Форум » 1830-е годы » Портреты Н. Н. Пушкиной » Ответить

Портреты Н. Н. Пушкиной

Natalie: Судя по раззговорам на ветке "Ближайшие события", пора открывать тему о портретах Н. Н. Пушкиной. Итак, в пятницу на научном заседании во Всероссийском музее А. С. Пушкина заведующая лабораторией технико-тенологической экспертизы Русского музея С. В. Римская-Корсакова выступила с сообщением о авторе портрета Н. Н. Ланской, хранящегося в ВМП. В связи с этим на ветке "Ближайшие события" появились следующие сообщения: Таша: [more]«Дорогой Саша! Пишу этот ответ на ваш утренний вопрос (увидела его в ЛС только сейчас) здесь, так как это, возможно, будет интересно многим. Сегодня я была, как Вы убедились лично, на докладе С. В. Римской-Корсаковой (заведующей лабораторией технико-технологической экспертизы Русского музея) по поводу портрета Н. Н. Ланской, который хранится в нашем музее и приписывался то кисти И. К. Макарова, то К. Т.Неффа. После ее доклада, кажется, многое прояснилось, и портрету возвращено имя Макарова. Я обещала Вам, Саша, что подробно опишу то, что услышала, но у меня очень мало времени в эти дни. Отложу подробный рассказ до понедельника, а Вы, если сможете, пока выложите, пожалуйста, портреты Н. Н., о которых шла речь: макаровский из ГМП и наш. »[/more] Саша: [more]«В исследованиях портрета, который теперь можно с полным основанием считать макаровским, очень хотелось бы услышать имя Софьи Александровны Ланской-Пушкиной. Она такую копию этого портрета своей свекрови написала! Глаза на портрете такие... Совершенно другой взгляд... Он приведен, кстати, Русаковым во 2-ом издании его "Потомков Пушкина" в 1982 г. Вот он-то похож как раз на кое - кого, очень-очень.... Жалко,что в цвете он не опубликован. И история создания малоизвестна. А она могла бы пролить свет и на сам оригинал. »[/more] Таша: [more]"Ничего не знаю об этой копии. Расскажите, Саша, пожалуйста. Насчет черно-белых фотографи портрета, воспроизведенных в свое время в журналах "Новое время", "Художественные сокровища России" и в 4-м томе собрания сочинений Пушкина под редакцией Венгерова, вчерашняя докладчица сказала, что эти фотографии были сделаны с нашего портрета. Просто он был в плохом состоянии (лак потемнел) и фотограф применил желтый фильтр GS, что всегда делается в таких случаях. При этом часть темных цветов спектра становится светлой и создается впечателение. что в основе совсем другой портрет. Из-за этого москвичи из центра Грабаря, в свое время, не признали наш портрет за макаровский, так как сравнение его с названными фотографиями дало поразительную несхожесть. Не одну ли из этих фотографий воспроизвел Русаков? У меня под рукой его книг нет. Все на работе". [/more] Саша: [more]«Мне всегда казалось,что как раз с портрета в том плохом состоянии и была сделана репродукция для книги Ободовской и Дементьева "Н.Н.Пушкина"(1985). Когда открываю, стараюсь на фронтиспис не смотреть.Очень коробит взгляд. Портрет работы С.А.Пушкиной-Ланской немного отличается по размеру и вставлен в овальную раму. А вот работа Софьи Александровны. Рядом помещаю очень хорошую репродукцию нашего портрета. Боже ,какая разница, во взгляде особенно! А по самому макаровскому портрету: та же худоба после родов Елизаветы в 1849 г, как и на портрете Гау, где Н.Н.изображена с красным платком, с теми же те же серьгами, что и на том портрете. Приглядимся: они не однотонные,сиреневые,с каким-то камешком, интересные. Очень идут к царскому подарку(Солитер, где-то я читал, отыскался) »[/more] Таша: [more]«Вы правы, Саша. Это два разных портрета. Фотограф с его спектрами, здесь, похоже, ни при чем. Нужно будет обсудить этот вопрос с Римской-Корсаковой. Как ей покажется? А где хранится этот овальный портрет? Кстати об овале. Римская-Корсакова обратила наше внимаиение на то, что на нашем портрете Макаров также сделал любимый свой овал (определяющий признак картин Макарова!) в виде листьев (особенно хорошо видно в нижей части портрета), но портрет много раз мыли (Н. Н. просила мужа прекратить это делать, а то "ты меня совсем смоешь"!) и в верхней части от листьев остались одни только слабые темные пятна.»