Форум » 1830-е годы » Портреты Н. Н. Пушкиной » Ответить

Портреты Н. Н. Пушкиной

Natalie: Судя по раззговорам на ветке "Ближайшие события", пора открывать тему о портретах Н. Н. Пушкиной. Итак, в пятницу на научном заседании во Всероссийском музее А. С. Пушкина заведующая лабораторией технико-тенологической экспертизы Русского музея С. В. Римская-Корсакова выступила с сообщением о авторе портрета Н. Н. Ланской, хранящегося в ВМП. В связи с этим на ветке "Ближайшие события" появились следующие сообщения: Таша: [more]«Дорогой Саша! Пишу этот ответ на ваш утренний вопрос (увидела его в ЛС только сейчас) здесь, так как это, возможно, будет интересно многим. Сегодня я была, как Вы убедились лично, на докладе С. В. Римской-Корсаковой (заведующей лабораторией технико-технологической экспертизы Русского музея) по поводу портрета Н. Н. Ланской, который хранится в нашем музее и приписывался то кисти И. К. Макарова, то К. Т.Неффа. После ее доклада, кажется, многое прояснилось, и портрету возвращено имя Макарова. Я обещала Вам, Саша, что подробно опишу то, что услышала, но у меня очень мало времени в эти дни. Отложу подробный рассказ до понедельника, а Вы, если сможете, пока выложите, пожалуйста, портреты Н. Н., о которых шла речь: макаровский из ГМП и наш. »[/more] Саша: [more]«В исследованиях портрета, который теперь можно с полным основанием считать макаровским, очень хотелось бы услышать имя Софьи Александровны Ланской-Пушкиной. Она такую копию этого портрета своей свекрови написала! Глаза на портрете такие... Совершенно другой взгляд... Он приведен, кстати, Русаковым во 2-ом издании его "Потомков Пушкина" в 1982 г. Вот он-то похож как раз на кое - кого, очень-очень.... Жалко,что в цвете он не опубликован. И история создания малоизвестна. А она могла бы пролить свет и на сам оригинал. »[/more] Таша: [more]"Ничего не знаю об этой копии. Расскажите, Саша, пожалуйста. Насчет черно-белых фотографи портрета, воспроизведенных в свое время в журналах "Новое время", "Художественные сокровища России" и в 4-м томе собрания сочинений Пушкина под редакцией Венгерова, вчерашняя докладчица сказала, что эти фотографии были сделаны с нашего портрета. Просто он был в плохом состоянии (лак потемнел) и фотограф применил желтый фильтр GS, что всегда делается в таких случаях. При этом часть темных цветов спектра становится светлой и создается впечателение. что в основе совсем другой портрет. Из-за этого москвичи из центра Грабаря, в свое время, не признали наш портрет за макаровский, так как сравнение его с названными фотографиями дало поразительную несхожесть. Не одну ли из этих фотографий воспроизвел Русаков? У меня под рукой его книг нет. Все на работе". [/more] Саша: [more]«Мне всегда казалось,что как раз с портрета в том плохом состоянии и была сделана репродукция для книги Ободовской и Дементьева "Н.Н.Пушкина"(1985). Когда открываю, стараюсь на фронтиспис не смотреть.Очень коробит взгляд. Портрет работы С.А.Пушкиной-Ланской немного отличается по размеру и вставлен в овальную раму. А вот работа Софьи Александровны. Рядом помещаю очень хорошую репродукцию нашего портрета. Боже ,какая разница, во взгляде особенно! А по самому макаровскому портрету: та же худоба после родов Елизаветы в 1849 г, как и на портрете Гау, где Н.Н.изображена с красным платком, с теми же те же серьгами, что и на том портрете. Приглядимся: они не однотонные,сиреневые,с каким-то камешком, интересные. Очень идут к царскому подарку(Солитер, где-то я читал, отыскался) »[/more] Таша: [more]«Вы правы, Саша. Это два разных портрета. Фотограф с его спектрами, здесь, похоже, ни при чем. Нужно будет обсудить этот вопрос с Римской-Корсаковой. Как ей покажется? А где хранится этот овальный портрет? Кстати об овале. Римская-Корсакова обратила наше внимаиение на то, что на нашем портрете Макаров также сделал любимый свой овал (определяющий признак картин Макарова!) в виде листьев (особенно хорошо видно в нижей части портрета), но портрет много раз мыли (Н. Н. просила мужа прекратить это делать, а то "ты меня совсем смоешь"!) и в верхней части от листьев остались одни только слабые темные пятна.»