Форум » 1830-е годы » Портреты Н. Н. Пушкиной » Ответить

Портреты Н. Н. Пушкиной

Natalie: Судя по раззговорам на ветке "Ближайшие события", пора открывать тему о портретах Н. Н. Пушкиной. Итак, в пятницу на научном заседании во Всероссийском музее А. С. Пушкина заведующая лабораторией технико-тенологической экспертизы Русского музея С. В. Римская-Корсакова выступила с сообщением о авторе портрета Н. Н. Ланской, хранящегося в ВМП. В связи с этим на ветке "Ближайшие события" появились следующие сообщения: Таша: [more]«Дорогой Саша! Пишу этот ответ на ваш утренний вопрос (увидела его в ЛС только сейчас) здесь, так как это, возможно, будет интересно многим. Сегодня я была, как Вы убедились лично, на докладе С. В. Римской-Корсаковой (заведующей лабораторией технико-технологической экспертизы Русского музея) по поводу портрета Н. Н. Ланской, который хранится в нашем музее и приписывался то кисти И. К. Макарова, то К. Т.Неффа. После ее доклада, кажется, многое прояснилось, и портрету возвращено имя Макарова. Я обещала Вам, Саша, что подробно опишу то, что услышала, но у меня очень мало времени в эти дни. Отложу подробный рассказ до понедельника, а Вы, если сможете, пока выложите, пожалуйста, портреты Н. Н., о которых шла речь: макаровский из ГМП и наш. »[/more] Саша: [more]«В исследованиях портрета, который теперь можно с полным основанием считать макаровским, очень хотелось бы услышать имя Софьи Александровны Ланской-Пушкиной. Она такую копию этого портрета своей свекрови написала! Глаза на портрете такие... Совершенно другой взгляд... Он приведен, кстати, Русаковым во 2-ом издании его "Потомков Пушкина" в 1982 г. Вот он-то похож как раз на кое - кого, очень-очень.... Жалко,что в цвете он не опубликован. И история создания малоизвестна. А она могла бы пролить свет и на сам оригинал. »[/more] Таша: [more]"Ничего не знаю об этой копии. Расскажите, Саша, пожалуйста. Насчет черно-белых фотографи портрета, воспроизведенных в свое время в журналах "Новое время", "Художественные сокровища России" и в 4-м томе собрания сочинений Пушкина под редакцией Венгерова, вчерашняя докладчица сказала, что эти фотографии были сделаны с нашего портрета. Просто он был в плохом состоянии (лак потемнел) и фотограф применил желтый фильтр GS, что всегда делается в таких случаях. При этом часть темных цветов спектра становится светлой и создается впечателение. что в основе совсем другой портрет. Из-за этого москвичи из центра Грабаря, в свое время, не признали наш портрет за макаровский, так как сравнение его с названными фотографиями дало поразительную несхожесть. Не одну ли из этих фотографий воспроизвел Русаков? У меня под рукой его книг нет. Все на работе". [/more] Саша: [more]«Мне всегда казалось,что как раз с портрета в том плохом состоянии и была сделана репродукция для книги Ободовской и Дементьева "Н.Н.Пушкина"(1985). Когда открываю, стараюсь на фронтиспис не смотреть.Очень коробит взгляд. Портрет работы С.А.Пушкиной-Ланской немного отличается по размеру и вставлен в овальную раму. А вот работа Софьи Александровны. Рядом помещаю очень хорошую репродукцию нашего портрета. Боже ,какая разница, во взгляде особенно! А по самому макаровскому портрету: та же худоба после родов Елизаветы в 1849 г, как и на портрете Гау, где Н.Н.изображена с красным платком, с теми же те же серьгами, что и на том портрете. Приглядимся: они не однотонные,сиреневые,с каким-то камешком, интересные. Очень идут к царскому подарку(Солитер, где-то я читал, отыскался) »[/more] Таша: [more]«Вы правы, Саша. Это два разных портрета. Фотограф с его спектрами, здесь, похоже, ни при чем. Нужно будет обсудить этот вопрос с Римской-Корсаковой. Как ей покажется? А где хранится этот овальный портрет? Кстати об овале. Римская-Корсакова обратила наше внимаиение на то, что на нашем портрете Макаров также сделал любимый свой овал (определяющий признак картин Макарова!) в виде листьев (особенно хорошо видно в нижей части портрета), но портрет много раз мыли (Н. Н. просила мужа прекратить это делать, а то "ты меня совсем смоешь"!) и в верхней части от листьев остались одни только слабые темные пятна.»