Форум » 1830-е годы » творчество современников Пушкина » Ответить

творчество современников Пушкина

Natalie: Чтобы разгрузить ветку "современники", на которой обсуждаются и жизнь, и портреты, и произведения современников Пушкина, создаем тему "творчество современников Пушкина". Начнем с Жуковского, творчеству которого наши М&М (Марта и Muzа) посвятили уже немало страниц на разных ветках. Итак, 172 года назад, примерно в такие же дни, как и теперь (по ст. ст. в первой половине марта), Пушкин зашел к Жуковскому и обнаружил у него такое вот абсолютно новое произведение: [more]В двенадцать часов по ночам Из гроба встает барабанщик; И ходит он взад и вперед, И бьет он проворно тревогу. И в темных гробах барабан Могучую будит пехоту: Встают молодцы егеря, Встают старики гренадеры, Встают из-под русских снегов, С роскошных полей италийских, Встают с африканских степей, С горючих песков Палестины. В двенадцать часов по ночам Выходит трубач из могилы; И скачет он взад и вперед, И громко трубит он тревогу. И в темных могилах труба Могучую конницу будит: Седые гусары встают, Встают усачи кирасиры; И с севера, с юга летят, С востока и с запада мчатся На легких воздушных конях Один за другим эскадроны. В двенадцать часов но ночам Из гроба встает полководец; На нем сверх мундира сюртук; Он с маленькой шляпой и шпагой; На старом коне боевом Он медленно едет по фрунту: И маршалы едут за ним, И едут за ним адъютанты; И армия честь отдает. Становится он перед нею; И с музыкой мимо его Проходят полки за полками. И всех генералов своих Потом он в кружок собирает, И ближнему на ухо сам Он шепчет пароль свой и лозунг; И армии всей отдают Они тот пароль и тот лозунг: И Франция — тот их пароль, Тот лозунг — Святая Елена. Так к старым солдатам своим На смотр генеральный из гроба В двенадцать часов по ночам Встает император усопший.[/more] Это был перевод баллады австрийского поэта фон Цедлица "Ночной смотр", ставший впоследствии одной из "визитных карточек" Жуковского-переводчика. Пушкин, как писал потом Жуковский "пиесу унес и уже в цензуру хватил", то есть стащил свеженький перевод и отправил его в цензуру как произведение, которое пойдет в готовящийся в те дни к печати 1-й том его "Современника". Жуковский требовал стихотворение назад, считая, что оно не годится "для дебюту", то есть для самого первого номера нового журнала. Но отнять у Пушкина его трофей Жуковскому так и не удалось, и баллада была опубликована в 1 томе!

Ответов - 182, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

Кот: Простите, что я затянул с ответом. Поверьте, это - не нарочно. Не было возможности выйти на форум раньше. А приведенные мной стихи - как раз Пушкина, но не Александра Сергеевича, а Сергея Львовича, его отца. Я сам с удивлением их прочитал.

Марта: Спасибо, уважаемый Кот!

бык: А это произведения Василия Львовича Шестидесяти лет Пульхерия старушка, Которая в свой век была Кокетка и вострушка, Мечтала, что еще пленять она могла, И что амуры вкруг прелестницы резвились. Но в зеркале себя увидев невзначай, Сказала, прослезясь: "Веселие, прощай! Как зеркала переменились!" (1821) Или вот басенка еще короче: Змея ужалила Маркела. Он умер? - Нет, змея, напротив, околела. (1808)


Марта: Какие же молодцы уважаемый Кот и Бык!

бык: На стихи Нестора Кукольника созданы великолепные романсы. * * * Уймитесь, волнения страсти! Засни, безнадежное сердце! Я плачу, я стражду,- Душа истомилась в разлуке. Я плачу, я стражду! Не выплакать горя в слезах... Напрасно надежда Мне счастье гадает,- Не верю, не верю Обетам коварным: Разлука уносит любовь... Как сон, неотступный и грозный, Соперник мне снится счастливый, И тайно и злобно Кипящая ревность пылает... И тайно и злобно Оружия ищет рука... Минует печальное время, Мы снова обнимем друг друга. И страстно и жарко Забьется воскресшее сердце, И страстно и жарко С устами сольются уста. Напрасно измену Мне ревность гадает,- Не верю, не верю Коварным наветам! Я счастлив! Ты снова моя! И все улыбнулось в природе; Как солнце, душа просияла; Блаженство, восторги Воскресли в измученном сердце! Я счастлив: ты снова моя. Август 1838 Жаворонок Между небом и землей Песня раздается Неисходною струей Громче, громче льется. Не видать певца полей, Где поет так громко Над подружкою своей Жаворонок звонкий Ветер песенку несет, А кому - не знает. Та, к кому она, поймет, От кого - узнает. Лейся ж, песенка моя, Песнь надежды сладкой... Кто-то вспомнит про меня И вздохнет украдкой. 11 июля 1840

Кот: Романсы и вправду великолепные! Но без музыки Глинки, боюсь, мы не слишком высоко оценили бы эти стихи.

Зизи: Все-таки их содружество подарило нам целый ряд прекрасных романсов. "Попутную песню", например. Вот ведь как бывает!

