Форум » 1830-е годы » Современники-2 » Ответить

Современники-2

Natalie: Открываем тему "Современники-2", так как, по всей видимости, из-за большого количества (или объема?) сообщений тема "Современники" правилами формумов считается закрытой. Это не означает, что мы не можем входить в старые "Современники" и читать там прежние сообщения. Но обсуждать тему далее придется на "Современниках-2". [more]А нам казалось, что мы можем обсуждать поставленные вопросы вечно! Или, на худой конец, долго-долго[/more]

Ответов - 290, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

бык: Тогда можно в "Современниках-2" начать разговор вот с этого замечательного современника, который "литераторов часто видит". "С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: "Ну что, брат Пушкин?" - "Да так, брат", отвечает, бывало, "так как-то все..." Большой оригинал <...> Моих, впрочем, много сочинений: "Женитьба Фигаро", "Роберт Дьявол", "Норма". Уж и названий даже не помню".

Эхо : виз плежа:

Кот: На закрытой нашей веточке "Современники" остался нерешенным вопрос - был ли очкариком Гоголь. Предлагаю следующий аргумент: Между прочим, по-моему, похож на пушкинский рисунок. Рисунок Каратыгина приведен в словаре "Русские писатели. 1800-1917". т.1. М., 1989. С. 596.


Марта: Очень похож!

Muza: Похож настолько, что мне показалось,что это сам Пушкин рисовал. Спасибо Вам, уважаемый Кот, за эту замечательную находку.

Cаша: Cпасибо, милый Кот, такой Гоголь очень интересный и для многих малоизвестный. Мне всегда казалось,почему Гоголь не не падает ? Может он стоял у стены в тот момент,когда его изображали? Очень неустойчивая поза. Но посмотрите,как похож на Николая Васильевича с портрета Венецианова, выполненного практически в одно время с каратыгинским, в 1834 г. На картине "Cубботнее собрание у Жуковского" Гоголь также с корокой стрижкой. Его изображение очень напоминает работу Венецианова. Это дало возможность некоторым исследователям(Павловой "Пушкин в портретах"(1-е изд. 1983, 2-е изд. 1989), Старку в "Н.Н.Пушкина. Жизнь с поэтом", 2006) предположить, что гости Шепелевского дворца не могли присутствовать одновременно в таком составе в кабинете Жуковского. И их рисовали "заочно", пользуясь известными изображениями. А, следовательно, тогда и Пушкин "не прижизненный" и картина создана после смерти поэта...Но такой подход, на мой взгляд, крайне простой и не глубокий.

Cаша: Дорогим гостям на диване Жуковского удобно, не тесно.. И никакая картина не упадет и не придавит. Иван Андреевич и худенький Пушкин рядом поместились...

Cаша: Московский почтдиректор Александр Булгаков так писал брату Константину - столичному почтдиректору 22 декабря 1825 г. об аресте Пущина: "Отсюда попался тоже к негодяям петербургским молодой Пущин, служащий при князе, коего уверили, что отец его болен, при смерти, а потому князь и не мог ему отказать ехать в Петербург. За делом поехал! У этого Пущина есть здесь приятели. Они составили так называемое братское общество Семиугольной звезды, глупости кои теперь всех их могут компрометировать" Узнаваемы Зубков, Пущин, Данзас-брат лицейского Константина...На рисунке Д.М.Соболевского, которому участники "Семиугольной звезды" заказали групповой портрет, мы видим члена общества, носившего очки.

Muza: Cаша пишет: мы видим члена общества, носившего очки. Мне кажется, уважаемый Саша, Вы забыли назвать имя этого члена общества. И еще один вопрос: а почему общество имело такое странное название?

Cаша: Семиугольная звезда-символ мировой гармонии, символ справедливости и порядка между высшими и низшими мирами. Это звезда мудрости и познания высших тайн, может восприниматься и как масонский знак. Толкований здесь может быть много. Например, число членов, как мы видим на рисунке,не семь. Однако,кто-то мог примкнуть позднее,так что-возможно, число углов звезды - по первоначальному числу членов. В очках, если не ошибаюсь, Б.К. Данзас. Можно предположить,что членов кружка Пущин готовил к вступлению в тайное общество будущих декабристов. И только события на Сенатской площади помешали ему это сделать. Между тем, после событий 14 декабря членов общества "Cемиугольной звезды" допрашивали на принадлежность к заговору.

Muza: Какой вы молодец, дорогой Саша! И откуда только Вы все это узнаёте?!

Cаша: Еще один неучтенный носитель очков-композитор Александр Александрович Алябьев (1787-1851), автор музыки к "Соловью" Дельвига(а соловей-то Пушкин).

