Форум » 1830-е годы » Портреты Н. Н. Пушкиной » Ответить

Портреты Н. Н. Пушкиной

Natalie: Судя по раззговорам на ветке "Ближайшие события", пора открывать тему о портретах Н. Н. Пушкиной. Итак, в пятницу на научном заседании во Всероссийском музее А. С. Пушкина заведующая лабораторией технико-тенологической экспертизы Русского музея С. В. Римская-Корсакова выступила с сообщением о авторе портрета Н. Н. Ланской, хранящегося в ВМП. В связи с этим на ветке "Ближайшие события" появились следующие сообщения: Таша: [more]«Дорогой Саша! Пишу этот ответ на ваш утренний вопрос (увидела его в ЛС только сейчас) здесь, так как это, возможно, будет интересно многим. Сегодня я была, как Вы убедились лично, на докладе С. В. Римской-Корсаковой (заведующей лабораторией технико-технологической экспертизы Русского музея) по поводу портрета Н. Н. Ланской, который хранится в нашем музее и приписывался то кисти И. К. Макарова, то К. Т.Неффа. После ее доклада, кажется, многое прояснилось, и портрету возвращено имя Макарова. Я обещала Вам, Саша, что подробно опишу то, что услышала, но у меня очень мало времени в эти дни. Отложу подробный рассказ до понедельника, а Вы, если сможете, пока выложите, пожалуйста, портреты Н. Н., о которых шла речь: макаровский из ГМП и наш. »[/more] Саша: [more]«В исследованиях портрета, который теперь можно с полным основанием считать макаровским, очень хотелось бы услышать имя Софьи Александровны Ланской-Пушкиной. Она такую копию этого портрета своей свекрови написала! Глаза на портрете такие... Совершенно другой взгляд... Он приведен, кстати, Русаковым во 2-ом издании его "Потомков Пушкина" в 1982 г. Вот он-то похож как раз на кое - кого, очень-очень.... Жалко,что в цвете он не опубликован. И история создания малоизвестна. А она могла бы пролить свет и на сам оригинал. »[/more] Таша: [more]"Ничего не знаю об этой копии. Расскажите, Саша, пожалуйста. Насчет черно-белых фотографи портрета, воспроизведенных в свое время в журналах "Новое время", "Художественные сокровища России" и в 4-м томе собрания сочинений Пушкина под редакцией Венгерова, вчерашняя докладчица сказала, что эти фотографии были сделаны с нашего портрета. Просто он был в плохом состоянии (лак потемнел) и фотограф применил желтый фильтр GS, что всегда делается в таких случаях. При этом часть темных цветов спектра становится светлой и создается впечателение. что в основе совсем другой портрет. Из-за этого москвичи из центра Грабаря, в свое время, не признали наш портрет за макаровский, так как сравнение его с названными фотографиями дало поразительную несхожесть. Не одну ли из этих фотографий воспроизвел Русаков? У меня под рукой его книг нет. Все на работе". [/more] Саша: [more]«Мне всегда казалось,что как раз с портрета в том плохом состоянии и была сделана репродукция для книги Ободовской и Дементьева "Н.Н.Пушкина"(1985). Когда открываю, стараюсь на фронтиспис не смотреть.Очень коробит взгляд. Портрет работы С.А.Пушкиной-Ланской немного отличается по размеру и вставлен в овальную раму. А вот работа Софьи Александровны. Рядом помещаю очень хорошую репродукцию нашего портрета. Боже ,какая разница, во взгляде особенно! А по самому макаровскому портрету: та же худоба после родов Елизаветы в 1849 г, как и на портрете Гау, где Н.Н.изображена с красным платком, с теми же те же серьгами, что и на том портрете. Приглядимся: они не однотонные,сиреневые,с каким-то камешком, интересные. Очень идут к царскому подарку(Солитер, где-то я читал, отыскался) »[/more] Таша: [more]«Вы правы, Саша. Это два разных портрета. Фотограф с его спектрами, здесь, похоже, ни при чем. Нужно будет обсудить этот вопрос с Римской-Корсаковой. Как ей покажется? А где хранится этот овальный портрет? Кстати об овале. Римская-Корсакова обратила наше внимаиение на то, что на нашем портрете Макаров также сделал любимый свой овал (определяющий признак картин Макарова!) в виде листьев (особенно хорошо видно в нижей части портрета), но портрет много раз мыли (Н. Н. просила мужа прекратить это делать, а то "ты меня совсем смоешь"!) и в верхней части от листьев остались одни только слабые темные пятна.»