Форум » 1830-е годы » Современники-2 » Ответить

Современники-2

Natalie: Открываем тему "Современники-2", так как, по всей видимости, из-за большого количества (или объема?) сообщений тема "Современники" правилами формумов считается закрытой. Это не означает, что мы не можем входить в старые "Современники" и читать там прежние сообщения. Но обсуждать тему далее придется на "Современниках-2". [more]А нам казалось, что мы можем обсуждать поставленные вопросы вечно! Или, на худой конец, долго-долго[/more]

Ответов - 290, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

бык: А каким образом няня могла оказаться в Германии и там умереть? Насколько я знаю, последние годы она жила у Ольги Сергеевны, муж которой по службе был связан с Польшей. Если предположить, что О.С. поехала к мужу, взяв с собой няню, а потом зачем-то они поехали в Германию и там няня умерла, то тогда, конечно... А Вы не знаете, уважаемая Таша, какие доводы были у Гейченко? Он ведь не стал бы опираться на абсурдные теории.

Таша: В том и беда, что не знаю. Поэтому и хотелось бы заглянуть в ту газету "Труд". Мне трудно предположить, что Павлищевы зачем-то "рванули" в Германию, где няня столь же неожиданно умерла. Легче предположить, что ее могильная доска каким-то образом "перебралась" в Германию, где потом и "осела" на чьей-то могиле. Хотя и в этой версии много абсурда. Может быть, мемуаристка что-то перепутала? Но Гейченко почему принял эту версию?????

бык: Разумеется, мемуаристка (да еще, если вспоминала лет 50 спустя) могла перепутать. Доводы Гейченко в этом случае очень важны. Но опять все дороги ведут в Публичку, в газетный фонд!


Кот: Уважаемые Таша и Бык! См. "Временник Пушкинской комиссии", №26.СПб.,1995, с.184: Арина Родионовна умерла 29 июля 1828 г. в доме Магдалины Мадатовой, где снимали квартиру О.С.и Н.И.Павлищевы, на Грязной улице под №143, была отпета во Владимирской церкви 31 июля и в тот же день похоронена на Смоленском православном кладбище. Это - из заметки "любимого" Вами , уважаемая Таша, В.П.Старка, но тут действительно все подробно и документально обосновано. Перемещение ее могилы или даже надгробной доски из Петербурга в Германии - это что-то уже совсем потустороннее. Но "Труд", конечно, в любом случае посмотреть интересно и нужно.

Таша: Спасибо, уважаемый Кот! Я тоже всегда (или с тех пор, как узнала о Пушкине и его няне) так думала. Но что же было в той газете, что "соблазнило" Гейченко? А, быть может, это всего лишь газетная выдумка, что С. С. как-то реагировал на ту статью?

Cаша: Находят же на московских кладбищах на надгробных плитах Борманов и Гитлеров. Рождаются немыслимые гипотезы и домыслы. И вот обнаружили могильный камень,где значится Яковлева Арина... Ну как же - няня! Интересно, наверное и на ФАМИЛИЮ КРЕПОСТНОГО ориентировались, прежде всего? Но так ли со всеми именами и регалиями хоронили тогда крепостных?.. Но надо найти газету и все станет ясно, откуда такая мысль,что это могила нянюшки. Я что-то слышал тогда же давно о том, что няня похоронена в Германии, но не придал значения, мне показалось все это несерьезным.

Зизи: Итак, про братьев Булгаковых! Собственно говоря, каких-либо предложений и пожеланий у меня нет. Просто я обожаю их переписку. Сколько интересного я почерпнула из их писем, сколько нового я узнала! Как они помогли мне в свое время для раскрытия характеров некоторых своих современников! Не помню, кто именно сказал, что будущим историкам будет гораздо тяжее работать, чем современным. Мы не пишем друг другу писем. И этот богатейший исторический пласт уже не поможет ученым, его просто не будет. Спасибо Булгаковым за их письма, очень субъективные, не всегда достоверные, но - прекрасные! Хотя мы все прекрасно знаем, что читать чужие письма нельзя!

Cаша: На письмах братьев Булгаковых, как ни на каких других, лучше всего запеклась "герценовская" кровь событий. Мемуары-вторичны, пропущены сквозь призму событий, в них возможна трактовка множества мнений. Письма же-это раскрытие души единомоментно и поэтому неповторимо, что вдвойне ценно.

