Форум » 1830-е годы » Современники-2 » Ответить

Современники-2

Natalie: Открываем тему "Современники-2", так как, по всей видимости, из-за большого количества (или объема?) сообщений тема "Современники" правилами формумов считается закрытой. Это не означает, что мы не можем входить в старые "Современники" и читать там прежние сообщения. Но обсуждать тему далее придется на "Современниках-2". [more]А нам казалось, что мы можем обсуждать поставленные вопросы вечно! Или, на худой конец, долго-долго[/more]

Ответов - 290, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

Cаша: Сейчас по Первому каналу прошел фильм к 50-летию А.Невзорова, который в cвое время был певчим в Смоленской церкви, работал и в музее Пушккина. В небольшом сюжете фильма рассказывалось, как на Смоленском кладбище была найдена плита, на которой с одной стороны значился Иван Иванович Сметанкин, а с другой - Арина Родионовна Яковлева.

Таша: Как интересно. И эту плиту показали? Или только рассказали о находке? замечу, что в деятельности Невзорова на посту разнорабочего в нашем музее ничего интересного не было

Зизи: Cаша пишет: Сейчас по Первому каналу прошел фильм Я хотела по этому же поводу задать вам вопрос: так ли это? И, если, информация соответствует действительности, как же так получилось, что за 10 лет не установили отдельную плиту Арине Родионовне? И даже к ее нынешнему юбилею?!


Cаша: Саму плиту в фильме не показали. Видимо уже не нашли, спустя много лет. А находке, как было сказано, в свое время был посвящен один из выпусков "600 секунд". Тогда, в начале 1990-х, плита еще существовала.

Таша: Тогда нетрудно догадаться,гдетеперь может находиться эта доска. Я помню, что именно в самом начале 1990-х годов шел ремонт дорожного покрытия на Большой Конюшенной улице, по которой я ежедневно проходила, идя на Мойку. Однажды я увидела, что вдоль дороги уложен новый поребрик из гранитных плит, которые представляли собой распиленные могильные доски, так как на них были отчетливо видны обрывки могильных надписей: где даты жизни, где куски имен и фамилий усопших (в старой русской орфографии!). Эти фрагменты надписей располагались перпендикулярно линии дороги, то есть плиты, распиленные вдоль, были положены боком. Так они лежали несколько дней, а когда их закатали в асфальт, по ним прошлась специальная машина со шлифовочным диском, которая стерла надписи. Однако, если асфальт расковырять, их кусочки еще можно будет обнаружить. Да только кому все это нужно?

смотритель: таковы наши современники ... страшная история при царях подобных проявлений озверения сытых вандалов при таком наплевательско-хамском попустительстве властей - не было (была, правда, другая мерзость)

Таша: Страшная и... непоправимая Но так вели себя не только наши современники. Когда Александр I задумал перенести в Александро-Невскую Лавру прах Дмитрия Пожарского, то выяснилось, что уже около ста лет ни могилы его, ни родового склепа не существует. Монахи Спасо-Ефимьева Суздальского монастыря в самом конце XVII века, спустя полвека после смерти Дм. Пожарского, сообщили в Москву, что от семьи Пожарских, род которого пресекся, пожертвования в монастырь более не поступают. Поэтому им разрешено было разобрать плиты, обозначавшие склеп. Впоследствии ими были отремонтирована ограда монастыря (в ней-то их и отыскали в XX веке и с гордостью демонстрировали в местном музее, как знак безразличия монахов-стяжателей к национальным святыням) . Только в середине 19 века над предполагаемым местом его захоронения был возведен склеп-часовня, разобранный большевиками - рьяными наследниками тех монахов. Теперь, кажется, склеп-часовню решили востановить. Но главное - на месте усыпальницы ведутся археологические раскопки. Найдена и могила Пожарского, и захоронения его предков. Это род был одним из богатейших вкладчиков монастыря на протяжении нескольких веков! В монастыре по сей день хранится богатая серебряная утварь и паникадила - вклады Пожарских. Но едва поток вкладов завершился - интерес к ним угас. А Вы говорите: наши современники!

Кот: Да, уважаемая Таша, эта история с надгробными плитами Пожарских меня тоже в свое время потрясла. И это действительно не единственный случай из тех времен. И старые кладбища, между прочим, уничтожали не только в советсвое время. По самым разным причинам это делали и в прошлых веках. Объективное отношение к таким явлениям еще, кажется, только еще предстоит выработать. Сейчас проще всего такого рода события приписывать только советской власти. Но история требует объективности, иначе это - не история, а чистая политика.

Таша: К сожалению, у нас история, в том числе и история литературы, и биографии писателей, пока все еще - "служанка" политики (определение М. Н. Покровского: "история [...] ничего иного, кроме политики, опрокинутой в прошлое, не представляет").

Зизи: Cаша пишет: Саму плиту в фильме не показали Но Невзоров рассказал историю, совершенно фантасмогоричную, будто он перевернул на могиле плиту стороной, на которой значилась Арина Родионовна. Когда же он пришел некоторое время спустя на кладбище, плита вновь была перевернута. Ему удалось найти Сметанкиных и договориться с ними, что неделю плита будет повернута стороной Арины Родионовны, а неделю - Сметанкина! Даже тогда никому, кажется, в голову не пришла мысль заказать отдельную плиту. А ведь близился юбилей Пушкина, под который отпускались немалые средства. Не знаю, как вас, а меня эта история потрясла!