[/more] [more]«А серьги, по словам Римской-Корсаковой, эмалевые.»[/more] Саша: [more]«Ах,как жалко, подошел очень поздно,а то можно было бы приступить с вопросами и своими соображениями. Да, и по поводу датировки С.В.Римской - Корсаковой макаровского портрета 1852-м годом(т.е.после возвращения из Германии), пока ничего сказать не могу. Только последние 10 минут доклада удалось послушать. Подрезали, видимо, портрет? Был овальный и безнадежно испорченную из той "помытой" части могли и отрезать. А Софья Александровна писала портрет,возможно, с овального оригинала,но сократила детали. Но это,конечно, только предположение. Сам портрет привел Русаков, но сейчас под рукой книги нет. Где -то в провинции он хранился еще в 1970-х гг. »[/more] Таша: [more]«Нет, нет! 1852 год - это московский портрет, на котором она выглядит получше после лечения в Германии. На нем видно, что она даже поправилась, ушли темные круги под глазами, острота носа. Тот портрет сделан к ее 40-летию. А наш - 1849 года, когда, по словам самой Н. Н. Макаров пришел к ней писать ее детей (портрет известный), а она спросила, не может ли он поправить ее фотографию, так как муж просит прислать какое-то ее изображение к нему в Ригу. Фотография ей не нравилась, поскольку на ней было видно, что у нее страшнейшая анемия (после всех родов, кровопотерь и т. п.). Тогда Макаров сказал, что уже "схватил характер ее лица", поэтому, уважая ее мужа, берется сделать ему приятное. Портрет был написан на таком же картоне с серой краской вместо грунтовки, на котором в эти же месяцы Макаров написал три портрета членов семейства Шереметьевых, с которыми дружил. Далее Р.-К. показала, что в инфракрасном свете видно, как отличается манера Макарова и Нефа, а также то, как схожи другие работы Макарова с нашим портретом. С овалом Вы меня не поняли. Его никто не срезал, так как наш портрет не овальный, а прямоугольный. На самой живописи Вы можете разглядеть внизу листья, создающией некий овал, а вверху пятна. Мне кажется, что эти пятна - закрашенные следы потертости от когда-то наложенной на портрет овальной рамы. »[/more] Саша: [more]Да, это известное письмо Ланскому по поводу написания этого портрета. Тогда датировка нашего портрета 1849-м годом мне понятна и аргументы в ее пользу были выдвинуты А.Марковым. И отвечая на вопрос о дате, Р-К. cогласилась с его датировкой и в своем ответе дословно процитировала 3-й том ”Музеума”. По поводу рамы - еще интереснее. Получается, это могла быть рама-прямоугольная снаружи, а внутри обрамляла портрет овалом. Овальный же и портрет работы С.А Пушкиной. Когда она создавала копию портрета, оригинал был в раме и Софья Александровна не видела ту часть, которую сейчас мы видим! И тогда что еще интересно:подпись”Нефф” cделана в той ли части портрета, что не могла быть скрыта рамой? Ведь зачем она нужна, если под рамой будет скрыта и ее никто не увидит? А вот еcли подпись сделана тогда, когда рама была утрачена... И получается, если наше предположение о написании копии с портрета,еще не утратившего раму верно, подпись cделана уже после создания копии С.А.Пушкиной. А время создания ею портрета свекрови явно уже позднейшее(С.А. умерла 8 апреля 1875 г.), но рама на оригинале еще тогда была. Ой, чувствую, что пора переходить в раздел иконографии[/more] Вот и перешли.