[/more] [more]«А серьги, по словам Римской-Корсаковой, эмалевые.»[/more] Саша: [more]«Ах,как жалко, подошел очень поздно,а то можно было бы приступить с вопросами и своими соображениями. Да, и по поводу датировки С.В.Римской - Корсаковой макаровского портрета 1852-м годом(т.е.после возвращения из Германии), пока ничего сказать не могу. Только последние 10 минут доклада удалось послушать. Подрезали, видимо, портрет? Был овальный и безнадежно испорченную из той "помытой" части могли и отрезать. А Софья Александровна писала портрет,возможно, с овального оригинала,но сократила детали. Но это,конечно, только предположение. Сам портрет привел Русаков, но сейчас под рукой книги нет. Где -то в провинции он хранился еще в 1970-х гг. »[/more] Таша: [more]«Нет, нет! 1852 год - это московский портрет, на котором она выглядит получше после лечения в Германии. На нем видно, что она даже поправилась, ушли темные круги под глазами, острота носа. Тот портрет сделан к ее 40-летию. А наш - 1849 года, когда, по словам самой Н. Н. Макаров пришел к ней писать ее детей (портрет известный), а она спросила, не может ли он поправить ее фотографию, так как муж просит прислать какое-то ее изображение к нему в Ригу. Фотография ей не нравилась, поскольку на ней было видно, что у нее страшнейшая анемия (после всех родов, кровопотерь и т. п.). Тогда Макаров сказал, что уже "схватил характер ее лица", поэтому, уважая ее мужа, берется сделать ему приятное. Портрет был написан на таком же картоне с серой краской вместо грунтовки, на котором в эти же месяцы Макаров написал три портрета членов семейства Шереметьевых, с которыми дружил. Далее Р.-К. показала, что в инфракрасном свете видно, как отличается манера Макарова и Нефа, а также то, как схожи другие работы Макарова с нашим портретом. С овалом Вы меня не поняли. Его никто не срезал, так как наш портрет не овальный, а прямоугольный. На самой живописи Вы можете разглядеть внизу листья, создающией некий овал, а вверху пятна. Мне кажется, что эти пятна - закрашенные следы потертости от когда-то наложенной на портрет овальной рамы. »[/more] Саша: [more]Да, это известное письмо Ланскому по поводу написания этого портрета. Тогда датировка нашего портрета 1849-м годом мне понятна и аргументы в ее пользу были выдвинуты А.Марковым. И отвечая на вопрос о дате, Р-К. cогласилась с его датировкой и в своем ответе дословно процитировала 3-й том ”Музеума”. По поводу рамы - еще интереснее. Получается, это могла быть рама-прямоугольная снаружи, а внутри обрамляла портрет овалом. Овальный же и портрет работы С.А Пушкиной. Когда она создавала копию портрета, оригинал был в раме и Софья Александровна не видела ту часть, которую сейчас мы видим! И тогда что еще интересно:подпись”Нефф” cделана в той ли части портрета, что не могла быть скрыта рамой? Ведь зачем она нужна, если под рамой будет скрыта и ее никто не увидит? А вот еcли подпись сделана тогда, когда рама была утрачена... И получается, если наше предположение о написании копии с портрета,еще не утратившего раму верно, подпись cделана уже после создания копии С.А.Пушкиной. А время создания ею портрета свекрови явно уже позднейшее(С.А. умерла 8 апреля 1875 г.), но рама на оригинале еще тогда была. Ой, чувствую, что пора переходить в раздел иконографии[/more] Вот и перешли.