Cаша: Кукольник прославился и своими драмами. Летом познакомился с драмой "Джакобо Саназар". Эта книга имелась в библиотеке Пушкина и, верно, заинтересовала его. И.С.Тургенев же невысоко ее ценил.

Кот: В истории литературы Кукольник прославился своей драмой "Рука Всевышнего Отечество спасла": Рука Всевышнего три дела совершила: Отечество спасла, Поэту ход дала И "Телеграф" закрыла". Вот что Пушкин записал в дневнике в 1834 году: 2 апреля. На-днях (в прошлый четверг) обедал у кн. Ник. Труб.<ецкого> с Вязем.<ским>, Нор.<овым> и с Кук.<ольником>, которого видел в первый раз. Он кажется очень порядочный молодой человек. Не знаю, имеет ли он талант. Я не дочел его Тасса, и не видал его Руки etc. Он хороший музыкант. Запись эта была сделана буквально накануне того дня, когда было принято решение о запрещении "Московского телеграфа", в котором была раскритикована "Рука Всевышнего", понравившаяся Николаю I, который пожаловал за нее Кукольнику бриллиантовый перстень.

Cаша: Первая встреча,вероятно, прошла дружески,тепло. Некоторые исследователи, когда пишут, что Пушкин недолюбливал Нестора Васильевича, приводят письмо 1834 г., написанное три недели спустя после записи в дневнике:"Передо мною весь город проехал в каретах (кроме поэта Кукольника, который проехал в каком-то старом фургоне, с каким-то оборванным мальчиком на запятках; что было истинное поэтическое явление". Истинное поэтическое явление...Вот так! Никакого отрицательного впечатления в этом нет. Однако образ жизни Кукольника едва ли был Пушкину по душе.

Кот: А еще можно вспомнить запись в дневнике А.В.Никитенко: 1836. Январь, 10. Петербург. А. В. Никитенко, у которого в этот день Н. В. Кукольник читал свою пьесу «Доменикин», записывает в дневнике: «Интересно, как Пушкин судит о Кукольнике. Однажды у Плетнева зашла речь о последнем; я был тут же. Пушкин, по обыкновению грызя ногти или яблоко — не помню, — сказал: – А что, ведь у Кукольника есть хорошие стихи? Говорят, что у него есть и мысли. Это было сказано тоном двойного аристократа: аристократа природы и положения в свете. Пушкин иногда впадает в этот тон и тогда становится крайне неприятным.» Никитенко. 1. С. 178.

Марта: Уважаемый Саша, если можно, напишите, пожалуйста, о Кукольнике немного побольше (и о его образе жизни)

Зизи: А я вспомнила, что есть еще цикл "Прощание с Петербургом", который включает, кажется, 12 романсов. И, кажется, "Попутная песня" входит именно в этот цикл.

бык: Дружба Кукольника, М. И. Глинки и К. П. Брюллова в глазах современников символизировавшей союз трех искусств (живописи, музыки и поэзии), привлекала к себе внимание. Но об этом лучше на ветке о современниках.

Марта: Эх, стихи Языкова надо было бы поместить здесь, а не на ветке "Любимые авторы"

бык: Николай Языков А. С. ПУШКИНУ Не вовсе чуя бога света В моей неполной голове, Не веря ветреной молве, Я благосклонного привета - Клянусь парнасским божеством, Клянуся юности дарами: Наукой, честью и вином И вдохновенными стихами - В тиши безвестности не ждал От сына музы своенравной, Равно - торжественной и славной И высшей рока и похвал. Певец единственной забавы, Певец вакхических картин, И ...ских дев и ...ских вин, И прозелит журнальной славы, . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Так я тебя благодарю. Бог весть, что в мире ожидает Мои стихи, что буду я На темном поле бытия, Куда неопытность моя Меня зачем-то порывает; Но будь что будет - не боюсь; В бытописаньи русских муз Меня твое благоволенье Предаст в другое поколенье, И сталь плешивого косца, Всему ужасная, не скосит Тобой хранимого певца. Так камень с низменных полей Носитель Зевсовых огней, Играя, на гору заносит.

Марта: Прекрасно! Вам, уважаемый бык -

бык: Всегда к Вашим услугам!

Марта: Н.В. ГОГОЛЬ НОВОСЕЛЬЕ «Невесел ты!» — «Я весел был,— Так говорю друзьям веселья, — Но радость жизни разлюбил И грусть зазвал на новоселье. Я весел был — и светлый взгляд Был не печален; с тяжкой мукой Не зналось сердце; темный сад И голубое небо скукой Не утомляли — я был рад… Когда же вьюга бушевала И гром гремел и дождь звенел И небо плакало — грустнел Тогда и я: слеза дрожала, Как непогода плакал я… Но небо яснело, гроза бежала — И снова рад и весел я… Теперь, как осень, вянет младость. Угрюм, не веселится мне, И я тоскую в тишине, И дик, и радость мне не в радость. Смеясь, мне говорят друзья: „Зачем расплакался? — Погода И разгулялась и ясна, И не темна, как ты, природа“. А я в ответ: —Мне всё равно, Как день, все измененья года! Светло ль, темно ли — всё одно, Когда в сем сердце непогода!»

бык: Не знал, что Гоголь писал стихи! Или это было единственное?



полная версия страницы