[/more] [more]«А серьги, по словам Римской-Корсаковой, эмалевые.»[/more] Саша: [more]«Ах,как жалко, подошел очень поздно,а то можно было бы приступить с вопросами и своими соображениями. Да, и по поводу датировки С.В.Римской - Корсаковой макаровского портрета 1852-м годом(т.е.после возвращения из Германии), пока ничего сказать не могу. Только последние 10 минут доклада удалось послушать. Подрезали, видимо, портрет? Был овальный и безнадежно испорченную из той "помытой" части могли и отрезать. А Софья Александровна писала портрет,возможно, с овального оригинала,но сократила детали. Но это,конечно, только предположение. Сам портрет привел Русаков, но сейчас под рукой книги нет. Где -то в провинции он хранился еще в 1970-х гг. »[/more] Таша: [more]«Нет, нет! 1852 год - это московский портрет, на котором она выглядит получше после лечения в Германии. На нем видно, что она даже поправилась, ушли темные круги под глазами, острота носа. Тот портрет сделан к ее 40-летию. А наш - 1849 года, когда, по словам самой Н. Н. Макаров пришел к ней писать ее детей (портрет известный), а она спросила, не может ли он поправить ее фотографию, так как муж просит прислать какое-то ее изображение к нему в Ригу. Фотография ей не нравилась, поскольку на ней было видно, что у нее страшнейшая анемия (после всех родов, кровопотерь и т. п.). Тогда Макаров сказал, что уже "схватил характер ее лица", поэтому, уважая ее мужа, берется сделать ему приятное. Портрет был написан на таком же картоне с серой краской вместо грунтовки, на котором в эти же месяцы Макаров написал три портрета членов семейства Шереметьевых, с которыми дружил. Далее Р.-К. показала, что в инфракрасном свете видно, как отличается манера Макарова и Нефа, а также то, как схожи другие работы Макарова с нашим портретом. С овалом Вы меня не поняли. Его никто не срезал, так как наш портрет не овальный, а прямоугольный. На самой живописи Вы можете разглядеть внизу листья, создающией некий овал, а вверху пятна. Мне кажется, что эти пятна - закрашенные следы потертости от когда-то наложенной на портрет овальной рамы. »[/more] Саша: [more]Да, это известное письмо Ланскому по поводу написания этого портрета. Тогда датировка нашего портрета 1849-м годом мне понятна и аргументы в ее пользу были выдвинуты А.Марковым. И отвечая на вопрос о дате, Р-К. cогласилась с его датировкой и в своем ответе дословно процитировала 3-й том ”Музеума”. По поводу рамы - еще интереснее. Получается, это могла быть рама-прямоугольная снаружи, а внутри обрамляла портрет овалом. Овальный же и портрет работы С.А Пушкиной. Когда она создавала копию портрета, оригинал был в раме и Софья Александровна не видела ту часть, которую сейчас мы видим! И тогда что еще интересно:подпись”Нефф” cделана в той ли части портрета, что не могла быть скрыта рамой? Ведь зачем она нужна, если под рамой будет скрыта и ее никто не увидит? А вот еcли подпись сделана тогда, когда рама была утрачена... И получается, если наше предположение о написании копии с портрета,еще не утратившего раму верно, подпись cделана уже после создания копии С.А.Пушкиной. А время создания ею портрета свекрови явно уже позднейшее(С.А. умерла 8 апреля 1875 г.), но рама на оригинале еще тогда была. Ой, чувствую, что пора переходить в раздел иконографии[/more] Вот и перешли.

