Форум » 1830-е годы » Современники-2 » Ответить

Современники-2

Natalie: Открываем тему "Современники-2", так как, по всей видимости, из-за большого количества (или объема?) сообщений тема "Современники" правилами формумов считается закрытой. Это не означает, что мы не можем входить в старые "Современники" и читать там прежние сообщения. Но обсуждать тему далее придется на "Современниках-2". [more]А нам казалось, что мы можем обсуждать поставленные вопросы вечно! Или, на худой конец, долго-долго[/more]

Ответов - 290, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

Зизи: Кот пишет: Вы тогда еще не присоединились к нам. Не знаю, оправдывает ли меня это. Надо было бы все перечитать, прежде, чем писать. Но времени катастрофически не хватает!

Таша: Уважаемая Зизи пишет: Но времени катастрофически не хватает! Ну куда оно вечно убегает? Как его ухватить за хвост?

Зизи: Таша пишет: Ну куда оно вечно убегает? Это как у Гамлета: "Вот в чем вопрос?"


Эхо : енто спицьяльно для затирявшихся ва времяни японцы гаварят: упавший лист возвращает приход осени

Зизи: До чего же красиво изъясняются на Востоке!!!

Зизи: Дорогая Марта, Вы задавали как-то вопрос о католицизме Зинаиды Волконской. Вот что я могу сообщить по этому поводу: В конце 1820-х годов по Москве распространились слухи о том, что княгиня Волконская попала под влияние иезуитов и тайно перешла в католицизм. Хотя к тому времени иезуитов в России уже не было, слухи о смене княгиней конфессии имели основание. За неимением точных данных трудно определить, когда именно Зинаида перешла в католичество и какими мотивами она руководствовалась. Можно только предположить, что процесс принятия этого решения был долгим и не мог произойти под влиянием какого-то одного события или зависеть от чьей-либо воли. К такому выбору она пришла совершенно самостоятельно. Отступничество от православия воспринималось Николаем I как измена родине, и “жандарм Европы” применял суровые санкции по отношению к неофитам, но Волконская не была обычной подданной. Царь вынужден был разрешить влиятельнейшей из особ придворного круга своего предшественника покинуть страну, однако повелел провести следствие, чтобы определить, кто виновен в “извращении в католичество” непокорной аристократки. Итак, в 1829 году Волконская вновь оказалась в Риме, чтобы уже больше никогда не вернуться на родину. Она поселилась на великолепной вилле Палаццо Поли, приводившей в восхищение соотечественников. Снова появились в ее салоне знаменитости, и среди них постоянные ее приверженцы — Берне, Торвальдсен, Бруни и Брюллов. Волконская мечтала, чтобы в Риме поселился и Мицкевич. Мечта не осуществилась, и сердечная склонность друг к другу этих людей отразилась лишь в их переписке. В Риме Волконскую посещал Николай Васильевич Гоголь, впервые приехавший туда в 1837 году, а затем бывавший там в 1838-1839 годах. Писатель переживал тогда глубокий мировоззренческий кризис, усиливались его мистические настроения. Очарование Рима — религиозной столицы Европы — оказывало на него огромное воздействие. С большим рвением стремилась Волконская склонить Гоголя к смене конфессии. Польские монахи ордена Воскресения Господня, созданного не без участия княгини, помогали ей в этом. Они организовали на вилле Волконской диспуты на религиозные и эстетические темы, чтобы подготовить почву для его религиозного перелома. Гоголь в конце концов не решился на такой радикальный шаг и остался в православной вере. Княгиня Волконская не упускала случая, чтобы “обращать” соотечественников, приезжающих в Рим. Александр Муравьев, московский знакомый княгини, нашел ее “приверженной к католицизму до крайнего фанатизма”, добавив, что и его самого Волконская тоже пыталась “обратить”. Совместные усилия Волконской и иезуитов, живущих в Риме, привели к тому, что некоторые члены русского дипломатического корпуса все же перешли в католичество. Это, естественно, хранилось в строгой тайне. Вилла Волконской в Риме стала таким же центром распространения идей католицизма, каким был известный салон Софьи Свечиной в Париже. Многие русские, приезжавшие в то время в Рим или Париж, считали своим, долгом посетить этих необыкновенных женщин. Их соотечественники, принявшие католичество, связывали свои судьбы с этими городами и уже навсегда поселялись в них. Часто из Парижа в Рим наведывались Иван Гагарин, Иван Мартынов и другие русские католики, которых охотно принимала на своей вилле княгиня Волконская. А римские неофиты — Федор Голицын и Григорий Шувалов — были желанными гостями в салоне Свечиной. В 1844 году, незадолго до смерти, принял католичество князь Никита Волконский, проживший последние три года в доме жены. Тогда же отошла от православия и сестра Волконской Мария Магдалина Власова. Лишь сын Александр оставался верным православию, что очень огорчало мать. Однако она понимала, что переход сына в другую конфессию негативно отразится на его дипломатической карьере. Нельзя было забывать и о материальной стороне жизни. Ведь, согласно действовавшему в России указу Николая I, все имущество неофитов-католиков подлежало конфискации, поэтому Волконской пришлось записать свои обширные владения на имя сына, чтобы не потерять единственный источник существования. Князь Александр, оставаясь православным, пользовался в ватиканских кругах большим доверием. Обладая природным благородством, горячо симпатизируя Папе Пию IX, он искренне хотел наладить отношения между Петербургом и Апостольской столицей. С течением времени финансовое положение княгини ухудшалось. Доходы от плохо управляемых хозяйств постоянно сокращались, и уже не хватало средств, чтобы содержать виллу на прежнем уровне. К тому же Волконская занималась широкой благотворительной деятельностью. Она отдавала деньги на содержание церквей, монастырей, нищих, постоянно толпившихся около ее виллы. В последние годы своей жизни княгиня приняла обет и стала ревностной терциаркой. В смирении, аскетизме и любви к ближнему видела она свой путь служения Богу. Когда в начале января 1862 года она умерла, говорили, что это произошло оттого, что княгиня сильно простудилась, отдав нищему свое теплое пальто. Так ли это было или нет, но этот прекрасный миф лег к подножию ее могилы. Церковь почтила ее память надгробной плитой в храме святого Винцента, где покоятся также ее муж Никита и сестра Мария Магдалина. Из журнала "Истина и жизнь". 1992. № 6

Кот: Спасибо, уважаемая Зизи! Правда, так и остается неясным, почему же Волконская приняла католичество. И одно уточнение. В статье написано: в 1829 году Волконская вновь оказалась в Риме, чтобы уже больше никогда не вернуться на родину. Но Волконская приезжала в Россию летом 1836 г., была в Москве и в Петербурге.

бык: Кот пишет: почему же Волконская приняла католичество А может быть, это был вызов Николаю 1 и его правлению?

бык: И вот что еще может быть прояснит вопрос http://vselenstvo.narod.ru/magazine/prim03/article03.htm

Эхо : вважаимыя кот и бык пишут: остается неясным, почему же Волконская приняла католичество может быть, это был вызов Николаю 1 и его правлению? кто их там разбирет! разви лигко панять, как люди принимают таки важнетские ришеннья? но усё ж хочитс-си заметить, шта для чиловека думающива, верующего, да истчё болеющиго о России, каталичиство - унивирсальная система духовнаго спасения, как личнава, так и абществиннава.



полная версия страницы