Ответов - 354, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 All

Таша: Надо будет проверить, но насколько я помню , Бычком звали самого Жуковского в Арзамасе, так как он сильно сопел, когда молча кого-то слушал.

Cаша: Точно, Бычком звали Жуковского, как писала А.О.Смирнова-Россет, за его басисный голос, похожий на мычание.

Natalie: Зизи пишет: А что ж там про геологов-то Пушкин писал? А это, дорогая Зизи, уж точно не на эту ветку. Перебирайтесь-ка с этим к "любимчикам", что ли? Портреты сравнивать всегда интересно. Но общего, согласна с уважаемой Мартой, между ними немного. Пожалуй, только "благородный лоб" (слова самой Н. Н.!). Глаза - разные. Дело не только в их выражении: разный разлет бровей. Та их восточная выпрямленность, однозначность, которую видим у Устинова, превращает его модель в независимо-заносчивую простушку. Мягкий, дрожащий излом бровей у Мазера - свидетельство утонченности и изломанности души. Тут нельзя не согласиться с уважаемым Геологом: и правда, на память приходят модели Модильяни.


Cаша: Стоит прислушаться к наблюдательной Natalie. Ценное замечание, да еще из уст самой Н.Н. Только уважаемый Бык поместил для сравнения картину Ульянова, но не Устинова. Но милая Natalie потом поправится. Но как Е. Устинов видел жену Пушкина (явно до 1833 г. еще с высокой прической без локонов). Лицо зрелой умудреной женщины в годах. Это никак не "детское лицо героини романа"(по словам Александры Федоровны). Такое чувство,что наблюдаю героиню Александры Завьяловой из фильма "Тени исчезают в полдень", сложившую губы бантиком и гордо восседающую в кресле, взроможденном на стол. А кокетливую ножку которой Константин (будущий Устин Акимыч) отказывается целовать... Картинно и безжизненно. Руки в перчатках притягивают к себе больше внимания, чем натура...

Таша: Улыбка, дорогие спорщики, улыбка! Как мне кажется, в ней-то все дело. Как у Джоконды. На "вдовьем" портрете она улыбается одними губами, а в глазах печаль. На балу у зеркала она улыбается не только губами, но и щеками, даже всем телом, торжествуя. Вот и выходит, что разница между портретами колоссальная!

Natalie: Cаша пишет: Natalie потом поправится И извинится за торопливую небрежность с фамилией художника. Разумеется, речь об Ульянове. А Устинова Вы, дорогой Саша, уж очень строго раскритиковали. Руки в перчатках, и правда, неприятны. Фигура статична. Но выражение лица - главное, что художник смог передать убедительно. Похоже или нет - не нам судить. Те, кто видели это выражение, уже не смогут оценить эту работу. Но главное, кажется, есть: ощущение отрешенной прохлады, которая веет от этой не женщины-не ребенка.

Cаша: Natalie пишет: Но главное, кажется, есть: ощущение отрешенной прохлады, которая веет от этой не женщины-не ребенка. Это пожалуй как раз то, что она cама характеризует как "душевное спокойствие, которое раньше часто принимали за холодность и меня в ней упрекали". И эта внутренняя состредоточенность, погруженность в себя хорошо передана А.Брюлловым.

Петушок: Уважаемая Мария совершенно права: тут ничего понять нельзя: Где тут Брюллов, где Устинов, кто геолог, а кто художник? Караул! Ку-ка-ре-ку! А главное, где тут жена Пушкина? Одни интерпретации облика и характера!

Cаша: Natalie пишет: И извинится за торопливую небрежность с фамилией художника. Разумеется, речь об Ульянове. Удивительно,что когда я писал зимой об этой картине Ульянова, то ведь тоже описался и тоже назвал его Устиновым. Что за Устинов?- как- то так написала тогда Nаtalie. Natalie пишет: Саша, простите, а УСТИНОВ - кто это? Cаша пишет: Ай Natalie, вот что называется глаз-алмаз! А у меня в первом часу ночи,что называется, замылился. Конечно, речь шла все о той же работе Ульянова! А вот Устинова мы тоже не забудем. Бывает же такое! Мы с Nаtalie даже мыслим в одном русле. Спустя месяцы.

Петушок: Об чем это вы опять? Что за личные переговоры?!

Cаша: Петушок пишет: Об чем это вы опять? Что за личные переговоры?! Добрый вечер, строгий Петушок! Где Вы пропадали? И правда, может мы там на земле и не разглядели жену Пушкина, но Вам со спицы все видно. Поделитесь скорее своими наблюдениями с нами.

Таша: Дорогой Саша, я поздравляю Вас с лишением галочки!

Cаша: Таша пишет: Дорогой Саша, я поздравляю Вас с лишением галочки! Спасибо, милая Таша.

Кот: Уважаемый Саша! Справедливость восторжествовала!

Cаша: Спасибо, дорогой Кот! И чтобы не было у нас больше никаких галочек, мы не будем увлекаться, а будем увлекать!!!!

Cаша: Работа Ульянова над картиной "Пушкин на придворном балу" растянулась на десять лет. Сохранилось множество эскизов. Порой совсем беглых.

Маша: Хороший вопрос написан под рисунком: Плечо Пушкина - ГДЕ?

Cаша: Маша пишет: Плечо Пушкина - ГДЕ? Резонный вопрос. Видимо поэтому были и какие-то поправки красным карандашом.

Маша: Cаша пишет: Резонный вопрос. А кто этот вопрос задавал? Сам художник или его друзья? Чей там почерк, никто не знает?

Muza: Кто же теперь узнает, чей почерк, милая Машенька? Саша,правда, знать может. Он знает всЁ!



полная версия страницы