Форум » 1830-е годы » Портреты Н. Н. Пушкиной » Ответить

Портреты Н. Н. Пушкиной

Natalie: Судя по раззговорам на ветке "Ближайшие события", пора открывать тему о портретах Н. Н. Пушкиной. Итак, в пятницу на научном заседании во Всероссийском музее А. С. Пушкина заведующая лабораторией технико-тенологической экспертизы Русского музея С. В. Римская-Корсакова выступила с сообщением о авторе портрета Н. Н. Ланской, хранящегося в ВМП. В связи с этим на ветке "Ближайшие события" появились следующие сообщения: Таша: [more]«Дорогой Саша! Пишу этот ответ на ваш утренний вопрос (увидела его в ЛС только сейчас) здесь, так как это, возможно, будет интересно многим. Сегодня я была, как Вы убедились лично, на докладе С. В. Римской-Корсаковой (заведующей лабораторией технико-технологической экспертизы Русского музея) по поводу портрета Н. Н. Ланской, который хранится в нашем музее и приписывался то кисти И. К. Макарова, то К. Т.Неффа. После ее доклада, кажется, многое прояснилось, и портрету возвращено имя Макарова. Я обещала Вам, Саша, что подробно опишу то, что услышала, но у меня очень мало времени в эти дни. Отложу подробный рассказ до понедельника, а Вы, если сможете, пока выложите, пожалуйста, портреты Н. Н., о которых шла речь: макаровский из ГМП и наш. »[/more] Саша: [more]«В исследованиях портрета, который теперь можно с полным основанием считать макаровским, очень хотелось бы услышать имя Софьи Александровны Ланской-Пушкиной. Она такую копию этого портрета своей свекрови написала! Глаза на портрете такие... Совершенно другой взгляд... Он приведен, кстати, Русаковым во 2-ом издании его "Потомков Пушкина" в 1982 г. Вот он-то похож как раз на кое - кого, очень-очень.... Жалко,что в цвете он не опубликован. И история создания малоизвестна. А она могла бы пролить свет и на сам оригинал. »[/more] Таша: [more]"Ничего не знаю об этой копии. Расскажите, Саша, пожалуйста. Насчет черно-белых фотографи портрета, воспроизведенных в свое время в журналах "Новое время", "Художественные сокровища России" и в 4-м томе собрания сочинений Пушкина под редакцией Венгерова, вчерашняя докладчица сказала, что эти фотографии были сделаны с нашего портрета. Просто он был в плохом состоянии (лак потемнел) и фотограф применил желтый фильтр GS, что всегда делается в таких случаях. При этом часть темных цветов спектра становится светлой и создается впечателение. что в основе совсем другой портрет. Из-за этого москвичи из центра Грабаря, в свое время, не признали наш портрет за макаровский, так как сравнение его с названными фотографиями дало поразительную несхожесть. Не одну ли из этих фотографий воспроизвел Русаков? У меня под рукой его книг нет. Все на работе". [/more] Саша: [more]«Мне всегда казалось,что как раз с портрета в том плохом состоянии и была сделана репродукция для книги Ободовской и Дементьева "Н.Н.Пушкина"(1985). Когда открываю, стараюсь на фронтиспис не смотреть.Очень коробит взгляд. Портрет работы С.А.Пушкиной-Ланской немного отличается по размеру и вставлен в овальную раму. А вот работа Софьи Александровны. Рядом помещаю очень хорошую репродукцию нашего портрета. Боже ,какая разница, во взгляде особенно! А по самому макаровскому портрету: та же худоба после родов Елизаветы в 1849 г, как и на портрете Гау, где Н.Н.изображена с красным платком, с теми же те же серьгами, что и на том портрете. Приглядимся: они не однотонные,сиреневые,с каким-то камешком, интересные. Очень идут к царскому подарку(Солитер, где-то я читал, отыскался) »[/more] Таша: [more]«Вы правы, Саша. Это два разных портрета. Фотограф с его спектрами, здесь, похоже, ни при чем. Нужно будет обсудить этот вопрос с Римской-Корсаковой. Как ей покажется? А где хранится этот овальный портрет? Кстати об овале. Римская-Корсакова обратила наше внимаиение на то, что на нашем портрете Макаров также сделал любимый свой овал (определяющий признак картин Макарова!) в виде листьев (особенно хорошо видно в нижей части портрета), но портрет много раз мыли (Н. Н. просила мужа прекратить это делать, а то "ты меня совсем смоешь"!) и в верхней части от листьев остались одни только слабые темные пятна.»[/more] [more]«А серьги, по словам Римской-Корсаковой, эмалевые.»[/more] Саша: [more]«Ах,как жалко, подошел очень поздно,а то можно было бы приступить с вопросами и своими соображениями. Да, и по поводу датировки С.В.Римской - Корсаковой макаровского портрета 1852-м годом(т.е.после возвращения из Германии), пока ничего сказать не могу. Только последние 10 минут доклада удалось послушать. Подрезали, видимо, портрет? Был овальный и безнадежно испорченную из той "помытой" части могли и отрезать. А Софья Александровна писала портрет,возможно, с овального оригинала,но сократила детали. Но это,конечно, только предположение. Сам портрет привел Русаков, но сейчас под рукой книги нет. Где -то в провинции он хранился еще в 1970-х гг. »[/more] Таша: [more]«Нет, нет! 1852 год - это московский портрет, на котором она выглядит получше после лечения в Германии. На нем видно, что она даже поправилась, ушли темные круги под глазами, острота носа. Тот портрет сделан к ее 40-летию. А наш - 1849 года, когда, по словам самой Н. Н. Макаров пришел к ней писать ее детей (портрет известный), а она спросила, не может ли он поправить ее фотографию, так как муж просит прислать какое-то ее изображение к нему в Ригу. Фотография ей не нравилась, поскольку на ней было видно, что у нее страшнейшая анемия (после всех родов, кровопотерь и т. п.). Тогда Макаров сказал, что уже "схватил характер ее лица", поэтому, уважая ее мужа, берется сделать ему приятное. Портрет был написан на таком же картоне с серой краской вместо грунтовки, на котором в эти же месяцы Макаров написал три портрета членов семейства Шереметьевых, с которыми дружил. Далее Р.-К. показала, что в инфракрасном свете видно, как отличается манера Макарова и Нефа, а также то, как схожи другие работы Макарова с нашим портретом. С овалом Вы меня не поняли. Его никто не срезал, так как наш портрет не овальный, а прямоугольный. На самой живописи Вы можете разглядеть внизу листья, создающией некий овал, а вверху пятна. Мне кажется, что эти пятна - закрашенные следы потертости от когда-то наложенной на портрет овальной рамы. »[/more] Саша: [more]Да, это известное письмо Ланскому по поводу написания этого портрета. Тогда датировка нашего портрета 1849-м годом мне понятна и аргументы в ее пользу были выдвинуты А.Марковым. И отвечая на вопрос о дате, Р-К. cогласилась с его датировкой и в своем ответе дословно процитировала 3-й том ”Музеума”. По поводу рамы - еще интереснее. Получается, это могла быть рама-прямоугольная снаружи, а внутри обрамляла портрет овалом. Овальный же и портрет работы С.А Пушкиной. Когда она создавала копию портрета, оригинал был в раме и Софья Александровна не видела ту часть, которую сейчас мы видим! И тогда что еще интересно:подпись”Нефф” cделана в той ли части портрета, что не могла быть скрыта рамой? Ведь зачем она нужна, если под рамой будет скрыта и ее никто не увидит? А вот еcли подпись сделана тогда, когда рама была утрачена... И получается, если наше предположение о написании копии с портрета,еще не утратившего раму верно, подпись cделана уже после создания копии С.А.Пушкиной. А время создания ею портрета свекрови явно уже позднейшее(С.А. умерла 8 апреля 1875 г.), но рама на оригинале еще тогда была. Ой, чувствую, что пора переходить в раздел иконографии[/more] Вот и перешли.