Таша: А договориться с работниками кладбища или с городскими властями о более серьезном отношении к этой плите он не догадался? Странная история. Невзоров всегда отличался стремлением привлечения к себе внимания дешевыми эффектами, вроде ранения в плечо, которое, как говорили, он сам себе нанес.

Cаша: Сдается мне, что плита с надписью "Арина Родионовна Яковлева" более позднего происхождения. Простой крест более подходит для крепостного человека. Но, не видя самой плиты, трудно судить. И не столкнулись ли мы с той же ситуацией,что и одноименная могила в Германии? И в данном случае кто-то решил увековечить память нянюшки таким образом. И не было ли там на плите еще и надписи,что это няня Пушкина?

Зизи: Таша пишет: Невзоров всегда отличался стремлением привлечения к себе внимания дешевыми эффектами И это правда! Я фильм о нем не полностью смотрела и включила, когда как раз шел фрагмент о плите. Возможно, что-то упустила. Но, по-моему, уважаемый Саша, про няню ничего написано не было. Но Вы правы, крепостной больше подходит простой крест, а не плита! Меня другое удивило - отношение к репортажу, тогда, когда он прошел впервые. Всю эту историю просто проигнорировали. А, может быть, правда это был дшевый невзоровский эффект?

Cаша: В то время, когда страна погрязла в политических баталиях, в магазинах - шаром покати, сюжеты о выброшенных на свалку колбасе и табаке, участи покойных c золотыми изделиями в крематории, "даме в тюрбане", "мамочнике" и отравлених "красной шапочкой", собачке-инвалиде, с приделанной вместо задних лап детской игрушкой...(все эти сюжеты как и сейчас стоят перед глазами) - вызывали куда больший интерес, чем могильная плита няни, и это понятно-более насущно и злободневно.Но то,что тогда страна теряла свою духовность, которую мы снова начинаем собирать, "наевшись" всем остальным...

Таша: Уважаемый Cаша пишет: тогда страна теряла свою духовность, А не остатки духовности, утраченной немного раньше?

Кот: Боюсь, что в этой теме мы "утонем". Прежде всего сразу встает вопрос: кто что понимает под духовностью (общекультурный аспект? религиозный аспект?)? Можно ли говорить о духовности всей страны, как единого целого, до революции, после революции и т.д.? Или говорить о духовности того или иного слоя населения? Я не готов к такой дискуссии.

Таша: Что ж,

Кот: Вот - столь заинтриговавшая нас заметка, помещенная в газете "Труд" №173 (20520) от 27 июля 1988 г. (с.4): Где похоронена няня Пушкина? Существует множество версий о местонахождении могилы Арины Родионовны, няни Пушкина. Где она похоронена, до сих пор неизвестно, и потому любые новые данные представляют интерес для специалистов. Недавно С. Гейченко – директор Государственного музея-заповедника А. С. Пушкина – получил письмо пенсионерки А. Тихоновой. В годы войны она оказалась в плену, в лагере под Берлином. Позже, когда ее освободили, она забрела как-то на кладбище в районе Шпандау-Вест и увидела могилу с чугунным крестом. На нем была железная доска с надписью: «Арина Родионовна. Няня А. С. Пушкина». Могила была в неплохом состоянии. – Этот рассказ вполне может оказаться правдой, – считает Гейченко. – Попав в 1828 году в дом сестры Пушкина – Ольги Сергеевны и ее мужа Н. И. Павлищева, Арина Родионовна могла побывать в Германии, куда нередко приезжал Павлищев – сенатор – чиновник высокого ранга. После победы над фашистами русское кладбище возле Берлина было сильно разрушено. Но, быть может, могила, о которой рассказала в письме Тихонова, еще цела, задается вопросом «Псковская правда» Из последней фразы ясно, что в заметке использован какой-то материал, напечатанный в "Псковской правде". Мне удалось обнаружить и его. Немного поинтригую вас и не скажу сейчас, что это за материал. Но интригую я не нарочно. Просто этот материал значительно больше этой заметки. Но как только введу его в компьютер, сразу же выложу и на форум.

Таша: Странная надпись: Арина Родионовна. Няня А. С. Пушкина». Если ее хоронили Павлищевы, то для Ольги она была прежде всего ее собственной няней. Да и фамилия куда подевалась? Какой-то очень современный текст. А что "Псковская правда"? Неужто что-то раскопала?

Cаша: Таша пишет: Да и фамилия куда подевалась? Какой-то очень современный текст. Да так и получается с этими надгробными плитами-мемориальность и основательность их более позднего происхождения. Хорошо, если они опираются на реальное захоронение с пришедшим в ветхость деревянным крестом или другим, более скромным артибутом могилы крепостного. А если это просто символическая могила? Тогда она ничем не отличается от мемориальной доски перед входом на Смоленское кладбище. Интересно,что псковичи обнаружили?



полная версия страницы