Таша: Спасибо, Сашенька! А я вспомнила, что нашла обещанное дорогому Коту изображение Булгарина в ОЧКАХ! Это в книжке "Эстонская пушкиниана"! Смотрела книгу в библиотеке, только не помню, на какой точно странице Булгарин сидит в своем кабинете на фоне книжных полок за столом, а на носу очки. Думаю, что у нашей Марты эта книга имеется и она подскажет нам страничку и автора гравированного портрета. На соседней странице, помнится, Греч в той же обстановке: стол, книги etc.

Марта: Это на стр.199. Подпись под картинкой: "Ф.В.Булгарин за письменным столом. 1853 г. Лит. по рис. Р.Тримма". Рядом картинка, где за письменным столом сидит Н.И.Греч, тоже в очках. А вот информация о Н.В.Гоголе из книги В.Бондаренко "Вяземский" (М.:Молодая гвардия, 2004, ЖЗЛ. С.392): "Бывал Николай Гоголь, который держался самоуверенно, бойко вертел головою в очках, сыпал смешными малороссийскими анекдотами - а то неожиданно тушевался и, забившись в угол, внимательно слушал рассказы других".

Эхо : Марта пишет: держался самоуверенно, бойко вертел головою в очках ну! енти синтенции астафте на совести бондаренко. а булгарин при окулярах - - прям гран мерси какое-та!

Марта: Эха нинаглядныя, забутти пра Бандаренку. У ниво фсiо правда. Харошаю книгу нописал. И мне четать интиресна. Фтарой рас ужи четаю. И фсiо нахажу штота для сибя новае. А вот Гогыль был в ачках. У нас на форуми и картинка была токая. Кокой он там кросафчег!!! Но я в ниё ни паверила. Акозалась правда. Госпади, сиводни футбол! Извените, ни магу многа песать. Пара к тиливизару.

Natalie: Простим милое Эхо за невнимательность. Сказалось длительное отсутствие на форуме.

Cаша: Да и, господи боже, когда это было! Да и вправду ли было, старуха забыла, Как по лунной дорожке, в сверканье снега Приезжала к нему - вся томленье и нега. Как в объятиях жарких, в молчанье ночи Он ее заклинал, целовал ей очи, Как уснул на груди и дышал неровно, Позабыла голубушка Анна Петровна.

Таша: Cаша пишет: Да и, господи боже, когда это было! АВТОРА! АВТОРА! АВТОРА!

Cаша: Таша пишет: АВТОРА! АВТОРА! АВТОРА! О, это "Баллада о чудном мгновении" Павла Антокольского: ...Она скончалась в бедности. По странной случайности гроб ее повстречался с памятником Пушкину, который ввозили в Москву. Из старой энциклопедии Ей давно не спалось в дому деревянном. Подходила старуха, как тень, к фортепьянам, Напевала романс о мгновенье чудном Голоском еле слышным, дыханьем трудным. А по чести сказать, о мгновенье чудном Не осталось грусти в быту ее скудном, Потому что барыня в глухой деревеньке Проживала как нищенка, на медные деньги. Да и, господи боже, когда это было! Да и вправду ли было, старуха забыла, Как по лунной дорожке, в сверканье снега Приезжала к нему - вся томленье и нега. Как в объятиях жарких, в молчанье ночи Он ее заклинал, целовал ей очи, Как уснул на груди и дышал неровно, Позабыла голубушка Анна Петровна. А потом пришел ее час последний. И всесветная слава и светские сплетни Отступили, потупясь, пред мирной кончиной. Возгласил с волнением сам благочинный: "Во блаженном успении вечный покой ей!" Что в сравненье с этим счастье мирское! Ничего не слыша, спала, бездыханна, Раскрасавица Керн, боярыня Анна. Отслужили службу, панихиду отпели. По Тверскому тракту полозья скрипели. И брели за гробом, колыхались в поле Из родни и знакомцев десяток - не боле, Не сановный люд, не знатные гости, Поспешали зарыть ее на погосте. Да лошадка по грудь в сугробе завязла. Да крещенский мороз крепчал как назло. Но пришлось процессии той сторониться. Осадил, придержал правее возница, Потому что в Москву, по воле народа, Возвращался путник особого рода. И горячие кони били оземь копытом, Звонко ржали о чем-то еще не забытом. И январское солнце багряным диском Рассиялось о чем-то навеки близком. Вот он - отлит на диво из гулкой бронзы, Шляпу снял, загляделся на день морозный. Вот в крылатом плаще, в гражданской одежде, Он стоит, кудрявый и смелый, как прежде. Только страшно вырос,- прикиньте, смерьте, Сколько весит на глаз такое бессмертье! Только страшно юн и страшно спокоен,- Поглядите, правнуки,- точно такой он! Так в последний раз они повстречались, Ничего не помня, ни о чем не печалясь. Так метель крылом своим безрассудным Осенила их во мгновенье чудном. Так метель обвенчала нежно и грозно Смертный прах старухи с бессмертной бронзой, Двух любовников страстных, отпылавших розно, Что простились рано, а встретились поздно.



полная версия страницы