-ом издании его "Потомков Пушкина" в 1982 г. Вот он-то похож как раз на кое - кого, очень-очень.... Жалко,что в цвете он не опубликован. И история создания малоизвестна. А она могла бы пролить свет и на сам оригинал. »[/more] Таша: [more]"Ничего не знаю об этой копии. Расскажите, Саша, пожалуйста. Насчет черно-белых фотографи портрета, воспроизведенных в свое время в журналах "Новое время", "Художественные сокровища России" и в 4-м томе собрания сочинений Пушкина под редакцией Венгерова, вчерашняя докладчица сказала, что эти фотографии были сделаны с нашего портрета. Просто он был в плохом состоянии (лак потемнел) и фотограф применил желтый фильтр GS, что всегда делается в таких случаях. При этом часть темных цветов спектра становится светлой и создается впечателение. что в основе совсем другой портрет. Из-за этого москвичи из центра Грабаря, в свое время, не признали наш портрет за макаровский, так как сравнение его с названными фотографиями дало поразительную несхожесть. Не одну ли из этих фотографий воспроизвел Русаков? У меня под рукой его книг нет. Все на работе". [/more] Саша: [more]«Мне всегда казалось,что как раз с портрета в том плохом состоянии и была сделана репродукция для книги Ободовской и Дементьева "Н.Н.Пушкина"(1985). Когда открываю, стараюсь на фронтиспис не смотреть.Очень коробит взгляд. Портрет работы С.А.Пушкиной-Ланской немного отличается по размеру и вставлен в овальную раму. А вот работа Софьи Александровны. Рядом помещаю очень хорошую репродукцию нашего портрета. Боже ,какая разница, во взгляде особенно! А по самому макаровскому портрету: та же худоба после родов Елизаветы в 1849 г, как и на портрете Гау, где Н.Н.изображена с красным платком, с теми же те же серьгами, что и на том портрете. Приглядимся: они не однотонные,сиреневые,с каким-то камешком, интересные. Очень идут к царскому подарку(Солитер, где-то я читал, отыскался) »[/more] Таша: [more]«Вы правы, Саша. Это два разных портрета. Фотограф с его спектрами, здесь, похоже, ни при чем. Нужно будет обсудить этот вопрос с Римской-Корсаковой. Как ей покажется? А где хранится этот овальный портрет? Кстати об овале. Римская-Корсакова обратила наше внимаиение на то, что на нашем портрете Макаров также сделал любимый свой овал (определяющий признак картин Макарова!) в виде листьев (особенно хорошо видно в нижей части портрета), но портрет много раз мыли (Н. Н. просила мужа прекратить это делать, а то "ты меня совсем смоешь"!) и в верхней части от листьев остались одни только слабые темные пятна.»[/more] [more]«А серьги, по словам Римской-Корсаковой, эмалевые.»[/more] Саша: [more]«Ах,как жалко, подошел очень поздно,а то можно было бы приступить с вопросами и своими соображениями. Да, и по поводу датировки С.В.Римской - Корсаковой макаровского портрета 1852-м годом(т.е.после возвращения из Германии), пока ничего сказать не могу. Только последние 10 минут доклада удалось послушать. Подрезали, видимо, портрет? Был овальный и безнадежно испорченную из той "помытой" части могли и отрезать. А Софья Александровна писала портрет,возможно, с овального оригинала,но сократила детали. Но это,конечно, только предположение. Сам портрет привел Русаков, но сейчас под рукой книги нет. Где -то в провинции он хранился еще в 1970-х гг. »[/more] Таша: [more]«Нет, нет! 1852 год - это московский портрет, на котором она выглядит получше после лечения в Германии. На нем видно, что она даже поправилась, ушли темные круги под глазами, острота носа. Тот портрет сделан к ее 40-летию. А наш - 1849 года, когда, по словам самой Н. Н. Макаров пришел к ней писать ее детей (портрет известный), а она спросила, не может ли он поправить ее фотографию, так как муж просит прислать какое-то ее изображение к нему в Ригу. Фотография ей не нравилась, поскольку на ней было видно, что у нее страшнейшая анемия (после всех родов, кровопотерь и т. п.). Тогда Макаров сказал, что уже "схватил характер ее лица", поэтому, уважая ее мужа, берется сделать ему приятное. Портрет был написан на таком же картоне с серой краской вместо грунтовки, на котором в эти же месяцы Макаров написал три портрета членов семейства Шереметьевых, с которыми дружил. Далее Р.-К. показала, что в инфракрасном свете видно, как отличается манера Макарова и Нефа, а также то, как схожи другие работы Макарова с нашим портретом. С овалом Вы меня не поняли. Его никто не срезал, так как наш портрет не овальный, а прямоугольный. На самой живописи Вы можете разглядеть внизу листья, создающией некий овал, а вверху пятна. Мне кажется, что эти пятна - закрашенные следы потертости от когда-то наложенной на портрет овальной рамы. »[/more] Саша: [more]Да, это известное письмо Ланскому по поводу написания этого портрета. Тогда датировка нашего портрета 1849-м годом мне понятна и аргументы в ее пользу были выдвинуты А.Марковым. И отвечая на вопрос о дате, Р-К. cогласилась с его датировкой и в своем ответе дословно процитировала 3-й том ”Музеума”. По поводу рамы - еще интереснее. Получается, это могла быть рама-прямоугольная снаружи, а внутри обрамляла портрет овалом. Овальный же и портрет работы С.А Пушкиной. Когда она создавала копию портрета, оригинал был в раме и Софья Александровна не видела ту часть, которую сейчас мы видим! И тогда что еще интересно:подпись”Нефф” cделана в той ли части портрета, что не могла быть скрыта рамой? Ведь зачем она нужна, если под рамой будет скрыта и ее никто не увидит? А вот еcли подпись сделана тогда, когда рама была утрачена... И получается, если наше предположение о написании копии с портрета,еще не утратившего раму верно, подпись cделана уже после создания копии С.А.Пушкиной. А время создания ею портрета свекрови явно уже позднейшее(С.А. умерла 8 апреля 1875 г.), но рама на оригинале еще тогда была. Ой, чувствую, что пора переходить в раздел иконографии[/more] Вот и перешли.