Ответов - 354, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 All

геолог: Natalie:Не извиняем... Вы, мадам, видимо, не поняли что-то в Висконти, который ПРЕИМУЩЕСТВЕННО предпочитал (высокую) классическую музыку. Конкретно по списку: "Боккаччо-70" состоит из четырех новелл (Моничелли-Висконти-Феллини-ДеСика) и не явяляется собственно фильмом Висконти; в "Леопарде" - всякая музыка, в частности, Верди; "Белые ночи" смотрел лет ... 30 назад, может там и была обожаемая Вами музыка; относительно "Рокко" нужно уточнить): на всякий случай, миль пардон Действительно, Рота... Да-да-да, припоминаю, что бывал удивлен этим обстоятельством всякий раз, когда смотрел кино-трагедию (плохо сказано, Трагедию необходимо переживать, т.е. претерпевать катарсис). Спасибо, надо бы запомнить, наконец):

Эхо : братцы, ни ссорьтис-си за нину роту! ни такой ужо он класный парень, штоб за ниво копья и, что там истче, ламать! да и к темке пра партреты нашенской мадонны ни сильна атносис-ся.

Марта: Эхо, Вы - луччи всех! Всех памирити.


Эхо : лутчи бы наши -аши (с. да т.), как кот вернинька заприметил, пра партреты н.н. порассказали. зуд, как хочитс-си узнать, што там с новеньким партретикам! а то ани, видна, атлынивают по летней пагоде!

бык: геолог пишет: относительно "Рокко" нужно уточнит Разговор не по теме, но уж коль сама наша уважаемая Натали подключилась к нему, то должен вмешаться и я. Я не понимаю, что за великая тайна в том, что Нино Рота написал музыку к фильмам Висконти "Леопард" и "Рокко и его братья". Не будучи столь глубоким знатоком итальянского кинематографа, все-таки хочу напомнить, что имя Нино Рота стоит на дисках и видеокассетах. Или в последнее время его авторство подвергается сомнению? Тогда и я "миль пардон", выражаясь языком геолога.