Ответов - 354, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 All

Таша: И где же?

Cаша: Таша пишет: И где же? Где-то даже опубликован. Сегодня впервые попал на выставку в зеленом зале. Портрет Н.Н. - автореплика бродзянского портрета- датирован теперь более верно - 1842-1843 гг. Но зато макаровский портрет Н.Н.Ланской, представленный в заставке данной темы... Не зная, что это за портрет, посетитель вполне может поверить надписи: Н.Н.Пушкина-Ланская. Н.Х. с акварели работы В.И.Гау 1842 г. Холст, масло. Надо в понедельник сказать Е.В. или Е.В., чтобы можно было исправить к среде.

Марта: Портрет Н.Н.- автореплика бродзянского портрета Что такое автореплика?


Cаша: Марта пишет: Что такое автореплика? Часто автора просили повторить свою работу. И художник брался за копирование портрета. Иногда с небольшими изменениями. Так, нам известны три акварели Соколова, изображающие Пушкина или три варианта портрета Н.Н.Пушкиной в бальном наряде работы Гау 1842-1843-гг.

Зизи: Можно было бы сказать проще - "копия", "авторская копия". Тогда было бы понятнее!

Марта: Но как красиво - "автореплика!"

Cаша:

Арина: а мне не очень нравится это слово реплика. слышала как на выствке в Русском музее сказали: это реплика на платье старшей дочери Николая 2. и что это значит???? может саша знает???

Natalie: О значении слов, конечно, дучше бы в другом месте. Но пока отвечаю здесь: франц. réplique, итал. replica, от лат. replico — повторяю, отвечаю. В даннном случае это именно ПОВТОРЕНИЕ И что же в этом слове так уж плохо?

Марта: Плохого ничего нет, но оно непривычно для уха.

Cаша: Cегодня еще раз остановился перед портретом Н.Н.Ланской с подписью: Н.Х. с акварели Гау 1842 г., холст, масло, конец XIX века. и попытался осмыслить и тут неожиданно вспомнил, откуда может произростать эта подпись. После организации музея-квартиры на Мойке в 1930-х годах в гостиной висел большой портрет Н.Н.Пушкиной, написанный масляными красками в конце 19 века. Он полностью повторял известную акварель, изображавщую Н.Н. в бальном наряде, заказанную Вяземским (об этом он писал ей в письмах, датированных М.Д.Беляевым 1843 г.). Однако большой портрет имел существенное отличие от акварели: была пририсована рука в перчатке. Не с этого-ли полузабытого сейчас портрета Н.Н.Пушкиной идет эта подпись-аннотация, которая сейчас находится под макаровким портретом Н.Н.Ланской, представленным сейчас на выставке? На старых фотографиях музея-квартиры еще можно различить висящий на стене большой портрет Н.Н. с рукой в перчатке. Ныне он должен находиться в фондах ВМП, с нашим обычным музейным шифром КП-...(учетный номер). Возможно, что в давней книге Б.В.Шапошникова имеется эта фотография. Да и сама эта фотография,вероятно,является редкостью, хранящейся в фондах.

Таша: В фондах я ее часто вижу и всякий раз пугаюсь ее огромности и бодрой розовости

бык: Cаша пишет: Да и сама эта фотография Какая???

Cаша: бык пишет: Cаша пишет: цитата: Да и сама эта фотография Какая??? Старая фотография, на которой изображен интерьер квартиры с портретом Н.Н.

Cаша: Таша пишет: В фондах я ее часто вижу и всякий раз пугаюсь ее огромности и бодрой розовости Фотография черно-белая. Никогда не видел этого портрета вживую.

Natalie: Надо сходить в фонды, когда у них там страсти поутихнут

Cаша: Интересно, обязательно надо посмотреть.

Cаша: А пока не дошел до фондов, еще один групповой портрет. Кажется, что Пушкин уже готов наброситься и покусать француза.

Марта: Ай да Саша!!! Чья это работа?

Cаша: Я не уверен, но очень похожа на работу Евгения Устинова.



полная версия страницы