Ответов - 354, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 All

Марта: Еще как известен! Спасибо, дорогая Зизи!

бык: Семейный портрет А.С. и Н.Н. Пушкиных. Художник - Наталья Горячева-Степаненко

Таша: Презабавнейший портрет: я бы назвала его "Мечта Пушкина о семейном счастье..." Интересно, что лицо Маши взято с портрета, исполненного Н.Фризенгоф в альбоме Н.Н., а лицо и прическа Наташи - с ее макаровского портрета Виват уважаемому Быку!!! Но возвращаюсь к вопросу уважаемой Зизи о портрете Воронцовой-Пушкиной . Я бы не стала торопиться, имея весьма шаткие основания для его переатрибуции. Пусть пока остается юной Александрой Кирилловной, которой в 1840 году было всего 23 года (впрочем нашй героине лишь на 5 лет больше. Но каких лет!) Привожу для сравнения спорный и бесспорные портреты Н.Н. (Хотя всякое сравнение и хромает): Тут же и Воронцова-Дашкова и ее дочь (вот уж кто косит! Не в мать ли? Но заметьте: у НН, как, впрочем, и у дочери АК левый глаз ниже, правый - выше, а на обсуждаемом портрете, как и на литографированном портрете АК - наоборот!!! )


Зизи: Дорогая Таша, я-то как раз пытаюсь услышать доводы уважаемых мной людей в пользу Н.Н. Потому что сама привыкла считать, что на портрете изображена А.К. А Чижову или не читала, ил не помню совсем ее аргументов (значит, она меня не убедила). Я согласна с Вами, что даже по возрасту эта дама ближе В.-Д. 23 и 28 - разница существенная, особенно, учитывая то, что пришлось Н.Н. пережить. Хотя это только мое субъективное мнение. На портрете В. Гау, написанном в 1842, Н.Н. выглядит вполне солидно А кто-нибудь, кроме Чижовой, высказывался за то, что на портрете именно Н.Н. изображена?

Таша: Вообще-то Чижова подхватила идею, а впервые переатрибутировала (если не ошибаюсь, исключительно "по схожести") сотрудник Русского музея Гаврилова (в 1999 году - подарок к пушкинскому юбилею )

Кот: Можно, кнечно, предложить такую экзотическую гипотезу: это - портрет Н.Н., но нариованный не по ее заказу и не с натуры. Заказчик попросил художника воспроизвести портрет Н.Н. молодой, изменив костюм и пририсовав арапченка - так хотелось заказчику. Сама Н.Н. никогда бы не могла заказать такой портрет.

Марта: Верно, хорошая гипотеза, уважаемый Кот! Простите неука, где можно почитать об этом портрете, кому он принадлежал, где хранился, кто передал его в музей? Он ведь в коллекции ВМП?

Таша: Гипотеза, я бы сказала, фантастическая - для музейного капустника. Думаю, что уважаемый Кот просто решил нас повеселить такой "версией", а наша добродушная милая Марта приняла ее на веру Переатрибуция портрета была осуществлена Евгенией Гавриловой - научным сотрудником отдела рисунка Государственного Русского музея (где портрет и хранится, а не в ВМП!!!). См. ее статью: О забытом портрете Н. Н. Пушкиной / Евгения Гаврилова // Наше наследие. 1999. № 50-51. С. 161—164. В аннотации к статье редакция журнала отметила следующее: О портр. (1841) работы В. Гау, с 1928 г. хранящемся в ГРМ как изображение воспетой Лермонтовым графини А. К. Воронцовой-Дашковой (С. 161). Доводы авт. ст. позволяют утверждать, что на портр. - вдова Пушкина. Кстати, госпожа Гаврилова почему-то утверждает в своей статье, что портреты Гау, созданные в 1840-1844 гг почему-то заказывал и оплачивал исключительно самодержец Всероссийский Так что, кому интересны доводы автора, прошу поискать в ближайшей библиотеке подшивку журнала Наше наследие за 1999 год. Удачи! При желании можно обратиться лично к Евгении Ивановне Гавриловой. Интернет сообщает ее телефоны здесь: Правда данные 1998 года

Марта: Ташенька, спасибо!

Саша 2: Увы, Евгения Ивановна уже ушла из жизни. И из участников того научного заседания в РМ, на котором происходила переатрибуция портрета, сейчас не так много живых... Е.И.Гаврилова сопоставляла портрет 1841 г. (он несколько большего размера,чем другии портреты Н.Н., написанные Гау), с портретом 1844 г., который принадлежит ныне ГЭ. Р.S.Открою маленькую тайну, по поводу автора идеи атрибуции. Она восходит к Т.К.Галушко... Жена Пушкина...Мы помним очерк Галушко о стихотворении Ростопчиной о вдове поэта. О и рисунке, изображающем Дидону, она успела написать, а о Гау...

Саша 2:

Кот: Уважаемая Таша права, что я предложил гипотезу не всерьез. Но думаю, что, благодаря дополнению уважаемой Таши, фантазия нынешних гончарововедов вполне могла бы разыграться: если портреты художнику Гау в это время заказывал только сам император, то вот он-то как раз и мог бы заказать такой портрет Н.Н. с арапченком. (Гипотеза - вполне достойная музейного капустника). Или Гаврилова именно это и имела в виду?

Таша: Многоувуажаемй Кот, а не могли бы Вы при случае заглянуть в этот номер Нашего наследия? У меня столько съемок м всякой всячины на этой неделе , что не до библиотеки!