[/more] [more]«А серьги, по словам Римской-Корсаковой, эмалевые.»[/more] Саша: [more]«Ах,как жалко, подошел очень поздно,а то можно было бы приступить с вопросами и своими соображениями. Да, и по поводу датировки С.В.Римской - Корсаковой макаровского портрета 1852-м годом(т.е.после возвращения из Германии), пока ничего сказать не могу. Только последние 10 минут доклада удалось послушать. Подрезали, видимо, портрет? Был овальный и безнадежно испорченную из той "помытой" части могли и отрезать. А Софья Александровна писала портрет,возможно, с овального оригинала,но сократила детали. Но это,конечно, только предположение. Сам портрет привел Русаков, но сейчас под рукой книги нет. Где -то в провинции он хранился еще в 1970-х гг. »[/more] Таша: [more]«Нет, нет! 1852 год - это московский портрет, на котором она выглядит получше после лечения в Германии. На нем видно, что она даже поправилась, ушли темные круги под глазами, острота носа. Тот портрет сделан к ее 40-летию. А наш - 1849 года, когда, по словам самой Н. Н. Макаров пришел к ней писать ее детей (портрет известный), а она спросила, не может ли он поправить ее фотографию, так как муж просит прислать какое-то ее изображение к нему в Ригу. Фотография ей не нравилась, поскольку на ней было видно, что у нее страшнейшая анемия (после всех родов, кровопотерь и т. п.). Тогда Макаров сказал, что уже "схватил характер ее лица", поэтому, уважая ее мужа, берется сделать ему приятное. Портрет был написан на таком же картоне с серой краской вместо грунтовки, на котором в эти же месяцы Макаров написал три портрета членов семейства Шереметьевых, с которыми дружил. Далее Р.-К. показала, что в инфракрасном свете видно, как отличается манера Макарова и Нефа, а также то, как схожи другие работы Макарова с нашим портретом. С овалом Вы меня не поняли. Его никто не срезал, так как наш портрет не овальный, а прямоугольный. На самой живописи Вы можете разглядеть внизу листья, создающией некий овал, а вверху пятна. Мне кажется, что эти пятна - закрашенные следы потертости от когда-то наложенной на портрет овальной рамы. »[/more] Саша: [more]Да, это известное письмо Ланскому по поводу написания этого портрета. Тогда датировка нашего портрета 1849-м годом мне понятна и аргументы в ее пользу были выдвинуты А.Марковым. И отвечая на вопрос о дате, Р-К. cогласилась с его датировкой и в своем ответе дословно процитировала 3-й том ”Музеума”. По поводу рамы - еще интереснее. Получается, это могла быть рама-прямоугольная снаружи, а внутри обрамляла портрет овалом. Овальный же и портрет работы С.А Пушкиной. Когда она создавала копию портрета, оригинал был в раме и Софья Александровна не видела ту часть, которую сейчас мы видим! И тогда что еще интересно:подпись”Нефф” cделана в той ли части портрета, что не могла быть скрыта рамой? Ведь зачем она нужна, если под рамой будет скрыта и ее никто не увидит? А вот еcли подпись сделана тогда, когда рама была утрачена... И получается, если наше предположение о написании копии с портрета,еще не утратившего раму верно, подпись cделана уже после создания копии С.А.Пушкиной. А время создания ею портрета свекрови явно уже позднейшее(С.А. умерла 8 апреля 1875 г.), но рама на оригинале еще тогда была. Ой, чувствую, что пора переходить в раздел иконографии[/more] Вот и перешли.