Таша: Браво, уважаемый Бык!

геолог: Мадам:Или в последнее время его авторство подвергается сомнению? Боже упаси, автором является Лукино Висконти, боготворивший - что неудивительно для итальянца - Верди (его мало кому известный Вальс и использовал Рота в "Леопарде"): Но вот то, что Висконти (аристократ, чепобери!) обожал Моцарта и Вагнера - это, извините, ДА!.. Вызывает сугубое восхищение. Особливо - исследователей разнообразнейших пород): Кстати, интересно, а как Пушкин относился к жвачностадным? да и просто - к дикой природе? а то все про лошадей да кисок домашних разговоры, может завести веточку, типа: "Пушкин и Эволюция"? поговорить о сверчках, орлах, быках, обезьянах...

Muza: Вы правы, уважаемый Геолог. Мне тоже хотелось бы приблизиться к той природе, которая была не чужда Пушкину: Сверчок - лицейское арзамасское имя, а прозвище - смеь обезьяны с неназванным Вами тигром! Еще он олицетворял себя со вскормленным в неволе Орлом молодым. А вот про быка я, к моему стыду, ничего не припомню.

Muza: А еще хочу у Вас спросить, уважаемый Геолог, если позволите, действительно ли Вам так нравятся эти портреты Н. Н. П? Или это Вы хотите о чем-то нас всех спросить, помещая их рядышком?

Марта: Уважаемая Muza пишет: А вот про быка я ... ничего не припомню. И я не припомню. Но не связано ли это с Жуковским? Кажется, он так называл себя? Ой-ой-ой, какие сложные загадки загадывает уважаемый Геолог... А Вы, милая Muzочка, просто молодец!

Muza: Стараюсь. Но про быка и в самом деле вспомнилось только одно: Бык - река в Кишиневе.

Зизи: Наш уважаемый Бык объяснял свой ник, насколько я помню, и это имеет прямое отношение к любимому Мартой Жуковскому. Был ли Жуковский геологом, мне не известно! А вам, дорогие коллеги. что известно про геологию в связи с Пушкиным и портретами его жены?

геолог: мне представляется, что первый (двойной) портрет писан как раз со второго (кисти Мазера: Н.Н.Пушкина во вдовьем платье, 1839) а БЫЧОК бодливый, молодой и задиристый? кстати, бычок - черноморская (Тамань-Керчь) рыбеха, похожая более на огромного головастика, есть еще и пресноводный бычок-подкаменщик, да мало ли чего ещё есть):..

Cаша: Возможно, уважаемый Геолог и прав. Но Ульянов работал над моделью, используя черты лица известной актрисы (см. об этом в разделах "ближайшие события" и затем в "родственниках"). А аксессуары-бархатка на шее и локоны, как у Нинон,- это уже от известного изображения работы В.И.Гау 1842-43 гг. Один из его экземпляров принадлежал П.А.Вяземскому.

Марта: Уважаемый геолог пишет: кстати, бычок - черноморская (Тамань-Керчь) рыбеха ... Точно, знаем! Мы все (ну, может. и не все) в детстве читали "Белеет парус одинокий" В.П.Катаева. Петя Бачей, главный герой книги, знал, если правильно помню, и другое значние слова "бычок". На приведенных же выше портретах нет никакого, на мой взгляд, сходства НН с первого портрета с НН со второго. Это две большие разницы. Разве вы все этого не заметили, друзья мои? Что тут может быть общего, когда на первом портрете видно странное, необъяснимое самодовольство НН, а на втором - трагичность всего облика, о чём когда-то Долли Фикекльмон уверенно сказала, что она (НН - М.) не будет счастлива.

Кот: Нет-нет, уважаемая Марта, что-то уважаемый Геолог правильно подметил. Выражение глаз Н.Н. на портретах, естественно, разное, но в то же время черты лица (и даже поворот головы и облегание лба волосами) действительно схожи.

геолог: Да-да, любезный Кот, именно это: плечи-шея-голова (отсылка к Энгру?), покатости и овалы, красиво нарушенные пропорции (вспоминается Модильяни)... Только Мазер дает Мадонну, а слегка ироничный Ульянов ... ее "светский" вариант, так сказать.

Таша: А я насчет Бычка бодливого. Это Вы, уважаемый Геолог, вспомнили пушкинское письмо (осень 1835) Плетневу: "Ужели залягает меня осленок Никитенко и забодает бык Дундук?"?

Зизи: Таша пишет: забодает бык Дундук?"? Ну, вот, а Вы все говорите, что ничего у Пушкина на эту тему нет! А что ж там про геологов-то Пушкин писал?

геолог: были, кажется, и шутливые уподобления самого Пушкина - бычку: у кого-то из его друзей (не Жуковский ли пенял ему однажды?) и у начальства (с Юга?):



полная версия страницы