Зизи: Да, и самое главное, - они были очень плодовиты, откликались на любое, даже самое незначительное событие. А для нас описание этого "незначительного" события - бесценный клад! Так хотелось бы, чтобы кто-нибудь издал эту переписку! А то она разбросана по "Русскому архиву", трудно читать.

Cаша: Зизи пишет: А то она разбросана по "Русскому архиву", трудно читать. И хорошо бы опубликовать полностью. А в каком архиве они хранятся? После смерти Константина письма были возвращены Александру? И тогда они хранятся в московском архиве.

Кот: Уважаемый Саша! Архив Булгаковых, включающий, по крайней мере, дневники Александра Булгакова, если не ошибаюсь, сейчас находится в рукописном отделе Ленинки.

Зизи: А переписка вполне может быть разбросана по различным архивам. Где это может быть в Петербурге? Рукописный отдел РНБ, ИРЛИ, ЛГАЛИ? Я как-то об этом не думала, довольствуясь "Русским архивом". Но теперь буду смотреть.

Таша: Возвращаюсь к семейству Аксаковых, в доме которых на Сивцевом Вражке устраивались те самые "аксаковские субботы", на которые собиралась вся славянофильская литературная Москва. Именно сын писателя С. Т. Аксакова, как заметила наша добрая Зизи, носил мурмолку, которая составляла часть его экстравагантного одеяния в стиле Древней Руси: он носил сапоги, косоворотку, мурмолку (меховую шапку с плоской тульей) и терлик (длинную шубу с короткими рукавами), а также отпустил длинную бороду, которую весной 49-го полиция приказала ему сбрить (!). Отказаться от растительности на лице велели тогда и Аксакову-отцу. А бороды у Аксаковых были замечательные: густые, широкие. «Аксаков с мурмолкой в руке свирепствовал за Москву, на которую никто не нападал, — язвит Герцен в “Былом и думах”, — и никогда не брал в руки бокал шампанского, чтоб не сотворить тайно моление». Последние слова Герцена для меня не понятны. К. Аксаков умер в 43 года от скоротечной чахотки, так и не прийдя в себя после смерти отца. Говорили, что он умер буквально от тоски! (Вспомним Блока, о смерти которого в том же возрасте недавно говорили с геологом). И еще одно: Он умирал на острове в Средиземном море. Русского священника не было — исповедь принимал грек, еле-еле говоривший по-французски. Словно злая насмешка небес: жегший в детстве записки на ненавистном языке, Аксаков теперь исповедовался на нем в последний раз... Священник-грек был до такой степени потрясен исповедью, что потом приставал ко всем с вопросом: кто этот великий праведник? (Тоже есть, о ком вспомнить в связи с этим замечанием священника, правда? )

Cаша: Спасибо, уважаемые Кот и Зизи. И если бы можно все это наследие Булгаковых объединить в едином сборники, было бы прекрасно.

Cаша: Таша пишет: а также отпустил длинную бороду, которую весной 49-го полиция приказала ему сбрить (!). Да, как тут не впомнить пушкинское обращение к Соболевскому:бородка русская, а душонка-французкая. Но Аксаков, в отличие от Соболевского, не прятал ее. Да полиция углядела.

Таша: Как раз в этом и глубокая разница между двумя этими героями: у Аксаковых и борода и душа были русско-славянофильскими, а Соболевский был европеец. Его борода - отчасти знак его лени (не желал бриться в дороге), отчасти - эпатаж, увы!, ограниченный рамками дозволенного.

Зизи: Таша пишет: не брал в руки бокал шампанского, чтоб не сотворить тайно моление». Может быть, считая употребление спиртного грехом, он, тем не менее выпивал, но перед этим читал молитву? Надо почитать Герцена.

Таша: Я думаю, что взяв в руки бокал шампанского, он, как и все мы, невольно складывал три пальца в молитвенном жесте. Чтобы не делать этого, он и не брал в руки бокал. Мне здесь не понятно не это, а то, почему ему был столь неприятен такой жест? Ведь он - славянофил! Быть может, ему было неприятно именно то, что, складывая пальцы таким образом вокруг бокала, он богохульствовал?

Cаша: Таша пишет: Быть может, ему было неприятно именно то, что, складывая пальцы таким образом вокруг бокала, он богохульствовал? И при этом еще как бы испрашивал разрешение на чревоугодие, сопровождавшее этот жест.

Зизи: А я возвращаюсь к Булгаковым.



полная версия страницы