Ответов - 354, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 All

Марта: Это философская работа при всей кажущейся простоте. Она, на мой взгляд, чем-то перекликается с творчеством Нади Рушевой. Мне очень нравится. А силуэт кота мне напомнил нашего уважаемого Кота (читайте: пушкинского).

Cаша: За дуэль с Дантесом заточили бы Пушкина в крепость, а она ждала бы его возвращения, вековала, думкой богатела... Силуэт Пушкина напоминает, как мне кажется, его бюст, очень уж статично он помещен на лестнице. Это отньдь не живой Пушкин,а Пушкин сложившийся, человек гений, легенда. И заметьте: Пушкин как бы нисходит по ступеням вниз. Это еще один аргумент в пользу того,он уже ушел из жизни, что все уже случилось и от него теперь арфа, на которой никто не играет, не бряцает. Но почему же она отвернулась от нее? Стол, лампа, перо, к оторым он уже не прикоснется. Птичка и кот, которых он воспел. Котик совсем неразличим, если бы я специально не искал его, даже и не заметил бы. "На волю птичку" выпускал, но и Кот ученый-тоже важный для нас, пушкинский.

Зизи: Надеюсь, что удивлю всех вот таким портретом Наталии Николаевны. Сама была удивлена! Но это именно ОНА! Портрет подписан: "Н.Н. Пушкина". Автор - чувашский художник Федоров Р.Ф. 1970. Х.,м. 68х57. Портрет находится в Чувашском государственном художественном музее.


Кот: Любопытно. По типажу она скорее - из пушкинско-ганнибаловской породы, хотя в общем настроении портрета что-то гончаровское, по-моему, есть.

Марта: Нет. Не она. Где жу тут видна "кружевная душа"? Но милую нашу Зизи я благодарю за такую неожиданную Н.Н.

бык: Двоюродная сестра Пушкина на него не похожа, а вот эта Н.Н., по-моему, очень похожа! Во всяком случае, на портрет одной из его дочерей. Натальи, кажется.

Cаша: Мне кажется она удивлена, рассматривая цветок, или даже испугана как-то. Портрет действительно восходит к известному портрету младшей дочери Натальи, выполненному Макаровым. Но там больше черт Пушкина: страстность, порывистость.

барышня-крестьянка: Портрет все-равно интересен свой необычностью, непохожестью, "порывистостью", как сказал Саша. Это вам не просто красивая "тетенька"! А в портрете, который показала Таша, мне почему-то шпиль крепости мешает.

Cаша: Интересно, что для Пушкина "крепость Петропавловская" всегда была и оставалась символом неволи, до последних дней. Вспомним и рисунок с Онегиным, и "к крепости встал гордо задом", "самое безопасное время-лед идет", "уж не в крепость ли ты меня везешь". Cимвол Петербурга и невольницы одновременно. Когда Петропавловка потеряла функции городской тюрьмы, трудно, особенно сейчас, верно интерпретировать взаимосвязь ее с Пушкиным. Поэтому многие художники, не мудрствуя лукаво, и часто не задумываясь, просто вкладывают в нее символ Петербурга, не более. Для Пушкина все сложнее было: "дух неволи" в ней-вот что важно.

Зизи: Интересно, а о чем думала наша милая художница, когда помещала за окном силуэт именно Петропавловской крепости? Жаль, что Ольга не заходит больше на форум...

бык: Cаша пишет: За дуэль с Дантесом заточили бы Пушкина в крепость, а она ждала бы его возвращения, Неужто это имела в виду художница?

Cаша: Может и так, уважаемый Бык, как знать. Душа художника-творца-потемки. Да и Наталья Николаевна ли это? Арфистка в шляпке а-ля "мода последнего года НЭПа".

Марта: Если бы не подпись, не догадалась бы, что это тоже Наталья Николаевна.

Cаша: Интересный портрет, совсем не похож на другие ее изображения.

Cаша: А эта идиллическая картина написана уже в совсем другую эпоху.

Таша: Какой-то восточный диван...

Марта: А мне это напомнило чьи-то воспоминания о том, как, придя к Пушкину, можно было видеть, что Н.Н. сидела на полу у ног поэта (на медвежьей шкуре, что ли?), положив голову ему на колени . Помогите, кто это написал?

Cаша: И.П. Сахаров и Л.Я. Якубович, посетившие Пушкина в последнее его воскресенье...

Марта: Спасибо, дорогой Сашенька!

бык: Cаша пишет: идиллическая картина написана уже в совсем другую эпоху. Просто сераль, да и только!



полная версия страницы