Ответов - 354, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 All

Зизи: А какие дивные портреты Н.Н. создала Надя Рушева!

Cаша: Замечательные рисунки, дорогая Зизи! Последний меня интересовал особо. Надя представила нам семейство Пушкиных, но, видимо,это все-таки семейство родителей. Одежда начала 19 века и детишек много, они все уже достаточно взрослые, шаловливые.

Зизи: Да, я согласна, это не совсем семейство Пушкина. Мне этот рисунок вообще показался иллюстрацией к "Войне и миру". Я не помню, может быть, это и есть иллюстрация? Но в любом случае, мне захотелось его сюда поместить.


Cаша: Все правильно, Зизи, этот рисунок везде публикуется как изображение семейства Пушкиных. И как иллюстрация тоже интересный!

Зизи: А это уже Надежда Осиповна

Марта: У Нади много иллюстраций и к "Войне и миру", и к "Мастеру и Маргарите". Когда только успела сделать так много маленькая девочка?

Cаша: Известны еще два рисунка Пушкина с женой, работы Нади Рушевой: Надя Рушева. Поэт в кругу семьи.1968 Надя Рушева. Умирающий Пушкин.1968

Марта: Н.Н. была прекрасна, это известный факт. Но вот какие удивительные слова о ее красоте я прочла в дневнике Е.А. Свербеевой за 1833 год: "Ее красота поразила меня ... на мгновение я остановилась в оцепенении". Остановилась в оцепенении! Надо же, как бывает.

Зизи: А Карл Брюллов, который считал ее красоту неправильной?

Cаша: Спасибо, дорогая Марта,что вспомнили о Свербеевой. И Вам,милая Зизи,мерси за Брюллова. Там все неоднозначно... И мне всегда были любопытны отзывы о мимолетных встречах с Н.Н., совершенно неожиданных и случайных. Впечатления о первой встрече, зачастую, наиболее показательны. И Туманский, и Кашкина, и Ермолов, и Свербеева, и, конечно же, Ленц в этом плане ценные свидетели.

Марта: Дорогая Зизи, не будете ли так любезны привести слова К. Брюллова о "неправильности" классической красоты Н.Н.? Дорогой Саша, Вас я просила бы написать о Ленце. Может быть, это уже было? Повторение - мать учения

Cаша: Дорогая Марта, о Ленце мы уже писали чуть выше. Но хочется вспомнить его о встрече с Н.Н.: Вдруг - никогда этого не забуду -- входит дама, стройная, как пальма, в платье из черного атласа...Благородные античные черты ее лица напоминали мне Евтерпу Луврского музея, с которой я хорошо был знаком.

Таша: Меня тоже очень интересует, где и когда Брюллов говорил о неправильности красоты Н. Н.

Зизи: Тарас Шевченко в своей повести «Художник» пишет: «За чаем Карл Павлович прочитал «Анджело» Пушкина и рассказал, как покойный Александр Сергеевич просил его написать с его жены портрет и как он бесцеремонно отказал ему, потому что жена его косая. Он предлагал Пушкину с самого его написать портрет, но Пушкин отплатил ему тем же. Вскоре после этого поэт умер и оставил нас без портрета. Кипренский изобразил его каким-то денди, а не поэтом»

Марта: Спасибо вам всем, дорогие

Cаша: Эта скульптура неизвестной, работы современного автора, установлена в одном из белорусских городов. Так и хочется признать в этой молодой даме Наталью Николаевну. Рядом - ее любимая собачка, потерянная и чудесным образом найденная. Этот случай произошел летом 1831 г., когда Пушкины жили в Царском Селе.

Зизи: Саша, милый, в каком же это городе?

Cаша: Это какой-то небольшой город, дорогая Зизи! Но какой памятник? Все выдает в нем Наталью Николаевну!

Таша: Зизи пишет: но Пушкин отплатил ему тем же Сказал, что тот КОСОЙ? Cаша пишет: Так и хочется признать в этой молодой даме Наталью Николаевну Небось по шляпке определили? (раз без чепца, значит не тетка! )

Марта: Если бы знала, где этот памятник, съездила бы туда, чтобы посмотреть (рассмотреть). Умеет же наш Саша найти такие чудеса!



полная версия страницы