Форум » 1830-е годы » творчество современников Пушкина » Ответить

творчество современников Пушкина

Natalie: Чтобы разгрузить ветку "современники", на которой обсуждаются и жизнь, и портреты, и произведения современников Пушкина, создаем тему "творчество современников Пушкина". Начнем с Жуковского, творчеству которого наши М&М (Марта и Muzа) посвятили уже немало страниц на разных ветках. Итак, 172 года назад, примерно в такие же дни, как и теперь (по ст. ст. в первой половине марта), Пушкин зашел к Жуковскому и обнаружил у него такое вот абсолютно новое произведение: [more]В двенадцать часов по ночам Из гроба встает барабанщик; И ходит он взад и вперед, И бьет он проворно тревогу. И в темных гробах барабан Могучую будит пехоту: Встают молодцы егеря, Встают старики гренадеры, Встают из-под русских снегов, С роскошных полей италийских, Встают с африканских степей, С горючих песков Палестины. В двенадцать часов по ночам Выходит трубач из могилы; И скачет он взад и вперед, И громко трубит он тревогу. И в темных могилах труба Могучую конницу будит: Седые гусары встают, Встают усачи кирасиры; И с севера, с юга летят, С востока и с запада мчатся На легких воздушных конях Один за другим эскадроны. В двенадцать часов но ночам Из гроба встает полководец; На нем сверх мундира сюртук; Он с маленькой шляпой и шпагой; На старом коне боевом Он медленно едет по фрунту: И маршалы едут за ним, И едут за ним адъютанты; И армия честь отдает. Становится он перед нею; И с музыкой мимо его Проходят полки за полками. И всех генералов своих Потом он в кружок собирает, И ближнему на ухо сам Он шепчет пароль свой и лозунг; И армии всей отдают Они тот пароль и тот лозунг: И Франция — тот их пароль, Тот лозунг — Святая Елена. Так к старым солдатам своим На смотр генеральный из гроба В двенадцать часов по ночам Встает император усопший.[/more] Это был перевод баллады австрийского поэта фон Цедлица "Ночной смотр", ставший впоследствии одной из "визитных карточек" Жуковского-переводчика. Пушкин, как писал потом Жуковский "пиесу унес и уже в цензуру хватил", то есть стащил свеженький перевод и отправил его в цензуру как произведение, которое пойдет в готовящийся в те дни к печати 1-й том его "Современника". Жуковский требовал стихотворение назад, считая, что оно не годится "для дебюту", то есть для самого первого номера нового журнала. Но отнять у Пушкина его трофей Жуковскому так и не удалось, и баллада была опубликована в 1 томе!

Ответов - 182, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

Зизи: Извините, милая Марта, что задержала с ответом. На портретах - кн. Голицына и в.к. Александр Николаевич с в.к. Марией Николаевной

Cаша: Уважаемая Зизи, не знаете ли Вы о выходе альбома акварелей А.П.Брюллова ( первый первсональный!) в москвском издательстве "Белый город"? Давно обещанный... Очень жду его. Выходил большой интересный альбом акварелей первой половины XIX века, но должен был появиться первоснальный, содержащий только акварели Александра Павловича.

Кот: Уважаемый Саша! На сайте московского музея Пушкина альбом значится вроде бы как уже изданный. См.здесь. Я как раз недавно обратил на это внимание и тоже заинтнресовался. Постараюсь в ближайшее время заглянуть в книжный киоск музея. Если альбом действительно вышел, то он должен там быть. Во всяком случае спрошу.


Cаша: Спасибо, уважаемый Кот! Буду очень признателен. До Петербурга это издание пока не дошло. Нет его даже в специальном отделе издательства "Белый город" на книжной ярмарке в ДК Крупской.

Зизи: Долго думала, где разместить эту фотографию. Потом решила, что "Нос" - это ведь "Творчество современников". Не так ли?

Марта: Дорогая Зизи, а где в Петербуге (?) находится этот чудесный памятник?

Зизи: Этот памятник установлен на Вознесенском пр., 11 в 1995 г. (автор - Резо Габриадзе). В 2002 г. (кажется!) его украли, потом нашли во дворе неподалеку и в 2003 г. установили вновь. Я нашла в интернете любопытную информацию о том, что в мае 2008 г. в рамках празднования Дня филолога и востоковеда на восточном факультете СПб университета открыли еще один памятник Носу. Но фотография этого памятника нигде не приводится. Может быть, кому-нибудь повезет больше, чем мне, и мы сможем увидеть и второй памятник. Не понятно только, зачем нашему городу два носа?!

Марта: Это любопытно! Каков же другой нос?

Таша: Несколько месяцев назад я была во дворике филфака, видела всякие фигурки, в том числе бегемотика, которому трут то ли лоб, то ли спинку, чтобы сдать удачно сессию, но нос куда-то запропастился.

Зизи: Таша пишет: но нос куда-то запропастился. Вечно эти носы куда-то пропадают!

Марта:

Таша: А знаете, что значит выражение "остаться с носом"? Совсем не то, что кажется на первый взгляд: нашим предкам не приходило в голову, что их нос может куда-то подеваться, то есть они не представляли, что могли бы остаться без него. НОС - это то, что несут, то есть, подношение, дар, почесть. Не примет подъячий эту взятку - останешься с нерешенным делом, то есть с носом. Сегодня утром мой муж рассказывал это по нашему радио, а я подслушала

Марта: Как интересно! Вспомнилось знакомое всем слово "дача", которое раньше означало что-то, что давали, от слова "дать", то есть, подношение (слово "подношение" - от слова "нос"?).

Зизи: Таша пишет: НОС - это то, что несут, Значит, это мы все без НОСА, потому что у нас НОСЫ унесли! Или не так?

Марта: И ещё значит, что мы сами тоже ничего никому не несем: у нас нет "носа" или мы "носа" не припасли

Таша: А еще говорили: "Не ходи к судье с носом, ходи с приносом". По этой поговорке выходит, что "нос" - это и часть лица, и сам процесс ношения, но не подношение как таковое. Совсем я с этим запуталась. Вечером спрошу у мужа.

Марта: Если не забуду, завтра посмотрю у Даля или у Фасмера. А, может, можно по Инету?

Cаша: Словарь Фасмера в Сети точно есть, только спрятан. Можно попробовать ввести слово и далее Фасмер-откроется ссылочка на словарь.

Марта: Фасмер: -нос: взнсс, занос, поднос, ст.-слав. понос ... сербохорв. пОнос "гордость", прИнос "дар" Не совсем то.

бык: Худ. М. Воробьев "Дуб, раздробленный молнией" (1842). Я слышал, что это аллегория на смерть жены художника. Это правда?



полная версия страницы