Саша 2: Можно заглянуть. Вот эта статья. В. Гау НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА ПУШКИНА. 1841. АКВАРЕЛЬ. Государственный Русский мyзей Этот портрет видели все, кто обращался к акварелям В.Гау в РУССКОМ МУЗЕЕ. ОН ПОСТУПИЛ ТУДА В 1928 ГОДУ КАК ИЗОБРАЖЕНИЕ воспетой ЛЕРМОНТОВЫМ ГРАФИНИ А.К.ВОРОНЦОВОЙ-ДАШКОВОЙ (“КАК МАЛЬЧИК КУДРЯВЫЙ РЕЗВА...”). ИМЕННО ТАК ЛИСТ И БЫЛ ВПЕРВЫЕ ОПУБЛИКОВАН В ЧЕРНО-БЕЛOM ИЗОБРАЖЕНИИ В КАТАЛОГЕ ВЫСТАВКИ, посвященной 225-летню АКАДЕМИИ ХУДОЖКСТВ СССР (т.1. М., 1983). В. Гау НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА ПУШКИНА. 1844. Акварель. Галерей русского искусства "Попов и Ко". Париж. Впервые в России была представлена в дни 200-летнего юбилея со дня рождения А.С.Пушкина на выставке " Современники Пушкина. 100 акварельных портретов из парижского собрания" в Москве в Отделе личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина Но графиня на других портретах — кокетливая круглолицая брюнетка с черными главами и пикантно вздернутым носом. Подписная акварель (33x27,4. № p - 669) выполнена В.Гау 1841 году. Годом ранее художник стал придворным портретистом Николая I. Поясное, точнее, “победренное” изображение прекрасной дамы н восточном наряде для костюмированного пала — декоративно: красно-синий шарф, скрученный в виде тюрбана с ниспадающими на плечо кистями, темно-нелепый бархатный корсаж, белый муслин широких рукавов, пышная юбка. Фоном служит взметнувшаяся драпировка; а у пилона монохромной тенью застыла фигурка арапа в расшитой золотом ливрее, с лицом значительным и серьезным, образ которого определенно знаком... Все это взывало к раскрытию инкогнито. Круг великосветских красавиц, блиставших при русском дворе на рубеже 1830 1840-х годов, невелик и наперечет известен по портретам: графиня Е.Завадовская, княжна М.Барятинская, графиня Э.Мусина-Пушкина, баронесса А.Крюденер, графиня Н.Соллогуб, графиня Л.Воронцова-Дашкова. Ни одна из них не “совместилась” с моделью акварели Гау. Но зато безусловное сходство обнаружилось при сравнении ее с портретами той, которую князь Вяземский в 1830 году назвал “первой романтической красавицей”, а Жуковский — “грациозною, стройносозданной, богинеобразною, мадонистою”, т.е. — с Натальей Николаевной Пушкиной. Весной 1841 года ей было 28 лет. И первая акварель, написанная А.Брюлловым (1831), и серия портретов В.Гау (1842-1844, 1849), и портреты маслом И.Макарова (1849) и Т.Неффа (1856) -все они являют нам сходные черты. Лишь цвет волос варьируется от светло-каштанового до почти черного. В 1830 году Пушкин писал невесте: «Я утешаю себя, проводя целые часы перед белокурой мадонной, похожей на вас, как две капли воды». К.Данзас, видевший Пушкину в самые трагические дни, вспоминал о “густых темно-русых буклях”. В новоопознанной акварели волосы — золотисто-русые. Вот это и стало тем камуфляжем, который надежно и надолго скрыл от потомков “пушкинскую мадонну”. Что же до собственно портретных черт, то они легко узнаваемы: продолговатый, сужающийся к круглому подбородку овал лица, высокий лоб, прямая линия бровей над прозрачными светло-карими глазами, античный очерк носа и легкая неопределенность взгляда. Узнаваемо и “что-то кроткое и утонченное в лице”, “меланхолическое и тихое выражение» (гр. Д.Фикельмон). И царственная стать, описанная графом В.Соллогубом: “Ростом высокая, с баснословно тонкой талией при роскошно развитых плечах и груди”. Заказчик продиктовал не только цвет волос модели, но и — тень арапа, грума с недетским лицом. В нем можно усмотреть пушкинские черты: излом бровей, форму носа и взгляд. Создавая “стаффаж”, художник явно использовал гравированные портреты К.Гейтмана (1822) и Т.Райта (1837). Как известно, после гибели мужа Наталья Николаевна почти два года провела с детьми и сестрой А.Гончаровой в имении Полотняный Завод. Поздней осенью она вернулась в столицу «прекраснее, чем была» (Е.Вревская). Из ее письма брату (и письма неизвестной к Е.Геккерн) мы знаем, что в канун 1839 года Пушкина встретилась на квартире своей тетки, фрейлины К.П.Загряжской (1779 - 1842), с императрицей и показала ей детей. Вскоре Александра Федоровна в свою очередь пригласила ее: “Недавно я представлялась императрице. Она была так добра, что изъявила желание меня увидеть, и я была там утром, на частной аудиенции. Я нашла императрицу среди своей семьи, окруженную детьми...” В ноябре 1840 года, судя по переписке П.А.Плетнева с M.K.Гротом, вдова поэта появляется в концертах и театрах, а 8 ноября, впервые после траура, посещает (не танцуя) придворный бал вместе с сестрой, ставшей фрейлиной. Постепенно она вернулась к светской жизни. Император часто осведомляется о ней у Е.И.Загряжской, выражая желание видеть Наталью Николаевну на придворных балах и приемах В рождественский Сочельник 1841 года, при встрече в английском магазине, Николай 1 “очень милостиво изволил раз говаривать с Пушкиной” (Плетнев - Гроту). Можно предположить, что именно император заказывал и оплачивал все портреты Натальи Николаевны, написанные Гау в 1841-1844 годах, равно как и портрет Пушкиной для Конногвардейского альбома 1849 года. В июле 1844 года Пушкина вступила во второй брак с П.П.Ланским, незадолго до того произведенным в генерал-майоры. Дочь Натальи Николаевны от этого брака, в замужестве А.П.Арапова, в своих воспоминаниях рассказывает, со слов матери, об участии ее в придворных балах для “очень узкого круга приглашенных лиц”. Описав костюм Пушкиной, подаренный ей Е.И.Загряжской для одного из них, как восхитившее Николая I “одеяние в древнееврейском стиле”, Арапова далее пишет, что император подвел Наталью Николаевну “к императрице, сказав во всеуслышанье: “Смотрите и восхищайтесь!” Императрица... ответила: “Да, прекрасна, в самом деле прекрасна! Ваше изображение таким должно бы перейти к потомству”. Император поспешил исполнить желание, выраженное супругою. Тотчас после бала придворный живописец написал акварелью портрет Натальи Николаевны в библейском костюме для личного альбома императрицы” (в оригинале прямая речь по-французски). Описанный Араповой костюм не совпадает с представленным в акварели 1841 года, и пушкинисты тщетно до сих пор разыскивают этот портрет. Но воспоминания могли “сместиться”: рассказ матери, записанный Араповой спустя почти 30 лет, сохранив суть, мог измениться в деталях. И в данном случае документальным источником становится сама акварель. В одном из писем к Пушкиной 1843 года Вяземский спрашивал: “Что поделывает прекрасная еврейка или прекрасная гречанка?” (курсив мой. — Е.Г.). “Ориентальный” наряд в новоопознанном листе можно принять за греческий. Он схож с тем национальным одеянием (исключая декольте), в каком изобразил И. Штилер фрейлину греческого двора К. Ботцарис (1841) для мюнхенской “Галереи красавиц” — та же линия прически, похожая на тюрбан красная феска с кистями, ниспадающими на плечо, узкий парчовый корсаж и пышная белая юбка. Известно, что в середине мая 1841 года Наталья Николаевна уезжает с детьми и сестрой в Михайловское, где остается до конца октября в крайне бедственных материальных обстоятельствах, о чем свидетельствуют ее отчаянные письма брату Д.Н.Гончарову. Портрет мог быть создан до отъезда в Михайловское. С полудня 16 апреля 1841 года Северная Столица пышно праздновала бракосочетание наследника цесаревича Александра Николаевича с Марией, принцессой Гессенской. Балы следовали один за другим. Они завершились 30 апреля маскарадом в Зимнем дворце. Вот тогда-то, надо полагать, и написал начинающий придворную карьеру 25-летний Владимир Гау свой первый портрет вдовы Пушкина — еще робкий и статичный в постановке фигуры, неумелый в деталях (руки арапа) и “несобранный” в колорите. Но концепцию, видимо, обдумывал не он. Лишь венценосный заказчик мог указать на роковую загробную тень...



полная версия страницы